Развитие физических качеств старших дошкольников средствами музыкально-подвижных игр
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Оленчук Галина Борисовна

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Поэтому для воспитания здорового человека, формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fizvospit.docx31.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств старших дошкольников средствами музыкально-подвижных игр

В  время забота  здоровье детей  занимать  всем  приоритетные позиции.  данным Е.Н.Вавиловой, .Н, , Ю.К.Чернышенко  В.И.Усакова от  до  детей    дошкольного   возраста         низкий   уровень    развития. Современный  жизни не  сохранению и  здоровья ,  современному  нужны гармонично ,  а  здоровые личности

Фундамент здоровья  закладывается  раннем . Поэтому  воспитания здорового  правильного  личности  значение имеют  его жизни,  в  дошкольного

Игра-это основное средство всестороннего развития ребенка. Игры и развлечения-непременные спупники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, строительные, музыкальные и т.д. Подвижные игры способствуют увеличению двигательной активности детей, что очень актуально в наше время. Они влияют не только на физическое, но и на интеллектуальное развитие детей. Врач и педагог В.В.Гориневский в результате медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие.

Целенаправленное развитие физических качеств особенно важно в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе. Физиологи давно доказали, что при любом движении тренируются не столько мышцы, сколько мозг ребенка. В подвижной игре увеличивается речевая активность детей, развивается умение сдерживать себя. Игра дисциплинирует детей, что является очень важным для подготовки детей к школьной жизни. Дети учатся дружно играть вместе, соразмерять свои движения с движениями других детей. В игре у детей развивается умение договариваться и уступать друг другу, делиться игрушками. Игра помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывать у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, спобствует проявлению волевых усилий.

Незначительная усталось, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциальны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться.

Для того, чтобы у детей сохранилось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Таким образом,  и укрепление  воспитанников,  здорового  жизни в  обучения и  являются  составляющими  процесса, входят  число первостепенных  образовательных  

Одним  факторов, формирующих  ребенка, является  активность,  напрямую  от  двигательных   ребенка. Способности  и  в  выполнения  это всегда  совместных  наследственных  средовых факторов.  развития двигательных  необходимо  определенные  деятельности.

 по  отечественных  Е.Н.Водовозовой, , П.Ф.Лесгафта,  К.Д.Ушинского  др.,  игры являются  эффективным средством  воспитания.  особенностью  игры является  воздействии на  стороны  ребенка». А  эта игра  и  музыкой,  средство  более увлекательным  эмоционально .

 связи с  развитие двигательных  у    старшего до возраста при   игровой деятельности  весьма  Однако вопрос применения  игр для  двигательных  дошкольников  на наш  недостаточно полно.  настоящее  не  обнаружить специально-подобранных  игр, направленных  совершенствование  подготовленности  6-7 лет.

Описание музыкально-подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Игры на развитие координации движений:

Игра «Надень шляпку» 

Ребята становятся в круг. Воспитатель дает им шляпку и включает музыку. Дети  передают шляпу друг другу. Когда музыка неожиданно выключается, тот игрок, в руках которого оказался предмет, должен сразу же надеть ее на голову и пройти по кругу заданным шагом. Если ребенок замешкался или растерялся, он выбывает из круга.

Игра «Ручки-ножки, танцуйте» 

Дети делятся на танцоров и зрителей. Первый этап занятия – ребята должны под музыку танцевать только ручками. Публика оценивает их выступление и выбирает лучшего танцора. Затем следует танец только ножками, только головой и только глазами. Побеждает тот, кого зрители признают лучшим по итогам всех туров. Затем танцоры и публика меняются местами.

Игра «Кошки-мышки» 

Воспитатель готовит два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые разбегаются от него в разные стороны.

«Найди своё место» 

Все дети стоят в шеренге или в кругу или в колонне. По команде педагога «Разойдись!» звучит весёлая музыка, играющие передвигаются под соответствующую музыку различными способами: ходят (и варианты ходьбы), бегают (разновидности бег), прыгают. Звучит команда: «Быстро по местам!», музыка прекращается. Все дети должны быстро занять свои места в шеренге, кругу или колонне. Педагог отмечает тех,  кто правильно занял место в строю.

