Методическая разработка: Кружок «Юные баскетболисты», календарно – тематическое планирование для детей 6-7 лет (подготовительная группа, второй год обучения)
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Зябкина Людмила Анатольевна

Как и обещала второй год обучения дошкольников игре в баскетбол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_basketbolisty_vtoroy_god_obucheniya.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Юные баскетболисты»

Календарно – тематическое планирование на текущий год 2015-2016

для детей 6-7 лет (подготовительная группа «Медуница», второй год обучения)

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки передачи, ловли, ведения и бросков  мяча в корзину и применять их в игровой ситуации
  2. Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом
  3. Ориентироваться на площадке (в зале), находить свободное более удобное место для игры
  4. Воспитывать умение играть в команде, подчинять собственные интересы желаниям коллектива

Игры и упражнения с мячом

Развивают

Укрепляют

Воспитывают

- точность движения

- согласованность

- ритмичность

- ловкость

- меткость

- глазомер

- ориентировку в пространстве

- мышцы плечевого пояса

- мышцы туловища

- мышцы ног

- мелкие мышцы

- выдержку

- честность

- справедливость

- взаимопонимание

- дисциплину

- умение считаться с другими

Структура занятия «Юный баскетболист»

1.Вводная часть:

- ходьба

- бег

- перестроения

2.Основная часть:

- разминка под музыку (аэробные упражнения)

- обучение движениям с мячом

- игровые задания

- подвижная игра

3. Заключительная часть:

- малоподвижная игра

- дыхательная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

Режим работы кружка «Юный баскетболист»

Количество занятий в неделю

1

Длительность одного занятия

30 – 40 мин

День недели

четверг

Время проведения

16.30

Количество детей, посещающих кружок

21

Место проведения

спортивный зал

Календарно – тематическое планирование на 2015-2016 для детей 6-7 лет

Задачи

Ноябрь

№1-№2

1.Формировать умение действовать с мячом.

2.Формировать умение реагировать на сигнал.

№3-№4

1.Учить детей вести мяч, продвигаясь вперёд.

2.Совершенствовать навыки ловли – передачи мяча.

3.Упражнять в умении быстро реагировать на сигналы.

Занятие №1 - №2

Разминка. Построение в шеренгу. Свободная игра детей с  баскетбольным мячом, по сигналу «стоп» - мяч поднять вверх, положить на голову. Перестроение в три колонны.

ОВД:

«Поймай мяч» («Собачка»): Из тройки выбирается одна «собачка», которая между двумя ребятами. Эти двое ребят начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача «собачки» - поймать мяч (перехватить его на лету) (показать приём ложной передачи).

Перестроение в одну шеренгу.

П/и «Сбей кеглю» (сбить кегли мячом любым способом)

Свободная игра детей с  баскетбольным мячом.

Игровое задание «Отбери мяч»: инструктор по ФК отбивает мяч, а ребёнок должен попробовать отобрать мяч у инструктора; тоже задание, только мяч отбивает ребёнок.

Пальчиковая гимнастика

«Жил да был один налим»:

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Движения имитирующие  движения плавников. Взмахи ладонями. Сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики).

Пальчиковая гимнастика

«Дружные пальчики»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это - средний.

Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!

Ой! Указательный забыли.

А чтоб пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно  с большим).

Занятие №3 - №4

Беседа «Правила игры в баскетбол».

Разминка. Ведение мяча на месте, не глядя на него. Инструктор показывает флажки разного цвета, дети должны не останавливаясь посмотреть и сказать какого цвета флажок.

ОВД:

1.Ведение мяча правой и левой рукой, продвигаясь вперёд, произвольно по залу, по сигналу «стоп» - мяч поднять вверх, положить на голову.

2.П/и «Займи свободный обруч»: По залу на полу раскладываются обручи на разном расстоянии друг от друга. Все дети, за исключением водящего, становятся в обручи и перебрасывают мячик (резиновый) друг другу в разных направлениях. Водящий, находясь между обручами, старается поймать  мяч на лету или дотронуться до него рукой. Если водящему удалось это сделать, воспитатель даёт свисток, и все игроки должны поменяться местами, а водящий старается занять любой из обручей. Кто не успел занять обруч, становится водящим и игра продолжается.

М/п игра «Съедобное – несъедобное»: дети становятся полукругом, инструктор бросает им резиновый мяч (не по очереди). Перед броском он говорит: «съедобный» или «несъедобный», а дети должны назвать овощи, фрукты и т.д. или предметы, которые есть нельзя.

Игровое задание «Отбери мяч» (ребёнок с ребёнком)

Пальчиковая гимнастика «Спортсмены»:

Загибают пальцы поочерёдно

Играет в теннис теннисист.

В футбол играет футболист.

В волейбол – волейболист.

В гандбол играет гандболист.

А в баскетбол – баскетболист.

Пальцы сжаты в кулак руки вверх и к плечам.

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Задачи

Декабрь

№5-№6

1.Учить детей вести мяч, продвигаясь вперёд.

2.Развивать ловкость и координацию движений.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения.

№7

1.Закреплять у детей умение вести мяч по прямой.

2.Упражнять в ловле – передаче мяча.

3.Способствовать развитию координации движений, ловкости.

Занятие №5 - №6

Разминка. Построение в шеренгу.Разминка под музыкальное сопровождение:

 - ходьба в колонне по одному;

- ходьба на носках, руки на пояс;

- ходьба с хлопками перед собой и за спиной;

- ходьба на пятках, руки за спиной;

- боковой галоп приставным шагом (правым и левым боком);

- ходьба спиной вперёд;

- подскоки, руки свободно;

- бег в среднем темпе;

- ходьба.

ОВД:

1. Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту его отскока.

2.Ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по залу.

П/и «Мотоциклисты»: Все дети  - мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по залу. В центре зала стоит регулировщик. Он зелёным, жёлтым и красным флажками регулирует движение на «дороге». Если регулировщик показывает красный флажок – мотоциклист останавливается, мяч у груди; если жёлтый флажок – отбивают мяч на месте; если зелёный, мотоциклисты ведут мяч с продвижением (можно в ходьбе и беге).

Перестроение в три колонны.

«Поймай мяч» («Собачка»): Из тройки выбирается одна «собачка», которая между двумя ребятами. Эти двое ребят начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача «собачки» - поймать мяч (перехватить его на лету) (применять  приём ложной передачи).

М/п «Будь внимателен» (баскетбольный мяч).

Пальчиковая гимнастика «Спортсмены»:

Загибают пальцы поочерёдно

Играет в теннис теннисист.

В футбол играет футболист.

В волейбол – волейболист.

В гандбол играет гандболист.

А в баскетбол – баскетболист.

Пальцы сжаты в кулак руки вверх и к плечам.

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Занятие №7

Разминка. Построение в шеренгу с мячом в руках. Свободная игра с мячом, после свистка – «мяч на голову».

ОВД:

1.Ведение мяча правой, левой рукой, продвигаясь бегом.

2.Ведение мяча попеременно правой и левой рукой (3 удара и меняют руку).

П/и «Мотоциклисты»: Все дети  - мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по залу. В центре зала стоит регулировщик. Он зелёным, жёлтым и красным флажками регулирует движение на «дороге». Если регулировщик показывает красный флажок – мотоциклист останавливается, мяч у груди; если жёлтый флажок – отбивают мяч на месте; если зелёный, мотоциклисты ведут мяч с продвижением (можно в ходьбе и беге).

Перестроение в две колонны.

Эстафета «Мяч капитану» (баскетбольный мяч): Участники делятся на две команды. На полу отмечают две параллельные линии: за одной выстраиваются команды, на другой становятся капитаны, каждый лицом к своей команде. У обоих капитанов в руках по мячу. Эстафета начинается по сигналу: оба капитана одновременно бросают мячи впереди стоящим из своих команд. Поймав мяч, играющий кидает его обратно капитану, а сам занимает последнее место в колонне. Затем капитан бросает мяч второму играющему, а получив мяч обратно - третьему. Кинув мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны. Выигрывает та команда, у которой раньше возле черты снова окажется тот, кто первый ловил мяч, брошенный капитаном.

М/п «Будь внимателен» (баскетбольный мяч).

Задачи

Январь

№8

1.Закреплять у детей умение вести мяч по прямой.

