План работы спортивного клуба "Непоседы" для детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Тихомирова Анна Юрьевна

План работы спортивного клуба в рамках дошкольного учреждения содержит методические рекомендации, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kluba_neposedy.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района

Утверждаю:

заведующий МДОУ  

«Детский сад № 12 «Полянка»

____________ Н.В. Касьянова

«___»_______________20___г.

План работы физкультурного клуба «Непоседы»

(образовательная область физическое развитие)

для детей 6-7 лет

Составитель: Тихомирова А.Ю.

инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад № 12 «Полянка»

Тутаев

Способность умело и красиво двигаться - одно из важных условий дальнейших социальных достижений ребёнка.                                                                                                                                                                             Клаус Фопель            

I. Пояснительная записка

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособности.

Совершенствование и развитие системы физического воспитания детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности государственных организаций в стране.

В настоящее время состояние дошкольного физического воспитания, ранней ориентации на виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности их дальнейшего развития без внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования и детей спортивных умений и навыков весьма ограничены.

Основой нового подхода к обучению спортивным умениям и ранней ориентации послужили достижения оздоровительной физической культуры (Л. Б. Кофман, В. В. Зайцева, а также результаты, полученные в спорте высших достижений. В настоящее время на смену индивидуального подхода, который полностью оправдал себя при работе со спортсменами высокого уровня, формируется типовой подход для работы с детскими коллективами.

Построению программы сопутствуют выявленные биологические особенности раннего формирования спортивных умений наряду с дисгармоничным развитием физических качеств. Эти процессы могут сформировать основные положения ранней ориентации детей в видах спорта.

Современная оздоровительная физкультура – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов тренировки. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.

Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а работа клуба строится на сотрудничестве педагога и ребенка.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, т.к. этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Актуальность: В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. А также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к занятиям физической культуры. Одним из таких путей  являются дополнительные занятия по оздоровительной физкультуре.

Оздоровительная физкультура является сегодня лидером мирового спортивного движения, развивает двигательную подготовленность детей и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.

Практическая значимость состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Физкультура центральное звено в развитии координационных способностей и функциональных сил организма у детей дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление здоровья детей.

Дополнительные занятия ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Новизна предлагаемых занятий заключается в включении нового направления в здоровьесберегающей технологии; оздоровительную физкультуру, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем.

Целевой ориентир обучения состоит в воспитании здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей, посредством освоения основ содержания физкультуры, через ознакомление с Олимпийским движением и различными видами спорта в методическом и практическом аспектах познавательной деятельности; умения сохранять и совершенствовать своё телесное «Я», содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Таким образом, можно выделить основные цели:

1. Формирование у дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.

2. Физическое совершенствование и укрепление здоровья детей, обладающих повышенными физическими способностями, как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в занятиях спортом.

3. Формирование у детей положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом, ценности на здоровый образ жизни.

В соответствии с данными целевыми ориентирами формируются задачи, решаемые в процессе реализации данной программы.

Задачи:                                                                                                                            

- обеспечить разностороннюю физическую подготовленность дошкольников.

- формировать знания об физкультуре и спорте, Олимпийском движении;

- расширять функциональные возможности систем организма, повышать его адаптивные свойства за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;

- воспитывать морально-волевые и  эстетические качества личности;

- приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

- воспитывать спортивную выносливость, ловкость, развивать быстроту, гибкость и подвижность.

- расширять двигательный опыт дошкольников посредством изменения и усложнения пространственно – временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности.

- обучать детей групповому взаимодействию, развивать его формы посредством игр и соревнований.

- развивать организационные навыки.

- формировать начальные организационно – методические умения, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.

- организовывать активный спортивный досуг через игры, соревнования, конкурсы по изученным видам спорта, другие спортивные мероприятия.

Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре и отражают основные направления педагогического процесса по развитию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовке детей дошкольного возраста.

Дети в процессе всего занятия регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.

Программа основана на сочетании активного проявления творчества детей в двигательной активности и ознакомления с новыми элементами спортивных игр, что делает занятия привлекательными. Занятия  в клубе дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.

Реализация программы осуществляется через работу клуба 1 раз в неделю, начиная с подготовительной группы.

