Совместные действия детей в подвижной игре
статья по физкультуре на тему

Кобызева, Ирина, Григорьевна

В отечественной педагогике и психоло­гии рядом авторов отмечаются воспита­тельные возможности подвижных игр (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева и др.).        

Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в подвижной игре способству­ют воспитанию положительных взаимо­отношений между сверстниками, нрав­ственной активности. Многие ученые при анализе воспитательного потенциа­ла подвижных игр на первый план выдвигают нравственно – волевые качества – смелость, решительность и др. А также важное качество проявления нравственно активности, как взаимопомощь детей в подвижной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_1.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Совместные действия детей в подвижной игре

В отечественной педагогике и психологии рядом авторов отмечаются воспитательные возможности подвижных игр (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева и др.).        

Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в подвижной игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, нравственной активности. Многие ученые при анализе воспитательного потенциала подвижных игр на первый план выдвигают нравственно – волевые качества – смелость, решительность и др. А также важное качество проявления нравственно активности, как взаимопомощь детей в подвижной игре.

        Необходимость же формирования у детей взаимопомощи очевидна: ребенку в будущем предстоит устанавливать с людьми взаимоотношения, основанные на общечеловеческих ценностях.        

Формированию взаимопомощи способствуют следующие особенности подвижных игр: объединение детей в игровой коллектив, наличие нравственно ценного сюжета, правил, ролей, разнообразных по сложности двигательных действий, достижение личного и коллективного успеха в игре.

        Наиболее сензитивным периодом для воспитания у детей умения оказывать помощь и принимать ее является пятилетний возраст. К пяти годам дети уже овладели некоторыми подвижными играми, у них развился интерес к совместным играм, начинает формироваться умение действовать сообща для достижения общего успеха в игре, развивается способность сочувствовать и сопереживать, появляется желание помогать сверстникам в случае их неудачи. Чувства и представления в этом возрасте становятся более осознанными, поступки —        накладывает на ребенка определенные нравственно мотивированными. Чаще наблюдается взаимосвязь между чувствами, представлениями и поведением. Среди большого количества подвижных игр нами были выделены те, которые способствуют формированию чувства взаимопомощи. Отобранные игры были условно разделены на пять типов:

  • игры-упражнения с поочередным выполнением действий, позволяющие ребенку оказывать помощь сверстнику в освоении им двигательных действий (подсказывать, советовать, учить);
  • сюжетные подвижные игры с ролями, включающие действия помощи другим участникам игры;
  • сюжетные подвижные игры с ролями орловца и убегающих,  предоставляющие возможность создания вариантов, включающих действия помощи пойманным;
  • игры, предоставляющие возможность оказания помощи сверстнику в выполнении игровых действий для достижения им личного успеха в игре;
  • игры, в которых от действий взаимной помощи партнеров по игре зависит достижение общего успеха.

Игры первого типа представляют собой индивидуальные игры-упражнения («Сбей кеглю», «Прыгни дальше» и др.).  В них ребенок действует независимо от         товарищей и добивается игрового результата, не сталкиваясь с необходимостью установления тесных связей с партнерами. Он должен следить только за        своими действиями и изменять их по определенному сигналу. Очередность        выполнения действий в играх этого типа        позволяет научить детей замечать необходимость оказания помощи сверстнику        и проявлять помощь в разных формах —        подсказывать,  советовать, учить («Таня,        ты неправильно замахиваешься! Не так-надо!»).

        Второй тип подвижных игр представлен преимущественно народными сюжетными подвижными играми («Коршун», «Волк и ягнята» и др.). Возможности игр этого типа для воспитания у         детей взаимопомощи заключены в самом содержании ролей. Действуя в         соответствии с ролью, ребенок проявляет         по ходу игры такие качества, как доброта,         забота, взаимопомощь и др. Сама роль         обязанности по оказанию помощи другим персонажам сюжетной подвижной         игры. Ролевое поведение оказывает определенное влияние на взаимоотношения         дошкольников (доброжелательное отношение),  создает основу для проявления         ребенком взаимопомощи в реальной         жизни (при виде направляющегося к Сереже Димы, который намеревается «наказать» Сережу за сломанную саблю, Юра говорит: «Давай, Серега, я тебя          спрячу, как курица цыплят», — имеется в виду курица из игры «Коршун»).         

Подвижные игры третьего типа («Волк         и олени», «Птички и кошка» и др.)         способствуют воспитанию у детей умения управлять своим поведением в         коллективе играющих, проявлению         организованности, доброжелательного отношения со сверстниками. Главная цель         этих игр — вызвать у ребенка желание         помогать другому. Задача ребенка в игре состоит не только в избежании опасности, но и в помощи пойманному. Дети постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это         может случиться с каждым. Такие игры         имеют сюжетно-ролевой характер, что         способствует успешному решению игровой задачи. Помогать попавшим в беду сверстникам дети могут коллективно или индивидуально, по собственному побуждению.

Выручая своего товарища «из беды» в одиночку, ребенок рискует быть пойманным сам, поэтому от него требуется довольно высокая концентрация

усилий и смелость. Таким образом, при правильном проведении игры этого типа становятся важным средством нравственно-волевого становления личности ребенка.

В играх четвертого типа («Утушка», «Медведь и пчелы», «Воробушки и кот») могут складываться как естественные, так и специально создаваемые ситуации, требующие помощи сверстника в выполнении игровых действий, для того чтобы ребенок мог достичь личного успеха в игре, справиться с игровым заданием. Например, помочь товарищу        быстро взобраться на гимнастическую стенку в игре «Медведь и пчелы», подать руку и помочь перешагнуть «мостик» необходимость игре «Утушка» и т. д.

Пятый тип подвижных игр представлен играми, в которых от действий взаимной помощи зависит достижение акцент общего успеха («Хромая курица», «Оленьи упряжки» и др.). В  них особое значение приобретает умение действовать в интересах товарищей, помогать друзьям и принимать помощь от них. Кроме того, у детей появляется возможность дополнять действия партнеров.

В играх второго, третьего и пятого        типов проявление детьми взаимопомощи является непременным условием, так как в противном случае игра может распасться.

В играх первого и четвертого        темпе выполнить игровые действия,

типов каждый участник обладает относительной самостоятельностью и независимостью в выполнении игровых действий, поэтому проявление взаимопомощи связано с прочностью и устойчивостью этого качества у ребенка.

Как же организовать работу по формированию у детей пяти лет чувства

взаимопомощи, оптимально используя воспитательные возможности названных выше типов игр (еще раз повторяем, что деление это достаточно условно).

Интерес детей к подвижной игре, как правило, выражается в интересе к исполнению ведущих ролей, к выполнению определенных игровых действий и к успеху в игре. В зависимости от распределения детских интересов работу по        формированию взаимопомощи проведению дифференцированно.

Детям, проявляющим интерес к исполнению ведущих ролей, предлагаем участие в играх, ролевое содержание которых наполнено нравственным смыслом — помощь другим,           забота о них.

 Такие условия создаются в         играх второго типа. Так, например, детям предлагается исполнение роли курицы,          которая помогает цыплятам спастись от         коршуна (игра «Коршун»), роли пастуха, и помогающего овечкам спастись от волка др.         (игра «Пастух»),  роли коня, помогающего лошадкам защитить жеребят от волка         (игра «Табун») и т. д.

Детей, которые проявляют интерес к         выполнению игровых заданий, привлекаем к оказанию помощи тем, кто не правильно выполняет какие-то двигательные действия. Зная очередность выполнения действий в играх первого типа,         ребенок чувствует необходимость помочь сверстнику в виде совета или         прямого показа.

Если для ребенка наиболее значимым         является интерес к успеху в игре, акцент в педагогической работе может сместиться к разъяснению значимости этого         успеха для товарища и, следовательно, необходимости оказания ему помощи в         достижении этого успеха. Данная задача        может быть решена посредством подвижных игр четвертого типа. При их проведении, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что сверстнику часто бывает необходима помощь товарища,  для того чтобы в нужном темпе выполнять игровые действия, например быстро взобраться на возвышение (игра «Воробушки и кот») и др.

Организуя игры пятого типа, воспитатель подчеркивает важность участия каждого ребенка в совместных действиях         партнеров по игре, важность помощи         друг другу для достижения общего ycпeха. Например, если в игре «Оленьи         упряжки» «олень» и «каюр» совместно преодолевают препятствия, то они быстро его достигнут.         В каждой группе могут оказаться дети с         различным уровнем проявления взаимопомощи. В этом случае необходима         дифференцированная работа педагога.

        Внимание детей с высоким уровнем        проявления взаимопомощи направляется на осознание ими своих возможностей в оказании помощи сверстникам, зависимости результата игры от их личного вклада в совместные действия. Особое внимание желательно обращать на формирование у таких детей умения проявлять помощь в виде обучения, объяснения товарищам, а также на формирование у них умения вести себя тактично, не проявлять излишнюю назойливость в оказании помощи, давать возможность другим детям помогать товарищам.

Детей со средним уровнем проявления взаимопомощи побуждают к ее оказанию, создавая условия, при которых инициатива исходит как бы от самого ребенка,  при этом используется такой вид педагогической оценки, как «групповое ожидание» (например, воспитатель говорит: «Все ребята и я надеемся, что ты будешь помогать своим друзьям!). Все это обогащает детское представление о формах и способах проявления взаимопомощи, упражняет в нравственно ценном поведении, оказывает на детей эмоциональное воздействие, стараясь вызвать сочувствие, сопереживание, а в результате — стремление помочь.

Детей с низким уровнем проявления взаимопомощи побуждают к нравственно ценному поведению, используя образец действия воспитателя и других детей или следование прямым инструкциям типа «Помоги Леночке, подай ей руку», формируя у них представления о взаимопомощи как качестве, заслуживающем положительную оценку. Используют и предвосхищающую оценку.