2.Упражнять в ловле – передаче мяча.

3.Способствовать развитию координации движений, ловкости.

№9

1.Формироровать ловкость действий с мячом.

2.Совершенствовать ведение мяча в беге.

3.Способствовать воспитанию выдержки, развитию чувства равновесия и глазомера.

Занятие №8

Разминка. Построение в шеренгу с мячом в руках. Свободная игра с мячом, после свистка – «мяч на голову».

ОВД:

1.Ведение мяча правой, левой рукой, продвигаясь бегом.

2.Ведение мяча попеременно правой и левой рукой (3 удара и меняют руку).

П/и «Мотоциклисты»: Все дети  - мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по залу. В центре зала стоит регулировщик. Он зелёным, жёлтым и красным флажками регулирует движение на «дороге». Если регулировщик показывает красный флажок – мотоциклист останавливается, мяч у груди; если жёлтый флажок – отбивают мяч на месте; если зелёный, мотоциклисты ведут мяч с продвижением (можно в ходьбе и беге).

Перестроение в две колонны.

Эстафета «Мяч капитану» (баскетбольный мяч): Участники делятся на две команды. На полу отмечают две параллельные линии: за одной выстраиваются команды, на другой становятся капитаны, каждый лицом к своей команде. У обоих капитанов в руках по мячу. Эстафета начинается по сигналу: оба капитана одновременно бросают мячи впереди стоящим из своих команд. Поймав мяч, играющий кидает его обратно капитану, а сам занимает последнее место в колонне. Затем капитан бросает мяч второму играющему, а получив мяч обратно - третьему. Кинув мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны. Выигрывает та команда, у которой раньше возле черты снова окажется тот, кто первый ловил мяч, брошенный капитаном.

М/п «Назови зимний вид спорта»

Занятие №9

Разминка. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.

ОВД:

1.Ведение мяча по кругу друг за другом правой и левой рукой (ходьба, затем бег).

2.Ведение мяча правой и левой рукой, свободно продвигаясь по залу.

П/и «Займи свободный обруч»: По залу на полу раскладываются обручи на разном расстоянии друг от друга. Все дети, за исключением водящего, становятся в обручи и перебрасывают мячик (резиновый) друг другу в разных направлениях. Водящий, находясь между обручами, старается поймать  мяч на лету или дотронуться до него рукой. Если водящему удалось это сделать, воспитатель даёт свисток, и все игроки должны поменяться местами, а водящий старается занять любой из обручей. Кто не успел занять обруч, становится водящим и игра продолжается.

Перестроение в одну – две колонны.

Броски мяча в корзину с места (1,5-2м) от груди.

Задачи

Февраль

№10

1.Формироровать ловкость действий с мячом.

2.Совершенствовать ведение мяча в беге.

3.Способствовать воспитанию выдержки, развитию чувства равновесия и глазомера.

№11-№12

1.Учить вести мяч правой и левой рукой, меняя направление передвижения.

2.Способствовать развитию ориентировки  в пространстве, ловкости.

Занятие №10

Разминка. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.

ОВД:

1.Ведение мяча по кругу друг за другом правой и левой рукой (ходьба, затем бег).

2.Ведение мяча правой и левой рукой, свободно продвигаясь по залу.

П/и «Займи свободный обруч»: По залу на полу раскладываются обручи на разном расстоянии друг от друга. Все дети, за исключением водящего, становятся в обручи и перебрасывают мячик (баскетбольный) друг другу в разных направлениях. Водящий, находясь между обручами, старается поймать  мяч на лету или дотронуться до него рукой. Если водящему удалось это сделать, воспитатель даёт свисток, и все игроки должны поменяться местами, а водящий старается занять любой из обручей. Кто не успел занять обруч, становится водящим и игра продолжается.

Перестроение в одну – две колонны.

Броски мяча в корзину с места (1,5-2м) от груди.

М/п «Назови бытовую технику» (с мячом)

Занятие №11-№12

Разминка.Ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по площадке.

ОВД:

1.Ведение мяча с изменением направления передвижения (кегли стоят по прямой, дети ведут мячи «змейкой»).

Эстафета «Чья команда быстрее?»

