Программа кружка по Ритмопластике для детей дошкольного возраста
рабочая программа по физкультуре на тему

Чалова Татьяна Анатольевна

Программа дополнительного образования для детей от трех до пяти  лет «Ритмопластика», реализующую основную цель: формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и ритмических движений. 

 

Программа составлена на  основе программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе» Ж.Е. Фирилевой Е.Г. Сайкиной, «Танцевальная ритмика для детей» Т. И. Суворовой.

Цель программы: развитие единого комплекса физических и духовных качеств: гармоничное телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_ritmoplastika_.docx112.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Тематический план

4. Требования к уровню подготовки воспитанников

5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

6.Список средств обучения

7. Список литературы

  1. Пояснительная записка

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 5 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, гармоничного развития физических и духовных качеств.

Это привело к необходимости разработать программу дополнительного образования для детей от трех до пяти  лет «Ритмопластика», реализующую основную цель: формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и ритмических движений.

Программа составлена на  основе программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе» Ж.Е. Фирилевой Е.Г. Сайкиной, «Танцевальная ритмика для детей» Т. И. Суворовой.

Ритмопластика включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребёнка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Система специально подобранных физических, хореографических, ритмических, акробатических упражнений направлена на решение задач всестороннего физического развития с учётом состояния здоровья и развития ребёнка. Дети выполняют упражнения, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Подвижные и спортивные  игры, включающие бег, прыжки, упражнения с мячом, обручем и другими предметами также способствуют гармоничному развитию физических и духовных качеств.

Цель программы: развитие единого комплекса физических и духовных качеств: гармоничное телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

Задачи программы

Развитие музыкальности.

  • Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
  • Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
  • Развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

  • Развитие ловкости, точности, координации движений;
  • Развитие гибкости и пластичности;
  • Формирование правильной осанки, красивой походки;
  • Воспитание выносливости, развитие силы;
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • Развитие творческого воображения и фантазии;
  • Развитие способности к импровизации в движении.

Развитие и тренировка психических процессов:

  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • Тренировка подвижности нервных процессов;
  • Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:

  • Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Курс «Ритмопластика» состоит из поэтапного формирования творческих способностей и развития индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и ритмических движений. Для каждого года обучения составлен тематический план, рассчитанный на 72 часа. Непосредственно-образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю по 15 минут во второй младшей группе, по 20 минут в средней группе.

Возрастные особенности физического развития детей от 3 до 5 лет

Возраст 3-4 года.

Моторику детей этого возраста Н.А. Бернштейн охарактеризовал как «грациозную неуклюжесть». Дети этого возраста овладевают большим количеством разных движений, (ходьба,  бег,  лазание,  действия  с  предметами), но их движения еще недостаточно ловки и координированы,

свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У младших дошкольников (3-4 года) формируются навык бега, в частности, появляется фаза полета, попеременные движения рук при ходьбе и беге (в 7 лет такие движения наблюдаются уже у 95% детей).

Дети впервые овладевают прыжками (сначала подпрыгиваниями на месте, затем на одной ноге), метаниями и действиями с мячом. Все эти навыки осваиваются постепенно.

В этом возрасте возникает  интерес  к  определению  соответствия  движений  образцу.

Возраст 4-5 лет.

В  этом  возрасте  продолжается   рост  всех  органов  и  систем,  сохраняется  потребность в движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.

Характеристика детей

              Количество

Младший возраст

Средний возраст

Мальчики

9

7

Девочки

8

3

Группы здоровья, в т.ч.

1 группа

14

6

2 группа

3

4

3 группа

-

-

Интеграция ритмопластики с образовательными областями

Здоровье

Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья

Физическая культура

Формирование двигательных навыков и умений;

- развитие физических качеств;

- формирование правильной осанки

Безопасность

Усвоение знаний о правилах поведения в спортивном зале

Музыка

Использование музыкальных произведений  различных художественных характеров

Познание (ознакомление с природой)

Создание образов окружающей среды с помощью танцевальных упражнений

Социализация

Создание танцевальных упражнений и ритмических жестов по впечатлениям просмотренных сказок

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Использование логоритмических упражнений, подражательных  действий в сопровождении стихами.

Художественное творчество

Использование средств продуктивных видов деятельности для передачи разнообразных образов

2.Содержание программы

 Содержание программы по ритмопластике  определяют следующие разделы:

  • игроритмика;
  • танцевально-ритмическая гимнастика;
  • игропластика (игровой стретчинг);
  • пальчиковая гимнастика;
  • строевые упражнения;
  • игровой самомассаж;
  • музыкально-подвижные игры;
  • креативная гимнастика;
  • образно-игровые движения (упражнения с превращениями);

«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры

«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов

«Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме).

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны  с учетом их корригирующего значения

Стретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, закрепощенности и уверенности в себе.

        «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления

«Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмопластике).

«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и закрепощенности.

 «Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д. Для детей предлагается следующая последовательность использования образов:

  • знакомые детям животные и птицы;
  • интересные предметы;
  • растения и явления природы;
  • люди, профессии.

Методические рекомендации

Основная форма образовательной работы с детьми: сюжетно-игровая (с учётом возрастных особенностей детей),  в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное  и всестороннее воспитание и формирование физических, музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.      

Занятия состоят из  3 частей:

В первой (вводной) части, занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве ОРУ используются музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.

Во второй (основной) части важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности. Подвижная игра – важная составляющая основной части занятия. Подбор подвижных игр осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер.

В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма, и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включаются в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствуют упражнения, направленные на релаксацию, выполняемые в игровой форме.