Принципы создания программы

1.        Доступность:

1.1.        - учёт возрастных особенностей;

1.2.        - адаптированность материала к возрасту детей.

2.        Систематичность и последовательность:

2.1.        - постепенная подача материала от простого к сложному;

2.2.        - частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3.        Наглядность;

4.        Динамичность:

4.1.        - интеграция программы в разные виды деятельности.

5.        Дифференциация:

5.1.        - учёт возрастных особенностей;

5.2.        - учёт по половому различию;

5.3.        - создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждого ребенка.

Средства реализации

  1. Специально организованное обучение в клубе. Занятия из программы включены в раздел «Дополнительное образование» и проводятся 1 раз в неделю согласно плану;
  2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья и конструирования вариантов своего, здорового образа жизни;
  3. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы;
  4. Мониторинг. Апробированы критерии  (тесты) мониторинга по усвоению программных задач.

Организационно-методические формы обучения и проведения занятий клуба включают следующую последовательность освоения материала:

  1. двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серий из этих движений);
  2. соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);
  3. комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);
  4. части комплекса (определённое количество комбинаций);
  5. комплекс упражнений.

Изучение движений осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.                                                                                              Требования к показу. Во-первых, широко используются зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся. Во-вторых, используется акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчётом и методическими комментариями. Поэтому осуществляется визуальный контроль над детьми, что, кроме правильности обучения, обеспечивается ещё и безопасность на занятиях.

Отличительные особенности. Данная программа отличается от других программ тем, что занятия имеют особую структуру, обязательным элементами которой являются вводная беседа, знакомство с видами спорта или элементами спортивных игр и включение их в НОД; содержат здовровьесберегающие технологии, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия; а так же использование в них игрового стретчинга, упражнений на тренажерах,  фитбол - гимнастику.

Основная форма организации – клуб, занятия в физкультурном зале и на физкультурной площадке.                                                                                          Групповая форма обучения  -  10-16 детей.                                                      Длительность занятия 30-40 минут.                                                                       Режим занятия – 1 раза в неделю.                                                                       Ожидаемые результаты:  Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем. Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя. Формирование системы представлений об Олимпийском движении, спортивных играх и физкультуре. Стремление детей к  здоровому и безопасному образу жизни и поддержание его; выразительность, точность и правильность исполнения движений; освоение большого объёма разнообразных видов движений. Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие.                            Форма проведения итогов: выступления на спортивных праздниках и конкурсах; награждение грамотами детского сада.

II. Содержание программы.

Методические основы.

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития[1].

        Олимпийское движение - международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели  — способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта; воспитывать молодёжь в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, содействуя таким образом укреплению мира во всём мире; широко пропагандировать олимпийские принципы создания доброй воли между народами; объединять спортсменов всех континентов раз в четыре года на всемирном спортивном празднике — Олимпийских играх.

Спортивные игры – это индивидуальные или командные виды игр, в которых действия соперников направлены на овладение и действия (определяемые правилами игры) с общим для всех участников предметом игры с целью достижения победы над соперником.
Такое определение будет соответствовать принятому в теории спорта определению понятия «вид спорта», под которым понимается «…сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания…»[2] 

Физиологические основы.

В организации жизни ребенка постоянно должна удовлетворяться его потребность в движении. Двигательная активность — условие нормального физического развития и функционирования всех систем организма ребенка. Неумение или невозможность достаточно и разнообразно двигаться утомляет, раздражает ребенка и может пагубно сказаться на его росте, осанке, развитии внутренних органов, сопротивляемости инфекционным и простудным заболеваниям. Малоподвижные дети обычно бывают флегматичными, у них часто снижается естественное стремление к физическому и интеллектуальному развитию. Таких ребят надо побуждать к различного рода физическим упражнениям особо.                                             Необходимо создать условия окружающей ребенка предметно-развивающей среды для того, чтобы дети могли свободно двигаться, развивать силу, ловкость, выносливость.                                                                                                Благодаря пластичности нервной системы и в связи с этим более легкому образованию условно-рефлекторных связей, на основе которых вырабатываются новые сочетания движений, у детей и подростков прочно складываются двигательные навыки. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому важно, следить за правильной позой ребенка (не позволять ему сутулиться, напоминать, чтобы он держался прямо, без напряжения). Ведь осанка имеет не только эстетическое значение, она влияет и на развитие внутренних органов.

Игры, спортивные развлечения, прогулки и экскурсии на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают их физические способности.

Физическое развитие ребенка связано в первую очередь с развитием костно-мышечной системы. Костно-связочный аппарат ребенка, еще не сформирован. Скелет ребенка 6-7 лет содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы подвижны, легко растягиваются связки, слабее и короче, чем у взрослых, сухожилия. Вместе с тем к 7 годам начинается усиленное замещение хрящевой ткани костной. Намечается интенсивный рост трубчатых костей рук и ног, что связано с усилением функций некоторых эндокринных желез. От правильного и своевременного развития костного аппарата, связок, суставов во многом зависит форма тела. Скелет предохраняет от внешних повреждений головной и спинной мозг, внутренние органы, способствует их правильному развитию и функционированию. Необходимо тщательно наблюдать за состоянием роста и развития костной системы у ребенка.

Развитие мышечной системы 6-7 летних детей  имеет свои особенности. Мышцы ребенка увеличиваются в объеме, становятся более плотными, возрастает мышечная сила. Вместе с тем мышцы развиты еще сравнительно слабо, они богаче водой и беднее белковыми веществами, жирами.

В организации деятельности ребенка нужно учитывать, что отдельные группы мышц развиты неравномерно. Мышцы груди, спины, таза, рук, плеча, предплечья, ног развиваются интенсивно. А вот мелкие мышцы стопы и кисти еще далеко не совершенны.

При организации различных видов деятельности детей важно учитывать и появляющиеся в этом возрасте половые различия мышечной силы. Так, у мальчиков к 7 годам сила правой кисти больше на 1,45 кг, а левой на 1,13 кг, чем у девочек того же возраста.

Дыхательная система ребенка 6-7 лет еще недостаточно развита. Верхние дыхательные пути (носовые ходы, гортань, трахея, бронхи) относительно узки. Легочная ткань очень нежна. Микробы, попадающие в легкие с воздухом из-за недостаточной легочной вентиляции, быстро размножаются и вызывают различные заболевания органов дыхания. Это обусловливает более частое и поверхностное дыхание, чем у взрослого. Число дыханий в минуту — в среднем 25.

Учащается ритм дыхания еще и потому, что у детей к 6—7 годам увеличивается потребность в кислороде, повышенном газообмене. Так, ребенок 4—7 лет делает 23—26 дыхательных движений в минуту, в то время как взрослый ограничивается 16—18. При физических нагрузках, волнении ритм дыхания может еще значительно увеличиваться.

К 6-7 годам значительно совершенствуется сердечнососудистая система ребенка. Утолщается мышца сердца, развиваются нервы, регулирующие ритм сердечных сокращений. Учащенное сердцебиение (ритм сокращений сердца у ребенка 6-7 лет равен 92—95 ударам в минуту, у взрослого 60—70) способствует усиленному обмену веществ, необходимому детям этого возраста. Вместе с тем ритм сокращений сердца легко нарушается, пульс его неустойчив и не всегда ритмичен; при повышенной физической нагрузке, волнении сердце быстро утомляется.

Развитие центральной нервной системы детей 6-7 лет характеризуется ускоренным формированием ряда признаков: поверхность мозга шестилетнего ребенка равняется 90% поверхности мозга взрослого человека; завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, имеющие решающее значение для осуществления сложных умственных действий — обобщений, осознания последовательности событий, причинно-следственных связей, развития сосредоточенности, наблюдательности, внимания. Это создает благоприятные условия для усвоения детьми систематических знаний. Например, внимание семилетнего ребенка может быть устойчивым 25—30 минут и больше, если дело требует его активного действия.

Активно совершенствуются основные нервные процессы ребенка — возбуждение и, особенно, торможение, что благоприятно сказывается на выполнении им правил поведения. Ребенку уже приносит удовлетворение умение поступать «как нужно», возможность регулировать свое поведение в соответствии с предъявленными к нему требованиями.

