Фитбол - гимнастика
консультация по физкультуре на тему

Журочкина Екатерина Дмитриевна

Отличительные свойства оздоровительных мячей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol-gimnastika_1.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Фитбол – гимнастика»

Содержание

  • Введение
  • Отличительные свойства оздоровительных мячей.
  • Основные задачи фитбол-гимнастики.
  • Методика проведения фитбол-гимнастики.
  • Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребёнка.
  • Заключение.
  • Источники.

        

Введение

В моей работе сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей, и я постоянно ищу новые эффективные средства и методы повышения двигательной активности детей. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.

Большие яркие мячи фитболы используются в работе с детьми  за рубежом уже около пятидесяти лет, в нашей стране немногим более восьми. Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году  авторами:  кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С.-Петербурга.  В этой программе  авторы описали  физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и  методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками.

Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова в практическом пособии «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» разработали свою методику и комплексы упражнений по фитбол-гимнастике, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях.

    Отличительные свойства оздоровительных мячей.

Фитбол-гимнастика относится к современным средствам физического воспитания. Фитбол позволяет детям быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Фитбол как тренажер уникален, так как его упругость, вес и размер можно варьировать. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см, для детей от 5 до 6 лет — 50 см, от  6 до 7 лет — 55 см. Фитбол позволяет выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на нём, лёжа на полу, лёжа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков. Мяч может быть накачен до максимально упругого состояния, тогда он используется в спортивных тренировках. Для занятий с профилактической и лечебной целью мяч должен быть менее упругим.  Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим

Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук в своей программе «Двигательный игротренинг для дошкольников» описывают сенсорные особенности фитболов. Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. При систематически нарастающей нагрузке создаётся сильный мышечный корсет  вокруг позвоночника, улучшается крово- и лимфо - обращение в области позвоночника, обмен веществ в позвоночных дисках. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.  С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка).

 Механизмы лечебного воздействия вибрации:

  • Вибрация, возникающая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию аналогична верховой езде, которая в медицинской литературе описывается как метод лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.
  • Упражнения в исходном положении сидя способствуют тренировке мышц таза, функциональная несостоятельность которых часто выявляется при патологии мочевыводящей системы (энурезы, опущение почек или других внутренних органов и др.).
  • Вибрация способствует более легкому откашливанию, помогает уменьшить отрицательное воздействие гипоксии и улучшает легочное кровообращение.

Методика проведения фитбол-гимнастики.

Программа «Двигательный игротренинг для дошкольников» на протяжении пяти лет была апробирована в детских садах г. Санкт–Петербурга,  которая показала отличные результаты в оздоровлении детей. Авторы разработали свою методику по проведению фитбол-гимнастики.

Занятия с детьми четвертого года жизни не имеют строго очерченной трехчастной формы. Это занятия-сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание, а также различные игры с развернутым речевым содержанием).

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей в этом возрасте.

Внимание детей крайне неустойчивое, повышена эмоциональная возбудимость, почти нет волевых усилий при выполнении упражнений, поэтому все задания целесообразно выполнять по подражанию, а не по словесной инструкции.

Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Дети получают удовольствие не от  того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия, так например, в основной части дать  комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры с мячом.

Движения детей пятого года жизни более координированные и точные. Малыши уже выполняют равномерные ритмичные движения и регулируют произвольно напряжение и расслабление, охотно и многократно повторяя упражнения. Дети могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды ходьбы, шаг их становится более равномерным, но руки еще недостаточно энергичны, и выполнение ходьбы и бега с содружественными движениями вызывает множество трудностей. Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих  упражнений и развития двигательной координации.

Дети шестого года жизни имеют более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организованно и дисциплинированно. В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.

На седьмом году жизни происходит переход от  игровой деятельности к учебной. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол-гимнастики. У детей седьмого года жизни крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности. В этом возрасте больше внимания следует уделять игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции.

После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта. Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием детей. Дети не способны сами регулировать свое состояние, и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

При проведении фитбол-гимнастики необходимо учитывать следующие рекомендации:

•        Подбирать фитбол каждому ребенку по росту.

  • Начинать занятия с простых исходных положений и упражнений, постепенно переходя к более сложным; так решаются задачи создания мышечного корсета и улучшения управления движениями.
  • Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло боли и не вызывало дискомфорта.
  • Исключить быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов.
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе и спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол ладони должны располагаться параллельно на уровне плечевых суставов.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки.
  • На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого настроения.
  • С целью формирования коммуникативных умений упражнения могут выполняться в парах или включаться в подвижные игры, командные соревнования.

Для детей старших групп с низким уровнем физической подготовленности можно организовать дополнительные занятия с целью развития у них двигательных и функциональных возможностей, профилактики нарушений осанки.

Кружковую работу необходимо вести в следующих направлениях:

1. Укрепление физического здоровья

•        Развитие функций организма, укрепление мышц, поддерживающих правильную осанку, и профилактика плоскостопия.

  • Удовлетворение потребности в движении путем повышения двигательной активности на занятиях по физической культуре, использования элементов фитбол-гимнастики и фитболов в подвижных играх.
  • Повышение уровня физической подготовленности детей.

2. Укрепление психологического здоровья

•        Снятие психологического и эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Структура занятия в кружке приближена к структуре физкультурного занятия в старшей группе. Вводная часть - постепенная подготовка организма к физической нагрузке. Включает упражнения в ходьбе и беге, игры средней подвижности, игровые упражнения, перестроения. Основная - развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, физических функций организма, профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Заключительная часть - постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной. Длительность занятия - 25 минут (раз в неделю).

Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом.

На первом этапе необходимо познакомить детей с фитболом, его свойствами, научить правильной посадке, базовым положениям при выполнении упражнений сидя, лёжа, в приседе.

На втором этапе следует научить детей сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры и равновесию при различных положениях на фитболе, а также расслаблению мышц и сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями.

На третьем этапе можно учить выполнению в едином для всей группы темпе комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола; учить выполнению упражнений на растягивание.

На четвертом этапе целесообразно совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

       Чтобы достичь высоких результатов, необходимо на каждом этапе закреплять пройденный материал в подвижных играх, проводить систематическую работу, построенную на знании физиологии и психологии детей дошкольного возраста, методики физического воспитания в целом и проведения фитбол-гимнастики в частности.

На занятиях необходимо обеспечить детям психо-логический комфорт, доступ свежего воздуха, терпимость к ошибкам, чередование работы и отдыха, удобную одежду.

Результаты диагностики уровня физической подготовленности детей, занимавшихся с фитболами, показали положительную динамику. Дети овладели навыком сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с показаниями на фитболе. Кроме того, они достаточно хорошо сохраняют равновесие при выполнении общеразвивающих упражнений из разных исходных сложений и научились расслаблять мышцы.

Заключение.

Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в ДОУ позволяет сделать следующие выводы:

 

  1. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.
  2. Обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
  • происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
  • развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
  • улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

         Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

         Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением  в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития  ребенка.

Источники:

  1. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с
  2. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. –  СПб.: КАРО, 2006. – 136 с
  3. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. –  СПб.: РЕЧЬ, 2002. – 176 с
  4. Нечиталова А. Фитбол – гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста. – журнал «Здоровье дошкольника» № 4, 2010 г.
  5. Жаворонкова Т. Н. Фитбол – больше, чем мяч. http://www.rybso.ru/info/teacheryear/2009/gavoronkova.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитбол-гимнастика для дошколят

Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...

конспекты занятий по фитбол-гимнастике для детей старшей, подготовительной группы.

занятия расчитаны на детей старших и подготовительных групп детского сада....

"Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"

Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...

Проект по фитбол - гимнастике "Веселый фитбол"

Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии  силы мышц, поддерживающих правильную ...

Физкультурно-оздоровительное занятие по фитбол-гимнастике в старшей подготовительной группе “C фитболом дружить – здоровым быть!”

В данной работе представлен конспект физкультурно-оздоровительного занятия по фитбол-гимнастике в старше-подготовительной группе....