Методическая разработка конспект НОД по развитию речи для детей с ОНР в подготовительной группе "Весенние приключения"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Ганецкая Любовь Викторовна

Конспект НОД по развитию речи для детей с ОНР в подготовительной группе "Весенние приключения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna_moy.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей с ОНР в подготовительной группе «Весенние приключения»

Ганецкая Любовь Викторовна, ГБДОУ компенсирующего вида д/с №17 Калининского района, воспитатель г. Санкт-Петербург

Тема: «Весенние приключения».

Задачи:

коррекционно-образовательные:

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

 Отработка навыков вопросно-ответной беседы

 Продолжать знакомить детей с художественными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).

Учить использовать план-схему при составлении описательного рассказа

Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы  словообразования.

Расширить знания детей о народных названиях весенних месяцев.

коррекционно-развивающие:

Развитие активного и пассивного словаря.

Совершенствование восприятия, развитие мелкой моторики рук.

Развивать внимание и образную память, логическое мышление.

коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков учебной деятельности.

Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: магнитофон, сюжетные картинки, изображения перелётных и зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц, кроссворд «Ёжик», карточки с графическим изображением дорожек.

Речевой материал (словарь): протальник, снегогон, травник, песенник, закличка, названия зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!

Дети обнаруживают необычный конверт. Воспитатель читает письмо:

Распахнулись ворота,

И пришла весна - красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела

- Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовет.

- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда разомнем свои пальчики и отправимся вот по этим тропинкам: (дети выполняют пальчиковую гимнастику):

Весна-красна (загибают большой пальчик на левой руке)

Ты с чем пришла? (загибают указательный пальчик на левой руке)

- С сохой (загибают средний пальчик на левой руке)

-Бороной (загибают безымянный пальчик на левой руке)

С лошадкой вороной! (загибают мизинец на левой руке)

. (Затем дети выполняют графические упражнения на карточках)
/ / / / / / /
׀ ׀ ׀ ׀ ׀    – – –

Первое наше чудо называется «Весеннее». Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время.

 Отбор сюжетных картинок, на которых нарисованы весенние  явления природы.

Воспитатель: Какие времена года вы знаете?  У вас картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите картинку о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна? (У детей картинки с изображением четырёх времён года и по одной с изображением весны, различные по изображенным ситуациям)

 Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

Чтение стихов о весенних месяцах.

- А сейчас я вас познакомлю с народными названиями весенних месяцев: март называют протальник, как вы думаете почему? ( ответы детей)

Как вы понимаете пословицу о марте «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Апрель называют снегогон, как вы думаете почему? (объяснения детей)

 Май называют травень и песенник, объясните почему? ( ответы детей )

Правильно, прилетели к нам птицы и поют, заливаются, послушайте как:

Звучат голоса птиц в аудиозаписи.

Это чудо называется «Птичье»

Физкультминутка:

 Чтобы птицы быстрее прилетели, люди издавна закликали птиц.  Давайте и мы исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели:

Жаворонушки, перелетушки,  (В кругу летят, машут руками)

Прилетите к нам! Гу!

Весну ясную, весну красную  (Разводят руки в разные стороны)

Принесите нам! Гу!

С сохою, с бороною, (Гул трактора)

И с лошадкой вороной! (Цоканье копыт лошади)

С пряльцем и донцем, (Показывают, как прядут)

С новым веретенцем!

Зима надоела, (Берутся за руки,  идут по кругу)

Хлеб весь поела!

Ручки познобила,  (Массаж рук)

Скотину поморила! (Берутся руками за  голову,  качают головой)

Воспитатель: - Какая птица открывает весну? Послушайте загадку.

Всех прилетных птиц черней,  (читает ребёнок)

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)

- Д/и «Прилетели птицы» (дети делятся на 2 команды, одна команда «зимующие птицы», а другая «перелётные»)

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.

(Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает при затруднении в ответах.)

Следующее чудо «Звериное»

Что делают весной лесные обитатели? ( В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. Ёж просыпается от зимней спячки.)

Помогите ежу проснуться от зимней спячки. Решите кроссворд «О чём думал ёж когда заснул?» ( Составление слов из слогов. Слоги: ут, ро, бо, на, со, ка, до, га. Слова: утро, борона, сорока, дорога ).

Возвращение в группу. (Дети выполняют графические упражнения на карточках)

۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ۷ ~ ~ ~ ~ ~

Воспитатель: Понравились вам чудеса, которые приготовила для вас Весна? Запомнили, как в народе называют месяц март, месяц апрель, месяц май? Какие птицы прилетают к нам весной? Мне понравилось, как вы отвечали сегодня и смогли выполнить все задания весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР по теме: "Пища. Посуда"

Предоставляю вашему вниманию конспект своего занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме недели: "Пища. Посуда". Конспект сопровождается презентацией для интерактивной доски. ...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы. «Волшебное путешествие по сказкам»

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы.«Волшебное путешествие по сказкам»...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Куда спрятались лесные жители?»

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речидля детей средней группы.«Куда спрятались лесные жители?»...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....