Главные вкладки

    Представление опыта работы со способными детьми в рамках кружка спортивная гимнастика.
    опыты и эксперименты по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

    Кантышева Татьяна Анатольевна

    из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Представление опыта работы со способными детьми в рамках кружка спортивная гимнастика.

    Физическому воспитанию всегда уделялось большое внимание. Еще Гиппократ говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

                   В России наступило такое время, когда первые люди страны и республики обращают внимание на необходимость здорового образа жизни и занятия спортом.

    «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»

    (В. В. Путин).

    Для меня актуальность темы очевидна. Дошкольный возраст играет в жизни человека огромную, ни с чем несравнимую роль. В раннем детстве закладываются основы всего: физического и психического здоровья, интеллекта, общей культуры. Все упущения, просчеты, могут стать, впоследствии, невосполнимы.

    Спортивная гимнастика – моя стихия, я Мастер спорта России по спортивной гимнастике, была гимнасткой в цирке, тренером в спортивной школе. Следующим этапом моей профессиональной деятельности стал детский сад и тут передо мной встал вопрос: «Как увлечь детей физической культурой? Как использовать свои знания, умения и возможности в работе с детьми дошкольного возраста?»

    Я считаю, что знакомство со спортом лучше всего начинать с гимнастических упражнений. Гимнастика – это самый массовый, самый доступный вид спорта. Гимнастика – одно из самых красивых направлений в спорте. Она позволяет давать ребенку разнообразные упражнения на все группы мышц, развивает не только силу, но и гибкость, координацию движений. Очень важно заметить, что, получив общую гимнастическую подготовку,  ребенок в дальнейшем сможет реализовать себя, как спортсмен, в любом другом виде спорта и достигнуть высоких результатов.

    Оптимальный период для включения элементов спортивной гимнастики в занятия – это старший дошкольный возраст. В нашем детском саду для проведения занятий созданы благоприятные условия. В своей работе я использую разное физкультурное оборудование: гимнастические маты, скамейки, стенки,  тренажеры, эспандеры, батуты, гимнастические мячи. Хочется отметить, что для занятия спортивной гимнастики можно иметь минимальный набор спортивного оборудования, а отсутствие современного оборудования не может стать препятствием для решения поставленных целей.

    Методические подходы в спорте и в организации двигательной деятельности с детьми дошкольного возраста схожи. Работа базируется на принципе дидактики «от простого к сложному» и принципе оздоровительной направленности, основное правило которой – «не навреди здоровью».

    При проведении с детьми различных видов физкультурных занятий передо мной всегда стоял вопрос, как совместить традиционные подходы со спортивной гимнастикой. Элементы спортивной гимнастики стала использовать в вводно-подготовительной части занятия, особое внимание уделяла характерным основным движениям, которые доступны для дошкольников (кувырки, упражнения на равновесие, отжимание, упражнения на гимнастической скамейке и др.). Постепенно стали выделяться дети с ярко выраженными способностями: удивительно гибкие, выносливые, с очень развитой координацией движений.  И тогда совместно с администрацией детского сада организовали работу кружка по спортивной гимнастике на бесплатной основе.

    Изучив имеющийся опыт работы по использованию спортивной гимнастики в детском саду, я сделала вывод, что подобного опыта мало, но и его необходимо адаптировать к уровню развития наших детей и условиям нашего детского сада.

     С 2011 года веду работу в кружке по спортивной гимнастике. На подготовительном этапе проведена большая работа: изучены медицинские карты детей, получены допуски к занятиям по медицинским показателям, были анкетированы  родители.  По личным наблюдениям и рекомендациям в начале учебного года производится набор в кружок спортивной гимнастики.  Опрос родителей показал актуальность начатой работы, был очень высокий спрос на посещение кружка.

    Для эффективности кружковой работы была написана  рабочая программа, в которой были четко обозначены цели и задачи. Цель программы: углубленное обучение детей акробатическим упражнениям в доступной для них форме, развитие гибкости, ловкости, владение телом, отработка четкости движений. Задачи программы:

    • оздоровительные: сохранение и укрепление здоровья; формирование правильной осанки; профилактика плоскостопия; укрепить мышцы дыхательной системы.

    • образовательные: обучение акробатическим упражнениям; формирование двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей – ловкости, силы, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, тренировка вестибулярного аппарата; обучение детей владению своим телом;

    • развивающие: развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и физическое совершенствование.

    • воспитательные: формирование познавательного интереса и желание заниматься  спортом и радоваться своим достижениям.

    • психологические: снятие психологической напряженности; воспитание сознательной дисциплины, воли.

    Продолжительность реализации программы – с детьми 5-7 лет 2  года.

    Режим занятий. При наполняемости группы 15 человек, занятия кружка проводятся 2 раза в неделю  во вторую половину дня. Продолжительность занятий с каждой подгруппой не более 30 минут.  Дни занятий кружка выбираю с учетом учебной нагрузки и в соответствии с расписанием основных занятий.

    Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические занятия– (рассказ с мультимедийным сопровождением, рассказ и одновременный показ упражнений инструктором, беседы с детьми), так и практические – занятия-тренировки, сюжетные тренировочные занятия. Мною введены новые виды занятий: разучивание спортивных танцев (после разминки основная часть занятия посвящена спортивным танцам), акробатика (на занятии после разминки разучиваются и отрабатываются акробатические элементы и композиции).    Хореография и акробатика обязательно чередуются игровыми паузами на расслабление. Каждое занятие (традиционное и нетрадиционное) состоит не менее чем из трех частей, чаще всего это подготовительная, основная и заключительная части. Для каждого отрезка занятия подбираю наиболее эффективные элементы спортивной гимнастики:

    • подготовительная часть (ходьба, бег, перестроения, упражнения на растяжку, расслабление и др.);

    • основная часть (акробатические упражнения, перекаты, кувырки, упражнения на снарядах);

    • заключительная часть (подвижные и малоподвижные игры, упражнения на расслабление и дыхание).

      Хочу поставить акцент на дифференцированном подходе в работе с детьми. Все мы знаем, что дети разные. Например, у нас  в детском саду только 1 ребенок талантливый, зато 10 -20 % - способных. На занятии для таких детей я усложняю само движение или увеличиваю дозировку. В спортивной гимнастике ярко выражен гендерный подход, для меня значим принцип: мальчик должен быть более сильным, а девочка более гибкой.  На занятии, например, мальчики отжимаются, а девочки тянут шпагат или мальчики отжимаются от пола, а девочки от скамейки и т.д.

    Выполнение на занятии поставленных задач зависит от успешности его организационных моментов на занятии.  Чаше всего использую подгрупповой метод организации детей. Сначала дети в подгруппах выполняют по одному движению, затем меняются. В следующей паре движений ввожу блок из упражнений на растяжку или другие элементы спортивной гимнастики. Одна подгруппа выполняет движения на закрепление, не требующие большой страховки (отбивание мячей, прыжки через скакалку и др.). В это время я все внимание могу уделить  индивидуальной работе с детьми.  А она заключается в том, чтобы почувствовать потенциал каждого ребенка, его личный резерв, помочь не только словами, но и тактильно зафиксировать позу. В 2013 году я открыла для себя новый прием в организации детей – использование предварительно записанных видеороликов, просматривая  которые дети выполняют блок упражнений при небольшом внимании со стороны тренера.

    Обязательно следует упомянуть о страховке при выполнении элементов спортивной гимнастики. Страховка - неотъемлемая часть спортивной гимнастики. Важно знать, что пока  ребенок не начнет уверенно выполнять упражнение, его нельзя оставлять без внимания.

    В повседневной жизни необходимо применять метод самостоятельной отработки упражнений, поэтому я рекомендую в группах, в выходные дни с родителями проделывать упражнения на силу, гибкость, растягивание, повторять  элементы акробатических упражнений. И здесь не обойтись без сотрудничества с воспитателями, родителями. В группах для педагогов и родителей ведется журнал «Домашнее задание».

