Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками.
консультация по физкультуре на тему

Платонова Галина Владимировна

Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 2127»

Тема «Использование элементов

спортивных игр

в работе с дошкольниками»

Платонова Галина Владимировна

Инструктор по физической культуре


Москва 2015

Занятия спортивными играми направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Задачи.

При обучении элементам спортивных игр, необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а так же потребность к самостоятельной деятельности.

 Основной целью занятий спортивными играми является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание азов правильной техники.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм, стараясь, чтобы занятие проходило как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.

Требования при обучении детей спортивным играм:

- сезонность спортивных игр;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, их физической

подготовленности;

- соответствие задачам физического воспитания и требованиям реализуемой

программы;

-учет интересов детей;

- наличие материальной базы дошкольного учреждения.


Баскетбол

Освоением элементов игры в баскетбол.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила.

При обучении игре в баскетбол для совершенствования двигательных действий можно применять следующие упражнения и подвижные игры:

Младшая группа. Познакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча, научите играть с мячом. Но прежде, ребенок должен научиться брать, держать и переносить мяч двумя руками и одной рукой. С этой целью проводится игра «Догони мяч». Дети с живым интересом, весело бегут за мячами, собирают их, приносят и кладут в корзину. Большие мячи они берут и несут двумя руками, маленькие – одной. Научите детей прокатывать и бросать мяч. Для этого можно проводить игры: «Мяч с горки», «Толкни и догони», «Прокати мяч». Главное в работе с мячом для малышей – обеспечить возможность произвольно упражняться в действиях с мячами, чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать мяч, брать, класть, переносить) .

Догони мяч. Воспитатель катит или бросает мяч в прямом направлении и предлагает детям побежать и принести их. Количество мячей должно соответствовать числу играющих. Начинать с небольшого расстояния (3-4м) и постепенно его увеличивать до 6-7м.

Мяч с горки. Дети скатывают мяч с небольшой горки или ската (наклонно положенной широкой доски) и бегут следом, догоняя мяч.

Толкни и догони. Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч.

Прокати мяч. Дети, сидя на полу или стоя парами (расстояние 1, 5 – 2м, отталкивают мяч быстрым энергичным движением кисти. Расстояние постепенно увеличивают до 3-4м. В пары стараться подбирать детей, из которых один лучше владеет движением. С ребенком, не умеющим катать мяч, играет воспитатель.

Игровые упражнения с мячом.

1. Катание мячей друг другу с расстояния 1, 5-2м в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.

2. Катание мячей через ворота (ширина 50-60см) с расстояния 1-1, 5м.

3. Бросание мяча двумя руками от груди.

4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.

5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1, 5м.

6. Бросание мяча вверх и попытки ловить.

7. Бросание мяча об землю и попытки ловить.

8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.

9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.

Средняя группа. На пятом году жизни возможности ребенка в бросании и ловле мяча повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Научите детей отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только сильно, но и слегка, не отпуская его далеко от рук. Обучите детей правильно ловить мяч: встречать мяч руками, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч, при этом желательно использовать мячи разных размеров. Обучите бросать мяч из-за головы двумя руками; прокатывать мяч одной рукой (левой, правой) ; отбивать мяч об землю двумя руками.

«Кто дальше? » Игра развивает моторику рук, мышцы плеч и предплечий. Раздайте детям малые резиновые мячи. По команде воспитателя, дети делают замах рукой с мячом и по очереди бросают его вперед. Отмечается самый дальний бросок ярким знаком. Малыши, пытаясь бросить мяч дальше всех, хорошо развивают мышцы плечевого пояса и координацию.

Перекати поле. Катание мяча друг другу из различных исходных положений с расстояния 1-1, 5м.

Мяч в ворота. Катание мяча в ворота с расстояния 1-1, 5м (ширина 40-50см) .

Боулинг. Катание мяча с попаданием в предметы (расстояние 1-1, 5м) .

Забрось-ка! Бросание мяча двумя руками из-за головы или от груди через сетку (веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2м) .

«Кто первый принесет мяч? » Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. По команде воспитателя: «Раз, два, три-бросай! », - бросают мяч вперед и ожидают следующую команду: «Раз, два, три - принеси! » Дети бегут к своему мячу, поднимают его и возвращаются обратно. Воспитатель похвалой отмечает того, кто первым прибежит с мячом.

Игровые упражнения с мячом.

1. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4раз подряд) .

