Статья - интеграция
статья по физкультуре на тему

Акулина Наталья Николаевна

Интеграция дает возможность при меньшей затрате времени процесс обучения сделать более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на математику, рисование, развитие речи, пение, физическую культуру. Переключение на разнообразные виды деятельности, объединенных общей темой в игровой форме, помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_integratsiya.docx496.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование принципа интеграции для формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста.

Инструктор по плаванию Акулина Наталья Николаевна,

 ГБОУ детский сад №1504 ЮВОУО

Во многих публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижение уровня здоровья детей, особенно дошкольного возраста. Одной из основных причин является неправомерное увеличение умственной нагрузки и сокращение двигательной активности детей.        

Одним из реальных подходов к решению данной проблемы является принцип интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста.  

Интеграция дает возможность при меньшей затрате времени процесс обучения сделать более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на математику, рисование, развитие речи, пение, физическую культуру.

Переключение на разнообразные виды деятельности, объединенных общей темой в игровой форме, помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение.

Внедрение интеграции на занятиях плаванием в ДОУ позволяет сочетать задачи на развитие памяти, внимания, мышления с активными движениями самого ребенка. Разнообразные упражнения, имитационные движения и игры, являются естественной формой передачи детям необходимого объема знаний из разных областей: познания, здоровья, безопасности и др.

Особая роль отводится интеграции плавания и познания окружающего мира и явлений, где в работе с детьми широко используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование).  Дети знакомятся:

  • со свойствами воды;
  • строением тела человека;
  • способами передвижения в воде: рыб, животных, человека;
  • выполнением плавательных движений и действий;
  • со свойствами предметов и явлений и отношением к ним человека;
  • элементами техники прикладного плавания.

Во время организации культурно – досуговой деятельности и праздников в бассейне, широко используются разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, всевозможные релаксации.

Нет необходимости доказывать, что здоровье и плавание неразрывно связаны друг с другом. Основная задача – сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье. 

В ГБОУ детский сад № 1504 компенсирующего вида организация оздоровительной работы направлена на коррекцию дефектов развития и реабилитацию отклонений в состоянии здоровья детей с учетом особенностей их физического и психического развития. Причем для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), имеющих искривления в позвоночнике, а также плоскостопие эффективным профилактическим средством являются занятия плаванием. Обучение плаванию проходит по программе «Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет», основанной на одновременном обучении всем спортивным способам.

Активно используя принцип интеграции образовательных областей на занятиях в бассейне с 2010 года, несмотря на увеличение количества диагнозов, была замечена четкая тенденция (более чем у 70 % детей) к снижению патологии ОДА и удалось стабилизировать состояние здоровья, скорректировать речевое развитие, решить многие психологические проблемы.

        Плавательная подготовленность детей подготовительных групп,  перед поступлением в школу, выполняющих требования программы (15-25 и более метров при владении всеми спортивными способами) имеют положительную динамику. Это видно по показателям проведения мониторинга в начале (октябрь) и конце (май) учебного года:  

Выполнение нормативных требований программы воспитанниками подготовительных групп

ГБОУ д/с № 1504 ЮВОУО в 2011-2013гг.

год

месяцы

октябрь

май

2011

64%

85%

2012

37%

87%

2013

26%

88%

   

        Результаты диагностики по всем видам деятельности стабильны.  Наиболее связанные с плаванием физическая культура, здоровье, познание и безопасность имеют показатели 85% - 89%. Можно сказать, что интегрированные занятия способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и обеспечивают разностороннее развитие личности.

        И в заключении хотелось бы отметить, совершенно очевидно, что большое количество плавательных упражнений, игровых ситуаций и заданий  разносторонне укрепляют организм и приносят громадную пользу физическому и психическому здоровью детей. Поэтому очень важно, чтобы они стали доступными детям как можно раньше. И как можно раньше получили их благотворное влияние на организм.

        Конспект интегрированного занятия по плаванию с элементами образовательной области «познание» с воспитанниками подготовительной группы.

Н. Н. Акулина, ГБОУ детский сад №1504 ЮВОУО

Тема: «Путешествие в прошлое кораблей»

Продолжительность занятия:  30 мин.

Оборудование и инвентарь: иллюстрации каждой ступени развития корабля (бревно, плот, лодка, парусник, пароход, подводная лодка, современный корабль), плоскостные геометрические фигуры, схематические изображения парусников, плоты из 6 нудлсов, бревна, куклы, тонущие предметы с цифрами, музыка.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», « Здоровье», «Познание», «Коммуникация».

Задачи:

  1. Совершенствовать выдохи в воду.
  2. Совершенствовать плавание спортивными способами

(брасс, дельфин, кроль на спине, кроль на груди)

  1. Закрепить умение определять некоторые особенности предметов (форму, части), состав числа 6.
  2. Развивать ретроспективный взгляд на корабль.

Подготовительная часть 2мин.

Спуск в воду из положения, сидя на борту, руки вверху за головой, спад в воду с выполнением скольжения до противоположного бортика (0,5 мин.).

 Скольжение на спине в противоположную сторону, руки вверху (3,0 м).

Выдохи в воду в наклоне вперед лицом к борту, держась руками за поручень (7 раз) и переход к короткому борту (0.5 мин.).

Основная часть 25 мин.

  Инструктор:

«Ребята, сегодня мы  отправляемся в интересное путешествие «в прошлое корабля».   Очень давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что бревно, упавшее в воду, не тонет, и стали переправляться на нем с одного берега на другой. (Иллюстрация) Сейчас мы это попробуем». Бревна лежат на борту. Дети берут его в одну в руку, плывут, работая ногами кролем на груди с выдохом в воду (2 х 6,0 м). Указывать и исправлять ошибки.

H:\Фото\Фото\Фото (1).jpg

Выдохи в воду, стоя спиной к борту, в наклоне вперед, отвести руки прямые назад и взяться за поручни, плечи и подбородок в воде (7 раз).

Инструктор: 

«Но не умеющего плавать человека перевезти на одном бревне невозможно. Тогда люди соединили несколько бревен, перевязали травой, и получился …? (Плот) (Иллюстрация) Задача: посмотрите на свои плоты. Посчитайте сколько  бревен в каждом? (6) Бревна разного цвета. Какого цвета и сколько бревен в первом? Втором? Третьем? Какой вывод можно сделать? (Число 6 состоит из двух частей: 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3)

А теперь, попробуйте с помощью своего плота перевести куклу на противоположную сторону».  Дети плывут с опорой одной рукой на плот, поочередно работая руками кролем на груди (2 х 6,0 м).

H:\Фото\Фото\Фото (2).JPG

Выдохи в воду, стоя спиной к борту, в наклоне вперед, отвести руки прямые назад и взяться за поручни, плечи и подбородок в воде (7 раз).

Инструктор: 

«Позже у людей появилась необходимость в более быстром средстве передвижения по воде, и тогда появилась лодка с веслами. (Иллюстрация) Скажите, какой способ плавания похож на движения  веслами? (Кроль на груди) Сейчас, как лодки с веслами надо проплыть по прямой и вернуться назад. Плыть кролем на груди в полной координации, но руки фиксировать вверху с продолжительной паузой» (2 х 6,0 м). Следить за техникой плавания, исправлять ошибки. Отмечать, у кого лучше получается.

Выдохи в воду, Приседая, руки на поручнях (7 раз).

Инструктор: 

«Прошло много времени, пока люди стали использовать силу ветра. Появились парусники и большие парусные корабли». (Иллюстрация)

Задание: перевести с противоположной стороны бассейна плоскостные геометрические фигуры и собрать по схеме парусник. Плыть на спине, работая ногами кролем и помогая одной рукой.  (2 х 6,0 м)

H:\Фото\Фото\Фото (3).jpg

H:\Фото\Фото\Фото (4).jpg

Выдохи в воду, приседая, руки на поручнях (7 раз).

Инструктор: 

«Но не всегда дул попутный ветер. Моряки говорят: «полный штиль». К тому времени ученые изобрели паровой двигатель, который с помощью большого вращающегося колеса приводил корабль в движение. (Иллюстрация) Давайте покажем руками, как вращалось колесо. На какой способ похоже это движение?  (Дельфин)

Скажите пожалуйста, что такое диагональ? Проплывите по диагонали способом дельфин». (2 х 8,0 м) Следить за правильностью выполнения движений рук и ног, дыхания.

Выдохи в воду, в приседании с выпрыгиванием вверх на месте (7 раз).

Инструктор: 

«Ученые продолжали усовершенствовать двигатели, и построили подводные атомные лодки, которые опускаются очень глубоко под воду. (Иллюстрация)

Сейчас, нам придется стать настоящими ныряльщиками. Как вы думаете, каким способом лучше нырнуть? (Брассом)

Задание: вам предстоит плыть по кругу (15 м) брассом, по левому борту бассейна – поднырнуть, достать утонувшее кольцо с цифрой, соответствующей вашему порядковому номеру. Внимание!  По порядку рассчитайсь!» Дети поочередно выполняют задание. Обратить внимание на согласованность движений рук и ног способом брасс, дыхания, исправлять ошибки.

Выдохи в воду, стоя спиной к борту, в наклоне вперед, отвести  руки прямые назад и взяться за поручни, плечи и подбородок в воде (7 раз).

Инструктор: 

«Посмотрите на последнюю иллюстрацию. Здесь современный быстроходный корабль. И сейчас, мы разделимся на две команды и посоревнуемся в быстроте плавания.  Так как тема сегодня «Корабли», то придумайте название своим командам – кораблям».

Встречная эстафета (3 х 6,0 м): первые участники плывут брассом, вторые обратно дельфином, третьи – кролем на груди, все участники предают эстафету касанием бортика. Победившая команда получает флаг.

Заключительная часть 3 мин.

Релаксация под музыку и отдых на воде на спине «Звездочка» (1 мин.)

Выход из воды, построение, подведение итогов. (2 мин.)

Инструктор: 

«Ребята, вот и подошло к концу увлекательное путешествие в прошлое кораблей. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Вы молодцы, справились с очень непростыми заданиями»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ПЕТЕРГОФА"

В основной образовательной программе дошкольного образования  определен региональный компонент образовательной деятельности, который реализуется через авторскую систему работы по ознакомлению дош...

Статья "Интеграция риторического образования и физкультуры"

Статья о связи умственной деятельности с физической активностью....

Статья Интеграция и социализация детей после КИ в условиях детского сада

Поддержка и помощь психолога необходима не только детям после кохлеарной имплантации, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требует...

Статья "Интеграция"

Интеграция Вопросы интеграции ДОУ и экологического образования  обсуждаются довольно  широко. При этом рассматриваются разные аспекты проблемы, в том числе и  связанные с объединен...

Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики".

Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики"....

Статья "Интеграция экологии и художественно-эстетического развития"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает  формирование общей культуры личности детей, в том числе  ценностей здорового образа жизни развитие их социальных, н...

статья Интеграция видов художественной деятельности

Статья Интеграция видов художественной деятельности Федотова Марина Васильевна Воспитатель ГБДОУ № 18 Красногвардейского района Санкт- Петербурга В конце 20 века повышается интерес к использованию нет...