Обобщение опыта работы по физическому воспитанию малышей
статья по физкультуре (младшая группа) на тему

Мой опыт работы в доме ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по физическому воспитанию

Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Понятие физическая культура объединяет все, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в   системе физического воспитания и вне ее. Если рассматривать физическую культуру во взаимосвязи с другими видами культур, а физическое воспитание с другими видами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим и т.д., то можно говорить о «духовно-физической культуре» как явлении, которое воздействует на приеду человека, изменяя ее в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности. Ранний возраст – это время интересного формирования нервно-мышечного аппарата, развитие всех систем организма и психики, раскрытие способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Постоянные поиски эффективных путей укрепления здоровья детей убеждает в том, что мы еще не полностью реализуем оздоровительное влияние различных условий среды на организм ребенка.

У нас установилась система работы с детьми в области решения задач физического воспитания с учетом общих принципов, имеющих основополагающее значение. Это всестороннее гармоничное развитие личности, связь физического воспитания в системе воспитания в целом. Данная тема является актуальной в современном обществе. Проблема общества по наркомании, разложению морального климата, ухудшение социального уровня жизни и многое другое дают нам право выдвинуть проблему общества. Данные явление общества на детство накладывают негативные отпечатки. Все больше и больше рождаются дети с различными патологиями и психическими расстройствами. Возрастает процент бездомных и отказных детей. Дома ребенка заполнены детьми и занимают особое место в системе общественного воспитания детей первых трех лет жизни, являясь начальной ступенью общей системы современного общества. Это воспитательное-оздоровительно-реабилитационное учреждения призваны временно заменить семью воспитывающимся в них детям и обеспечить всестороннее развитие. В соответствие с нормативными документами данная тема является актуальной на современном этапе развития общества. Она освещается в прессе, поднимается на медико-педагогических комиссиях, несет отражение в городской программе «Дети- наше будущие», является государственной задачей «укрепление физического и психического здоровья детей и воспитание здорового общества…»

Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в домах ребенка, главной задачей которой является удовлетворение потребностей каждого ребенка, укрепление физического и психического развития.

Воспитание здорового общества будет эффективным, если:

  1. Приобщение к физической культуре будет с раннего возраста, с самого рождения. Это связано с многими причинами:

- отсутствие готовых движений у родившегося младенца,

- гетерохронность созревания всех структур двигательного анализатора (клеток двигательного центра, расположенного рядом с центром речи и письма, периферических нервов и костно-мышечного аппарата).

  1. Знание, умение, навыки педагога будут эффективно передаваться детям.
  2. Система нравственного воспитания, здорового образа жизни в нашей стране будет нормой общества.

Задачей нашего воспитания является создание условий для развития мышечной системы ребенка, привлечение его к физической культуры. В нашем учреждение действует программа Воспитание и обучение детей в доме ребенка», которое является основополагающей. Воспитательный потенциал программ «Радуга», «Старт», «Детство» является дополнением к данной программе, которые дают более творчески решать вопросы как физического воспитателя, так и личности в целом, а также полезную информацию по разделу развития движений беру из книг Лайзане «Физкультура для малышей», Лопухина «Речь, ритм, движения», Хухлаева «Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет», пользуясь разработками из журнала «Дошкольное воспитание», «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» под редакцией Печеры, Голубевой, журнал «Обруч». Из всех перечисленных источников беру материал, который приемлем в работе с нашими детьми, доступен им и интересен.

В нашей группе постоянно живут 12 детей в возрасте от 1 года до 3-х лет. Обычно дети поступают ослабленные, из неблагополучных семей. Они требуют особого отношения и внимания. Свою работу строю на основании того, что умеет ребенок, учитывая его нервно-психическое развитие. Списочный состав детей постоянно меняется, одних детей берут обратно в семью, другие находят новых родителей, третьих отправляют в детский дом. В графике по эпикризным периодам можно увидеть, как развивались наши дети за эти года. Если проследить кривую, то мы видим, как она идет вверх. Дети, которые отстают по показателям на 1-2 эпикризных срока, дополнительно получают медицинское лечение.

Правильная организация режима дня является основой нашей работы. Приоритетное значение правильной организации режима дня придавал Е.А.Аркин. Особое требование, отмечал он, заключается в обеспечении разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети больше нуждаются в отдыхе, чем здоровые, а с другой – дефицит движений плохо сказывается на психофизическом состоянии. Режим строится с учетом здоровья ребенка. Неизменным в режиме остается принятие пищи, пробуждение и сон.