Вместе с тем свойства нервных процессов, особенно их подвижность, развиты недостаточно. Например, ребенок не может сразу ответить на неожиданно обращенный к нему вопрос, не может быстро среагировать на опасность — отскочить, увернуться и т. д., трудно реагирует на изменения привычного уклада жизни, режима.

У ребенка 6-7 лет продолжают развиваться органы чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Это обусловлено значительным развитием соответствующих мозговых центров у детей этого возраста, а также воспитанием и обучением, в процессе которых улучшается восприятие запаха, цвета, звука и продолжают формироваться такие органы, как глаз, ухо. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.Чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта. Правильному и своевременному развитию органов чувств способствуют  им занятия физической культурой.

Известно, что обмен веществ при возбуждении мышц представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
К физкультуре относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечнососудистой и дыхательной систем.

Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки.                                                                                                                 Занятия физкультурой комплексно воздействуют на организм: они укрепляют все мышечные группы, развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, тренируют общую и силовую выносливость организма, укрепляют кардио-респираторную систему, активизируют иммунные силы организма, совершенствуют координацию движений и чувство ритма, позволяют снизить избыточный вес, улучшают настроение, дают заряд бодрости.                                                                   Любая физическая активность благоприятно влияет на организм человека в целом и на отдельные его системы. При выполнении физических упражнений активизируется сердечнососудистая и дыхательная системы, усиливается обмен веществ. Во время мышечной деятельности усиливаются импульсы из рецепторов, участвующих в движении (зрительного, слухового и тактильного), одновременно с этим возбуждается двигательная зона коры головного мозга. Под влиянием мышечной активности повышается деятельность желез внутренней секреции, прежде всего надпочечников. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают артериальное давление, одновременно расширяя артерии головного мозга. Гормоны коркового слоя надпочечников повышают сопротивляемость организма и оказывают противовоспалительное действие. Во время мышечной работы улучшаются обменные процессы в тканях и процессы регенерации клеток. Мышечное сокращение служит в качестве своеобразного насоса, выжимающего кровь из вен по направлению к сердцу. Увеличению притока венозной крови к сердцу, кроме того, способствуют усиленные дыхательные движения, возникающие при мышечной деятельности. Физические упражнения способствуют повышению притока крови к венечным артериям. В миокарде, как и в скелетной мускулатуре, возрастает число функционирующих капилляров, активизируются обменные процессы, увеличиваются поглощение и утилизация кислорода, с чем и связано повышение сократительной функции миокарда.                                                          

В работе клуба используются следующие виды занятий:

  • Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
  • Игровые занятия (с использованием элементов спортивных игр, игр-эстафет).
  • Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
  • Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
  • Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).
  • Занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
  • Контрольно-проверочные занятия (выявление отставания в развитии моторики ребенка, усвоении программного материала и пути их устранения).

Общая структура занятий

Часть занятия

Направленность   и продолжительность части занятия

Зона воздействия и направленность упражнений

Основные упражнения

1.Подготовительная

1. Вступительная беседа по теме занятия. 3-5 мин.

Мотивация познавательной и двигательной активности детей.

2.Основная

1. ОРУ Разминка; разогревание. 5-8 мин.

Ходьба и бег; локальные (изолированные)движения частями тела; совмещения, движения для обширных мышечных групп.

Разучивание строевых упражнений; освоение разных способов ходьбы и бега; закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах); использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие; развитие быстроты реакции и активизация внимания детей; развитие динамической ориентировки в пространстве; вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку; разминка стопы и предупреждение плоскостопия.

2. Стретчинг - упражнения на гибкость. 2-3 мин.

Изолированные движения для мышц бедра и голени.

Растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы.

3.Аэробная часть. 15-20 мин.

1.Аэробная разминка (3-7 мин.)

Основные движения для первоначального разучивания. Закрепление и совершенствование основных видов движений. Упражнения на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины

3.Первая аэробная «заминка» (2-3 мин).

Базовые движения, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений руками; сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бёдра.

2.Подвижная игра. 5-7 мин.

2. «Аэробный пик» (10-15 мин.)

Игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.

3. Заключительная

«Вторая заминка» - «остывание».

 2-4 мин.

Упражнения на гибкость, «общая заминка».

Малоподвижные игры и ходьба в разном темпе. Растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голеней, мышц груди, рук и плечевого пояса.

В ходе проведения занятия педагог должен:

  • обеспечить формирование правильной осанки;
  • содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные Ьасти тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
  • применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

В занятия включаются элементы:

- Классической (базовой) аэробики – это синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение. Овладение техникой базовых шагов. Освоения упражнений общего воздействия, с повышенными энергозатратами: интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера.                                                                   - Фитбол – гимнастики.  Фитбол - не только забавная игрушка, это еще и эффективный тренажер для самых разных проблемных зон. Главная функция фитбола - разгрузить суставы, когда это необходимо. Гимнастика на фитболе - щадящая, но эффективная. Освоение и овладение техники базовых упражнений, составление комплексов, комбинаций на занятиях по фитбол – гимнастике. Освоение техники упражнений для развития силы мышц: для верхнего и нижнего отделов прямой мышцы живота, для косых мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра, статодинамические упражнения (используя мяч в качестве упругого сопротивления), на баланс и развитие силы крупных мышечных групп. Совершенствование координации движений и чувства равновесия.                                                                                                                                - Силовой аэробики. Освоение техники силовой подготовки, в которой рассматриваются значение силовой тренировки для оздоровления, улучшения телосложения. Овладение упражнениями с резиновыми амортизаторами, эспандером и гантелями.
- Стретчинга ( «растягивания»). Освоение и овладение упражнениями на гибкость, повышающими эластичность сухожилий и соединительных тканей, позволяющими увеличить амплитуду движений. Ознакомление с релаксацией на занятиях.

VII. Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование спортивное:

  1. Спортивный зал;
  2. Мячи для занятия фитбол - гимнастикой;
  3. Спортивные коврики;
  4. Гимнастические маты;
  5. Гантели;
  6. Эспандеры.

 Вспомогательное оборудование:

  1. Магнитофон;
  2. Аудиокассеты, диски;
  3. Схемы;
  4. Комплект для контроля за показателями физической подготовленности;
  5. Вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.

Перспективный план работы клуба «Непоседы»

Тема НОД

Цель

Содержание НОД

Примечание

Октябрь

1. Физкульт-ура!

Формировать представление об сходстве и отличии понятий физкультура и спорт.

Мониторинг физического развития.

Правила поведения и безопасности при занятиях физкультурой и спортом.

2. Что такое - Олимпийские игры?!

Знакомить с Олимпийским движением – историей игр, видами соревнований.

 Показ презентации «Олимпида». Строевые упражнения. Медленный бег. ОРУ без предметов. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Игры – эстафеты. Стретчинг.

Развитие навыков самоконтороля у детей во время проведения игр-эстафет.

3. Легкая атлетика.

Дать представление о легкой атлетике, её составляющих.

Медленный бег, разновидности бега с ОРУ. Специально беговые упражнения. Обучение низкому старту. Гимнастические упражнения с элементами акробатики.

Совершенствование навыков самоконтроля.

4. Бег и спортивная  ходьба.

Закрепление понятия легкая атлетика.

Ходьба и разновидности ходьбы. Медленный бег. ОРУ. Специально беговые упражнения. Продолжение обучения бегу с низкого старта, выбегания из различных стартовых положений. Реакция на сигнал. Упражнения для мышц спины и брюшного пресса.

Учить детей оценивать состояние организма во время выполнения физ. упражнений

Ноябрь

5. Прыжки и метание.

Закрепление понятия легкая атлетика.

Медленный бег. Разновидности бега. ОРУ. История развития прыжков в длину  и в высоту. Подводящие упражнения к прыжкам в длину с места. Обучение технике прыжка в длину с разбега способом «Согнув ноги». Выполнение упражнений для мышц брюшного пресса и спины.

Учить детей оценивать качество выполнения упражнений самим собой и другими детьми.

6. Гимнастика.

Закрепление понятия легкая атлетика.

Ходьба, разновидность ходьбы. Медленный бег. ОРУ. Закрепление умения прыгать в длину с разбега, обращая внимание на отталкивание, приземление и вынос рук во время прыжка. Гимнастические упражнения с элементами акробатики.

Воспитание «командного чувства».

7. Гимнастика.

