Развитие двигательной активности детей
статья по физкультуре ( группа) на тему

Шабуневич Татьяна Николаевна

Физическая культура занимает ведущие место в воспитании детей и представляет собой целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

ТЕМА: «Развиваем двигательную активность детей»

Инструктор по физкультуре

МБДОУ д\с № 14

Шабуневич Т.Н.

      Физическая культура занимает ведущие место в воспитании детей и представляет собой целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.

     Что же такое двигательная активность? Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Все физкультурные мероприятия составляют определенный двигательный режим, общая продолжительность двигательной активности детей в котором не менее 50 – 60 % периода бодрствования.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности.

На каждую возрастную группу составляется своя модель двигательного режима.

 К организованным формам двигательной активности относятся:

  • Физкультурные занятия.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя, бодрящая, дыхательная, корригирующая  и пальчиковая гимнастика, физкультминутки и динамические паузы, подвижные, спортивные игры и упражнения в зале и  на прогулке, закаливающие мероприятия).
  • Активный отдых (туристические прогулки, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы).
  • Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства.

       Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

  • организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
  • закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
  • владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

     Педагогу необходимо:

  • наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости
    оказывать помощь;
  • предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;
  • привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения (пример);
  • снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, загадкой, советом;
  • пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т. д.), а иногда и самим включится в совместную игру, показав различные варианты действий и движений, если это необходимо, тем самым, вызывая интерес к этому пособию (пример);
  • никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка – необходимо с помощью сюжета внести в его бесцельную беготню целесообразность. (Например: «Мне кажется, ты едешь на машине? Но почему без руля? Твоей машине нужен настоящий руль, тогда ты будешь замечательным шофером, вот этот подойдет?»);
  • Обыгрывать новые пособия и игрушки, показывая как по-разному можно с ними действовать. (Например, по доске можно ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения).

    Одним из наиболее любимых видов двигательной деятельности дошкольников являются подвижные игры и упражнения. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

    Если справедливо выражение, что все взрослые «родом из детства», то можно уверенно сказать, что ни одно поколение не может обойтись без игр.

    Подвижные игры и упражнения способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.

    Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

    Подбор и планирование подвижных игр и упражнений  осуществляется в соответствии с Основной общеобразовательной программой МБДОУ д\с № 14 комбинированного вида, разработанной на основе программы «Детство». При этом зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

Подвижные игры используются на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, между занятиями, на прогулке, во время досуга и праздников, а также на занятиях не связанных с физической культурой, в качестве физкультминуток.

     Очень важно планировать подвижные игры на весь год, месяц, и на ближайшую неделю. В программе предусмотрено примерно 25 подвижных игр на разные виды движений: бег, прыжки, метание, лазанье + игры на ориентировку в пространстве, хороводные и народные игры. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая игра предусматривает обучение закрепление, упражнение, усложнение и выносится для самостоятельной деятельности детей. При планировании следует, подбирать игры, сюжет которых соответствуют сезону: Например, зимой – «Два Мороза», весной – летом – «Лягушки». А также придерживаться тематического планирования: Например, тема «Птицы» - «Перелет птиц», «Воробышки и кот», «Совушка» и т.д. «Труд взрослых» - «Пожарные на учении», «Летчики-пилоты».

 В течение дня педагог подбирает от 3 до 8 игр разной подвижности (большой, средней, малой), в разных условиях, на разные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие).

      При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом, нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.

Утром (до утренней гимнастики) рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к  движениям (мячи, обручи, кольцебросы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.

В перерывах между занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Школа мяча»). Назначение этих игр – активный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

     Выбор времени проведения подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения  средней подвижности, в середине или конце прогулки. Планируется две подвижные игры и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). А вначале прогулки желательно предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

     В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. Рекомендуются игры более подвижного характера. Планируется две подвижные игры, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.).

     Важно также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25 – 30 мин. После принятия пищи и ни в коем случае перед едой: эмоциональный подъем и физическая нагрузка повышает возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей.

