Статья "К Родным истокам"
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме

Куган Виктория Владимировна

В статье представлены материалы по ознакомлению детей коррекионных групп старшего возраста с подвижными народными играми. Сатья написана инструктором по физической культуре Куган В.В. и учителем - дефектологом Леошко И.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_leoshkokugan.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 компенсирующего вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

«Консультативно-практический центр для детей с нарушением интеллектуального развития»

Тема: «К родным истокам»

Леошко Ирина Александровна, учитель-дефектолог

Куган Виктория Владимировна, воспитатель

Санкт-Петербург 2015

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим –

Хоть новому принадлежим.

 В. Шефнер

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, образовательная программа направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки процесса духовно-нравственного воспитания, социализации и индивидуализации развития ребенка.

Важнейшим компонентом социального опыта развивающейся личности являются социальные ценности, в том числе гражданские, культурные, национальные. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления его личности.

Малоподвижный образ жизни – актуальная проблема современного общества. Современные дошкольники отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, играм с конструктором, просмотру мультфильмов. И всё реже можно увидеть их играющими и бегающими наперегонки во дворах. Игра, прежде всего подвижная, как неотъемлемый спутник жизни ребенка, может решить проблему гиподинамии подрастающего поколения.

Народные подвижные игры, уходящие своими корнями вглубь веков – один из доступных и эффективных форм повышения двигательной активности детей, воспитания смелости, ловкости, выносливости, выдержки, стремления к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Народные подвижные игры формируют уважительное отношение к культуре родной страны, способствуют воспитанию самостоятельности и дружеских отношений в коллективе, дарят массу положительных эмоций.

Внедрение народной подвижной игры в практическую деятельность дошкольного учреждения призвано приобщить не только воспитанников, но и их родителей к истокам русской народной культуры, а также сформировать ценностные ориентации семьи и мировоззрение в целом.

Включение народных подвижных игр в образовательный процесс способствует решению комплекса задач во всех образовательных областях:

  1. В области социально – коммуникативного развития:
  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности свзрослыми и сверстниками;
  • формирование основ безопасности в подвижных и спортивных играх;
  1. В области познавательного развития:
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения;
  • формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях;
  1. В области речевого развития:
  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  1. В области художественно-эстетического развития:
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • восприятие музыки, фольклора.
  1. В области физического развития:
  • приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие основных физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
  • овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни;
  • овладение его элементарными нормами и правилами (в двигательном режиме).

Исходя из результатов психолого-педагогического обследования детей, анализа проведенного анкетирования семьи и комплекса поставленных задач, был составлен план мероприятий по организации и проведению народных подвижных игр для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Название игр

Цель

Формы организации

Сентябрь

Психолого-педагогическое обследование детей с интеллектуальной недостаточностью. Анкетирование.

Октябрь

 «У медведя во бору»

Формировать положительное отношение к народным играм. Учить согласовывать свои движения с текстом потешек. Развивать ловкость, быстроту реакции. Формировать ритмичность движений. Формировать умение имитировать движения животных, птиц и т.д.

Совместная деятельность Прогулка.

«Пчелки и ласточка»

«Большой мяч»

«Жук»

Ноябрь

«Тишина»

Формировать положительное отношение к народным играм. Воспитывать выдержку, силу воли. Упражнять в беге с ловлей и увертыванием. Развивать ловкость, внимание. Обучать детей элементам мышечной релаксации.

Утренняя гимнастика. Совместная деятельностьПрогулка.

«Мышеловка»

Декабрь

«Мячик к верху»

Стимулировать появление эмоционального отклика на игры и желание участвовать в них. Развивать ловкость, учить прыгать на двух ногах. Развивать быстроту движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений.

Утренняя гимнастика. Совместная деятельность Прогулка.

«Бездомный заяц»

«Найди Снегурочку»

Январь

«Пробеги и не задень»

Развивать ловкость движения, выносливость. Расширять процесс взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. Развивать двигательную активность. Формировать представление о собственном теле, его основных частях и их движениях.

Совместная деятельность Прогулка.

«Снежная баба»

«Утка и селезень»

Февраль

«Самый меткий»

Развивать меткость, ловкость движений. Воспитывать умение самостоятельно действовать в игре. Познакомить с русской народной игрой «Городки», развивать умение различать, называть и строить фигуры.

Совместная деятельность Прогулка.

«Игра с Матрешками»

«Берегись, заморожу!»

«Городки»

Март

«Карусель»

Развивать координацию движений, тактильное восприятие. Развивать у детей способность реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.

Учить принимать исходное положение в игре «Городки», действиям с битой, способам броска на дальность и в цель. Формировать функцию контроля за соблюдением правильной техники.

Совместная деятельность Прогулка.

«Пора, бабушка, на пир»

«Гори, гори ясно»

«Городки»

Апрель

«Через ручеек»

Вызывать интерес к игре, вовлекая в движение малоактивных детей. Формировать положительное отношение к труду. Развивать познавательный интерес, стремление применять знания в практической деятельности.

В игре «Городки» учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата. Учить выбивать «городки» (рюхи) из «города».

Развивать скоростно-силовую реакцию, координацию, глазомер.

Совместная деятельность Прогулка.

«Барин»

«Городки»

Май

«Картошка»

Закреплять бег в прямом направлении. Развивать быстроту и ловкость. Учить перебрасывать мяч. Развивать умение общаться друг с другом, подчиняться действиям старшего (пастуха).

Создавать условия для самостоятельной, с проявлением творчества, игры «Городки».

Совместная деятельность Прогулка.

«Гуси – гуси»

«Стадо»

«Городки»

Включение народных подвижных игр в образовательный процесс завершается праздником для детей и взрослых «День народных игр». В процессе такого праздника у ребят накапливается и обогащается позитивный социальный опыт.

Народные игры являются неотъемлемой частью коррекционно-образовательной работы и одним из самых эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников и их родителей, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, гармонизации и укреплению отношений между детьми и их родителями.

Таким образом, проведенная работа способствовала формированию у детей опыта разнообразного социального взаимодействия, что позволило заложить основу для развития их культурной национальной традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к родным истокам.

Конспект интегрированного занятия по изобразительному искусству  и музыкально-эстетическому воспитанию. ...

Методика работы по приобщению детей к родным истокам

Методика работы по приобщению детей к родным истокам...

Проект ОД В подготовительной группе "К родным истокам"

Приобщение детей к родной природе, возвращение к забытым истокам селькупского народа через фольклорные жанры....

Дополнительная программа кружка "Родные истоки"

Основание для разработки программы:Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»2. Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г. (ФЗот21.07.2014 №216-Ф...

Программа кружка "Родные исток" старший дошкольный возраст.

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста....

Проект для конкурса «Родные истоки» «В гостях у Водяной»

Повывшение эффективности работы по приобщению детей к творчеству ГабдуллыТукая через знакомства со сказкой "Водяная"...

Опыт работы по Проекту «Родные истоки» по направлению на сохранение и развитие языков, традиций, культуры народов родного края проживающих в Алькеевском районе села Борискино

Цель:• Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, истории, традиций, обычаев, особенностей народов, проживающих на территории села Борискино Алькеевского района Республики Тата...