Сформировать стремление к участию в соревновательных  мероприятиях.

Ходьба. Бег. ОРУ. Упражнения на растягивание и эластичность всех групп мышц. Гимнастические упражнения с элементами акробатики (ласточка, березка, мостик).

Развитие эстетического восприятия гимнастических упражнений.

8. Единоборства.

Познакомить с различными видами боевых искусств.

Строевые упражнения. Ходьба. Медленный бег. ОРУ. Подводящие упражнения для выполнения кувырка вперед. Упражнения на растягивание и эластичность всех мышц.

Беседа «Как правильно разрешить спор?!»

Декабрь

9. Зимние виды спорта.

Обогащать и систематизировать знания детей о зимних видах спорта.

Ходьба. Бег. ОРУ. ОВД. Кувырок вперед. Упражнения на эластичность и растягивание всех групп мышц.  

Развивать смелость, решительность.

10. Зимние виды спорта.

Обогащать и систематизировать знания детей о зимних командных видах спорта.

Строевые упражнения. Медленный бег. ОРУ. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные-игры эстафеты – тематика зимние виды спорта.

Воспитывать чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи.

11. Лыжный спорт.

Знакомить с лыжными видами спорта. Развивать равновесие на уменьшенной площади опоры.

Ходьба, ходьба  по двое, взявшись за руки, под ритмический счет. Медленный бег, разновидности бега с ОРУ. История развития видов лыжного спорта. Освоение стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах, подготовительные упражнения (поочередное поднимание ног, переступание в стороны), а также имитация разных способов ходьбы на лыжах. Выполнение упражнений для мышц брюшного пресса и спины.

Приучать преодолевать трудности и препятствия.

12. Лыжный спорт.

Совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений. Приучать к соблюдению данного слова (клятвы).

Ходьба, ходьба с заданиями. ОРУ. Обучение элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее.  Ходьба с постепенным замедлением темпа. Выполнение упражнений для мышц ног.

Развитие ловкости, решительности, смелости.

Январь

13. Санный спорт.

Контроль за выработкой правильной осанки; проведение оздоровительного самомассажа; профилактика плоскостопия.

Ходьба в колонне (имитация движений): на коньках; на лыжах; на санках(ходьба на ягодицах). Бег – «змейкой», подскоки; с захлестыванием голени назад; вынос прямых ног вперед. ОРУ с обручами «Лыжные гонки». ОВД: поворот вокруг себя на скамейке с продвижением; ползание по скамейке на животе с попеременным подтягиванием рук, ползание по наклонной доске, ходьба змейкой между предметами поставленными в ряд с мешочком на голове. Игры – эстафеты.

Вызывать и поддерживать интерес детей к двигательной активности; воспитывать патриотические качества.

14. Фигурное катание.

Развивать умение выполнять танцевальные движения в дополнение к акробатическим упражнениям

Упражнения для развития и укрепления кистей рук мышц плечевого пояса, строевые упражнения, ходьба, бег, упражнения на внимание, упражнения на формирование стопы и осанки, танцевальные упражнения, подскоки, упражнения на равновесие.

Элементы танцевальных движений, развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умение согласовывать движение с музыкой

Воспитание эстетических чувств- умение видеть красоту движения.

15. Хоккей.

Овладение упражнениями с эспандерами и гантелями.

Ходьба. Бег с ускорением по прямой. ОРУ с предметами утяжелителями. Упражнения для растяжки мышц спины и нижних конечностей.  ОВД: Проведение игр – эстафет.

Воспитывать  выносливость, стойкость командный дух.

Февраль

16. Экстремальные виды спорта.

Освоение техники силовой подготовки для улучшения телосложения и оздоровления.

Ходьба по залу с заданиями: на носках, руки за головой; с высоким подниманием колен, руки на поясе. Бег: боковой галоп правым левым боком, бег по диагонали, бег подскоками. Перестроение. ОРУ с бутылками – гантелями. ОВД: прыжки через гимнастическую скамейку, продвигаясь вперед, с опорой на руки. Ходьба по наклонной доске и спрыгивание с куба на мат. Ползание на матах двумя способами: на четвереньках и в упоре сзади «паучки». Подвижная игра «Чье звено быстрее соберется?»