Физическое воспитание детей представляет целую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий: гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, развлечения, прогулка, закаливание, массаж.

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с малышами. Фольклор помогает и в физическом воспитании. Польза от выполняемых движений выше, если малыши выполняют их охотно и радостно. Дети представляют образ того или иного персонажа и стараются лучше и выразительнее выполнить движения.

В свою практику ввожу разные типы физкультурных занятий:

  1. Двигательно-творческое, основанное на одном из видов устного народного творчества – потешки, загадки, сказки. На таких занятиях используются несколько потешек или загадок «двигательного» характера, а также из одной или двух сказок «Теремок», «Кошкин дом», «Колобок».
  2. Сюжетное физкультурное занятие с включением элементов фольклора. Эти занятия поводятся в форме двигательного рассказа «Ищем маму зайчиху».
  3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр драматизации. На этих занятиях дети подражают и копируют действия человека, изображают животных и птиц.
  4. Игровые физкультурные занятия, построенные на основе народных подвижных игр «Зайка серенький сидит», «Шла коза по лесу», «Гуляли по лесочку семейство медвежат».

Ребенку 3-х лет для удовлетворения своих потребностей в движении нужно 9000 шагов в сутки. Если движения днем были ограничены, то ребенок будет нахаживать необходимое вечером. Движения обеспечивают постоянство внутренней среды организма, обладают антистрессовым действием. При составлении занятий по физкультуре руководствуемся индивидуальным развитием каждого ребенка и программой воспитания и обучения в Доме ребенка.

Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Задача вводной части – повысит эмоциональную настроенность детей, активизировать внимание, подготовить организм к повышенной физической нагрузке (здесь мы используем различные виды ходьбы, бег или прыжки, построение в круг). Для определения интенсивности физической нагрузки следует ориентироваться на частоту сердечных сокращений, при правильном построении занятий она постоянно увеличивается в вводной части на 10-15% от исходного за счет эмоций.

Задача основной части – тренировка различных мышечных групп, обучение основных навыков и их закрепление (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, подвижная игра). Пульс ребенка увеличивается на 30-60%, а в игре до 80%.

Задача заключительной части – обеспечить переход от повышенной мышечной активности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое, эмоционально-положительное настроение (Это могут быть игры малой подвижности, ходьбы, упражнение на дыхание, хороводные игры). В заключительной части пульса снижается и остается на 5-10% чаще от исходного.

Время восстановления пульса после занятия – 3 минуты.

При составлении физкультурных комплексов следует соблюдать единые требования, обеспечивающие достижения наибольшего физиологического эффекта и строгое дозирование мышечной нагрузки:

  1. Упражнения должны охватывать все мышечные группы: рук, плечевого пояса, спины, груди, живота, ног, стопы.
  2. Чередовать в процессе занятия упражнения для различных мышечных групп.
  3. Физические упражнения должны чередоваться с массажем, который на 1 году предшествуют упражнениям.
  4. Упражнения должны быть доступны 75% детей подгруппы.
  5. Необходимо чередовать и.п. (лежа, сидя, стоя, лежа на животе).
  6. Следует начинать занятия с легких упражнений, постепенно переходя к сложным
  7. Обязательное чередование упражнений с отдыхом.
  8. Постепенно увеличивать нагрузку за счет повторения упражнений.
  9. Коллективные и индивидуальные упражнения должны чередоваться.

10.Обязательное использование гимнастических пособий.

Продолжительной занятий:

До 1г.2мес.

5 – 6 минут

1г.2мес. – 1г.6мес.

6 – 8 минут

1г.6мес. – 2г.

8 – 10 минут

2г. – 3г.

10 – 15 минут

Двигательная нагрузка зависит и от методики и организации занятий. При использовании фронтального, поточного и группового способов она выше. Важным показателям физической нагрузки является поведение детей (чтобы не было покраснение лица, отдышки, нарушения координации движений). При признаках переутомления нужно дать ребенку отдохнуть.

Общая плотность занятия должна составлять 80-90% (полезное время/продолжительность занятий х 100%).

Моторная плотность – время, затраченное ребенком на движение, должна составлять 70-80%.

Методически правильно составление занятия имеет большое значение. Необходимо, чтобы не было переутомления и были созданы благоприятные условия для двигательной деятельности детей.

Мы заменяем нашим детям родителей, поэтому на нас лежит забота и воспитание этих малышей. Мы все хотим, чтобы они выросли крепкими, здоровыми, знающими родное слово, любили и понимали окружающую природу. Воспитание с первых дней жизни дает нам народная педагогика. Туда входят сказки, загадки, пословицы, приметы, каждый знает, что если с малышом не общаться, не разговаривать, не играть, не обучать движениям, то он вырастет слабым, бессловесным, медленно развивающимся. Мы используем в повседневной жизни и в обычном общении музыкальные и поэтические произведения, игры, игрушки, бытовые предметы, приспособленные для физического развития. Народный фольклор, который ребенок слышит, легко им запоминается, появляется творческое мышление, игры развивают ребенка физически. В своей практике используют колыбельные песни – их не быстрый мотив в ритме покачивающейся люльки успокаивает ребенка, действует усыпляющие. Пение колыбельных песен имеет большое значение, помогает в развитие памяти, становлении уравновешенной психики детей. Применяют также «Пестушки», «Пестовать» - значит нянчить, воспитывать, растить, носить на руках. Их цель забавляет, потешать, ласкать, комментировать движения и действия – гуление, потягивание, первые шаги. Исполняя их формируются положительные эмоции: радость, любовь, нежность. В повседневной жизни широко используют «потешки» - это песенки, сопровождающие несложные игры, где формируется внимание, воображение, тренируются мышцы: «Сорока», «Ладушки».

Народный фольклор помогает в духовном и физическом воспитании малышей, воспитывает любовь к песням, любовь к отечеству.

Большое значение уделяю прогулкам детей. Это эффектный вид отдыха, восстанавливающий снижение в процессе деятельности ресурсов организма, работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма, закаляет его. После прогулки у детей хороший аппетит и сон. Полезно вспоминать совет одного из старших педиатров Г.Б.Генцова «Гулять в любую погоду, кроме особо отвратительной!». На прогулке с детьми играем в подвижные игры, которые подбираю по сезону. В теплое время года обязательно игры с песком, водой. В холодное время года с песком и водой играем в группе. Дети много двигаются на прогулке, удовлетворяя свою потребность в движении. На прогулку выносятся другие игрушки и пособия, которых нет в группе. Это вызывает интерес у детей.

В вечернее время провожу закаливающие мероприятие – ходьба босиком (босоножье), воздушные ванны. Отношусь к этим мероприятиям внимательно, так как есть дети с отклонением в здоровье. В холодное темное время года используем групповой физкультурный уголок, посещаем с детьми музыкально-спортивный зал или просто гуляем по Дому ребенка. Детям это очень нравится.

Особое место в жизни детей занимают праздники. Праздники являются как бы итогом воспитательной работы. Стараюсь, чтобы каждый ребенок был раскрыт, реализован.

Для успешной работы с детьми я пополнила микропедкабинет нестандартным оборудованием: гусеница «Анютка», «Веселые человечки» для перешагивания, змея «Красавица» для перепрыгивания, крокодил «Гена» для лазанья, лабиринт для ходьбы. Все оборудование используется не только для физкультурных занятий, но и в повседневной жизни.

Первостепенное значение я придаю созданию положительно-эмоционального климата, при котором каждый ребенок чувствует заботу о себе, внимание и ласку. Весь мой опят, знания, умения направлены в моей работе на обучение детей движением. Двигательные навыки, полученные в раннем детстве облегчат знакомства с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни, чтобы ребенок не чувствовал отсутствие родителей, жил полноценной жизнью.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всесторонние развитие ребенка. Формируется и развивается его внутренний мир – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка. В результате двигательной активности у детей учатся понимать некоторые явления, только через действия, движения ребенка познает предметы, пространство, объекты. Движение является его врождённой потребностью. Включая в работу двигательный анализатор ребенка, воспитатель обеспечивает разностороннее ознакомление с предметами.

Можно сделать вывод: повышение двигательной активности детей будет способствовать качественному созреванию нервно-мышечного аппарата, физиологической потребности детей раннего возраста в движениях и укреплению здоровья.  

Воспитатель: Филянова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов о...

Обобщение опыта работы по теме "Воспитание безопасного поведения детей 4-5 лет".

В этом сообщении я постаралась обобщить свой опыт работы по основам безопасности, думаю что мой опыт может пригодиться в работе с дошкольниками педагогам детских садов....

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...

Обобщение опыта работы по физической культуре воспитателя 1 кв. категории

Обобщение опыта работы по физической культуре(выступление на род. собрании в ДОУ)...

Обобщение опыта работы инструктора физической работы

Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях....