Картотека "Русских-народных игр" младшая группа
картотека по физкультуре (младшая группа) на тему

Ступникова Елизавета Леонидовна

В наш век компьютерных технологий дети все меньше находятся на свежем воздухе и играют в активные игры. Это способствует возникновению многих проблем и заболеваний, таких как ожирение, нарушение коммуникабельности, асоциальный настрой, сколиоз и многое другое. А  детские народные подвижные  игры  решают многие  из  этих  проблем. Они  вызывают положительные  эмоции, приобщают  ребенка  к  его культуре  и традициям, развивают  двигательную деятельность  и координацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_r.n.i_ml_.gr_.docx801.96 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА
Народные подвижные игры

C:\Users\мария 1\Desktop\Для игр\23949093.jpg

фон для картотеки русс - нар копия обл копия.jpg

1. «Медведь»

Выбирается один медведь. Он спит в лесу. Остальные игроки собирают ягоды и поют:

Беру, беру ягоду, черную смородину!

Батюшке в стаканчик,

А злому медведю травы на лопату!

Медведь просыпается и ловит игроков.

2. «Дятел».

Дети встают в пары и образуют круг. В середине круга стоит дятел. Дети ходят по кругу и говорят:        Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел говорит: А мне скучно одному,

Кого хочу, того возьму!

Затем он начинает ловить пары

3. «Олень».

Играющие становятся в хоровод. Олень стоит в центре

Хоровод движется по кругу, игроки веду диалог с оленем:

- Ах, тепло ли тебе, олень,

Холодно ли тебе, олень?

- мне не так тепло,

Мне не так холодно.

Приоденьте меня, приокутайте.

С молодца кушачок,

С красной девицы – платок!

Молодцы и девицы разбегаются . Олень ловит их.

4. «Волк и овцы».

Один из играющих – волк, остальные – овцы. Волк сидит в логове. Овцы подходят к нему, взявшись за руки: «Позволь нам погулять в твоем лесу, волк!»

Волк разрешает: «Гуляйте, гуляйте! Только травки не щипайте, а то мне твердо спать будет!» Овцы дают обещание и идут бегать на лужайку. Вскоре они забывают про обещание и начинают щипать траву:

Щиплем, щиплем травушку, зеленую муравушку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик!

А серому волку – грязи лопата!

Волк ловит овец. Овцы прячутся в домике.

5. «Злючка».

Злючка сидит в уголке и дремлет. Играющие водят хоровод и дразнят злючку:

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три! Злючка выходи!

Мы тебя ждем, песенку поем!

Злючка сердится и выбегает. Чтобы спастись от Злючки, дети могут встать на любой предмет и сказать «чик-трак».

6. «Баба-Яга».

Баба-Яга стоит в сторонке. Дети подходят  к ней, держась за руки и дразнят:

Злючка Баба-Яга,

Деревянна голова!

Нос крючком, живот ящичком!

Злючка, выходи!

Мы тебя ждем! Беги бегом!

Злючка-дрючка, Фу-ты, ну-ты!

Руки – крюки, ноги гнуты!

Баба- Яга ловит игроков. Они прячутся в домике.

33. «Дедушка-Рожок».

Играющие делятся на две группы и занимают места ан противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из него же спрашивает: «Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто». Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

7.«Солнышко»

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

8. «Коршун».

Коршун сидит и «роет ямку», цыплята ходят вокруг него и приговаривают:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу!

Затем круг останавливается и цыплята спрашивают

-Коршун, коршун, что делаешь?

- Ямку рою.

- А зачем тебе ямка?

- Копеечку ищу!

- зачем тебе копеечка?

- Иголочку куплю!

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить!

- Зачем тебе мешочек?

- Камешки класть.

- зачем тебе камешки?

- в цыплят кидать!

-Ко мне в огород лазят!

- А ты сделай огород повыше. Если не умеешь, то лови нас!

Цыплята разбегаются. Коршун ловит их.

9. «Салочки».

Игроки свободно располагаются на игровой площадке. Один из участников – водящий. Ему дают в руки платочек. Он поднимает платок высоко и громко говорит: «Я салка!»после этого старается догнать одного из игроков и «осалить» его.»Осаленному» передается платочек. Он поднимает его высоко, затем игра повторяется.

11. «Ласточка и пчелы».

Ласточка сидит в гнезде, пчелки летают по лугу и поют:

Пчелки летают, медок собирают.

Зум – зум – зум!

Ласточка отвечает:

Ласточка встанет,

Пчелок поймает!

Ласточка бежит и старается запятнать пчелок.

12. «Море волнуется».

Стулья по количеству игроков ставятся в круг спинками внутрь. Все участники – рыбы. Один – ведущий. Дети садятся на стулья. По команде ведущего «Море волнуется!» рыбы начинают двигаться по кругу вокруг стульев. По команде «Море затихло!»дети занимают места. Водящий садится тоже на стул. Кому не хватило стула, тот водит.

13. «Прятки».

Ведущий закрывает глаза и произносит прибаутку:

Чуха, рюха, ты свинуха!

Семьсот поросят поросят за тобой кричат!

По болоту я пойду,

Все равно тебя найду!

Пора ли?

Если никто не отзывается, то ведущий идет искать детей.

15. «Аленушка и Иванушка»,

участники встают в круг. В центре круга стоят Аленушка с завязанными глазами и Иванушка. Аленушка должна поймать Иванушку. Аленушка может звать его, а братец должен откликаться.

16. «Дрибушечки».

Трое-четверо участников берутся за руки и быстро кружатся, приговаривая:

- Дрибу-дрибу-дрибушечки, наелися голушечки. Гей, гей до воды! Наелися лободы!

Игра продолжается, пока кто-нибудь не упадет.

22. «Мороз».

Считалкой выбирается Мороз. Он дремлет под деревом. Дети подходят к нему и говорят: «Мороз-мороз, ты нас не морозь!» Мороз просыпается и начинает всех «морозить».  До кого он дотронется, тот остается стоять с разведенными руками. Игра продолжается, пока все не будут заморожен

14. «Трубочка».

Дети встают в круг, выбирают жмурку. ему завязывают глаза и дают в руку бумажную трубочку. дети идут по кругу и переговариваются со жмуркой:

- Кот, кот, где стоишь?

 - На печи!

- Что пьешь?

- Квас!

- Лови три года нас!

Круг останавливается. Жмурка дотрагивается до игрока трубочкой и спрашивает: «Ты кто?» ребенок отвечает: «Мяу!» Жмурка по голосу должен угадать, кто это.

19. «Дядюшка Кондрат».

Дети встают в круг, ведущий стоит в центре. играющие ходят по кругу и говорят нараспев:

У дядюшки Кондрата было трое детей,

Трое сыновей.

Они не пили, они не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали вот так!

При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение становится ведущим.

17. «Растеряхи».

Играющие становятся цепью, держась друг за друга. Водящий (воспитатель) бежит, поворачивая в разные стороны. Кто не удержался, упал – растеряха. Он выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется трое самых ловких.

18. «Стрекоза».

Дети становятся на корточки, руки в бока, затем они стараютяс как можно быстрее прыжками добраться до места, которое обозначено рекой. Кто доберется первый, тот победитель

 

20. «Бабушка Маланья».

Дети встают в круг, ведущий стоит в центре. играющие ходят по кругу и говорят нараспев:

У Маланьи у старушки было 7 сыновей

И все без бровей.

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На друг друга смотрели,

Делали вот так!

При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение становится ведущим

21.«Поясок»

Дети образуют круг. Выбирается водящий. Ему даётся в руки поясок. Дети начинают двигаться по кругу. Водящий идёт в кругу, в противоположную сторону. Дети поют:

Вот наш Вова( имя ребёнка) идёт

Поясочек несёт.

Кому дать, кому дать,

Кому поясочек передать?

Водящий останавливается, кланяется, передаёт поясок другому ребёнку.

23.«Огуречик, огуречик»

Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая слова (дразнят)

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

Огуречик догоняет детей. Дети убегают.

22. «Кот Васька»

Дети сидят на лавке. «Кот» прогуливается перед детьми, на носочках, оглядывается то вправо, то влево.

Дети:    Ходит Васька серенький,

Хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой.

«Кот» бежит и садится на лавку, «засыпает»

Воспитатель:Глазки закрывается-

Спит иль притворяется?

Зубы у кота-

Острая игла.

Дети идут к коту.

Только детки подойдут,

    Серый Васька тут как тут.

                                               Всех поймает он!

«Кот» догоняет детей.

24. «Мышка»

Играющие стоят лицом в круг, соединив перед собой ладони. В центре двое водящих. Один из них берёт маленький предмет – мышку и зажимает её между ладонями, затем начинает вкладывать свои ладони в ладони других детей, незаметно передав кому-нибудь «мышку», встаёт рядом с другим водящим. Второй водящий должен угадать, у кого в ладошках «мышка спряталась».

10. «Молчанка».

Ведущий произносит слова прибаутки, в это время участники веселятся.

Первинчики, другинчики,

Летели голубинчики

По утренней росе,

По лесной полосе.

Там в чашке орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

Участники замирают на месте и молчат. Кто первый пошевелится, выходит.

25. «У медведя во бору»

1вариант.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. «Медведь» рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется во бору, потом ложится, как будто спит. Дети идут, словно собирают ягоды и грибы.

 Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Медведь ворочается, потягивается. Затем он встаёт и начинает гоняться за детьми. Кто успевает убежать в дом, того медведь не трогает. Если пойманных больше половины, игра заканчивается.

29. «Воробушки»

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», другой дом – «гнёздышки» - «воробушки».

В начале игры выбирается кошка. Кошка сидит в конце игрового поля. Остальные дети «воробушки». Ребята поют песенку про воробушек,  передавая движения текста, до тех пор, пока не произнесут последние слова.

Стайка дружных воробьишек -

                                         Чик-чирик! Слетела с крыши,

                                         Посидела на скамейке,

                                         Полетала по аллейке,

                                         Поклевала быстро крошки

                                         И на дерево от кошки –

                                         Шмур-р-р! - скрылась.

 Кошка выбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит к себе домой. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

26. «Заинька»

Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит Заинька. Один из ребят спрашивает его:

- Заинька, Заинька, где твой дом?

- Мой дом под кустом, под березовым листом.

Затем все хором говорят:

- Заинька, Заинька,

- Приходи к нам на лужок

На головку вить венок!

Заинька входит в круг и изображает действия, о которых говориться в песне:

- Заинька, сорви цветик,

Вот и этак, сорви цветик.

- Заинька свей веночек.

- Положи на головку.

- Топни ножкой.

- Заинька попляши.

Дети идут в круг со словами:

- Заинька, Заинька,

Коротенькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Заинька подходит к одному из ребят и меняется с ним местами. Так выбирается новый Заинька и игра продолжается.

27. «Курочка-хохлатка»

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», в другом доме - «цыплята» и «курица».

Взрослый изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это «кошка» дремлет около своего домика. «Курица» выходит вместе с «цыплятами» гулять. Воспитатель говорит:

 Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

 Квохчет курочка: "Ко-ко,

                                             Не ходите далеко".

 Приближаясь к «кошке» он говорит:

                                             На скамейке у дорожки

     Улеглась и дремлет кошка...

Кошка глазки открывает

                                             И цыпляток догоняет.

 «Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые вместе с курицей убегают.

28. «Кошки-мышки»

Считалкой выбираются Кошка и Мышка. Остальные игроки становятся в кружок на расстоянии примерно шага друг от друга и берутся за руки, образуя между собой ворота. Если руки игроков опущены, то ворота закрыты, если подняты – открыты. Мышка залезает внутрь круга, а Кошка остается снаружи.

Кошка должна поймать Мышку, для этого ей надо проникнуть в круг. А задача игроков, образующих круг, состоит в том, чтобы оберегать Мышку от Кошки.

Кошка ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей проскочить внутрь. При этом ей разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или перепрыгивать через них. Игрокам при этом запрещается соприкасаться плечами.

Если Кошке удалось попасть внутрь круга, то игроки могут отворить Мышке «ворота», выпустить ее и тут же опять опустить руки. Теперь Кошке надо ловить Мышку снаружи, т.е. опять преодолевать цепь игроков. А когда Кошка выскочит наружу, ближайшие к Мышке игроки вновь поднимают руки, пропуская ее внутрь.

29. «Зайцы и волк».

Дети зайки сидят за деревьями. Под кустом находиться волк. Зайки выбегают и проговаривают текст:

Зайки скачут скок, скок

На зелёный лужок

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают

Не идет ли волк.

Волк ловит зайцев. Зайцы прячутся за деревья, в свои домики.

32.Игра «Карусель»

(Дети берутся за ленточки от обруча и кружатся под музыку.)

«Ели-ели, ели-ели,

Закружили карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два!

Закружилась голова!

31. Игра – хоровод: “Шла коза по лесу”

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

(все поют эти строки и ведут хоровод вокруг козы,

коза выбирает одного ребёнка и танцует с ним внутри хоровода. Все дети повторяют за козой движения).

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу,

(все поют эти строки и ходят хороводом вокруг козы)

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

(все прыгают)

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

(все брыкаются ножками)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

(все хлопают в ладоши)

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

(все топают)

Головкой покачаем, качаем, качаем,

(все качают из стороны в сторону головой)

И снова начинаем!

Игра повторяется 2 – 3раза, движения каждый раз меняются. Можно, например, хлопать перед собой, над головой, справа. слева; прыгать на двух ногах, на одной ноге и так далее.

30.«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»!

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

        Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц,

голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка,

воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а

играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими

птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и

приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы,

которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять

место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен

угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится

филином.

П р а в и л а игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать

на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только

филин поймает одну из них

Пчелки и ласточка

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По

окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку

поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит

пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повто-

ряется.

П р а в и л а игры. Пчелам следует летать по всей

площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

По ровненькой дорожке

Взрослый ритмично произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму — бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом.
На слова «По камешкам, по камешкам» — прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед.
На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. »
Вылезли из ямы», — дети поднимаются.
Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом -
Здесь мы живем.
По окончании текста малыши бегут в «дом» (заранее договариваются, где будет дом — на диване, стуле и т.д.).
Примечания: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...