«Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе»
консультация (старшая группа)

Бурханова Ирина Занфировна

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе»

Подготовка детей к обучению в школе является важнейшей задачей педагогов дошкольного образования. К сожалению, в современных условиях дошкольная подготовка зачастую сводится к тому, чтобы ребенок «умел читать и считать», вследствие чего основная часть времени в подготовительных группах посвящается учёбе, а не игре. Соответственно, психологической и социальной составляющим дошкольной подготовки отводятся второстепенные роли. В результате многие ребята приходят в школу с накопленным багажом умений по чтению, счету и письму в прописях, но совершенно неподготовленными психологически. Они испытывают постоянный стресс, не могут адаптироваться к новой для себя поведенческой модели, конфликтуют с учителем, своими товарищами, и в результате достаточно быстро попадают в категорию «трудных» или «неуспевающих». Из уст родителей и учителей часто можно услышать выражения: «ребенок застрял на детсадовском уровне развития» или «ребенок не доиграл».

Что же упускают родители и воспитатели детского сада на этапе подготовки к школе? Как сделать период дошкольной подготовки интереснее, одновременно психологически и социально адаптировав ребят к школьной жизни? Лучше всего для этих целей подходят сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (например, игра в дочки-матери, день рождения, производственные - отражающие профессиональный труд взрослых (игры в больницу, магазин, парикмахерскую, общественные (игры в библиотеку, школу, патриотические (игры в героев космоса или войны, игры по мотивам литературных или телевизионных произведений (в Мойдодыра, Простоквашино и т. д., режиссерские (где ребенок «заставляет говорить» кукол, действуя при этом в двух планах – за куклу и за себя).

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с играющими (наказывает или ласкает ребенка, осматривает пациента и т. д., роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер – ведь само ее содержание создает потребность в совместной игре. Дети учатся самостоятельно налаживать отношения в коллективе, брать на себя роли и определенную ответственность. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

В сюжетно-ролевых играх ребенок научается сознательно подчиняться правилам, которые легко становятся для него внутренними. Именно в сюжетно-ролевых играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Всё это имеет особое значение для формирования предпосылок школьной учебной деятельности. При переходе к школьному обучению внутренняя мотивация к соблюдению правил делает возможным подчинение активности детей учебной задаче, учебным целям. При поступлении в школу для ребенка наступает новый период его «игры», в которой появляются новые роли, новые правила, новые, более взрослые задачи, более ответственные поручения. Именно дети, имеющие богатый опыт сюжетно-ролевых игр, быстрее осознают свою новую социальную позицию, безболезненно втягиваются в школьный образовательно- воспитательный процесс, не имеют проблем адаптации в коллективе и становятся успешными учениками.

Литература

1. Венгер Л. А. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М., 1994 – 189 с.

2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М., 2008. – 128 с.

3. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 1997. - №10.

4. Короткова Н., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, 1989, №4, с. 23

5. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, №5, с. 83.

6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. – М., 1986.

7. Шитова Т. П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №6, с. 33

8. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

Презентация на тему "Игра - как средство подготовки детей к школе

Игра является неотъемлемой частью дошкольного детства, но также она способствует подготовке к школе....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Развитие мелкой моторики - это необходимое условие освоения детьми большого количества различных творческо-бытовых действий. Помимо этого, В.А. Сухомлинский считал, что мышление и речь детей сосредото...

Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе

Консультация для воспитателей  на тему "Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе"...

Дидактическая игра как средство подготовки детей к школе

Проблема готовности дошкольников к обучению в школе всегда стояла в центре внимания. Решение данной проблемы меняется в связи с новыми правилами и системой образования. Основн...