Подвижная игра, как средство подготовки детей к школе
консультация по физкультуре по теме

Меньщикова Наталья Александровна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryirdzrgriryorprdzrdegsdzh_ryorisdjrdeg.docx100.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра, как средство подготовки детей к школе

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. В целях всестороннего развития и воспитания ребенка широко используются подвижные игры. Игра для детей – это важное средство самовыражения, проба сил, развитие физических качеств. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.

Психологи предупреждают, раннее обучение превращает детей в уменьшенную копию взрослых. Дошкольник, так и не научившись играть, останется личностью не зрелой. «Ненаигравшиеся» дети, по мнению психологов, характеризуются худшей успеваемостью и быстро утрачивают интерес к школе.

Цели: выявление особенностей подвижной игры, как средства подготовки детей к школе.

Задачи:

1.        Изучить и проанализировать источники по теме исследования;

2.        Рассмотреть определения игры;

3. Рассмотреть определение и особенности подвижной игры;

4. Рассмотреть примеры подвижных игр.

В работе использованы следующие методы исследования: метод изучения источников, метод анализ, метод сравнения.

Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Рассмотрим несколько определений игры.

«Игра-это школа произвольного действия»    Д.Б.Эльконин

«Игра-школа морали в действии»   А.Н.Леонтьев

«Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте».

«Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» П. Ф. Лесгафт

Подвижная игра – это сознательная, активная двигательная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач и выполнение игровых правил. Отличительной особенностью или спецификой подвижной игры является мгновенная ответная реакция ребенка на сигнал («Лови!», «Беги!», «Замри!» и т.д.).

Работы Я.А. Каменского, Д. Локка, И. Песталоцци, К.Д.  Ушинского, Ф. Фребеля, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, Е.А. Покровского, А.В. Запорожца, Э.Я.  Степаненковой, М.Ф. Литвиновой и других специалистов свидетельствуют о том, что подвижная игра является важнейшим институтом подготовки ребенка к жизни.

Необходимо подчеркнуть, что игра включает в себя наиболее важное и необходимое для совершенствования двигательных навыков человека в конкретных общественно-исторических условиях. П.Ф. Каптерев пишет: «На общественную игру можно смотреть как на первое вступление дитяти в жизнь, в общество, когда перед дитятей открывается дверь нового и совершенно неизвестного мира…»[1]. Подвижные игры – одна из форм передачи духовного наследия, культуры и традиций своего народа.

Трудовая деятельность всегда оказывала огромное влияние на ход развития человеческого общества, поэтому игры в своей первобытной форме отображали именно ее. Между содержанием подвижных игр и трудовой деятельностью общества, находящегося на определенной ступени экономического развития, прослеживается интересная зависимость: чем ниже ступень культуры человеческого общества, тем теснее данная взаимосвязь.

Это подтверждает анализ литературы, посвященной наблюдениям за племенами, находящимися на ступени первобытной культуры. Достаточно вспомнить имена Миклухо-Маклая, Левингстона, Нансена, Амундсена, Мид и многих других исследователей, наблюдавших игры негритянских племен, австралийцев, эскимосов. Понимая, что игра является непосредственной подготовкой к труду и войне, взрослые в первобытном обществе принимали активное участие в детских играх[2].

По мере усложнения производственных отношений и развития идеологии сфера игровой деятельности значительно расширяется. С одной стороны, развитие идеологической надстройки стимулирует появление обрядовых игр, с другой – развиваются игры, истоки которых можно обнаружить в трудовой и боевой деятельности общества. При этом происходит усложнение двигательных задач, в результате которых данные игры приобретают значительные отличия от своих прообразов. Например, камень, использовавшийся как орудие метания в первобытных играх, преобразовывается в деревянный шар; мяч, копье и бумеранг вытесняются палкой, битой, клюшкой и т.д. Игры, связанные с обнаружением противника и нападением на него в темноте, трансформируются в игры типа «Жмурки».

С дальнейшим усложнением орудий производства и производственных отношений в обществе идет процесс дифференциации и специализации труда, параллельно меняется облик военного искусства. Утрачивается взаимосвязь между движениями, которые формируются в игре, и узко-специализированными трудовыми и боевыми навыками.