    Так сложилось, что наиболее тесное сотрудничество осуществляется с педагогом – психологом детского сада.  Совместные тренинги (дети, родители, тренер, педагог-психолог) пользуются спросом у родителей. Совместными усилиями мы доносим до родителей очень известные и очень важные мысли: «Движение – это жизнь»; «Тихий ребенок – не всегда здоровый ребенок»; «Нередко совместное занятие принесет больше пользы, чем поглаживание по голове»; «Спорт – преграда стрессу» и т.д.

    Каждому родителю, как известно, хочется, чтобы  его ребенок был здоров, чтобы он  был сильным, ловким, смелым. А наша задача - постараться добиться этого результата, подготовить ребенка к школе так, чтобы, уходя  из детского сада, родители были спокойны за физическую форму своих детей. С родителями проводятся  различные формы работы: беседы, консультации, дни открытых дверей, создание портфолио, совместные занятия и соревнования, рамочное изучение, разработка памяток. Вектор работы с детьми чаще всего определяется  из бесед и через анкетирование. Нередко родители задаются вопросом: «А что же ждет ребенка после занятий спортивной гимнастикой?» Мы объяснили, что дети становятся увереннее в себе, их физическое развитие набирает форму, девочки хорошо чувствуют свое тело, становятся гибкими, пластичными, а мальчики сильными, смелыми. Наши рекомендации для родителей таковы: поддерживать своих детей в их начинаниях, никогда не ругать, если у них что то не получается, быть для своих детей лучшим и любящим другом.

    Успешно проводится  работа по расширению образовательного пространства. Наш детский сад активно сотрудничает с СДЮСШОР по направлению: спортивная гимнастика. Тренера спортивной школы, а так же юные гимнасты приходят в гости к детям, рассказывают о своих победах, показывают кубки, медали, грамоты с крупных российских и мировых соревнований.  Наши дети ходят на экскурсии в спортивный зал, прыгают на батуте, кувыркаются в паралоновой яме, общаются с гимнастками. Заслуженный тренер ЧР Кузнецова Р.А. пригласила нескольких наших воспитанниц заниматься спортивной гимнастикой профессионально. На будущий год у нас в планах перевести  еще 3 человек в профессиональный спорт. А пока наши дети посещают спортивную школу в качестве болельщиков на соревнованиях, болеют за гимнасток нашего города и Чувашии.

    При работе с детьми я ориентируюсь на ожидаемые результаты: овладение детьми акробатическими упражнениями; соблюдение правил безопасности занятий акробатикой; выявление и осознание ребенком своих способностей; умение владеть своим телом; умение выполнять упражнения самостоятельно, без помощи инструктора, уверенно, четко и осознанно; появление устойчивого интереса к занятиям спортивной гимнастикой; повышение уровня физической подготовки; снижение заболеваемости.     

    Результаты работы.

    1. Позитивная динамика физического развития детей:

    Уровни

    2012-2013 уч.г.

    2013-2014 уч.г.

    2014 -2015 уч.г.

    2015-2016 уч.г.

    Оптимальный

    11,3 %

               

                14,2 %

    9%

    Высокий

    70,7 %

    63,3 %

    56,8 %

    74,5%

    Средний

    18%

    36,7 %

                29 %

    16,5%

    1. Анализ сформированности  интегративных качеств показал:  высокий уровень – 28 %, соответствующий возрасту – 40,6 %.
    2. По своей инициативе я провожу мониторинг   сформированности основных движений: все движения сформированы у 75 % детей, 1 движение не сформировано у 21 % воспитанников и 4 % детей требуют особого внимания, т.к. у них не сформировано 2 и более движения.
    3. На муниципальном конкурсе «Таланты нашего города»  в 2011 и 2012 годах мы заняли 2 места в номинациях «Гимнастический этюд» и «Народный танец». Нас с детьми объединило эмоциональное переживание победы. Результатом можно считать то, что дети почувствовали вкус к движению. Для меня это важно, т.к. я сама люблю танцевать и с детьми ставлю спортивные танцы.
    4. Вызывает гордость то, что 5 детей продолжают заниматься в спортивной школе и добиваются высоких результатов на квалификационных соревнованиях.

    Представление результатов.

    • Дети выступают со  спортивными танцами, акробатическими композициями на праздниках «8 Марта», «День защитников Отечества», «Выпуск в школу».
    • Команда кружка спортивной гимнастики показывает лучшие результаты на конкурсах, проводимых в ДОУ «Папа, мама, я - спортивная семья», «Летняя олимпиада», «Я–спортсмен».
    • Высокую оценку родителей получило итоговое занятие, где дети продемонстрировали освоенные элементы спортивной гимнастики.  
    • Мною был представлен опыт работы на методических объединениях для инструкторов по физической культуре г. Чебоксары, на педсоветах, семинарах для педагогов детского сада.
    • Опыт по внедрению спортивной гимнастики в работу с дошкольниками я представляла на педагогических чтениях в 2013 году.
    • Стала Лауреатом конкурса «Педагог – профессионал 2014».
    • По итогам трех лет работы подготовила презентацию «Использование элементов спортивной гимнастики на занятиях с дошкольниками»2013г.
    • Заняла II место в 3 этапе ХI Всероссийского конкурса

    «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно – оздоровительной и спортивной работы» 2014г.

    • Заняла 1 место в  Республиканском этапе  ХI Всероссийского конкурса

    «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно – оздоровительной и спортивной работы» 2014г.

    Перспектива.

    1. Дальнейшее популяризация занятий физкультурой и  спортивной гимнастикой среди родителей и педагогов.
    2. Расширение образовательного пространства через системное сотрудничество со спортивной школой.
    3. Увеличение групп детей, занимающихся спортивной гимнастикой.
    4. Утверждение авторской программы в МО и МП ЧР.
    5. Участие детей в различных спортивных, хореографических конкурсах.
    6. Поднятие рейтинга детского сада.

    Физическое воспитание ребенка есть база для всего остального.

    Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,

    без правильно поставленной физкультуры и спорта

    мы никогда не получим здорового поколения.

    А. В. Луначарский

     Использованная литература

    1.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
    2. Адашкявичене З.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. -  М.: Просвещение, 1991.
    3. Вавилова Е. А. Учите детей бегать, прыгать, лазать.- М.: Просвещение, 1983.
    4. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. -  М.: Просвещение, 2005.
    5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 2010.

    6.         Дыхательная гимнастика. /Дошкольное воспитание, № 2 -1997 г. № 10 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    7.         Упражнения на гимнастической стенке /Дошкольное воспитание № 10 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    8.         Акробатические кувырки. Дошкольное воспитание № 6 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    9.         Акробатические прыжки со скамейки. Дошкольное воспитание № 8 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    10.       Упражнения в равновесии на снарядах (гимнастической скамейке) Дошкольное воспитание № 9 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    11.       Подтягивание на турнике. Дошкольное воспитание №11 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    12.      Акробатические упражнения. Дошкольное воспитание № 5 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    13.      Упражнения на кольцах. Дошкольное воспитание № 7 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт».

    9.       Меньшикова Н.К. Гимнастика с методикой преподавания: М.: Просвещение, 1990. – 223 с

    10.      Боброва Г.А.. Искусство грации. М., «Детская литература», 1986 г.

    11.      Развивающая педагогика оздоровления. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        [[{"type":"media","view_mode":...

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

    «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ОГОРОДА НА ОКНЕ» (Представление опыта работы, в рамках ТМО)

    Ребенок по своей природе исследователь. В ходе опытно – экспериментальной деятельности стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы: «Как?», «Заче...

    В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

    Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

    Представление опыта работы старшего воспитателя в рамках освоения и внедрения ФГОС ДО

    Наш детский сад является пиллотной площадкой по освоению и внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Ежегодно я представляю практический опыт внедрения ФГОС ДО на муни...

    Представление опыта работы кружка по квиллингу «Волшебный завиток»

    Представление опыта работы кружка по квиллингу «Волшебный завиток»...