Для того чтобы успешно развивалось детское творчество, на занятиях желательно использовать соответствующий музыкальный материал, отражающий характер выполняемых действий. В нём должны присутствовать контрастность темпа и динамики, определённые ритмические рисунки. Если ребёнок будет чувствовать разнообразие музыки, то он сможет точнее передать движением своё отношение к ней, то есть у него будет развиваться творческое воображение.

Одно из важнейших требований - соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и правил пожарной безопасности. Педагог обязан постоянно знакомить детей с правилами по ТБ при работе с гимнастическими предметами (скакалки, обручи, мячи, фитболы), с ковриками, заботиться о чистоте в танцевальном зале, следить за внешним видом детей и формой одежды для занятий, соответственно требованиям.

Правила техники безопасности

  1. Приступать к занятиям в специальной форме:

а) для девочек – гимнастический костюм, носки, чешки, волосы прибраны в шишку;

б) для мальчиков – футболка, шорты, носки, чешки.

  1. Внимательно слушать педагога, смотреть показ упражнений.
  2. Приступать к выполнению упражнений только с разрешения педагога и под его непосредственным контролем.
  3. Выполнять только те упражнения, которые разрешает педагог.

3.Тематический план

Первый год обучения (младший возраст)

Период

Тема

Задачи

Содержание

Время

Сентябрь

1.Диагностика физической подготовленности детей для выявления моторно-одаренных детей с высоким уровнем развития основных двигательных навыков и умений.

2.Определение посредством анкетирования родителей интереса и склонностей детей в сфере двигательной деятельности.

3.Формирование групп детей.

4.Составление плана работы кружка ритмопластики   

2 *15

мин

Октябрь

1.Медвежата

Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать движения

с музыкой

Виды ходьбы:

-маршировка с разнообразными движениями рук;

-имитация животных при ходьбе

Виды бега:

-легкий бег  на носочках по кругу, врассыпную.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Плюшевый медвежонок»

Игропластика:

«задумчивый медведь» «оловянный солдатик» «черепаха»

Игра:

«Пчелы и медведь»

Дыхательная гимнастика:

«Мишкин животик»

Релаксация:

«Сон медвежонка»

2 *15

мин

2. Танец

Червячков

Виды ходьбы:

-приставной шаг вперед, в сторону;

-имитация животных при ходьбе, «змейка»

Виды бега:

-легкий бег «змейкой»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Танец червячков»

Игропластика:

«гусеница»

«задумчивый медведь» «оловянный солдатик» «черепаха»

Игра: «Догони хвост»

Дыхательная гимнастика:

-упражнение

«Обдуваем плечи»

2 *15

мин

3. Пугало

Виды ходьбы:

-с разным положением рук;

-шаги с проговариванием

Виды бега:

егкий бег  на носочках по кругу, врассыпную;

-«ножки назад»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Пугало»

Игропластика:

«качалочка»  «пугало» «покачай малышку»  

Игра:

«Пугало и воробушки»

«Отгадай, чей голосок»

Дыхательная гимнастика:

упражнение

«Обдуваем плечи»

2 *15

мин

4. Автобус

Виды ходьбы:

-на носках, руки вверх ладони во внутрь;

 -на пятках, руки на пояс;
-полуприсяде, руки вперед.

Виды бега:

- легкий бег;
- подскоки;

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Мы в автобусе сидим»

Игропластика:

 «качалочка»«цапля»

«катание на морском коньке» «стойкий оловянный солдатик»

Игра: «Путешествие по станциям»

Дыхательная гимнастика:

упражнение «Потягушечки»

2 *15

мин

Ноябрь

1.Неваляшки

Развитие умения начинать и заканчивать  движения вместе с музыкой, двигаться в соответствии с образом характером музыки. Формировать умение выполнять простейшие перестроения: становиться в круг

Виды ходьбы:

образно игровые движения

«Неваляшка»

Виды бега

-легкий бег  на носочках по кругу;

- врассыпную

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Неваляшки»

Игропластика:

 «неваляшка» «рыбка»

«звёздочка»

Музыкально-подвижная игра:

«Магазин игрушек»

Релаксация:

«Сломанная кукла»

2 *15

мин

2. Белочка

Виды ходьбы:

танцевальные шаги.

-приставные шаги в сторону;

-шаг с небольшим подскоком.

Виды бега:

-легкий бег  на носочках по кругу, врассыпную.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Белочка»

Игропластика:

«качалочка» «Буратино» «бревнышко»

Игра:

«Белки в домике сидят»

Упражнения на расслабление мышц:

Поднимание рук — на вдохе. Свободное опускание рук — на выдохе.

2 *15

мин

3.Охотник и зайцы

Виды ходьбы:

-ходьба на носках, на пятках;

-приставной шаг вперед, в сторону

Виды бега, прыжки:

-легкий бег «змейкой», держась за руки.

-высокие прыжки с мягким приземлением на две ноги

Игропластика:

«Ванька-Встанька»

«Мальвина-балерина» «Оловянный солдатик» «морская звезда»

Музыкально-подвижная игра:

«Зайцы»

Пальчиковая гимнастика:«Зайцы»

Дыхательная гимнастика:

имитационно-образные упражнения  

«Охотники и зайцы»

2 *15

мин

4. Лягушата

Игроритмика:

«Поймай комара»

Виды бега:

-с изменением направления

Игропластика:

«улитка» «медуза» «уж»

«морской червяк»

Игра: «Цапля и лягушки»

Пальчиковая гимнастика:

выполнение фигурок из пальчиков:

«круг», «очки» «домик»

Имитационно-образные упражнения в расслаблении: потряхивание кистями рук

 «Лягушки прыгают».