(ведение мяча «змейкой», обратно ведут мячи по прямой)

П/и «Мотоциклисты»: Все дети  - мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по залу (но по залу расставлены врассыпную ориентиры, и их нельзя задевать). В центре зала стоит регулировщик. Он зелёным, жёлтым и красным флажками регулирует движение на «дороге». Если регулировщик показывает красный флажок – мотоциклист останавливается, мяч у груди; если жёлтый флажок – отбивают мяч на месте; если зелёный, мотоциклисты ведут мяч с продвижением (можно в ходьбе и беге).

М/п «Ударь по мячу ногой»: дети строятся в круг. В середине круга – мяч. Одному ребёнку закрывают глаза, поворачивают кругом. Ребёнок должен не глядя пройти до мяча и попасть ногой (одним движением) в мяч.

Задачи

Март

№13-№14

1.Упражнять в ведении, передаче и ловле мяча.

2.Способствовать развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

№15-№16

1.Учить детей передавать мяч в движении.

2.Упражнять в ведении мяча.

3.Способствовать воспитанию выдержки, смелости, развитию глазомера.

Занятие №13-№14

Разминка.Ведение мяча с изменением направления передвижения по сигналу инструктора.

ОВД:

Ведение мяча между ориентирами «змейкой» правой (левой) рукой.

Игра «Скажи, какой цвет»: Все дети ведут мячи по залу врассыпную. Инструктор тоже передвигается по залу 2-4 флажками (основные цвета). Ребёнок, к которому подошёл инструктор и показал флажок какого-то цвета, должен не ловя мяч, а продолжая вести его на месте, сказать какого цвета флажок.

П/и «Займи свободный обруч»: По залу на полу раскладываются обручи на разном расстоянии друг от друга. Все дети, за исключением водящего, становятся в обручи и перебрасывают мячики (игра проводится с двумя мячами) друг другу в разных направлениях. Водящий, находясь между обручами, старается поймать  мяч на лету или дотронуться до него рукой. Если водящему удалось это сделать, воспитатель даёт свисток, и все игроки должны поменяться местами, а водящий старается занять любой из обручей. Кто не успел занять обруч, становится водящим и игра продолжается.

Ознакомление с игрой боулинг.

1.Рассматривание шара для боулинга, прокатывание его.

2.Катание мяча в цель (5-10 кеглей).

Занятие №15-№16

Разминка.Бросание мяча черезшнур одной рукой от плеча  (правого и левого). Перестроение в две колонны, в две шеренги.

ОВД:

Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами.

П/и «Ведение мяча»: Дети двигаются по залу свободно и ведут мячи. По считалке выбирается водящий, он тоже ведёт мяч, и старается дотронуться до любого игрока рукой, при этом свой мяч продолжает отбивать одной рукой. Ребёнок, до которого дотронулся водящий, становится водящим и игра продолжается.

Перестроение в круг.

М/п «Будь внимателен» (баскетбольный мяч).

Задачи

Апрель

№17-№18

1.Учить сочетать передачу и ведение мяча.

2.Способствовать развитию координации движений.

3.Приучать помогать друг другу.

4.Воспитывать дружелюбие.

№19-№20

1.Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в корзину.

2.Учить детей применять разные сочетания действий с мячом в игре.

3.Воспитывать смелость и решительность.

Занятие №17-№18

Разминка.Удары мячом об пол с перенесением поднятой ноги через отскочивший от пола мяч (под правой и левой ногой).

ОВД:

1.Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того, как он ударится о пол.

2.Ведение и передача мяча друг другу (один ребёнок ведёт мяч 2-3 шага вперёд, передаёт мяч партнёру, тот выполняет то же самое и т.д.).

П/и«Мяч ловцу»:

На полу чертят три круга один в другом: первый диаметром 1м, второй – 3м и третий – 5м. В первый круг становится ловец, второй круг свободный, в третий становятся защитники (4-6 человек); остальные – игроки поля. Игроки ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передавший мяч игрок поля становится ловцом, ловец – защитником, один из защитников переходит к игрокам поля. Выигрывает тот ловец, который через определённое время (30с-1м) поймал больше мячей (мяч резиновый).