Развивать выносливость при высоких физических нагрузках.

17. Командные виды спорта.

Освоение техники упражнений для развития силы мышц живота, спины и ног

Ходьба. Бег. Построение парами. ОРУ в парах. ОВД: поднятие туловища из И.П. лежа на спине, упражнение вис на гимнастической стенке (уголок), отжимание (мальчики). Упражнения на растяжку всех групп мышц.  Игры эстафеты посвященные различным командным видам спорта.

Воспитывать смелость, организованность, дружеские отношения в коллективе.

18. Школа мяча.

Учить детей работать с мячом, тренировать опорную функцию ног, мышц стопы и позвоночника.

Ходьба, ходьба с заданиями, бег. ОРУ. Упражнять в подбрасывании мяча вверх, вниз об пол и ловле его,

Совершенствовать навыки ведения мяча правой и левой рукой; упражнять в передаче мяча друг другу.

Продолжать формировать двигательные навыки, правильную осанку.

19.Школа мяча.

Развивать координацию движений, общую выносливость, навыки владения мячом.

Разные виды ходьбы и бега с утяжелителем. Комплекс ОРУ на гимнастической скамье с набивными мячами. Упражнения для растяжки мышц верхнего плечевого пояса и корпуса. ОВД с мячом в подгруппах: отбивать мяч двумя руками, идя по скамье приставным шагом, подбрасывать и ловить мяч после хлопка, отбивать мяч одной рукой с выполнением заданий.

Побуждать к творческому подходу при выполнении знакомых упражнений.

Март

20. Баскетбол.

Развивать умение координировано выполнять различные упражнения с мячом.

Различные виды ходьбы и бега. ОРУ с мячом большого диаметра. Упражнения на растяжку основных групп мышц. Перемещения (различные виды, удержание мяча, ловля, передача, ведение мяча, бросок в кольцо с места, в движении, переводы мяча, игры с мячом. ОВД – круговая тренировка: баскетбол (ведение мяча вокруг стоек «змейкой»), пионербол (передача мяча друг другу через сетку). Подвижные игры-эстафеты.

Развитие силы мышц опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом

21. Волейбол.

Развивать умение координировано выполнять различные упражнения с мячом.

Ходьба и бег в чередовании (х-10м, б-20м); врассыпную; строевые упражнения; перестроение в колонне по два в движении; в колонне по одному. Ходьба и бег через набивные мячи, с изменением направления движения; бег до 2,5 мин. Построение в три колонны на «1-2-3»;ведение мяча по прямой, вокруг предметов, передача мяча с ведением в паре, ведение мяча в ходьбе по гимнастической скамье. Подвижные игры эстафеты.

Совершенстовать умения детей выполнения действий с мячом. Воспитание товарищеских взаимоотношений в командных играх.

22. Футбол.

Упражнять детей в совершенствовании техники: элементов футбола, хоккея, баскетбола, игры «Городки».

Ходьба и разновидности ходьбы. Медленный бег. ОРУ. Ведение мяча ногой «змейкой»; передача мяча внутренней стороной стопы в парах; ведение шайбы клюшкой между предметов; забивание шайб в ворота; передача мяча в шеренге; ведение мяча прямо и бросок в кольцо. Игры – эстафеты.

Развивать точность, координацию движений, быстроту реакции, силу, глазомер. 

23. Летние виды спорта.

Обогащать и систематизировать знания детей о летних видах спорта.

Ходьба и бег: на носках, приставным шагом,  прыжки в высоту, бег приставным шагом. ОРУ дифференцированно для мальчиков и девочек (2 подгруппы). ОВД: прыжки через кубики и набивные мячи, прыжки через скамейку, ползание по-пластунски, ходьба по гимнастической скамейке, лазанье на гимнастическую стенку. Упражнения на растяжку мышц спины и рук.

Игры – эстафеты. Викторина «Виды спорта».

Совершенствовать умение сохранять равновесие, стоя на одной ноге.

Апрель

24.Летние виды спорта.

Обогащать и систематизировать знания детей о летних видах спорта. Развивать точность, координацию движений, быстроту реакции, силу, глазомер.

