«Подвижная игра средство формирования физических качеств»
учебно-методический материал по физкультуре (средняя группа) на тему

Глухова Людмила Николаевна

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании), игровых, спортивных занятиях. игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании), игровых, спортивных занятиях

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазании, при метании предметов.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно- силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.

Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардио-респираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Специальная выносливость – способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.

Сила – взаимодействие психико-физиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статической работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростно- силовые способности.

Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.

2.        Подвижная игра – ее определение, специфика и роль в формировании физических  качеств старшего дошкольника

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами . По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижные игры можно охарактеризовать как сюжетные, бессюжетные, очень близки к подвижным играм  игровые упражнения и игры- забавы.

К сюжетным можно отнести такие подвижные игры, как «У медведя во бору», «Гуси, гуси», «Зайцы и волк», «Кот и мыши», «Птички и кошка», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике и так далее.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5до 25), и это позволяет широко использовать  игры в различных условиях и с различными целями.

В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребёнок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли- волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребёнка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры- зайцев- двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребёнок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту, ловкость в меру своих возможностей. Причём, от игры к игре эти физические качества у детей всё более совершенствуются .

Мало того, дети ,в этом возрасте склонны к подражанию и «фотографируют» более ловкие. координированные движения сверстников и взрослых .

Подача сигнала к смене действий способствует развитию быстроты реакции ребёнка. Хотя качество выполнения движений может в данный момент ухудшиться.

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным- в них нет лишь образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей ( ловишек, салок), взаимосвязанные действия всех участников. Эти игры основаны также основаны на простых движениях. Чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

 Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировке в пространстве, чем сюжетные.

Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, а с выполнением конкретного  двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами, а .следовательно, требуют большей точности и  выносливости.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте, с малышами могут быть проведены самые элементарные формы игр этого вида.

Первыми бессюжетными  играми являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню, Догоню».

В этих играх дети  овладевают элементарной координацией : бегать группой не наталкиваясь друг на друга. Затем вводятся более сложные задания на внимание,  ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где находится флажок, где звенит колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит колокольчик?»).

В таких играх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются требования: выполнить действие как можно быстрее, найти своё место, сохранить предмет ( кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребёнка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, «Школа мяча») дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание  в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале используют в игровых упражнениях. Например «Прокати мяч», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами( мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий Педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на Психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

 В системе физического воспитания, разработанной П.Ф.Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А.Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, — это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

Игровые упражнения тесно связаны с подвижной игрой. Однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Упражнение представляет собой методически организованные двигательные действия, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в ворота»и др.).

Многие упражнения имеют сюжетный характер, в них вносится элемент игры (например «По мостику», «Через ручеёк»).

Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно в игровых упражнениях определённо выступают  и решаются задачи развития физических качеств.

И последней разновидностью подвижных игр являются игры- забавы. Игры-забавы, аттракционы не будучи особенно важными для развития физических качеств, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках, на утренниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать , держа в руке ложку с шариком, бежать в мешке, выполнить движения с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, «напоить» или «накормить» ). Игры –забавы на вечерах развлечений и праздниках- весёлое зрелище, доставляющее радость детям, но в тоже время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки, развитой координации.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство развития смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых  и всех физических качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их  закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида № 167»

Ленинского района  

г. Саратова

                                                                  «Утверждаю»

                                          Заведующий  МДОУ «Детский сад

                                                                                                  комбинированного вида №167»

                                                                                                  ________Л.А. ДОРОДОНОВА

Сообщение  к педсовету на тему:

«Подвижная игра средство формирования физических качеств»

Выполнила : воспитатель Глухова Л.Н.

                                                             Саратов 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении по...

« Народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»

Неотъемлемой  частью физического воспитания дошкольников, приобретения ими определенных навыков являются народные игры.В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявит...

Народная подвижная игра, как средство формирования физических качеств у дошкольников.

Всем известна фраза "Движение - это жизнь", чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Для развития и ...

«Подвижная игра в формировании физических качеств детей дошкольного возраста»

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм  отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средств...