На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. (время, затраченное на проведение подвижных игр и упражнений на прогулке).

     Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение всего года и в определенной последовательности, варьируя их в соответствии с поставленными задачами:   Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет ее содержание, правила игры. Проводя ее второй раз, воспитатель может использовать ее, как средство развития быстроты. Для этого он ставит задачу быстрее убежать от водящего. В этом случае должна быть большая площадка, чтобы дети, убегая, могли проявлять максимальную быстроту. При третьем повторении может быть выдвинута другая задача – развивать преимущественно ловкость. Для этого игра должна проводиться на ограниченной площадке.

     Интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини-сказки был предложен преподавателем МПГУ Э.Я. Степаненковой. Основными требованиями к таким сказкам является образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действий (пример: «Цветные автомобили», «Лиса в курятнике»).

     Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения и т.д.

     Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

  • увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
  • усложнить двигательное содержание (от ловишки можно спастись в домике, встать на скамейку, забраться на лестницу);
  • изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
  • сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
  • провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу);
  • усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; нельзя ловить тех, кто в домике, встал на скамейку, забрался на лестницу, кто присел, можно увеличить число ловишек и т.д.)

     Для того чтобы дети лучше ориентировались во время игры, ловишке можно выдавать какой-либо отличительный знак — повязать на руку ленточку, приколоть бант, надеть шапочку с султанчиком и т.д.

Все это поможет педагогу поддержать интерес к игре, будет способствовать закреплению основных движений, развитию физических навыков дошкольников, а также развитию двигательной активности.

О важности игр говорит всего одна фраза А. Эйнштейна: «Теоретическая физика — это детские игрушки по сравнению с игрой».

Известный немецкий психоаналитик Э. Фромм писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

    Фред Роджерс говорил: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть». 

Планирование подвижных игр и упражнений

Время проведения

Рекомендации к организации

1.

Утро

До утренней гимнастики рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к  движениям (мячи, обручи, кольцебросы и т.д.)

2.

Между занятиями

Полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», хороводные игры). Назначение этих игр – активный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

3.

1 Прогулка

в дни проведения физ. занятий

Желательно организовывать игры и упражнения  средней подвижности, в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

Планируется две подвижные игры и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).

4.

1 Прогулка

в обычные дни

Организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки. Рекомендуются игры более подвижного характера.

Планируется две подвижные игры, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

5.

2 Прогулка

На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно.

     

Время, затраченное на проведение подвижных игр

и упражнений на прогулке.

1 младшая

группа

2 младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подг.

группа

Утро

До 10 мин.

15 – 20 мин

20 – 25 мин.

25 – 30 мин.

30 – 35 мин.

Утро

в дни

физ.занятий

6 – 8 мин.

6 – 10 мин.

8 – 10 мин.

10 – 12 мин.

12 – 15 мин.

Вечер

5 – 10 мин.

5 – 10 мин.

8 – 12 мин.

10 – 15 мин.

10 – 15 мин.

Варианты проведения подвижных игр

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

  • увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
  • усложнить двигательное содержание (от ловишки можно спастись в домике, встать на скамейку, забраться на лестницу);
  • изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
  • сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
  • провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу);
  • усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; нельзя ловить тех, кто в домике, встал на скамейку, забрался на лестницу, кто присел, можно увеличить число ловишек и т.д.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности детей

Консультация для воспитателей по развитию двигательной активности детей...

Протокол обследования физкультурного уголка для развития двигательной активности детей.

Протокол  обследования  физкультурного уголка для развития двигательной активности детей....

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

«Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»

Практические советы по организации двигательного режима в группе старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Проект развитие двигательной деятельности детей 3-4 лет, во второй младшей группе с использовангие нетрадиционного оборудования изготовленного из обруча....

Презентация проекта Развитие двигательной активности детей. «Веселый обруч» для детей 3-4 лет

Презентация пректа "Развитие двигательной активности детей "Веселый обруч" для детей 3-4 лет во второй младшей группе...