Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья по физкультуре на тему

    Захарова Надежда Анатольевна
    Учитывая потребности современного общества, отраженные в ФГОС ДО, в нашем детском саду применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые направлены на всестороннее развитие личности дошкольника с учетом особенностей каждого ребенка, такие как: музыкально-подвижные игры, ритмическая гимнастика, релаксация, игровой массаж и самомассаж, коррегирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, степ-гимнастика и т.д.. Одна из эффективных форм работы - фитбол-гимнастика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_v_knigu.docx26.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 

    Захарова Н.А.

    Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида» (Рузаевка)

     Политические и социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, требуют обновления системы образования. В связи с кризисным состоянием подрастающего поколения особую актуальность приобретает создание для детей и подростков инновационных оздоровительных технологий, предназначенных преимущественно для  жизнеобеспечения функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, нервной).

    На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.

    Учитывая потребности современного общества, отраженные в ФГОС ДО, в нашем детском саду применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые направлены на всестороннее развитие личности дошкольника с учетом особенностей каждого ребенка, такие как: музыкально-подвижные игры, ритмическая гимнастика, релаксация, игровой массаж и самомассаж, коррегирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, степ-гимнастика и т.д..

    Одна из эффективных форм работы - фитбол-гимнастика. Методика направленная на укрепление здоровья ребенка, коррекцию недостатков физического развития, профилактику заболеваний, увеличение двигательной активности, формирование  интереса к физической культуре.

      Фитбол в переводе с английского языка означает « мяч для опоры», применяется в оздоровительных целях.

    В 2000 году в РГПУ им. А.И. Герцена впервые были разработаны программы по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.

    Упражнения на гимнастическом мяче способствуют приобретению двигательной сноровки, координации движений и сохранению равновесия. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, улучшают функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, нормализуют работу нервной системы, стимулируют нервно-психическое развитие, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

           Также в работе по укреплению и сохранению здоровья дошкольников немаловажны сенсорные особенности фитболов:

     — Мяч имеет форму шара. Это идеальная космическая форма, не имеющая ни начала, ни конца. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, вызывая ответную реакцию нервной системы, улучшая процессы в мышцах, в сухожильно-связочном отделе.

    • Мячи могут быть разного размера и цвета. Теплые тона (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют иммунитет, укреплют память, зрение, придают бодрость. Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, но ухудшают скоростно-силовые качества. Желтый и зеленый цвета тоже нормалиуют сердечную деятельность, к тому же расслабляют, снимают напряжение, способствуют проявлению выносливости. Белый цвет уменьшает раздражение и напряжение. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Теплые цвета усиливают восприятие темпера- туры окружающего воздуха, холодные цвета — уменьшат.
    • Мячи обладают вибрационным воздействием на opганизм занимающихся, возникающем при выполнении пружинящих покачиваний. Непрерывная вибрация успокаивает  нервную систему. Упражнения выполняются сидя, не отрывая ягодиц от мяча, с небольшой амплитудой движений, в медленном темпе. Прерывистая вибрация действует возбуждающе, в быстром темпе. Легкое покичивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функции коры надпочечников.

    Учитывая основные принципы и задачи фитбол – гимнастики свою работу с детьми  дошкольного возраста я строю в 4-е этапа: 

    1 этап включает следующие задачи:

    1) Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.

    2) Учить правильной посадке на фитболе.

    3) Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лёжа, в приседе).

    Структура образовательной деятельности включает традиционные 3 части: вводную, основную, заключительную. На данном этапе включается 5-8 упражнений с фитболом.

    2 этап включает следующие задачи:

    1) Учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

    2) Формировать навык сохранения правильной осанки при уменьшении площади опоры (упражнения на развитие координационных способностей и развития равновесия).

    3) Учить ребёнка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

    4) Формировать умение выполнять упражнения для расслабления мышц на фитболе.

    Структура образовательной деятельности сохраняется, но увеличивается объём упражнений на фитболе. Использую музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

    3 этап включает следующие задачи:

    1) Учить выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе.

    2) Формировать умение выполнять упражнения на растягивание с использованием фитбола.

    Структура образовательной деятельности сохраняется. Увеличивается объём упражнений с фитболом.

    4 этап включает задачу по совершенствованию качества выполнения упражнений в равновесии.

     Организуя работу по данным направлениям, использую:

    наглядные материалы (фотографии, схемы построения, рисунки);

    словесные методы (объяснение, команды, которые сочетаются с показом и помогают уточнить техники упражнений, словесные описания, которые помогают детям освоить движения на фитболе, отражают характер движения. Например: «Боксер», «Перекат», «Улитка»,  «Паровоз» и другие).

    Практические методы:

    Элементы фитбол - гимнастики я включаю в разминку, например ходьба по кругу с мячом в руках, подбрасывание в ходьбе, перешагивание мяча, ходьба, держа мяч «за рожки» за спиной и т.д., в комплексы ОРУ в подвижные игры «Догони мяч», «Быстрый и ловкий»

    Игровые методы:

    Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Дети получают удовольствие не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса.

    В своей работе  больше внимания уделяю  игровым упражнениям в разминочной части, в которую включаю  задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля. После сильного возбуждения в основной части, с ее повышенной двигательной активностью, включаю заключительную релаксационную часть, также с использованием фитбол - мячей. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Все большую роль отвожу :  коммуникативным, командным играм, соревнованиям, эстафетам с использованием фитбол - мячей, например «Лошадки», «Самый быстрый» и д.р.)

    Повышению эффективности занятий, созданию эмоционального подъёма, чувства радости и удовольствия, способствовало сочетание фитбол - гимнастики с музыкой, проговариванием стихов в ритме движений и пения в такт любимой мелодии (стишок, пример). Ко многим физическим упражнениям вместе с детьми придумывали условные названия, которые помогали им освоить движение на фитболе, и отражали характер движения, например: «Боксер», «Мостик», «Улитка».

    Параллельно веду работу с родителями т. к. работа, в данном направлении, невозможно  без участия родителей, понимания значимости проблемы. Прежде всего, я провела анкетирование «Знаете ли вы, что такое фитбол? И ваше отношение к нему?» Результаты проведенного анкетирования показали, что родители, в основном, теоретически признают полезность фитбол - гимнастики.

    Это позволило определить некоторые направления совместной деятельности с родителями:

    1. Информирование родителей через  встречи в семейном клубе «У очага», за круглым столом, за чашкой чая.
    2. Участие родителей в работе по физкультурно-оздоровительному направлению (праздники, конкурсы, досуги). Совместно с родителями  проводились  занятия, мастер-классы, консультации по данной проблеме, были подобраны комплексы фитбол - гимнастики для занятий в домашних условиях.

           Многие родители (особенно мамы) заинтересовались этими занятиями и приобрели мячи для детей.

    Для мониторинга результативности работы разработана медико-педагогическая диагностика, которая осуществляется в три этапа (первичное обследование, текущее изучение, заключительное обследование).

    По итогам первичного мониторинга проведенного в начале работы, были получены следующие результаты: низкий уровень физического развития наблюдалось у 30% детей, средний уровень у -60% детей и 10%-высокий уровень. Повторный мониторинг,  проведенный в конце года, показал, что высокого уровня достигли 50% детей, а низкий уровень снизился до  20%.

    Выводы: Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. Новая форма физкультурных занятий стимулировала двигательную активность детей, повысила интерес к занятиям, снизила утомляемость и дала положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

    Таким образом, фитбол - гимнастика,  является на данный момент инновационным направлением  в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития  ребенка.

    Литература

    1. Александров, И. И. Физика / И. И. Александров. – М. : Наука, 2014. – 158 с.
    2. Бобкова, О. В. Общекультурное развитие школьников как педагогическая проблема / О. В. Бобкова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 1 (5). – С. 33–36.
    3. Петров, А. А. Философия : учеб. пособие [Электронный ресурс] / А. А. Петров, В. С. Рыбников. – М. : Наука, 2014. – 158 с. – Режим доступа : disser.com243\vcsgm.

    Список используемой литературы:

    1. Кудрявцев В.Т., ЕгоровБ.Б Развивающая педагогика оздоровления(дошкольный возраст) программно-методическое пособие- М.: Изд-во Линка-пресс, 2000г
    2. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет-М.:Изд-во ТЦ Сфера,20008г.
    3. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ- Изд-во: «Учитель»,Волгоград, 2008г.
    4. Борисова М. «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования» учебно-методическое пособие, М.:Изд-во Обруч,2014г.
    5. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М., Игры, которые лечат, для детей 5-7 лет, М.: Т.Ц.: Сфера, 2013-2015г.
    6. Веселовская С.В, Сверчкова О.Ю., Левчинкова Т.В., методическое пособие по фитбол- аэробике и фитбол- гимнастике-М.:ННОУ «Фитбол», 1998
    7. Журнал «Инструктор по физкультуре»,Т.Ц. Сфера, 2013г
    8. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002
    9. Интернет источники


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников

    Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

    Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

    В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.  Главной целью дошк...

    Доклад на тему:"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...

    Доклад "Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

    Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание историческим переемственности поколений, сохронение, распростронение и развитию национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческ...