Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушением зрения
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Мещанинов Николай Андреевич

Физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникающих в результате нарушения зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения

Успешность интеграции ребенка в обществе во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми. Имеющиеся недостатки в развитии пространственной ориентировки у детей, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. У детей с нарушениями зрения очень затруднено восприятие окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении данной категории детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве нужно начинать с ребенком как можно раньше.

Значительные изменения у детей наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна (Никулина Г.В.,1999)

Умение правильно ориентироваться в пространстве для слепых и слабовидящих детей имеет жизненно важное значение. Утрата или нарушение зрения прежде всего отрицательно влияет на двигательную активность человека и ориентировку в пространстве. Все это отрицательно сказывается на двигательной активности ребенка, процессе обучения, общения, подготовке его к общественно полезной деятельности. Поэтому изучению особенностей пространственной ориентировки слабовидящих детей, определению путей ее развития и совершенствования уделяется особое внимание в работах ученых. Самостоятельная ориентировка слепых с остаточным зрением на рабочем месте, у себя в квартире, на улицах ,снимает чувство неуверенности, страха, помогает общению с окружающими их людьми и реализации своих потенциальных возможностей и интересов. Овладение способами ориентирования в пространстве — важнейшее условие восстановления самостоятельности поведения слабовидящего (Наумов М.Н., 2005).

Однако нередко обучение навыкам ориентировки и мобильности человека с низким зрением считается делом второстепенным, необязательным. У людей с низким зрением остаточное зрение не играет ведущей роли в пространственной ориентировке, они воспринимают окружающий мир иначе, другими органами чувств. Конечно, остаточное зрение дает некоторую информацию об окружающем мире. В то же время, надеясь на него, слабовидящие, как правило, не тренируют другие органы чувств (осязание, слух, вестибулярный аппарат и т. д.) для использования их в пространственной ориентировке. Поэтому в ряде ситуаций они оказываются даже в худшем положении, чем абсолютно слепые (Наумов М.Н., 2005).

Вместе с тем самостоятельность слабовидящего, его активная социальная позиция во многом определяется тем, насколько он овладел навыками ориентации и мобильности. Человеку с низким зрением необходимо овладеть комплексом специфических навыков, помогающих ему свободно передвигаться. Все навыки, используемые при передвижении, можно разделить на три группы: использование остаточного зрения, использование оптических приборов и использование некоторых приемов, помогающих при ориентировке. Незрячий человек должен всегда стремиться к совершенствованию своих навыков ориентировки, учиться решать свои каждодневные проблемы с помощью новых приобретенных навыков. Надо научиться менять положение своего тела для того, чтобы лучше различить какой-либо предмет или объект. Надо научиться определять, какие факторы усиливают, а какие ослабляют функциональное зрение. Это позволит рационально оборудовать свое рабочее место дома и на работе. Для успешной ориентировки на местности надо иметь представления о ее пространственных характеристиках. Объекты окружающей среды — дома, деревья, дороги, памятники, скамейки и т.д. - располагаются некоторым строго определенным образом относительно друг друга и рельефа местности. Это расположение и нужно представлять себе, и чем точнее, тем лучше, для того чтобы выйдя из одной точки пространства достичь другой. В формировании представлений о пространстве участвуют все органы чувств, но ведущая роль принадлежит зрению (Подколзина Е.Н., 2007).

Нарушение пространственной ориентировки при ходьбе приводит к тому, что дети с нарушением зрения отклоняются в правую или левую сторону от прямого пути.

Прежде всего необходимо научить детей ориентироваться на местности, развивать у них наблюдательность, внимание, быстроту реакции, чувство пространства. Важное значение имеет умение определять направление, расстояние, скорость, рельеф дороги, звуки и другие особенности, имеющие при ходьбе слепого первостепенное значение. В некоторых ситуациях пространство для слабовидящего может быть трудноразличимым или изменяться. В яркий солнечный день, например, когда ясно видны тени от ступенек, для человека с остаточным зрением не составит труда различить лестницу, идущую вверх. Спускаясь же вниз по той самой лестнице, он может испытывать трудности, боязнь передвижения, так как тени от ступенек менее заметны. Или, например, в яркий солнечный день человек с остаточным зрением может тени от деревьев принять за какие-либо предметы, что создаст дополнительные трудности в его передвижении (Подугольников В.А., 2011).

Ориентация – это процесс определения своего положения на местности или направления своего пути относительно сторон горизонта и предметов (объектов), являющихся ориентирами на данной местности.

Для ориентировки в пространстве важно использовать ориентиры, т.е. указатели на что – либо. Ими могут быть: стороны горизонта, предметы, звуки, запахи.

В зависимости от видов используемой чувствительности: слуховые ориентиры, зрительные ориентиры, обонятельные ориентиры, осязательные ориентиры.

Ориентиры могут быть опорными (хорошо известные естественные или искусственные объекты, например, вокзал, парк, памятник) и промежуточными (например, указатель на поворот). Также могут быть: постоянными, временными, подвижными, неподвижными.

Ориентиры (предметы, звуки и запахи постоянные в данном месте), которые позволяют определять свое положение на местности (в городе) относительно дома, места учебы называются контрольными.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Точка отсчета помогает определять свое положение на земле по отношению к сторонам горизонта. Это в свою очередь, помогает ориентироваться в окружающем пространстве и связано с умениями ориентироваться по шести направлениям: спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. Тем самым определяется трехмерность пространства (т.е. его объемность) на основе выбранной системы отсчета (Павлова Т.А., 2004).

Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся на основе условно-рефлекторной деятельности мозга единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так  и любой из окружающих нас объектов. В связи с этим дошкольников с нарушениями зрения необходимо обучать:

1) ориентироваться по схеме тела как физического субъекта, так и в геометрическом плане;

2) ориентироваться относительно предметов, других людей в измененной позиции субъекта (лежа, сидя); или другой объект в каком-либо положении может быть принят за точку отсчета;

3) использовать теоретически заданную точку отсчета.

Различение направлений, из которых слагается система отсчета – впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу и промежуточные, формируется на основе выработки двигательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения пространственных отношений, за которыми впоследствии закрепляются обозначения (Павлова Т.А., 2004).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Наумов, М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. / — М.: ВОС, 2005— 114с
  2. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т.А. Павлова. – М.: Школьная Пресса; 2004. – 64 с
  3. Подколозина, Е.Н. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки у ребенка с нарушением зрения [текст] / Е.Н. Подколозина ; Рос. гос. б-ка для слепых ; ред. Н.С. Плахина .— М. : РГБС, 2007 .— 39 с. — Библиогр.: с. 38-39.
  4. Подугольников, В. А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в пространстве. \ Дефектология.\ 2011.- №1.-с.73-79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения

Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к наглядности, игры...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР.

Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и диагнозом ОНР....

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушениями зрения

В статье описываются трудности развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, возрастные особенности развития зрительно-двигательной координации, перечисле...

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»....

Презентация "Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с понятием тактильно-двигательного восприятия, с методами работы по данному виду деятельности и с образовательной средой, необходимой для развития данного восприятия....

Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания....