Консультация для педагогов «Элементы спортивного ориентирования в работе с дошкольниками».
консультация

Щепкина Анастасия Николаевна

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния, дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад Берёзка» с. Уват - филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко»
п. Туртас Уватского муниципального района

626170 Тюменская область, с. Уват, ул. Дзержинского 28, тел.: 8 (34561) 2-20-92

Консультация для педагогов

«Элементы спортивного ориентирования в работе с

дошкольниками».

Подготовил руководитель физического воспитания: Щепкина А.Н.

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния, дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование.

С. Ф. Богатов (1967, О. Г. Крюков ( .1972) отмечают, что в процессе занятий ориентированием значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как выносливость, сила, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и сноровисто преодолевать препятствия.

При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.

Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения, ребенком пространственных представлений. Так Г. Скорынина (1999) отмечает, что умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека, что является условием для успешного познания и активного преобразования действительности.

Необходимо отметить, что спортивное ориентирование может стать эффективным средством оздоровления детей, и развития у них интегративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники, при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП, расположенные на местности. Основная задача - выбрать оптимальный путь движения, эффективно реализовать его - максимально точно и с наименьшими затратами времени.

Существуют следующие основные виды спортивного ориентирования:

ориентирование в заданном направлении «ЗН» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта (в отдельных

случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой обозначена последовательность прохождения контрольного пункта. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции;

ориентирование по выбору «ВО» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке:

ориентирование на маркированной трассе «МТ» заключается в том, что участнику предоставляется карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту расположение контрольного пункта, которые встречает по пути.

Как отмечает Завьялова Т. Г. (2001) в дошкольном учреждении используется все виды ориентирования. В основном это проходит в форме игры по станциям. Инструктор по физической культуре заранее разрабатывает маршруты, готовит карты прохождения маршрутов. Вместе с персоналом дошкольного учреждения устанавливает контрольные пункты, знакомит с правилами проведения ориентирования. Перед стартом каждая команда получает карту местности, с обозначенными на ней местом старта и контрольными пунктами. Каждый контрольный пункт-это станция, которая имеет свое название, тему. Например «В гостях у лесовика», «служба спасения МЧС». За каждым контрольным пунктом назначают ответственного, который в образе какого-нибудь героя сказок, мультфильмов, сотрудника спецслужбы встречает детей, и предлагает участникам ответить на вопрос или выполнить задание, а также регулирует прохождение контрольного пункта, чтобы команды не встречались на маршруте. Задания и темы на станциях могут быть разными: отгадывание загадок по правилам поведения в природе, собрать в рюкзак предметы для похода, помочь собрать белочке шишки и сосчитать их и т. д.

Ориентирование по выбору проходит с привлечением родителей. Проведение таких соревнований решают следующие задачи: ознакомить и заинтересовать данным видом спорта, способствовать эмоциональному сближению дётско- родительских отношений, поэтому нужно следить за простотой постановки контрольных пунктов, так как их нахождение не должно вызвать трудностей у участников соревнований. Например, организаторы придумывают слово - шифр - небольшое и удобное для словообразования (например, «дружба», «счастье»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько, букв в слове. Затем организаторы устанавливают контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша. При подготовке соревнований дети принимают посильное участие: готовят атрибуты, помогают их убирать. Командам заранее разъясняются правила прохождения маршрута, знакомят с картой. За 2 минуты до старта участники на линии предварительного старта проходят регистрацию. За 1 минуту до

старта судья-стартер записывает в карточку время старта для стартующей семьи, и по команде "Старт" та выбегает на дистанцию. Выигрывает та семья, которая быстрее всех преодолеет предложенную дистанцию и составит зашифрованное слово.

Ориентировании по маркированной трассе более сложный вариант, где участникам предоставляется карта без обозначенных контрольных пунктов. Следуя по маркированной трассе, участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф, если есть ошибки. Штрафом могут быть выполнение какого-нибудь задания (отгадывание загадки, объяснить пословицу и т. д.). Проходя маршрут, ребенок преодолевает полосу препятствий, например, пройди через болото (прыжки из обруча в обруч, пройди через лес (бег между предметами, перейди речку (ходьба по бревну или гимнастической скамейке) и т. д. Такой вид ориентирования используют те дошкольные учреждения, которые ведут углубленную работу по туризму и краеведению.

В основе системы физкультурно-оздоровительной работы с элементами туризма лежат рекомендации Н. И. Бочаровой (2004, в которых заложен принцип цикличности. Построение циклов базируется на особенностях туристской деятельности, которая включает три непрерывных взаимосвязанных этапа: подготовку, проведение и подведение ее итогов. Основу каждого цикла составляют ”выходы” детей, как в природную, так и в социальную сферу. Повторное обращение в разных циклах к одним и тем же социальным объектам с постепенным усложнением двигательного и познавательного учебного материала позволяет углублять знания об окружающем мире и совершенствовать двигательные умения, и навыки ребенка. Подведение итогов .проводится в форме туристского слета дошкольников. Туристические слеты способствуют формированию детского коллектива детей, важнейшим нравственным, качествам, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом, ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность.

Обучение ориентированию происходит в физкультурно-оздоровительной работе конкретного дошкольного учреждения в соответствие с программными требованиями поэтапно:

в групповом, помещении;

в здании детского сада:

на территории учреждения;

районные туристические слеты.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб учреждения и участников педагогического процесса: администрации, медицинский персонал, воспитатели, специалисты, родители.

В обучении ориентированию дошкольников используют следующие средства туризма:

физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;

специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;

подвижные игры, с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.).

Практический опыт педагогов отмечает ряд особенностей в организации проведения туристических слетов:

наличие безопасного участка, доступности и сложности прохождения маршрута,

достаточный уровень материально-технического оснащения, для создания мотивации и повышения интереса прохождения трассы;

учет погодных условий;

предоставление помещений для отдыха и переодевания детей;

разработку сценария проведения туристического слета в зале и на улице, на плохую (пасмурную) и хорошую погоду;

наличие предварительной работы с сотрудниками детского сада по изготовлению инвентаря, с социальными партнерами по организации наградной атрибутики и подарков, украшения территории.

Таким образом, применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной' работы до школьников включает в

себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммни кативный, эмоционально- психологический, эстетический, познавательный и прикладной, а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Список литературы

  1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена- ориентировщика. - Минск.: изд-во БГУ. 1987.-176с.
  2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. - Спб: Питер, 2002.
  3. Бочарова II. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004.-116 с. (Развитие и воспитание до-школьника).
  4. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. И Физическая культура М>2 - 2001г. - Режим доступа:

йпр :/7НЬ. зро пес! и .ги/ргез з/йсуоС2001N 2/р45 50 .Ь1т#Ра§е__Тор

  1. Никоненко К). М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности /7 Фундаментальные исследования.         -2008.-№8.-С. 91-92
  2. Скорынина Г. Юный турист .//Дошкольное воспитание. N6-1999. С 61 -64.
  3. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. - СПб.: Балтик-пресс, 2012. С 138-145.

Квест-игра для детей дошкольного возраста
«Путешествие с Машенькой»

Цель: Привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом

  • Развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость.
  • Обеспечивать высокую двигательную активность детей
  • Учить детей беречь и сохранять свое здоровье
  • Учить ориентироваться по карте

Описание развлечения: Спортивное ориентирование «Путешествие с Машенькой» предполагает, что вместе с сказочным героем дети отправляются искать зашифрованное слово по карте - схеме детского сада, на каждом этапе, выполнив задание дети находят часть слова, листочки с буквами заранее нужно спрятать, подготовить карту - схему, в конце выполненных заданий дети собирают слово «Здоровье».

Оборудование: Костюм Машеньки, фонограмма песенки «Дружба» из мультфильма «Маша и медведь», карточки с буквами слова «здоровье», карточки с математическими задачками, 2 спортивные стойки и гимнастическая палка, мешочки с песком, 3 обруча, 2 корзинки, 12 маленьких мячей, цветные шары из картона, карточки с загадками, карточка с игрой это я , это я.., сок

Ход развлечения:

(Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь», песня «Дружба» ) п оя вл яетс я Маш е н ька        

Машенька: Ой, ребята! Здравствуйте, как у вас дела? А вот у меня не очень, вы знаете, Миша мне какое то важное письмо написал на бумажке, а я не могу прочитать, листочек пустой. Но Миша, зачем то мне оставил вот эти карандаши. (Маша показывает карандаши и листок бумаги, где написано письмо от Мишки. Дети и Маша пытаются с помощью карандаша прочитатъ письмо).

Он еще оставил мне вот такую карту ~ (показывает карту), куда он спрятал это важное слово....

Ребята, вы поможете мне слово найти, но для того чтобы слово собрать надо еще упражнения выполнять, вы согласны? (Ответ детей)

Ребята , а вы любите спортом заниматься? Вот мы сейчас и проверим, и начнем наше первое задание выполнять листочки искать!

Мульт-зарядка: «Веселая зарядка Ж2»

Машенька: Молодцы ребята, теперь давайте посмотрим карту, куда мы идем. (Смотрят карту и видят, что они идут в музыкальный зал)

Музыкальный зал: 1. Задание <<Сосчитайка».

Машенька: Ребята нам с вами чтобы получить первый листочек нужно отгадать шуточные задачки:

  1. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться.

Сколько свинок у корытца?

  1. Пять цветочков у Наташи.

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать.

Сколько будет два и пять?

  1. Привела гусыня - мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

  1. Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Машенька: Молодцы все .отгадали, листочек первый достали. Идем дальше, искать другие листочки, чтобы составит слово....Смотрим нашу карту, куда нам надо идти дальше? (Смотрят карту, на пути ров).

(Ребятам предлагается перепрыгнуть через ров. ров можно изготовить из веревок. Пройти его нужно попрыгав 3 раза как зайчики, пройти «гуськом» 4 шага)

  1. Станция «Разгадай спортивные ребусы»

Машенька: Какие вы молодцы, разгадали все ребусы и получили еще один листочек с буквами. Идем дальше. Смотрим нашу карту, куда нам надо идти дальше? (Смотрят карту).

  1. Станция «Найди пару» (На столе разложены картинки, дети должны найти пару картинке, например: в картинке футбольное поле относится картинка футбольный мяч, кроссовки, футбольные ворота и т.д.)

Машенька: Ребята, мы все буквы собрали, давайте посмотрим, какое слово загадал мне Мишка? Это слово здоровье, что такое здоровье.... (дети предлагают свои варианты)

Здоровье- это сила и ум...

Здоровье - это гармония...

Здоровье -• это когда ты без труда поднимаешься на 4 этаж...

Здоровье- когда ты. просыпаешься утром: бодрым и веселым...

Здоровье- это когда ты без труда сделаешь любую работу...

Здоровье- это красота...

Машенька: Ребята, если вы будете закаляться, умываться, есть овощи и фрукты, гулять на свежем воздухе, то никакие микробы вам не страшны, вы будете самыми здоровыми и сильными, умными. Спасибо Вам за помощь. Будьте здоровыми, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с дошкольниками в группе ЗПР»

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе  с дошкольниками в группе ЗПР»...

Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"

В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....

Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками.

Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками...

Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками

Использование элементов спортивных игр в работе с дошкольниками...

Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного

Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, ...

Консультация для педагогов «Элементы спортивных игр и физических упражнений как средство укрепления здоровья детей дошкольного

Задачи при обучении детей элементам спортивных игрПри обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самосто...

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также ...