Работу по формированию чувства взаимопомощи в подвижных играх желательно сочетать с работой по обогащению представлений о взаимопомощи. В процессе такой работы дети получают сведения о различных формах проявления взаимопомощи — помощь-совет, помощь-утешение, помощь-поддержка, помощь в выполнении общего дела, помощь в виде обучения чему-либо и др. В этих целях можно использовать неисчерпаемые богатства детской художественной литературы.

Для углубления и расширения представлений детей воспитатель может познакомить их сначала с литературными произведениями, содержащими наиболее известный способ проявления взаимопомощи — помощь в труде, затем — с произведениями, рассказывающими о персонажах, которым требуется помощь в трудной ситуации, о взаимной помощи героев друг другу в общем деле.

В соответствии с данной последовательностью можно выделить условно четыре серии литературных произведений, которые помогут воспитателю в работе по формированию представлений о взаимопомощи.

Так, например, сначала детям читают произведения, в которых персонаж либо помогает другому выполнить какую-то работу, либо ему самому требуется практическая помощь в выполнении какого-либо дела. Сюда входят стихотворные и прозаические произведения типа «Сапожник» Б. Заходера, «Мамина помощница», «Дружок помог» Г. Ладонщикова, «Красная Шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки и др.

Помощь персонажам, попавшим в затруднительную ситуацию, отражают  произведения типа «Айболит» К. Чуковского,  «Орел и кошка»

 К. Ушинского, «Храбрый утенок» Б. Житкова, «Морской кортик»

 С. Баруздина и др.

О взаимной помощи героев друг другу рассказывается в произведениях типа русская народная сказка «Репка», «Рассказы для маленьких детей» Л. Толстого, «Коллектив» А. Неверова и др.

Скрытый нравственный смысл заключают в себе ситуации, описываемые в рассказах В. Осеевой «Плохо», «На катке», «Хорошее», «Отомстила», «Три товарища» и др.

В беседах по литературным произведениям воспитатель подводит детей к уточнению содержания понятий «помогать», «помощь», «помощник», к усвоению различных способов проявления взаимопомощи на основе конкретных поступков героев. Содержание бесед может включать следующий примерный круг вопросов: кто помогает? кому оказывается помощь? почему оказывается помощь? как (в каких формах) и т. д.

Особое внимание воспитателя должно быть направлено на выразительное описание состояния, которое испытывает герой, нуждающийся в помощи, на факты моральной помощи героев друг другу. Знакомя детей с произведениями со скрытым нравственным смыслом, воспитатель подводит ребенка к самостоятельному выделению нравственного аспекта поступка персонажа, а затем к выражению своего отношения к поступкам героев.

Знакомство детей с художественными произведениями первой и второй серий можно сочетать с проведением подвижных игр первого, второго и третьего типов, а чтение произведений детской литературы третьей и четвертой серий — с играми четвертого и пятого типов. Такое сочетание обусловлено постепенным усложнением содержания литературных произведений и подвижных игр, а также усложнением форм взаимодействия детей в подвижных играх (от соприсутствия в играх первого типа и индивидуальной взаимозависимости в играх второго, третьего и четвертого типов, к групповой зависимости в играх пятого типа).

Необходимо отметить, что содержание отдельных литературных произведений зачастую помогает воспитателю проиллюстрировать некоторые подвижные игры. Так, например, перед проведением игры «Коршун» педагог может познакомить детей с рассказом К. Ушинского «Орел и кошка», где говорится о том, как кошка бросилась на помощь своим котятам, защищая их от орла. В подвижной игре «Коршун» отображается подобная ситуация — курица защищает цыплят от коршуна. Рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» может предварить проведение игры «Табун». И герой рассказа, и ведущий персонаж подвижной игры помогают своим друзьям в трудных ситуациях. Творчески используя сходство сюжетов литературных произведений и подвижных игр, воспитатель может добиться усиления педагогического воздействия на поведение детей.

Участие детей в вышеперечисленных подвижных играх положительно сказывается на вне игровых взаимоотношениях дошкольников. Задача воспитателя — заметить возможные факты переноса полученных в играх знаний и умений в реальную жизнь, положительно оценить подобные проявления, привлечь внимание сверстников к совершенному ребенком хорошему поступку.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ

Для всестороннего развития дошкольника чрезвычайно важно своевременно овладеть разными движениями, в первую очередь основными их видами- бегом,ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя...

Консультация для родителей «Освоение исследовательских действий детям в логических играх»

Знакомство родителей с программой "Алгоритмы" для развития логического мышления....

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Педсовет. Деловая игра с педагогами ДОУ. Тема: «Совершенствование физических качеств детей через подвижные игры и физические упражнения».

Задачи 1.      Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников, через  подвижные игры и упражнения.2....

Сценарий спортивного развлечения, совместно с родителями «Любимые подвижные игры нашей семьи»

Цель: доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности с родителями....

Конспект совместной деятельности детей и воспитателя, игры- викторины для детей среднего дошкольного возраста, «Знатоки космоса»

Образовательные области: познавательное развитие.Тема:  Знатоки космоса.Вид деятельности: игра - викторинаЦель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.Задачи:Образовательные:Обогащать знания детей ...