2 *15

мин

Декабрь

1.Путешествие в Африку

Развитие умений самостоятельно находить выразительные позы и движения в пластических этюдах, изображающих птиц, зверей, транспорт, а так же коммуникативные жесты.

Виды ходьбы:

-семенящий шаг;

-пружинящий;

-2шага с высоким подниманием колен прыжок  на две ноги

Виды бега:

-легкий бег  на носочках по кругу, врассыпную

Игропластика:

«змея» «бегемот» «страус» «слон» «верблюд»

 Музыкально-подвижная игра:

«Жираф»

Имитационно-образные упражнения в расслаблении: поза «спящего тигра».

2 *15

мин

2.Веселый зоопарк

Игроритмика:

Различие динамики звука «громко - тихо».

 -под громкую музыку дети бегают, прыгают;

-под тихую музыку - ходьба на носках, в полуприседе, в упоре присев.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Я на солнышке лежу».

Игропластика:

«медведь» «пантера» «цапля»

«орлы» «кошечка» «змея» «собачка» «лев»

Игра:

«Ленточки — хвосты»

Музыкально-подвижная игра:

«Отгадай, чей голосок?»

2 *15

мин

3.Лесная звееробика

Виды ходьбы:

образно-игровые движения

«волк» «медведь» «заяц» «лиса» « сороконожки»

Виды бега:

-легкий бег в парах комбинируем с кружением в паре;

-бег «ножки вперед»

Игропластика:

«волшебные палочки» «молодые и старые карандаши» «кольцо» «черепаха»

Музыкально-подвижная игра: «Звееробика»

Креативная гимнастика:

Творческая игра «Кто я?»

2 *15

мин

4.Веселый зоосад

Виды ходьбы:

образно-игровые движения

«лев» «обезьянки» «олень» «пингвины»

Ритмический танец: «Кузнечик»

Игропластика:

«змея» «слоник» «крокодил» «черепаха»

Игра: «Карусель»

«Создай образ»

Пальчиковая гимнастика:

«Паучок»

2 *15

мин

Январь

1.Ножки-ладошки

Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа.

Виды ходьбы:

образно-игровые движения

с хлопками под счет

Виды бега:

-боковой галоп;

-бег, высоко поднимая колени.

Ритмический танец:

«Танец сидя».

Игропластика:

«лодочка» «ежик» «колечко» «рыбка»

Игра: «Шалунишки»

Пальчиковая гимнастика:

«Бабушка кисель варила»

2 *15

мин

2.Рыжая лошадка

Виды шага:

-имитация животных при ходьбе.

-закрепление ранее изученных.

Виды бега:

-боковой галоп;

-бег, высоко поднимая колени

-закрепление пройденного.

Игроритмика:

«Лошадки бьют копытом»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Лошадка»

Игропластика:

«веточка» «кошка» «велосипед» «бабочка»

Игра:

 «Быстрые лошадки»

Релаксация:

«Волшебный сон»

2 *15

мин

3. Снеговик

Образно игровые движения:

«В гости к снеговику»

Игроритмика:

«Пушистые снежинки»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Снеговик»

Игропластика:

«солдатик» «птица» «бабочка» «лодочка»

Игра:

«Мы снеговика лепили»

Релаксация:

«Тающий снеговик»

2 *15

мин

4.Веселые путеш-ники

Виды ходьбы:

-маршировка с разнообразными движениями рук;

-имитация животных при ходьбе

Виды бега:

-легкий бег  на носочках по кругу, врассыпную.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Веселые путешественники»

 Игропластика:

«задумчивый медведь» «оловянный солдатик» «черепаха» «телефон»

Игра:

 «У медведя во бору»

Пальчиковая гимнастика:

«Превращение»

2 *15

мин

Февраль

1. У оленя дом большой

Формирование навыка самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитание умения эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движениях

Танцевальные шаги: приставные шаги в сторону;

-шаг с небольшим подскоком.

Виды бега:

-передвижение в сцеплении за руки

Игроритмика: «Зеваки»

Игропластика:

«веточка» «кошка» «велосипед» «бабочка»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

 «У оленя дом! большой»

Музыкально-подвижная игра: «Найди свое место»

Игровой самомассаж:

поглаживание рук и ног в образно-игровой форме.

2 *15

мин

2.На крутом бережку

Игроритмика:

 образно-звуковые действия «горошинки»

Виды бега:

-врассыпную;

-легкий бег в парах

Игропластика:

«волшебные палочки» «молодые и старые карандаши» «кольцо» «черепаха» «качалочка»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«На крутом бережку».

Музыкально-подвижная игра:«Найди свое место»

Пальчиковая гимнастика:

«фонарики»

2 *15

мин

3.На лесной опушке

Образно-игровые движения: «Поход»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

 «У оленя дом! большой»

Ритмический танец: «Кузнечик»

Игропластика: «веточка» «кошка» «велосипед» «бабочка»

Музыкально-подвижная игра: «Зайчики и волк»

Пальчиковая  гимнастика:

«Превращения»

2 *15

мин

4.Разноцветная игра

Игроритмика:

-различие динамики звука «громко — тихо».

Ритмический танец:

«Если весело живется»

Танцевально ритмическая гимнастика:

«Разноцветная игра»

Игропластика:

 «змея» «ежик» «черепаха» «слоник»

Игра:«Карусель»

Дыхательная гимнастика:

«Обдуваем плечи»

2 *15

мин

Март

1.Я танцую

 Развитие опорно-двигательного аппарата, мышечной силы, гибкости, чувства ритма, формирование навыка самостоятельного выражения движений под музыку.