Появляется множество новых сложных двигательных задач, решение которых требует разнообразных двигательных действий. Выделить наиболее значимые, типичные движения в этой ситуации весьма затруднительно, поэтому двигательные навыки на данном этапе общественно-исторического развития носят универсальный характер и утрачивают свое определяющее значение в содержании подвижных игр.

Однако, согласно теории уровневого построения движений Н.А. Бернштейна, именно эта историческая категория подвижных игр – как школы двигательного опыта – является своеобразным фундаментом для возникновения более сложных движений, адекватных требованиям времени[3].

В этой связи можно предположить, что современные тонко координированные трудовые навыки развивались на базе более общих координационных структур. Таково, например, происхождение игр с маленькими мячиками, камешками, веревочкой, разнообразных пальчиковых игр типа нашей «Сороки-вороны», которые способствуют развитию мелкой моторики и ручной ловкости, необходимой в современном труде, учебе и домашней работе[4].

Исторический анализ подвижных игр позволяет предположить, что они воспитывают именно те психофизические качества и навыки поведения, которые являются наиболее типичными для соответствующего исторического этапа. В данной связи представляет научный интерес исследование В.М. Черевкова, который отмечает следующее.

В первобытном обществе труд не был регламентирован по времени: охотник добывал пищу, когда испытывал чувство голода, и отдыхал, когда был сыт. Организация работающего коллектива находилась на самом элементарном уровне. Эти же организационные формы, а точнее почти полное их отсутствие, находят отражение в примитивном построении подвижных игр[5].

Структура игр значительно видоизменяется по мере усложнения форм организации труда. Это подтверждают русские народные игры времен крепостного права. Труд крепостного крестьянина подчинен определенным правилам, организация трудового коллектива – проста, основным мотивом к трудовой деятельности является желание избежать наказания.

Все эти признаки находят отражение в играх деревенской молодежи того времени. Они имеют точно установленные правила, определяющие взаимоотношения между игроками. Фактор времени, не имеющий решающего значения в труде крепостных, в них отражен слабо. Однако правилами предусмотрено наказание для проигравших, а также для игроков, нарушивших данные правила.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта , жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия : «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне» — «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера , воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству[6].

Подвижные игры служат средством для подготовки детей к школе, в процессе которых действия игроков протекают в чрезвычайно напряженном темпе, требующем проявления быстроты реакции, силы, выносливости, ловкости, умения адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки. Соблюдение методики организации и проведения подвижных игр позволяет ребенку проявить творчество, инициативу, реализовать себя как личность.

Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей, таким образом подводят к играм.

Использование средств физической культуры и спорта – серьезный и действенный фактор формирования социальной активности, укрепления здоровья, повышения физической подготовленности детей и молодежи. К сожалению, в настоящее время на практике мало используются фольклорные подвижные игры.

Ниже представим, как можно проводить занятия по физическому воспитанию в фольклорной стилистике.

Инвентарь: косички по числу детей, маски кота и совы.

Задачи:

1) познакомить детей с народными играми, считалками, потешками, стишками, песенками, русской народной музыкой;

2) развивать мелкую моторику детей, звукопроизношение, физические качества;

3) создавать у детей положительный эмоциональный настрой.

Вводная часть.

Воспитатель:

– Мы гулять с вами пойдем, красно солнышко найдем. Солнышковёдрышко, выгляни в окошко. Красное, покажись, яркое, появись.

Дети: ходьба бодрым шагом. Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы.

– Утром солнышко встает, выше, выше, выше. Ночью солнышко уйдет, ниже, ниже, ниже.

Дети: ходьба на носках в центр круга. Ходьба спиной вперед, в приседе.

– Есть у солнышка дружок, красногрудый петушок. Петя рано встает, голосисто поет, детям спать не дает.

Дети идут с высоким подниманием бедра и работой рук – «как петушок» – через косички.

– Солнце красное взошло, ярко засияло, зайчикилучики нам с тобой послало.

Дети: прыжки на двух ногах по кругу через косички – «как зайчики».

– Будем с солнышком играть и косички выбирать.

Дети: бег врассыпную, по сигналу остановка на косичке.

Основная часть.

Общеразвивающие упражнения с косичками, с речитативом.

1. Руки вверх – и мы вдыхаем, руки книзу – выдыхаем.

2. Руки ставим перед грудью, повороты делать будем.

3. Руки вверх над головой, наклоняемся с тобой.

4. А теперь вперед прогнуться и друг к другу потянуться.

5. Вниз наклоны делать будем и колен коснемся грудью, а колени не сгибать и косички не ронять.

6. Сели, встали, сели, встали и ни капли не устали, спинки ровно всем держать, пятки можно отрывать.

7. Чтобы сильными нам стать, будем ноги поднимать.

8. А теперь играем в краны, строим башнивеликаны.

9. Отдыхаем, все легли. Сели быстро! Раз, два, три! Ручками не помогать, будем пресс тренировать.

10. На животике лежи и кораблик покажи: по морям, по волнам, сегодня здесь, а завтра там.

11. Ты прогнись, а не лежи и лягушку покажи.

12. Спинка будет отдыхать, надо киску показать.

13. А теперь попрыгать нужно, нука вместе, нука дружно.

14. Отдыхаем: дует легкий ветерок, вертит нас, как флюгерок.

15. Мы попрыгаем опять, всем косички повращать.

16. Отдыхаем, дышим глубже, перешагиваем дружно.

– А теперь пора играть, начинаю всех считать:

Первенчики, другенчики,

Летели голубенчики.

Тебе – ловить,

А тебе – водить.

Народная игра «Совушкасова большая голова».

– Будем заново играть, надо вас пересчитать:

Вышли мыши как тораз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Кто остался, выйди вон.

Веселись, ликуй, народ,

Тот, кто вышел, будет кот.

Ты мышат быстрей лови,

Хвостики себе бери.

Раз, два, три – лови!

Игра «Кот и мыши».

Заключительная часть.

Игра «Мышеловка».

– Как нам мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Погодите же, плутовки,

Доберемся мы до вас,

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас.

Игра повторяется дважды, после игры отмечаются самые ловкие «мышки».

Занятие заканчивается ходьбой по кругу.

Творчески используя фольклор как эмоциональнообразное средство влияния на детей, можно поддерживать их интерес к физической культуре. Такие занятия доставляют детям радость и помогают непринужденно, с удовольствием готовиться к новой учебной деятельности.

Итак, через игру ребёнок познаёт мир. В игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается. Игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие.

Обобщая вышесказанное, необходимо подчеркнуть огромное значение подвижной игры для всестороннего развития личности ребенка-дошкольника, подготовки его к жизни, труду и защите Отечества. Чтобы ребёнка подготовить к школе, нужно позволить ему играть со всем, что попадается ему под руку, так как играя развиваются те навыки, которые необходимы школьнику.

Ребёнок обучается в игре следующему:

1.Переживать  жизненные ситуации других людей как свои собственные.

2.Уважать себя и верить в себя.

3.Надеяться на свои силы при столкновении с проблемами.

4.Свободно выражать свои чувства.

5.Учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с правилами и нормами.

6.Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, становится более самостоятельным, активным, общительным.

7.В игре формируются коммуникативные качества ребёнка.

Список использованных источников

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.- М.,2007
  2. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду .-М.,2007
  3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.
  4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой.— М.: Просвещение, 1986.— 79 с. Ил.
  5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения сентябрь.- 2011.-№9.
  6. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.-М. «Вако»,2011


[1] Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях // Энциклопедия семейного воспитания и обучения: В 59 вып. Вып. IV. СПб., 1898.

[2] Филитис Н.С. Подвижныя игры детских садов. М., 1916.

[3] Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

[4] Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1965.

[5] Черевков М.А. О месте игры в физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. -1947. -№ 8. -С. 373–376.

[6] Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой.— М.: Просвещение, 1986.— 79 с. ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

Презентация на тему "Игра - как средство подготовки детей к школе

Игра является неотъемлемой частью дошкольного детства, но также она способствует подготовке к школе....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Развитие мелкой моторики - это необходимое условие освоения детьми большого количества различных творческо-бытовых действий. Помимо этого, В.А. Сухомлинский считал, что мышление и речь детей сосредото...

«Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе»

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчес...

Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе

Консультация для воспитателей  на тему "Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе"...

Дидактическая игра как средство подготовки детей к школе

Проблема готовности дошкольников к обучению в школе всегда стояла в центре внимания. Решение данной проблемы меняется в связи с новыми правилами и системой образования. Основн...