 Игра «Замри» 

После того, как воспитатель включает магнитофон с песней или мелодией, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый должен замереть в той позе, в которой он находился в момент выключения магнитофона. Когда музыка заново включается, ребята опять начинают танцевать. Игра способствует развитию внимания.

Игры на развитие ловкости

 Игра «Волчок» 

Дети встают в круг, а один из ребят остается в центре – он будет волчком. Включается музыка, малыши начинают водить хоровод и напевать:

Волчок , попляши,

Волчок, поскачи.

Кружочком повернись,

Бочком посторонись.

Вприсядку, волчок, нагнись,

Подпрыгни и потянись.

  Цель волчка повторять действия, которые произносятся по тексту, и одновременно пытаться выскочить из круга. Если не получилось, то воспитатель в неожиданный момент останавливает музыку, дети быстро разбегаются, а цель волчка – поймать кого-то, кто и станет в следующем кругу на его место.

«Нам не страшен серый волк» 

Выбирается водящий – серый волк, ему отводится место, где он прячется. По сигналу педагога все дети свободно перемещаются по залу под музыку: бегают и поют

Нам не страшен серый волк, 

Серый волк, серый волк.

Где ты бродишь, серый волк,

Глупый волк, страшный волк?

После этих слов из укрытия выбегает волк и ловит ребят. Кого волк поймает, тот выбывает из игры, а волк бежит прятаться. Через некоторое время выбирают нового волка.

«Воробышки» 

Дети стоят в «гнёздах» - обручах. Утром все воробушки просыпаются, потягиваются, расправляют крылышки, чистят клювики, выпрыгивают из гнёздышек и летят. По команде «Полетели» звучит музыка, и воробышки свободно под музыку летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит команда «В гнёзда», и дети быстро занимают свои места.

«Пятнашки» 

Играющие свободно располагаются в зале. Один из участников – водящий. Ему дают в руки платочек, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я – пятнашка». После этого он старается догнать и коснуться рукой кого – нибудь из играющих. Тот, кому передаётся платочек, громко говорит: «Я – пятнашка!», и игра продолжается. Во время догонялок звучит соответствующая музыка.

«Птица без гнезда» 

Играющие располагаются по кругу парами в затылок друг другу (лицом к центру). Игроки внутреннего круга – гнёзда – ставят руки на пояс, а игроки наружного круга – птицы – кладут руки на плечи впереди стоящим. В центре – водящий – птица без гнезда. С началом музыки все птицы по одному бегут за водящим, имитируя руками взмахи крыльев. Водящий движется в любом направлении. С прекращением музыки все останавливаются. По команде водящего «Птицы в гнёзда» птицы бегут к гнёздам (вместе с водящим) и занимают любое из них. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим. Играющие меняются ролями, игра начинается сначала.

«Музыкальные стулья»

Все играющие сидят на стульях по кругу спиной к центру. У водящего стула нет. За каждым участником закрепляется по две мелодии (детские песенки). Водящий идёт по кругу. Если звучит первая мелодия, за ним идут те ребята, чья это музыка. Затем музыка меняется, встают другие и двигаются за водящим, а первые садятся на стулья и т.д. Но если звучит марш, все быстро должны встать со своих стульев и пойти за водящим по кругу. Затем музыка прекращается, и дети бегут занимать стулья. Оставшийся без места становится водящим.

«Автомобили» 

Все играющие стоят в шахматном порядке. По команде «Сели в машину» дети выполняют полуприсев и берутся руками «за руль». По команде «Завели моторы» дети издают звуки, имитирующие звук мотора. По команде «Поехали» дети свободно передвигаются бегом, шагом по залу (под музыку) с разной скоростью. По команде «Машины в гаражи» дети должны быстро занять свои места. Кто во время игры сталкивается – «попадает в аварию», тот выбывает – «отправляется в мастерскую на ремонт», а те ребята, которые не успевают поставить «машины в гаражи», тоже выбывают  из игры.

ВАРИАНТ ИГРЫ: Перемещаться свободно по залу можно по знакам светофора. Дети, выполняя бег по залу, смотрят на педагога, у которого в руках карточки: красная – Вот зажёгся красный свет, стой, дороги дальше нет

(дети стоят на месте); жёлтая – Ты на жёлтый не ходи. Стой на месте раз, два, три (дети маршируют на месте); зелёная – Свет зелёный впереди, путь свободный – выходи!» (дети передвигаются по залу в любом направлении). 

«Поезд»  

Все играющие стоят в обручах. Один ребёнок изображает паровоз: он выезжает из депо (руки согнуты, пальцы крепко сжаты в кулачки). Выполняется дробный, топающий шаг по кругу под текст:     

                              Чух-чух-чух

                              Пыхчу, ворчу,

                             Стоять на месте не хочу,

                             Колёсами стучу, верчу, 

                            Садись скорее, прокачу!

Все, к кому приближается водящий, должны следовать за поездом, изображая вагончики, и выполнять те же движения, что и водящий. Когда поезд составлен, звучит музыка, поезд набирает ход. Как только музыка прекращается, все играющие занимают обручи. Тот, кому обруча не хватило, становится водящим.     

Игры на развитие гибкости:

 «Круг и кружочки» (вариация)

Все участники делятся на четыре команды. Команды строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга, взяв друг друга за талию. Звучит музыка, и все строятся в общий большой круг в центре зала и, продвигаясь по кругу, выполняют задания – идти широкими выпадами, идти как страус (в наклоне вперед, взявшись за голеностопы), опираясь на руки идти с прямыми ногами. Если мелодия звучит громко или тихо, все должны разбежаться по своим местам и построиться в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше всех.

«Музыкальная импровизация» (вариация)

Под танцевально – игровую музыку дети выполняют задаваемые педагогом упражнения- «рыбка», наклон вперед сидя, «лягушка», «корзиночка» и т.п. С прекращением музыки дети замирают и ждут звукового сигнала. Под бубен или хлопок все строятся в установленном месте в шеренгу. Под другой звуковой сигнал (свисток) строятся в колонну. Победителем является тот, кто хорошо слушает сигнал и быстро встаёт в определённое построение. Звучит команда «Разойдись!», и игра начинается сначала. В конце игры звучит команда «Становись!». 

«Три упражнения»

 Дети делятся на две команды. Звучат три музыкальных фрагмента, при каждой смене дети меняют принятое положение. Например – «рыбка», «складка», «корзинка». Дети второй команды наблюдают и выделяют в каждом упражнении лучшего. Потом команды меняются ролями. Побеждают дети, которых отметили в нескольких упражнениях.

«Воробьи-вороны»

Одна команда – воробьи, другая – вороны. Команды строятся в колонны, расстояние между колоннами 3-4 метра. Дети повторяют за педагогом движения (упражнения на силу или гибкость) под музыку. Как только музыка прекращается педагог называет одну из команд, названная команда догоняет, а другая старается убежать за свою линию. Подсчитывают количество осаленых.

 Игры на развитие силы:

 «Не шевелись» 

Дети строятся в круг, водящий в центре круга. Звучит музыка, все выполняют приседания (выпрыгивания из приседа). Если мелодия звучит громко или тихо, все должны присесть и не шевелиться, водящий пытается заметить пошевелившегося. Можно выполнять сед из положения лежа, замереть при этом в положении сидя согнув ноги, или передвижение в упоре лежа и проч.

«Музыкальная импровизация» (вариация)

Под танцевально – игровую музыку дети выполняют  движения за педагогом (приседания, выпрыгивания, передвижение в упоре лежа и проч.). С прекращением музыки дети замирают и ждут звукового сигнала. Под бубен или хлопок все строятся в установленном месте в шеренгу. Под другой звуковой сигнал (свисток) строятся в колонну. Победителем является тот, кто хорошо слушает сигнал и быстро встаёт в определённое построение. Звучит команда «Разойдись!», и игра начинается сначала. 

«Найди своё место» 

Все дети стоят в шеренге или в кругу или в колонне. По команде педагога «Разойдись!» звучит весёлая музыка, играющие передвигаются под соответствующую музыку различными способами: у упоре лежа, широкими выпадами, в приседе, бегают высоко поднимая колени, прыгают на двух ногах и в приседе «лягушка». Звучит команда: «Быстро по местам!», музыка прекращается. Все дети должны быстро занять свои места в шеренге, кругу или колонне. Педагог отмечает тех,  кто правильно занял место в строю.

«Воробьи-вороны»

Одна команда – воробьи, другая – вороны. Команды строятся в колонны, расстояние между колоннами 3-4 метра. Дети повторяют за педагогом движения (упражнения на силу или гибкость) под музыку. Как только музыка прекращается педагог называет одну из команд, названная команда догоняет, а другая старается убежать за свою линию. Подсчитывают количество осаленых.

 

Игры на развитие выносливости:

«Пятнашки» 

Играющие свободно располагаются в зале. Один из участников – водящий. Ему дают в руки платочек, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я – пятнашка». После этого он старается догнать и коснуться рукой кого – нибудь из играющих. Тот, кому передаётся платочек, громко говорит: «Я – пятнашка!», и игра продолжается. Во время догонялок звучит соответствующая музыка.

«Трансформеры» 

Выбирается водящий, который по сигналу начинает догонять ребят. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Во время игры педагог может давать команды «Слияние!» - играющие должны найти себе пару, и игра продолжается. Кто не нашёл пару, выбывает из игры. По команде «Активизация!» - все бегают по одному. Команда «Трансформироваться в самолёт!» и дети бегают, руки в стороны, «Паровоз!» - имитируют ход паровоза. Педагог назначает любую трансформацию под определённую музыку. Через некоторое время водящий меняется.

«Веселый марш»

Выбирается водящий, который становится в начало колонны. Под музыку игрок передвигаются к колонне за водящим маршем по залу, как только музыка меняется, все разбегаются от водящего. Пойманные игроки садятся на скамеечку. Музыка снова меняется на марш. Оставшиеся игроки вновь строятся за водящим. Игра повторяется 2 раза.

 

Игры на развитие быстроты:

«Круг и кружочки» 

Все участники делятся на четыре команды. Команды строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга, взяв друг друга за талию. Звучит музыка, и все строятся в общий большой круг в центре зала и, продвигаясь по кругу, выполняют танцевальные шаги, соответствующие музыкальному сопровождению. Если мелодия звучит громко или тихо, все должны разбежаться по своим местам и построиться в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше всех.

«Воробьи-вороны»

Одна команда – воробьи, другая – вороны. Команды строятся в колонны, расстояние между колоннами 3-4 метра. Дети повторяют за педагогом движения (упражнения на силу или гибкость) под музыку. Как только музыка прекращается педагог называет одну из команд, названная команда догоняет, а другая старается убежать за свою линию.

«Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.  Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши под звуки музыки  вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. Как только музыка заканчивается, дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки) считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Подвижные игры народов севера, как средство развития физических качеств старших дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»    Составител...

дополнительная образовательная программа по развитию физических качеств старших дошкольников "Быстрее, выше, сильнее"

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...

Перспективный план по развитию физических качеств старших дошкольников

В разработке представлена последовательность работы по развитию силы,ловкости, скоростных качеств старших дошкольников...

Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»

Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...

Сборник спортивных развлечений, направленных на развитие физических качеств старших дошкольников

Сборник спортивных развлечений, направленных на развитие физических качеств старших дошкольников. Данные спортивные развлечения составлены на год согласно календарно-тематическому плану. Сборник спо...