2. Бросание мяча об землю и ловля.

3. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1, 5м.

4. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте.

5. Отбивание мяча одной рукой.

6. Бросание мяча об стену и ловля его.

7. Прокатывание мяча между палками, шнурами (длина дорожки 2-3м) .

Старшая и подготовительная группа. Детей старшего дошкольного возраста надо знакомить с историей возникновения мяча: Называть спортсменов, которые играют в спортивные игры (баскетбол, баскетболист, баскетбольный мяч), и т. д.

С детьми также начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом. Спортивные игры и в частности игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения. Они требуют выдержки, решительности, смелости, учат детей согласовывать действия и движения друг с другом.

Подвижные игры с мячом.

«Выбивалы». Чертится поле: прямоугольник 6 на 4 м. Выбирают двух водящих. Они становятся по краям площадки и бросают мяч друг другу, стараясь попасть в остальных игроков в центре площадки. Игроки, которых выбивают, бегают по площадке, не пересекая ее границ. Если ребенка выбили, он либо выполняет задание (например, отжимается 3раза) и возвращается в игру, либо меняется местами, с тем, кто его выбил.

«Горячая картошка». Дети располагаются по кругу. Мяч быстро передается друг другу. Долго удерживать мяч в руках нельзя, потому что он – горячая картошка.

«Боулинг». Прокатывание мяча с попаданием в кегли (расстояние 4-5м) .

«Охотники и утки». Играющие делятся на две равные команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются с наружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается, и дети меняются ролями.

«Не давай мяч водящему». В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому- либо это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.

Игровые упражнения с мячом (элементы баскетбола)

«Ловкие ребята». Играющие делятся на пары, свободно располагаясь по всей площадке, не мешая друг другу. У каждой пары один мяч. Дается задание – отбивать мяч правой и левой рукой друг другу с расстояния 3м.

«Проведи мяч». У каждого игрока свой мяч. По сигналу, дети (шеренгами) передвигаются с одной стороны площадки на другую, отбивая мяч то правой, то левой рукой, не отпуская его далеко от себя. Отмечается игрок, первым достигший финишной черты. Вариант -2: вести мяч, обводя предметы на площадке.

«Мяч в стенку». Играющие располагаются перед стенкой на расстоянии 3-4м в произвольном темпе отбивает мяч о стенку попеременно левой и правой рукой.

«Бросок в кольцо». От линии на расстоянии 2 м от кольца игроки-нападающие стараются точным движением забросить мяч в кольцо.

«Играй, играй, мяч не теряй». Дети свободно располагаются по площадке и выполняют бросание мяча вверх с последующим хлопком в ладоши. Бросать мяч надо на такую высоту, чтобы успеть хлопнуть.

«Мяч в корзину». Играющие располагаются полукругом (или колонной по одному) перед баскетбольной корзиной и бросают мяч разными способами (двумя руками от груди, из-за головы, снизу) .

«Низко – высоко». Ведение (отбивание) мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту отскока мяча.

«Мяч по кругу». Дети свободно располагаются по площадке, ведут мяч на месте, затем вокруг себя, попеременно правой и левой рукой.

Футбол

Со старшими дошкольниками проводится упрощенный вариант игры в футбол. Правила игры имеют некоторые особенности: не применяются трудные не доступные детям элементы (одиннадцатиметровый, угловой удары и др.) в зависимости от подготовленности детей и для поддержания интереса к игре правила игры можно изменять.

Проведение игр в футбол развивает у ребенка ловкость, быстроту, координацию движений, способствует развитию двигательной реакции, учит ориентироваться в пространстве.

Игры с мячом развивают у детей навыки и правила поведения в коллективе, формируют товарищеские взаимоотношения, которые основаны на отношениях сотрудничества и взаимопомощи. Игра в футбол требует выдержки, решительности, смелости в действиях. Дети учатся регулировать свои движения в различных ситуациях и разнообразных условиях.

Основная мотивация: формирование у детей товарищеских взаимоотношений, которые основаны на отношениях сотрудничества и взаимопомощи.

Основная цель игры: Игра «Футбол» направлена на развитие у ребенка навыков коллективного поведения, развития физических качеств, развития совместного интереса к игре.