Креативная гимнастика:

импровизация движений под песню

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Я танцую».

Игропластика:

«бабочка» «кошка» «змея» «птица» «велосипед»

Музыкально-подвижная игра: «Эхо»

Этюд на расслабление:

 «шалтай-юлтай» 

2 *15

мин

2. Муренка

Игроритмика:

различие динамики звука «громко — тихо».

-под громкую музыку — ходьба, акцентируя шаг;

- под тихую музыку — ходьба в полуприседе.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Песня Муренки»

Игропластика:

«морская звезда»«морской конек» «краб» «дельфин»

Игра: по выбору детей

Креативная гимнастика:

 «Море волнуется»

Упражнение на дыхание: «Парус»  «Волны шипят»

2 *15 мин

3.Создай образ

Креативная гимнастика:

«Создай образ».

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Я танцую»

Игропластика:

«улитка» «морской лев»

«медуза» «уж»

«морской червяк»

Игра:

«Музыкальные стульчики»

Игровой самомассаж:

«Ладошки-мочалка», «Смываем водичкой руки, ноги»

2 *15

мин

4.Веселые утята

Игроритмика:

различие динамики звука «громко -тихо»

-под громкую музыку дети бегают, прыгают;

-под тихую музыку — ходьба на носках, в полуприседе, в упоре присев.

Ритмический танец:

«Танец утят»

Игропластика:

 «морская звезда»

«плавание брассом»

« кальмар»

 «медуза»

 «Альбатрос»

Музыкально-подвижная    игра:

«Музыкальные стульчики»

Психогимнастика:

«Сосулька»

2 *15

мин

Апрель

1.Дружно водим хоровод

Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике Развитие воображения фантазии умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа.

Игроритмика:

различие динамики звука «громко — тихо».

-под громкую музыку дети хлопают в ладоши в такт;

- под тихую музыку принимают присев в группировке — «прячутся».

Танцевально-ритмическая гимнастика:

упражнение «Хоровод»

Игропластика:

«змея» «ежик» «черепаха» «слоник»

Музыкально-подвижная игра «Совушка».

Психогимнастика:

 «Спящий котенок»

2 *15

мин

2.В гости к Чебурашке

Игроритмика:

различие динамики звука «громко — тихо»

-под громкую музыку дети идут вперед (охотники);

- под тихую музыку дети, пригнувшись, идут назад (звери прячутся от охотников).

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Чебурашка»

Ритмопластика:

«цапля» «книжка» «черепаха» «карандаши» «маятник»

Музыкально-подвижная игра:

«Мы — веселые ребята».

Упражнение для расслабления рук, ног и  контрасту с напряжением:

«Олени»

2 *15

мин

3.Рыбачок

Игроритмика:

«Горошинки»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

 «Рыбачок».

Ритмопластика:

«бабочка» «колобок» «звезда» «цапля» «покачай малышку»

Музыкально-подвижная игра: «Найди предмет».

Упражнение для расслабления мышц шеи:

«Любопытная Варвара»

2 *15

мин

4.В гостях у поросят

Виды ходьбы:

- маршировка с разнообразными движениями рук;

- имитация животных при ходьбе;

Виды бега:

-легкий бег  на носочках по кругу   врассыпную.

Игроритмика:

-удары ногой на каждый счет и через счет.

Танцевально  ритмическая гимнастика:

«Поросята»

Ритмический танец:«Каравай»

Игропластика:

«солнышко» «маятник» «лошадка» «медвежонок» «телефон» «верблюд»

Игра: «Домики для поросят»

Упражнение на дыхание: «Надуваем животики»

Упражнения на осанку:

«Ах, ладошки»

2 *15

мин

Май

1.Белые кораблики

Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении,

и выражать это в пластике.

Виды ходьбы:
- на носках, руки в стороны;
- "слоники" - опереться на ладони и колени, высокие четвереньки;
- приставным шагом правым и левым боком.
Виды бега:
- легкий бег;
- с прямыми ногами вперед

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Белые кораблики»

Игропластика:

«корабль» «лодочка» «книжка» «птица» «маятник» «лисичка» «бабочка» «неваляшка» «паучок»

Игра: «Мы веселые ребята»

«Добрые слова»

Релаксация: «Цветок»

2 *15

мин

2.Полька-хлопотушка

Виды ходьбы:

- на носках («кошечка»)

- с высоким подниманием бедра («цапля»)

- танцевальные шаги приставной и скрестный шаг в сторону.

Виды бега:

-боковой галоп;

-бег, высоко поднимая колени

Игроритмика:

- хлопки на каждый счет и через счет.

Ритмический танец:

«Полька-хлопушка»

Игропластика:

«павлин» «лягушка» «ножницы» «черепаха» «колечко»

Музыкально-подвижная игра: «Космонавты».

«Музыкальное эхо»

Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки:

потряхивание кистями рук и предплечьями в положении сидя и стоя.

2 *15

мин

3.Маленький танец

Виды ходьбы:

-на носках, руки в стороны;

танцевальные шаги приставной и  шаг в сторону.

Виды бега:

- легкий бег;
- с прямыми ногами вперед

Ритмический танец:

«Маленький танец»

Игропластика:

«маятник» «лисичка» «бабочка» «неваляшка» «паучок»

Музыкально-подвижная игра:

«Музыкальные стульчики»

Дыхательная гимнастика:

упражнение «Потягушечки»

2 *15

мин

4.Едем к бабушке в деревню

Образно - игровые движения:

«В гости к бабушке»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Едем к бабушке в деревню»

Игропластика:

«книжка» «птица» «маятник» «лисичка» «бабочка» «неваляшка» «паучок»

Музыкально-подвижная игра: по выбору детей

Релаксация:

«Загораем!»

2 *15

мин

Итого:

34*15

мин

Тематический план

Второй год обучения (средняя группа)

Период

Тема

Задачи

Содержание

Время

Сентябрь

1.Диагностика физической подготовленности детей для выявления моторно-одаренных детей с высоким уровнем развития основных двигательных навыков и умений.

2.Определение посредством анкетирования родителей интереса и склонностей детей в сфере двигательной деятельности.

3.Формирование групп детей.

4.Составление плана работы кружка ритмопластики   

2*20

мин

Октябрь

1.В гости к Чебурашке

Развитие координации движений, чувства ритма, умение переносить вес тела с ноги на ногу, творческое воображение, внимание и памяти, быстроты реакции

Игроритмика:

повторение. Различие динамики звука

«громко — тихо»

Ритмический танец:

«Если весело живется»

Танцевально ритмическая гимнастика:

«Чебурашка»

Игропластика:

 «змея» «ежик» "черепаха» «слоник»

Игра:«Крокодил Гена»

Пальчиковая гимнастика:

«Волшебные превращения»

2*20

мин

2.Лесная звееробика

Образно-игровые движения:

«волк» «медведь» «заяц»  «лиса»   « сороконожки»

Танцевально ритмическая гимнастика:

«Звееробика»

Игропластика:

 «волшебные палочки» «молодые и старые карандаши» «кольцо» «черепаха»

Музыкально-подвижная игра:

«Веселые мартышки»

Творческая игра «Кто я?»

2*20

мин

3.Муренка

Игроритмика:

различие динамики звука «громко — тихо»

-под громкую музыку — ходьба, акцентируя шаг;

- под тихую музыку — ходьба в полуприседе

Бег:

Легкий бег в парах комбинируем с кружением в паре;

Бег «ножки вперед»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Песня Муренки»

Игропластика:

«стрекоза» «повороты»

«ванька-встанька» «ежик» «слон» «жучок» «хлопушка»

Креативная гимнастика:

«Море волнуется»

Упражнение на дыхание:

«Парус» «Волны шипят»

2*20

мин

4.Белые кораблики

Виды ходьбы:
- на носках, руки в стороны;
- "слоники" - опереться на ладони и колени, высокие четвереньки;
- приставным шагом правым и левым боком.
Виды бега:
- легкий бег;
- с прямыми ногами вперед
 Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Белые кораблики»

Игропластика:

 «корабль» «лодочка» «книжка» «птица» «маятник» «лисичка» «бабочка» «неваляшка» «паучок»

Игра: «Мы веселые ребята»

«Добрые слова»

2*20

мин

Ноябрь

1.Полька-хлопотушка

Укрепление основных мышечных групп для формирования правильной осанки. Совершенствование разученных танцевальных композиции формирование умения  ориентироваться в пространстве

Виды ходьбы:

 - на носках («кошечка»)

- с высоким подниманием бедра («цапля»)

- танцевальные шаги приставной и скрестный шаг в сторону.

Виды бега:

-боковой галоп;

-бег, высоко поднимая колени

-по кругу и по ориентирам «змейкой»

Игроритмика:

- хлопки на каждый счет и через счет.

Ритмический танец:

«Полька-хлопушка»

Игропластика:

«павлин» «лягушка» «ножницы» «черепаха» «колечко»

Музыкально-подвижная игра: «Космонавты».

«Музыкальное эхо»

Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки:

потряхивание кистями рук и предплечьями в положении сидя и стоя.

2*20

мин

2.В гостях у поросят

 Виды ходьбы:

 - маршировка с разнообразными движениями рук;

- имитация животных при ходьбе;

- танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону.

Виды бега:

-легкий бег  на носочках по кругу   врассыпную.

Игроритмика

-удары ногой на каждый счет и через счет.

Танцевально  ритмическая гимнастика:

«Поросята»

Игропластика:

«солнышко» «маятник» «лошадка» «медвежонок» «телефон» «верблюд»

Игра:

«Домики для поросят»

Упражнение на дыхание: «Надуваем животики»

Упражнения на осанку:

 «Ах, ладошки»

2*20

мин

3.Часики

Игроритмика:

шаги на каждый счет и через счет:

1- шаг вперед с левой;

2 - держать;

3- шаг вперед с правой;

4 - держать.

Виды бега:

-легкий, ритмичный, передающий различный образ

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Часики»

Игропластика:

«месяц» «кузнечик» «телефон» «книжка» «носорог» «ежик» «рыбка»

Игра: «Тик-так»

Этюд на расслабление:

упражнение «шалтай-юлтай» 

2*20

мин

4.Космическое путешествие

Игроритмика:

на первый счет — хлопок, на второй, третий, четвертый счет — пауза.

Виды бега:

- чередование бега по одному и в парах;

-легкий бег «змейкой», держась за руки

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Матушка-Россия».

Игропластика:

 «бабочка», «солдатик»  «неваляшка» «телефон» «черепаха»

Игра: «Космонавты»

«Холодно-жарко»

2*20

мин

Декабрь

1.Красная шапочка

Развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувства ритма, способности к импровизации

Виды ходьбы:

- ходьба на носках, на пятках;

-приставной шаг вперед, в сторону

- маршировка с хлопками

Виды бега:

-  сочетаем с разнообразными движениями рук

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Красная шапочка»

Игропластика:

«велосипед» «морская звезда» «орешек» «кобра»

Игра:

«Четыре шага»

Пальчиковая гимнастика:

«Паучок»

2*20

мин

2.Старый жук

Игроритмика:

- на первый счет — хлопок;

-  на второй, третий, четвертый счет — пауза;

- на пятый счет — притоп;

- на шестой, седьмой, восьмой счет — пауза.

