Программа по плаванию
методическая разработка по физкультуре на тему

Методическая разработка по программе Осокиной Т. И. по плаванию в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_plavaniyu.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Сказка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                     Инструктор по физической культуре

                                                                            МБДОУ детский сад №4 Сказка»    

                                                                 Иванова Т.Н.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Введение

1.2.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД

по плаванию

1.3.Обеспечение безопасности НОД по плаванию

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста

2.2.Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

3.1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

3.2. Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников

РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Введение

Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Важными задачами программы является освоение основных навыков плавания, воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием, формирование стойких гигиенических навыков.

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

В ДОУ проводится целенаправленная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:

  • непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
  • оздоровительно-профилактический комплекс (бассейн-душ);
  •  развлечения, праздники на воде.

Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

1.2.Организация и санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом малоразмерном бассейне, расположенном в здании МБДОУ №4 «Сказка» г. Протвино. Занимаются 8 групп по 2 раза в неделю. Для дополнительного оздоровления дошкольников проводятся оздоровительно-профилактические комплексы с использованием душевых, расположенных в бассейне дошкольного учреждения.

Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетании непосредственно образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.

Режим дня, включающий непосредственно образовательную деятельность по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Непосредственно образовательная деятельность по плаванию должна проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

Для занятий в бассейне каждому ребенку необходимо иметь:

-халат махровый с длинным рукавом и  капюшоном;

-полотенце;

-плавки;

-резиновую (латексную) шапочку;

- мочалку.

Обучение плаванию проходит в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Группы делят на подгруппы в зависимости от возраста детей и от конкретных условий. Обучение плаванию проходит в период с октября по май. В летние месяцы проводим ежедневное закаливание в душе всех возрастных групп.

Таблица 1

Длительность НОД по плаванию в разных возрастных группах в течении года

Возрастная группа

Количество

подгруппе

Число детей

в подгруппе

Длительность занятий, мин.

в одной подгруппе

во всей группе

Вторая младшая

2

8-10

от 10-15 до 20

от 20-30 до 40

Средняя

2

10-12

от 15-20 до 25-30

от 30-40 до 50-60

Старшая

2

10-12

от20-25 до 30

от 40 до 60

Подготовительная

к школе

2

10-12

От 25 до 30

От 50 до 60

Таблица 2

Распределение количества НОД по плаванию в разных возрастных группах

 на учебный год

Возрастная группа

Количество занятий

Количество часов

в неделю

в год

в неделю

в месяц

в год

Вторая младшая

2

32

30мин

Средняя

2

32

40мин

3часа

10час 40м

Старшая

2

32

50мин

3часа 45мин

13час20мин

Подготовительная

к школе

2

32

1

5

32

Таблица 3

Продолжительность и распределение количества

развлечений, праздников на воде в разных возрастных группах

Возрастная

группа

Количество

проведения

Продолжительность

проведения

развлечение

праздник

развлечение

праздник

Вторая младшая

1 раз в месяц

15-20 мин

Средняя

1 раз в месяц

2 раза в год

20 мин

45 мин

Старшая

1 раз в месяц

2 раза в год

25-30 мин

до 1 часа

Подготовительная

к школе

1 раз в месяц

2 раза в год

40 мин

до 1 часа

Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.

Отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование.

Большая роль в подготовке и проведении  непосредственно образовательную деятельность по плаванию отводится воспитателям  групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом, поддерживает тесную связь с родителями.

Роль воспитателя очень важна при организации плавания в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

1 следят за выполнением расписания образовательную деятельность

2 знакомят с правилами поведения в бассейне, во время занятий

3 вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходимо освобождение от занятий

4 воспитатель  перед образовательной деятельностью по плаванию проверяет  наличие у детей всех плавательных принадлежностей ,помогает детям переодеться к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста.

При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее:

  • освещенные и проветриваемые помещения;
  • ежедневная смена воды;
  • текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
  • дезинфекция ванны при каждом спуске воды;
  • анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.

Таблица 4

Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе

Возрастная группа

Температура

 воды (0С)

Температура воздуха (0С)

Глубина

бассейна (м)  

нач.г.

кон.г.

Вторая младшая

+ 30… +320С

+26… +280С

0,3-0,4

0,7-0,8

Средняя

+ 29… +300С

+24… +280С

0,4-0,5

0,8

Старшая

+ 29… +30С

+24… +280С

0,8

0,8

Подготовительная

к школе

+ 28… +290С

+24… +280С

0,8

0,8

1.3Обеспечение безопасности НОД по плаванию

До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.

Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила.

  • Непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.
  • Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
  • Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
  • Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.
  • Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.
  • Научить детей пользоваться спасательными средствами.
  • Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
  • Не проводить непосредственно образовательную деятельность раньше, чем через 40 минут после еды.
  • Соблюдать методическую последовательность обучения.
  • Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
  • Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.
  • Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • внимательно слушать задание и выполнять его;
  • входить в воду только по разрешению преподавателя;
  • спускаться по лестнице спиной к воде;
  • не толкаться друг с другом;
  • не кричать;
  • не звать нарочно на помощь;
  • не топить друг друга;
  • не бегать в помещении бассейна;
  • проситься выйти по необходимости;
  • выходить быстро по команде инструктора.

Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.

РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет  высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

Цели:

  • обучение детей дошкольного возраста плаванию,
  • закаливание и укрепление детского организма,
  • обеспечение всестороннего физического развития.

Задачи:

1. Обучающие:

  • сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
  • освоить технические элементы плавания;
  • обучить основному способу плавания «Кроль»;
  • познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

2. Развивающие:

  • развивать двигательную активность детей;
  • способствовать развитию навыков личной гигиены;
  • способствовать развитию костно-мышечного корсета;
  • развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
  • формировать представление о водных видах спорта.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать морально-волевые качества;
  • воспитывать самостоятельность и организованность;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
  • воспитывать интерес к занятиям физической культуры.

2.2. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие  в занятиях плаванием;
  • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных  выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
  • принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
  • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
  • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от простого к сложному; применение разнообразных упражнений, движений и использование игрового метода для организации процесса обучения.

Методы обучения.

  • Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
  • Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические:  предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании всего комплекса средств обучения плаванию.

  1. Общеразвивающие и  специальные упражнения:

- комплекс подводящих упражнений;

  1. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

- передвижение по дну и простейшие действия в воде;

- погружение в воду, в том числе с головой;

- упражнение на дыхание;

- открывание глаз в воде;

- всплывание и лежание на поверхности воды;

- скольжение по поверхности воды.

  1. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:

- движение рук и ног;

- дыхание пловца;

- согласование движений рук, ног, дыхания;

- плавание в координации движений.

  1. Простейшие спады и прыжки в воде:

- спады;

- прыжки на месте и с продвижением;

- ныряния;

- ныряния с выпрыгиванием.

  1. Игры и игровые упражнения способствующие:

- развитию умения передвигаться в воде;

- овладению навыком погружения и открывания глаз;

- овладению выдохам в воду;

- развитию умения всплывать;

- овладению лежанием;

- овладению скольжением;

- развитию умения выполнять ныряния в воду;

- развитию физических качеств.

Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с элементов кроля на груди и на спине.

Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: разучивают отдельные движения; постепенно соединяются разученные движения; формируют спортивный способ в целом. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание дыхания в воду; разучивание скольжения по воде; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.

Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:

  • изучение движений с неподвижной опорой;
  • изучение движений с подвижной опорой;
  • изучение движений в воде без опоры.

Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительные эмоции, сознательное желание приходить  плавать.

При последовательном решении задач и с использованием различных средств, выше перечисленных, у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.        

Характеристика основных навыков плавания.

Лежание:   Позволяет почувствовать статистическую  подъемную силу, учит удерживать тело в состоянии равновесия и  преодолевать чувство страха.

Скольжение:  Позволяет почувствовать не только  статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости.

Ныряние: Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомит с подъемной силой.

Контролируемое дыхание: Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру. Оно тесно  взаимосвязано со всеми навыками.

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

3.1.Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе

II младшая группа.

Во второй младшей группе продолжается период освоения детей в воде. Начинается  этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.

Задачи обучения:

  • Ознакомление со свойствами воды, с правилами поведения, с гигиеной
  • Обучать различным передвижениям в воде,  погружению.
  • Освоение вдоха.
  • Ознакомление с выдохом.
  • Учить выдыхать в воду не погружая носа («пускать пузыри»).
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • .Освоение горизонтальным положением тела.
  • Лежать на воде и плавать с опорой.
  • Учить движениям ног «кролем».

Гигиенические навыки:

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ.

Правила поведения:

  • Соблюдать основные правила поведения.

К концу года выполнять: 

  • Передвигаться в воде глубиной до бедер или до груди различными способами с помощью и без помощи рук.
  • Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
  • Выполнять выдох в воду.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Лежать на воде с опорой в положении на груди и на спине.
  • Пытаться скользить по поверхности воды.
  • Погружать лицо и голову в воду
  • Доставать предметы со дна.

  Средняя группа.

К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.

Задачи обучения.

  • Обучать выдоху в воду.
  • Учить открывать глаза в воде.
  • Учить различным прыжкам в воде.
  • Обучать лежанию и скольжению на воде без опоры.
  • Выполнять плавательные движения ногами.

Гигиенические навыки:

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ.

Правила поведения.

  • Знать основные правила поведения, соблюдать их.
  • Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.

К концу года выполнять:

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Пытаться проплывать тоннель, подныривать под препятствие.
  • Доставать предметы со дна.
  • Выполнять  выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
  • Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
  • Скользить на груди.
  • Выполнять упражнения «Звездочка»,  «Медуза».

Старшая группа.

К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

Задачи обучения.

  • Разучивать технику плавания кроль на груди и на спине.
  • Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить  погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Скользить на груди и спине.
  • Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
  • Знакомство с плаванием «брассом».

Гигиенические навыки:

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения:

  • Знать основные правила поведения, соблюдать их.
  • Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу года выполнять. 

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять  выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Скользить на груди с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на спине.
  • Пытаться  плавать «брассом».
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».

Подготовительная к школе группа

В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку  к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки. 

Задачи обучения.    

  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.    
  • Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
  • Учить  погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
  • Учить координации движений «брасом».

Гигиенические навыки:

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения:

  • Знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.

К концу года выполнять:

  • Погружаться  в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять  выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы  в сторону с неподвижной опорой
  • Скользить на груди и на спине с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине
  •  Пытаться плавать «брасом».

3.2.Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой  возрастной группе. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.

Младшая группа

1. Ознакомление со свойствами воды, с правилами поведения, с гигиеной.

2. Освоение движений в воде.

3. Освоение вдоха.

4. Ознакомление с выдохом.

5. Погружение с головой.

6. Освоение горизонтального положения тела.

7. Знакомство со скольжением.

8. Знакомство с движением ног «кролем».

Средняя группа

1 .Открывать глаза в воде.

2. Свободно лежать на воде (спине, груди)

3. Скольжение на груди.

4. Скольжение на спине.

5. Овладение энергичным выдохом.

6. Чередование: вдох – выдох.

7. Движениям ног «кролем».

8. Движением рук «кролем».

Старшая группа

1. Скольжение на груди с выдохом.

2. Отработка движений ног «кролем» при помощи предметов.

3. Сочетание движения ног с дыханием.

4. Плавание на груди с движением ног «кролем» без предметов.

5. Движению рук «кролем».

6. Движению рук «кролем» в сочетании  с дыханием.

7. Полной координации движений «кролем».

8. Пытаться  плавать «брассом».

Подготовительная группа

1. Координации движений «кролем»

2. Плавание на спине «кроль» при помощи предметов.

3. Плавание на спине «кроль» с движениями руками.

4. Движений ног «брасом» при помощи предметов.

5. Движение  рук «брасом»

6. Координации движений «брасом».

7. Проныривние бассейна в длину.

8. Выполнить  10  выдохов в воду с неподвижной опорой.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения:

  • Высокий уровень  – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение

РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Осокина Т. И.,  Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду.  -М., Просвещение, 1991 г.
  2. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду.

- М.: Детство-пресс, 2003 г.

  1. Рыбак М.  Раз, два, три плыви.- М., Аркти-Кудиц, 2010 г.
  2. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.

- М., 2010  г.

  1. Большакова И. А. Маленький дельфин:  пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И.А.Большакова. - М.: Аркти-Кудиц, 2005. – 24 с.
  2. Булгакова И. Ж. Познакомьтесь – плавание  / И.Ж.Булгакова. -  М.: Аст- астрель, 2002. – 160 с.                                                        Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Протченко, Ю .А.Семенов. – М.: Айрис - дидактика, 2003. – 80 с.
  3. Соколова Н. Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н. Г.Соколова, -  Р-н-Д.: Феникс,  2007. – 157с.
  4. Чеменева А. А., Столмакова Т. В.. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

программа по плаванию Осьминожки

Программа по плаванию для детей дошкольного позраста....

Рабочая программа по плаванию к программе Т.И. Осокиной

Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы...

Рабочая программа по плаванию

Рабочая программа по физическому развитию (плавание) детей 3-7 лет разработана в соответствии с ООП МДОУ № 123, в соответствии с введением в действие ФГОС.Рабочая программа по плаванию обеспечива...

программа "Обучение плаванию детей от 2 до 7" авторы: Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов

Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии - одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в м...

Рабочая программа по плаванию с включением здоровье сберегающих технологий

Рабочя программа по оздоровлению и обучению началным навыкам плавания в детском саду, на основе примерной основной программы дошкольного образования "От рождения до школы", с включением в образователь...