Задачи игры:

1. Развитие навыков игрового мышления;

2. Создание у детей потребностей в осуществлении ежедневной двигательной деятельности;

3. Развитие умения управлять своими движениями при различных ситуациях, в разнообразных условиях;

4. Воспитание у ребенка волевых качеств, таких как выдержка, упорство в достижении установленных целей и полученных итогов, организованность, смелость, самостоятельность в принятии решений, умение преодолевать трудные ситуации, развивает чувства ответственности перед коллективом.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Основные этапы игры в «Футбол».

1. Подготовительный этап:

- рассмотрение методических рекомендаций, которые используются при организации игры.

- игровые упражнения с мячом.

- создание структуры игры.

2. Организационный уровень.

- организация знакомства детей с игрой «Футбол», создание фотоснимков, видео, рассказы из личного жизненного опыта.

3. Обучающий уровень.

- Обучение детей необходимым приемам техники проведения игры.

- организация знакомства с основными правилами игры.

- организация подвижных игр с использованием мяча во время прогулки.

- постоянное внедрение игр с мячом в ежедневный режим.

4. Заключительный этап.

- оборудование необходимым инвентарем футбольного поля.

- создание эмблемы команды.

- организация игры с потенциальными соперниками.

- подведение итогов игры, проведение анализа достижения поставленных целей и задач игры.

Рекомендационные упражнения обучения технике игры и владение мячом.

- отработка ударов ногой по подвешенному мячу.

- отработка ударов ногой по неподвижному мячу.

- отработка броска мяча в стенку и приема отскочившего мяча от стены под подошву.

- отработка броска мяча руками вверх и последующий прием мяча на подошву.

- отработка ведения мяча правой и левой ногой по прямой.

- отработка ведения мяча толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

-удар по воротам.

-обводка стоек.

-передача мяча в движении в парах.

- отработка броска мяча по установленной цели на точность попадания.

Участие родителей:

- участие в оборудовании футбольной площадки;

- создание спортивной формы ребят;

- принятие участия в проводимых турнирах (папы) ;

Хоккей.

  Техника игры в хоккей включает: передвижения по площадке, держание клюшки, ведение шайбы, броски и удары шайбы, прием и остановки шайбы.

Занятия хоккеем можно начинать проводить в старших группах. Хоккей детей значительно отличается от игры в хоккей взрослых. На начальном этапе обучения дети получают лишь элементарные представления о хоккее. Игры с клюшкой и шайбой можно проводить на снегу; шайбу можно заменить мячом малого диаметра. В теплый период времени можно проводить игру «хоккей на траве»

Старшая группа

Познакомить с увлекательной игрой - хоккеем, с инвентарем для него.

Вызвать интерес. Учить правильно, подбирать клюшку и держать ее; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу вправо и влево, не отрывая ее от клюшки, вокруг предмета и менаду предметами (кегли, кубики...); бросать шайбу с места в цель (расстояние 2 - 3 м), увеличивая сипу броска и расстояние; ударять по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны; забивать шайбу в ворота после ведения.с к игре и желание научиться играть в нее.

Развивать точность, глазомер, быстроту, выносливость, координацию движений.

Обучать правилам безопасной игры, действиям вдвоем; воспитывать выдержку, взаимопонимания.

Подготовительная группа

Познакомить с правилами игры в хоккей, развивать умение действовать в команде.

Учить вести шайбу клюшкой толчками; бросать ее после ведения, увеличивая скорость движения и расстояние до цели; ударять после ведения по медленно скользящей шайбе.

Справа и слева; останавливать ее клюшкой; забивать шайбу в ворота слева и справа.

Развивать скоростно-силовые качества, глазомер.

Воспитывать выдержку, настойчивость, взаимопонимание, ответственность перед командой, умение считаться с другими детьми и предупреждать травматизм, самостоятельно организовывать игру с небольшим количеством участников.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

по обучению детей старшего дошкольного возрастаэлементам игры в хоккей:

«Берег - море» (15 - 20 прыжков, темп быстрый)Прыжки по сигналу ведущего: «берег» (из круга), «море» (в круг).

«Стоп» (3 - 4 раза, темп быстрый)Бег врассыпную, по свистку остановиться и принять стойку хоккеиста.

«Передай шайбу» (расстояние - 3м; 8 - 10 раз, темп умеренный).Передача шайбы друг другу и остановка ее клюшкой.

«Гонки с шайбой» (расстояние - 5м; 2 - 3 раза, темп быстрый).Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы

«Квадрат» (2 раза)Ведение шайбы клюшкой в колонне по квадрату (4х4 м)

«Забей в ворота» (2 раза, расстояние до ворот - 2 м, темп умеренный)Забивать шайбу в ворота с места. Побеждает команда, забросившая больше шайб.

«Не выпусти шайбу из круга» (1 - 2 минуты, темп быстрый)Ребята стоят по кругу, в центре - водящий, у его ног шайба. Водящий старается ударом ноги протолкнуть шайбу между играющими, а те не пропускают ее, отбивая клюшками обратно. Если шайба вышла из круга, дети считаются проигравшими.

«Лабиринт» (2 раза, темп умеренный)Ведение шайбы между стойками.

«Ледяная карусель» ( 4 раза, темп умеренный)Ведение шайбы по кругу справа, слева от себя, с поворотом и остановкой по сигналу, не отрывая шайбу от клюшки.

«Передай шайбу друг другу» (4 раза, темп средний)Стоя на месте на расстоянии 3м друг от друга, выполнять точную передачу шайбы.

«Салочки» (2 раза, темп быстрый)Передвижение с клюшками и шайбами по всему игровому полю, не давая себя осалить (начинать по сигналу с разных сторон). Осалить можно только в зоне нападения. Водящий (без клюшки и шайбы) находится на расстоянии 5 - 6 м от игрового поля, двигается навстречу игрокам.

«Не пропусти шайбу» (4 раза)Задача нападения - провести шайбу с передачей мимо защитников и попасть в ворота. Задача защиты - перехватить шайбу, помешать нападающим.

«Загони в ворота» (2 раза, темп быстрый)Ведение шайбы толчком справа и слева и забрасывание шайбы в ворота после ведения (расстояние - 10м).

«Сбей кегли» (6 - 8 раз, темп умеренный)Броски шайбы слева и справа от себя в цель.

«Свободные игры с клюшкой и шайбой» (2 - 3 минуты)Дети самостоятельно выполняют любые упражнения.

«Хоккеисты» (8 - 10 раз) Игра в хоккей по упрощенным правилам.

Бадминтон.

Детям старшего дошкольного возраста доступны отдельные элементы этой игры, упражнения и игры с воланом и ракеткой.

Сначала детей необходимо ознакомить с воланом: его качествами, весом, размером. Для  этого проводятся упражнения и игры с воланом без ракетки. Затем их учат действовать с воланом и ракеткой, учат держанию ракетки, стойкам, передвижениям, подачам и ударам по волану.

Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям:

- выработать соответствующую осанку;

- сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;

- выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;

- сформировать у ребенка умение играть в мяч;

- разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;

- подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;

- отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем. Дети становятся друг против друга на расстоянии 4—5 м. Ребенок, у которого волан в левой руке, в правой — ракетка, подбрасывает волан перед собой и ударом ракетки направляет его партнеру. Партнер отбивает волан ракеткой первому игроку.

Вариантом игры является игра через натянутую на уровне головы ребенка сетку или шнур. Играющие стремятся так ударить по волану, чтобы он упал

на стороне противника. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, или он не перебросил его через сетку), то другой получает очко.

Городки

Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» — квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3—4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2—2,5 м от города — полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5—6 и 2—3 м.

Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочередно. Когда выбита одна фигура, можно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один городок, затем играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Выигрывает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом принимается во внимание правильность позы, сильный удар (удар по желанию либо от плеча, либо наотмашь). Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена. На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок — с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество городков при меньшем количестве бросков (см. рис. 16).

Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Литература:

1.Фомина А.И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду», -М., «Просвещение», 1994

2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006
3.Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду» Москва «Просвещение» 1986
4.Э.И.Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников»Москва «Просвещение» 1983
5.М.А.Рунова «двигательная активность ребенка в детском саду» Мозаика –синтез Москва 2000
6.Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр» Мозаика-синтез Москва 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов пескотерапии в здоровьесберегающей работе с дошкольниками в условиях ДОУ

в практикуме для педагогов ДОУ представлен игровые  приемы работы с кинетическим песком...

Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками

Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками...

Использование элементов арт- терапии в работе с дошкольниками 2023г.

     Арт-терапия использует с терапевтической целью все виды искусства и творческой деятельности и включает в себя многие направления: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия,...

Консультация для педагогов «Элементы спортивного ориентирования в работе с дошкольниками».

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния, дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовател...

Использование элементов пескотерапии в здоровьесберегающей работе с дошкольниками

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ ...

Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...