Виды бега:

- легкий бег  на носочках по кругу;

 - боковой галоп;

- бег, высоко поднимая колени

Ритмический танец:

полька

 «Старый жук»

Танцевально-ритмическая гимнастика: «Часики»

Игропластика: «жук»

«кузнечик» «телефон» «книжка» «носорог» «ежик» «рыбка»

Игра: «Жуки»

Укрепление осанки: упражнение

«У меня спина прямая»

2*20

мин

3. Антошка

Игроритмика:

- на первый счет — притоп;

 - на второй, третий, четвертый — пауза.

Виды бега:

- «ножки назад»

-легкий бег  на носочках по кругу, врассыпную.

Танцевально-ритмическая гимнастика: «Антошка»

Игропластика:

 «лев» «акробат» «змея»  «кошка»

Игра:«Ловишки»

«Как живешь, дружочек мой?»

Игровой самомассаж:

«Разотру ладошки сильно»

2*20

мин

4.Карусельные лошадки

Виды ходьбы:

- на носках, руки вверх ладони во внутрь;
- на пятках, руки на пояс;
- полуприседе, руки вперед.

Виды бега:

- легкий бег;
- подскоки;

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Карусельные лошадки»

Игропластика:

«Камушки»  «корзинка» «пантера» «бегемот»

Музыкально-подвижная игра: «Поезд»

Пальчиковая гимнастика: «Оса»  

2*20

мин

Январь

1.На крутом бережку

Совершенствование разученных танцевальных композиции формирование умения  ориентироваться в пространстве

развитие точности, ловкости, координации движений, посредством пластики тела изображение задуманного образ.

Виды ходьбы:

- с хлопками;

- с разными  положениями  рук;

- в приседе

Танцевальные шаги:

сочетание приставных и крёстных шагов в сторону

Виды бега:

- боковой галоп;

-бег, высоко поднимая колени

- закрепление пройденного.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«На крутом бережку»

«Песня Муренки».

Игропластика: «велосипед» «змея» «акробат» «книжка» «слон» «черепаха»

Музыкально-подвижная игра:

«Не боимся мы мороза»

Упражнение на расслабление:

«Снежная баба»

2*20

мин

2.Песня короля

Игроритмика:

 -на каждый счет по очереди поднимать руки вперед, затем так же опускать вниз.

Танцевальные шаги. Мягкий высокий шаг на носках. Поворот на 360° на шагах.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Песня Короля»

Игропластика: « бабочка» «книжка» «кольцо» «телефон»

Музыкально-подвижная игра «Найди предмет»

Пальчиковая гимнастика:

по желанию детей

2*20

мин

3.Большая стирка

Образно-игровые движения:

«Все шагают как пингвины»

Игроритмика:

- на каждый счет хлопать ладоши.

Ритмический танец:

«Большая стирка»

Игропластика:

 « солнышко» «задумчивый медвежонок» «новые, старые карандаши» «шаловливые ножки» «черепаха» «страус»

Музыкально-подвижная игра «Музыкальные стулья».

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки:

«Руки к солнцу поднимаю»

2*20

мин

4.Разноцветные мячики

Игроритмика:

на воспроизведение динамики звука.

- увеличение круга — усиление звука

- уменьшение круга — уменьшение звука.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Мячики»

Игропластика: «месяц» «цапля» «крокодил» «телефон» «велосипед»

Музыкально - подвижная игра:

«Мы пойдем сначала вправо»

Игра: «Создай образ»

2*20

мин

Февраль

1.Воробьиная дискотека

Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмического слуха (чувства сильной доли), ловкости и точности движений, развитие музыкальности

Образно-игровые движения:

«Птичий двор»

Игроритмика:

Выполнение различных простых движений руками в различном темпе.

- на четыре счета — поднять руки вверх;

- на четыре счета — опустить руки вниз

Танцевальные шаги. Комбинация на изученных танцевальных шагах.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Воробьиная дискотека»

Игропластика: «страус» «ворона» «кукушка»

Музыкально-подвижная игра «Воробышки и автомобили»

Игровой самомассаж:

«Пальчики на ножках»  

2*20

мин

2. Резиновый ежик

Игроритмика:

выполнение простых движений руками в различном темпе.

- 1—4 — руки в сцеплении вверх.

- 5—8 — руки вниз.

- 1—2 — руки в сцеплении вверх.

- 3—4 — руки вниз.

- 5-8 — повторить счет 1—4Виды ходьбы:

- на носках, руки вверх ладони во внутрь;
- на пятках, руки на пояс;
- полуприседе, руки вперед.

Виды бега:

- легкий бег;
- подскоки

Танцевально-ритмическая гимнастика:

 «Резиновый ежик»

Игропластика:

« орешек», «стрекоза» «хлопушка» «оловянный солдатик»

Игра: «Резиновый ежик»

«Зверюшки,  навострите ушки»

Игровой самомассаж:

«Я в ладоши хлопаю»

2*20

мин

3.Болшая прогулка

Игроритмика:

выполнение простых движений руками и различном темпе.

- 1—4 — шаг вперед, руки в сцеплении вверх.

-  5—8 — шаг вперед руки в сцеплении вниз.

Танцевальные шаги:

прыжки с ноги на ногу, другую — сгибая назад, тоже с поворотом на 360°.

Ритмический танец:

«Большая прогулка»

Игропластика:

«телефон» «книжка» «ежик» «месяц» «носорог» «страус»

Музыкально-подвижная игра: «Воробышки».

Пальчиковая гимнастика: пальчики «здороваются» «цепочка»

Игровой самомассаж:

«Пальчики на ножках»      

2*20

мин

4.Приключения волка

Игроритмика:

выполнение простейших движений руками в различном темпе.

Танцевальные шаги:   - приставной и скрестный шаг в сторону.

- переменный хороводный шаг

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Ну, погоди!» — образно-беговое упражнение.

Игропластика:

«лисичка » «волчок» «паровозик» «хлопушка» «бегемот»

Музыкально-подвижная игра: «Усни-трава»

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

« Я лежу на спине»

2*20

мин

Март

1.Кот Леопольд

Развитие чувства ритма, способности к импровизации, творческого воображения, внимания и памяти

Развитие мышечного чувства, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться.

Виды ходьбы:

- ходьба на носках, на пятках;

- приставной шаг вперед, в сторону

Виды бега, прыжки:

- легкий бег «змейкой», держась за руки;

- высокие прыжки с мягким приземлением на две ноги

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Кот Леопольд»

Игропластика:

«месяц »«лисичка » «волчок» «паровозик» «хлопушка» «бегемот» «новые карандаши»

Игра: 

«Делай как я»

Креативная гимнастика. Специальные игровые задания  «Магазин игрушек».

2*20

мин

2.Встречаем весну

Игроритмика:

 - выполнение простейших движений руками в различном темпе.

Виды бега:

- боковой галоп с поворотом корпуса;

- бег

 «ножки назад»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Сосулька»

Игропластика:    « орешек», «стрекоза» «хлопушка» «оловянный солдатик»

Музыкально-подвижная игра: «Птица без гнезда»

Пальчиковая гимнастика: «Превращения»

2*20

мин

3.Вару-вару

Игроритмика. Выполнение простейших движений руками в различном темпе.

И. П. — стойка правая рука вверх.

1—4 — правая рука плавно вниз.

5—8 — левая рука плавно вверх.

Ритмический танец:

«Вару-вару»

Игропластика:

«телефон» «книжка» «ежик» «месяц» «карандаши»

Пальчиковая гимнастика. «человечки»  «игра на рояле» «встречи» «солдатики»

Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.

2*20

мин

4. Ну-ка выходи, ну-ка попляши!

Музыкально-подвижная игра «Карлики и великаны»

Игроритмика.:

выполнение простейших движений руками в различном темпе.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Упражнение с платочком»

Ритмический танец:

«Вару-вару»

Ритмопластика:

«задумчивый медведь», «оловянный солдатик» «черепаха» «кузнечик» «змея»

Игра:

«Пчелы и медведь»

Пальчиковая гимнастика:

«замок»

2*20

мин

Апрель

1.Веселый цирк.

Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому, способности к импровизации

Виды ходьбы:

- танцевальные шаги.

 - приставные шаги в сторону

- шаг с небольшим подскоком.

Виды бега:

- легкий бег  на носочках по кругу; врассыпную.

Танцевально-ритмическая гимнастика. Повторить комплекс упражнений:

«Часики»

«Карусельные лошадки» Ритмопластика:

«качалочка» «Буратино» «бревнышко»

Креативная гимнастика. Музыкально-творческая игра «Аи, да я!»

2*20

мин

2.Ай, да я!

Виды ходьбы:

- ходьба на носках, на пятках;

- приставной шаг вперед, в сторону

Виды бега, прыжки:

- легкий бег «змейкой», держась за руки.

-высокие прыжки с мягким приземлением на две ноги

Танцевально-ритмическая гимнастика: Повторить весь комплекс упражнений:  «Сосулька» «Упражнение с платочками»

Игра: "Волшебный сад" Пальчиковая гимнастика:

«Бабушка кисель варила»

2*20

мин

3.Посмотри, за мною повтори

Игроритмика:

«Поймай комара»

Виды бега:

 -с изменением направления

Танцевально-ритмическая гимнастика. Повторить весь комплекс упражнений:  

«вару-вару» «большая стирка» «ну - погоди!»

Игропластика:

«улитка»

«медуза»

«уж»

«морской червяк»

Игра: «Цапля и лягушки»

Пальчиковая гимнастика. Выполнение фигурок из пальчиков:

«круг» «очки» «домик»

2*20

мин

4.Кошка и девочка

Образно-игровые движения:

с хлопками под счет

Ритмическая игра: «Кошка лапками играла»

Виды бега:

- боковой галоп;

- высоко поднимая колени

Ритмический танец:

«Кошка и девочка»

Игропластика:

 «лодочка»

«ежик» «колечко»  «рыбка»

Игра: «Шалунишки»

Музыкально-подвижная игра: «Отгадай, чей голосок?»

2*20

мин

Май

1.Волшебный  цветок

Тренировка подвижности нервных процессов, умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации

Виды ходьбы:

 - маршировка с разнообразными движениями рук

- имитация животных при ходьбе

Виды бега:

- легкий бег  на носочках по кругу; врассыпную.

Игропластика:

 «задумчивый медведь», «оловянный солдатик», «черепаха» «телефон»

Игра: «У медведя во бору»

Пальчиковая гимнастика:

«Превращение»

2*20

мин

2.Песенка о лете

Креативная гимнастика:

Импровизация движений под песню.

Ритмическая игра: «Эхо»

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Песенка о лете» «Большая прогулка»

Игропластика:

.«просыпаемся», «страус», «удав», «мишка в понедельник» «качалочка» «покачай малышку»

Игра: по выбору детей

Музыкально-подвижная игра:

«Эхо».

2*20

мин

3. Я танцую

Игроритмика:

Различие динамики звука «громко — тихо». Под громкую музыку — ходьба, акцентируя шаг, под тихую музыку — ходьба в полуприседе

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Песня Муренки»

Игропластика:

 «качалочка»

«Буратино», «носорог», «маятник»

2*20

мин

4.Что умеем мы покажем

Игроритмика:

различие динамики звука «громко — тихо». Под громкую музыку дети хлопают в ладоши в такт; под тихую музыку принимают присев в группировке — «прячутся».

Танцевально-ритмическая гимнастика: Повторить весь комплекс упражнений:  «Воробьиная дискотека» «Ну, погоди!» «Упражнение с платочками»

«Разноцветная игра»

Игропластика:

 «кольцо», «книжка», «солдатик»,

«цапля», «щука ловит мальков»

Музыкально-подвижная игра: «Совушка».

Релаксация:

«Любопытная Варвара»

2*20

мин

Итого:

34*20

мин.

4.Требования к уровню подготовки воспитанников

Содержание

1балл

2 балла

3 балла

4 балла

1

Координация

-способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях

- способность выполнять движения точно и рационально.

Ловкость

-способность обеспечивать рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

2

Гибкость пластичность

-мягкость, плавность и музыкальность движений рук

-подвижность суставов, гибкость позвоночника

-способность исполнять несложные акробатические упражнения.

3

Подвижность (лабильность) нервных процессов 

-умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

4

Музыкальность

 - способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности.

5

Эмоциональность

- умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость,  удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.)

- умение выражать свои чувства не только в движении, но и в слове.

6

Творческие проявления

- умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, так же придумывать свои движения

7

Память

- способность запоминать музыку и движения.

8

 Внимание

- способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

Оценка уровня развития:

1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты;

  1. балла—отдельные компоненты не развиты;
  2. балла—соответствует возрасту;
  3. балла — высокий.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года ребенок второй младшей группы должен уметь:

  • выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку
  • хлопать и топать в такт музыки.
  • в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
  • передавать  самостоятельно выражения движений под музыку.
  • ориентироваться в зале, строиться в шеренгу, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

Дети четвертого  года жизни, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:

  • назначение спортивного зала и правила поведения в нём;
  • правила подвижных игр.
  • понятия: круг, шеренга

К концу учебного  года ребенок средней группы  должен уметь:

  • передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
  • передавать основные средства музыкальной выразительности;
  • передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
  • ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
  • исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под    другую музыку;
  • самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
  • передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
  • выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
  • выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
  • находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами;

Дети пятого года жизни, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:

  • назначение спортивного зала и правила поведения в нём;
  • правила подвижных игр.
  • основные танцевальные позиции рук и ног;
  • понятия: круг, шеренга, колонна.
  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

№п/п

Время проведения мониторинга

Название программ, методик.

Авторы диагностики

Название диагностики

1.

Входной мониторинг

ноябрь

«Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей»

А.И. Буренина

«Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая

«Обследование уровня развития физических качеств» Н.В.Полтанцева

«Музыкальное развитие ребенка» Ветлугина Н.А.

«Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Михайлова М.А., Воронина Н.В.

«Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей» Каплунова Н.И., Новоскольцева Т. И.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

«Плюшевый медвежонок» «Чебурашка» «Кузнечик» «Веселые путешественники» «Муренка» «Белочка»

Ритмический танец: «Кошка и девочка» «Старый жук» «Полька-хлопотушка» «Если весело живется»

Игропластика:

«лисичка » «волчок» «паровозик» «хлопушка» «бегемот «оловянный солдатик» «верблюд»«змея» «карандаши» «бабочка» «черепаха»

Музыкально-подвижная игры: «Усни-трава» «Музыкальное эхо»

«Найди предмет» «Музыкальные стульчики» «Веселые мартышки» «Четыре шага» «Не боимся мы мороза», «Твой, мой»

Игры:

«Зверюшки, навострите ушки» «Цапля и лягушка» «Ленточки-хвосты» «Шалунишки»

«Мы веселые ребята» «Космонавты»

Ритмические игры: «Эхо» «Следы» «Кошка лапками играла» «Барабан»

2.

Итоговый мониторинг

май

  1. Список средств обучения

№п./п.

Средства обучения

Наименование средств

1.

2.

Спортивный инвентарь

Технические средства обучения

Маты

детские тренажёры

скакалки

верёвки

мячи среднего размера

флажки

обручи

гимнастические ленты

гимнастические палки большие и маленькие

диски «здоровья»

круги плоские

Музыкальный центр

аудиоматериалы

 компакт диски с записями фонограмм для занятий и танцевальных номеров

Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).

7. Список литературы

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2000 – 203 с.
  3. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
  4. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
  5. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. –М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.
  6. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с.
  7. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  8. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
  9. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
  10. Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. –СПб.: Пионер, 2000. – 336 с.
  11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
  12. Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
  13. Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально–ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.-120 с.
  14. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
  15. Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44с.
  16. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
  17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
  18. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007-384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Мир открытий» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет

Программа «Мир открытий» – документ нового поколения, разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам современного обще...

Самообразование 2020-2021 учебного года на тема «Развитие хореографических навыков партерной гимнастики и ритмопластики у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию хореографа ТЕМА: «Развитие хореографических навыков у детей дошкольного возраста»2020-2021 учебный годЭтап работы над темой: 1 годДата начала роботы над темой:...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

СТАТЬЯ:»ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА – ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель и задачи, основные принципы построения программы "Театрализованная ритмопластика"...