Свободная игра с баскетбольными мячами в зале (2-3мин)

Занятие №19-№20

Разминка. Игра «За мячом» (резиновый, баскетбольный): Дети делятся на две команды. Затем команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3м. После сигнала первые у кого в руках мяч бросают мяч стоящему первым в противоположной колонне, а сами бегут в конец этой колонны, т.е. в след за мячом. Поймавшие также бросают мяч напротив стоящим и отправляются за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся первым. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.

П/и«Мяч ловцу» (баскетбольный)

Эстафета «Бросок мяча в корзину» (баскетбольный): Дети делятся на две команды. По сигналу первые ведут мячи к корзине, останавливаются (расст. 2-3м) и бросают мячи двумя руками от груди, ловят и ведут обратно, передают следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Свободная игра с баскетбольными мячами в зале (2-3мин)

Упрощённый вариант игры в баскетбол для дошкольников

      Игра в баскетбол для дошкольников имеет форму подвижной игры.

Цель игры: Цель команды в игре – забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры: Каждая команда состоит из пяти играющих на площадке и несколько запасных. Один из игроков – капитан. Игроки должны иметь отличительные знаки, которые нашивают на футболке спереди и сзади.

Судейство: Инструктор по физической культуре следит за выполнением правил игры: даёт сигналы при нарушениях правил игроками, засчитывает попадание мяча в корзину, решает спорные мячи, контролирует время игры.

Время игры: Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми даётся пятиминутный перерыв. Инструктор контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (продолжительностью 3-4мин) с целью приведения организма ребёнка в более спокойное состояние.

Счёт игры: При попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей.

Правила проведения игры

Правило замены. Инструктор может менять игроков в течение всей игры. Чаще всего это делается во время перерыва. Но при необходимости (усталость, недисциплинированность игроков) можно заменять детей, даже останавливая игру, когда мяч находится в игре.

Выход мяча из игры. Мяч, пересекший боковую или лицевую линию, считается вышедшим из игры. В этом случае назначается вбрасывание с того места, где мяч пересек линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если инструктор сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок.

Перемещение с мячом. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более трёх шагов. После этого он должен или вести мяч, или передать своему партнеру, или бросить  по кольцу. После того как он получит очередную передачу (или перехватит мяч у противника), он снова имеет право ведения мяча. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно, бежать с ним.

Нарушения и наказания за них. Нарушением является несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч вбрасывается в игру игроком пострадавшей команды. Вбрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где было совершено нарушение. За грубые нарушения правил игрок удаляется с площадки (с правом его замены) на 1-3мин.

Начало игры и розыгрыш спорного броска. Розыгрыш начального и спорного броска производится: при начале каждого периода; при задержке мяча, когда два игрока из противоположных  команд держат мяч одновременно; при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда инструктор сомневается, от кого вышел мяч; когда мяч застревает на корзине; когда игроками совершена обоюдная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска инструктор подбрасывает мяч вертикально вверх между игроками, и после того как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его. Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге.

Правила поведения. В баскетболе для дошкольников, как и в большом баскетболе, игроки должны всегда проявлять корректность. Дети, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, должны быть временно выведены из игры.

     Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять товарищу ножку и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по работе с родителями подготовительных групп

В данном планировании отражается тема подготовки детей к школе. Как проводя данные мероприятия помочь родителям стать компетентными в данном вопросе. Ведь родители считают, что если их ребенок умеет ч...

Перспективный календарно-тематический план проведения логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФД

Перспективный календарно-тематический план проведения логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФД (I группа) на 2012 – 2013 учебный год...

Методическая разработка конспект НОД по развитию речи для детей с ОНР в подготовительной группе "Весенние приключения"

Конспект НОД по развитию речи для детей с ОНР в подготовительной группе "Весенние приключения"...

Календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОНР

Данное календарно-тематическое планирование является приложением к "Рабочей программе" учителя- логопеда. Рабочая программа составлена  на второй год обучения для  реализации в подготовитель...

Календарно- тематический план инструктора по плаванию 2 младшая группа (первый год обучения)

Данный материал поможет инструкторам по плаванию правильно спланировать свою работу с самыми маленькими жителями нашего детского сада....

Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения

Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....