Средства общения учителя физической культуры с учащимися
статья по физкультуре на тему

Соболь Наталья Михайловна

Средства общения учителя физической культуры с учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства общения учителя физической культуры с учащимися

Физическое воспитание или физическая культура является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Объективно оценить деятельность педагога возможно только на основе исследования объективных критериев, сущностных характеристик педагога, важнейшей из которых является коммуникативные способности учителя.

Общение играет важную роль в развитии человека: в освоении норм социально-политического поведения, эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности.

 Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Речевые средства общения являются основными как по частоте использования, так и по содержательности. Они позволяют выражать тонкие оттенки чувств, мыслей, побуждений человека. С помощью речи учитель физической культуры отдает распоряжения, объясняет, оценивает поведение и действия учащихся, регулирует их состояние. 

Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые.

Речевые:

-монологическая речь

- диалогическая речь

- рассказ, доклад , команды  

- свободный диалог, направленный диалог (беседа),

-лекция ,выступление

Неречевые:

-жесты

-предметы

-мимика

-коды

-символы

-действия

Речь бывает монологической и диалогической.

Монологическая речь — это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний учителем

Диалогическая речь - это обмен репликами между обеими общающимися сторонами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных действий.

Среди различных функций речи (сигнификативной, то есть обозначения предметов, явлений, действий и т. д., обобщающей и др.) особое значение для педагогической деятельности приобретает коммуникативная функция, имеющая три стороны: информационную, выразительную и волеизъявления.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и умений и тесносвязана с функциями обозначения (например, использование спортивной терминологии) и обобщения (например, отнесение того или иного показателя двигательной деятельности к определенной группе двигательных качеств: быстроты реагирования - к качествам быстроты; усилия, развиваемого при сжатии динамометра, - к группе силовых качеств и т. д.). Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно отражающее ту или иную мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление и у учащегося.

Выразительная сторона связана с передачей чувств и отношения говорящего к предмету сообщения. По тембру, громкости голоса, по паузам и т. д. узнают, спокоен или взволнован человек, сердится он или радуется, утомлен или скучен. Через речь учитель передает учащимся свое отношение к их поступкам и делам. По речи учащиеся легко распознают искренность эмоций учителя или его равнодушие.

Волеизъявление отражает стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям. Оно тесно связано с убеждением и внушением.

Неречевые средства общения.

Наиболее распространенными из неречевых средств общения являются жесты, сочетаемые с мимикой. Они отражают динамическую сторону общения, в отличие от внешнего облика и физиогномической маски, создающих статичную сторону общения.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. Жесты оживляют речь, но слишком частые и однообразные, суетливые, резкие жесты раздражают.

 Мимика - это динамическое выражение лица в данный момент общения. Хотя некоторые элементы жестикуляции и мимики врожденные, они в основном обусловлены воспитанием. Умелое владение ими помогает учителю передавать нужную информацию учащимся, отражать свое настроение и при необходимости заражать им своих учеников.

Общение действиями занимает на уроках физического воспитания и учебно-тренировочных занятиях большое место. Оно включает показ физических упражнений, то есть передачу содержания общения; движения, выражающие отношение учители к ученику (например, похлопывание по плечу в знак одобрении его действий) или учеников друг к другу (например, выражена угрозы замахиванием руки).

Предметные средства общения. К неречевым средствам общения относится обмен вещами. Например, при выполнении упражнения в форме соревнования - какая шеренга учеников быстрее передаст из одного конца в другой набивной мяч. Сигналом к осуществлению упражнения каждым учеником может явиться получение им мяча от рядом стоящего партнера Вручение подарков, награждение победителей призами тоже относится к предметным средствам общения.

Кодово-символическое общение осуществляется учителем физической культуры с учащимися с помощью схем, формул, графиков.

Поэтому, главными факторами эффективного педагогического общения на уроках физкультуры  являются профессиональные качества личности учителя физической культуры - нравственные, коммуникативные и интеллектуальные.


Список использованной литературы

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. М., 1998. 233 с.

2. Ашмарин, Б.А.Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. М., 1995. 320с.

3. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании / В.А. Барков. Гродно, 1995. 68с.

4. Брудный, А.А. Понимание и общение / А.А. Брудный. М., 1997. 110 с.

5. Интернет-ресурсы.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕФЕРАТ

Тема: «Средства общения учителя физической культуры с учащимися»

Исполнила:

Студентка  1курса заочного отделения

Специализация 49.03.01

«Физкультурное образование»

Соболь Наталья Михайловна

Преподаватель курса:

Аристархова Светлана Анатольевна

Москва 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с  контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»Чеч...

Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...

Семейный туризм как средство приобщения к физической культуре семей дошкольников

Современные технологии обучения, воспитания в рамках реализации Концепции преподавания предметной учебного предмета «Физическая культура»...

Совместные игры детей 3-4 лет как средство общения и формирования культуры поведения.

Совместные игры детей 3-4 лет как средство общения и формирования культуры поведения.Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности....

Сценарий консультации для родителей детей 5-6 лет группы комбинированной направленности с ОВЗ На тему: «Эффективное взаимодействие родителей и детей по средствам совместных занятий физической культуры в домашних условиях».

Аннотация.  Сценарий построен в информационно-игровой форме для родителей. В ходе консультации родители выполняют коррекционно-развивающие и оздоровительные упражнения....