Строевые упражнения; подъём колена вверх, приставной шаг, прыжки, выпады; махи ногами; Разминка под музыку «Чунга-Чанга».  ОВД: акробатические упражнения: комбинация из пройденных элементов; стретчинг: упражнения для гибкости спины; стопы и голени. Релаксация и самомассаж: сидя на фитболе поглаживание рук, ног в игровой форме.

Развивать умение действовать сообща, добиваясь общего результата.

25. Водные виды спорта.

Учить передавать в движении характер музыки; совершенствование координации движений и чувства равновесия; умение сочетать движения с музыкой и словом.

Строевые упражнения, марш, «пружинка», «открытый шаг», махи ногами. ОРУ «Морские приключения» ОВД : лазанье на гимнастическую стенку, ходьба по канату с мешочком на голове, подтягивание по гимнастической скамье лежа на животе. Акробатические упражнения: «лодочка», «перекаты». Психогимнастика: «Вот так позы!»; «Противоположные движения». Стретчинг: упражнения для мышц стопы и голени, для растягивания сгибателей бедра (передней поверхности); Релаксация и самомассаж: «Островок. 

Воспитывать интерес к спортивным играм, желание играть самостоятельно, уверенность в своих силах.

26.Теннис.

Обогащение двигательных умений по действиям с мячом малого диаметра. Развитие ловкости, координации, глазомера. Закрепление навыков метнаия одной рукой от головы.

Ходьба различного характера, прыжки с ноги на ногу, махи ногами. ОРУ с теннисными мячами. ОВД: действия с теннисными мячами – отбивание о пол, подбрасывание и  ловля двумя и одной рукой, ведение, перебрасывание в парах, отбивание о стену и ловля после отскока, метание теннисного мяча. Акробатические упражнения: «замок», «мостик», «боковые перевороты», «тачка»; стретчинг: упражнения для подвижности лучезапястного сустава, для мышц плечевого пояса с мячами. Релаксация и самомассаж: поглаживание отдельных частей тела  в образно-игровой форме.

Развивать творческий подход при выполнении знакомых упражнений.

27. Бадминтон.

Знакомство со спортивной игрой «Бадминтон» - подготовка, правила, инвентарь, обучение игре.

Строевые упражнения. Ходьба, бег, шаги в сторону, скрестные; скачки вперед-назад; прыжки со сменой ног. ОРУ с ракетками(мальчики) и воланчиками (девочки). Акробатические упражнения: упор на руках; «мостик», «стрела», перевороты. Разучивание ритмической композиции «Герои спорта». Стретчинг: медленное круговые движения головой; упражнения для подвижности лучезапястного сустава. Релаксация и самомассаж: поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме .

Воспитывать смелость, организованность, выдержку, дружеские отношения в коллективе

Май

28. Спортивное многоборье.

Побуждать детей творчески , активно и самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки.

Физкультурный праздник «На встречу олимпиаде»  (торжественное открытие уличной спортивной площадки). Разминка под музыку «Герои спорта». Игры – эстафеты. Викторина « Знатоки спорта». Выступление «гимнастки» - девочки, «силачи» - мальчики. Награждение по итогам года.

Воспитывать желание заниматься спортом.

29.Участие в районных соревнованиях. Мониторинг.

Литература:

  1. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М.: Медицина, 1989. 
  2. Зуев Е. И. «Волшебная сила растяжки» http://www.big-library.info/?act=read&book=11369
  3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.
  4. Лазарев М. Л. Здравствуй: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. — М.: Академия здоровья, 1997.
  5. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского возраста. — М.: Просвещение, 1976.
  6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1986
  7. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. Мозаика-Синтез. 2010.
  8. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Мозаика-Синтез. 2014
  9. Пензулаева Л. И.Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. Мозаика-Синтез. 2012. 
  10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.
  11. Тобиас Мэксин, Мэри Стюарт «Растягивайся и расслабляйся», М., 1994.

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

[2] Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов.- Киев: Олимпийская литература, 1999.- 318с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью

данный материал поможет воспитателям групп старшего дошкольного возраста  планомерному ознакомлению с приемами рисования элементов городецкой росписи...

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с семейными обычаями и традициями

План работы для воспитателей по месяцам в старшей группе, поможет в разработке мероприятий по ознакомлению  детей с семейными традициями...