игры и упражнения в бассейне
план-конспект занятия по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В БАССЕЙНЕ
В гостях у лягушонка Кваки
Задача игры: воспитывать навыки ориентировки в воде.
Описание: играющие располагаются на одной линии в указанной части бассейна. По сигналу они начинают передвигаться вперёд прыжками на обеих ногах, стараясь как можно быстрее достигнуть установленного ориентира.
Правила: дети не должны начинать передвижение раньше подачи сигнала, мешать друг другу, переходить на бег или ходьбу
Методические указания: для усложнения условий передвижения можно изменять положение рук. Оно может быть произвольным или обусловленным игровым знанием.
Мы весёлые моржи
Задача игры: помогать детям осваивать безопорное положение в воде
Описание: дети произвольно располагаются по дну бассейна, изображая моржей. По сигналу они наклоняются вперёд, стараясь нырнуть за кормом и ухватиться за дно. При этом приподнимают обе согнутые в коленях ноги – «показывают плавники»
Правила: более ловкий морж, который сумеет «показать плавник» большее количество раз
Методические указания: чтобы облегчить детям выполнение задания, целесообразно предлагать им опустить голову (подтянуть подбородок к груди)
Поможем русалочке достать жемчужины
Задача игры: учить свободно передвигаться и ориентироваться в воде, быстро и ловко собирать игрушки
Описание: дети выстраиваются в шеренгу, стоя лицом к бортику. Берут лоток с плавающими игрушками, высыпают в воду. Делают волны на воде, потом быстро собирают игрушек и заполняют пустой лоток
Правила: собирать игрушки начинать только по сигналу инструктора
Методические указания: дети опускаются в воду полностью и пытаются открыть глаза в воде
Белые медведи
Описание: в углу бассейна обозначается небольшой участок – льдина. На ней находятся двое детей – медведи. Остальные играющие – тюлени. Они размещаются в воде (глубина по колено). По сигналу медведи берутся за руки и выходят на охоту. Настигнув зазевавшегося тюленя, медведи ловят его, соединив свободные руки. Пойманного тюленя отводят на льдину. Затем медведи возвращаются в воду, ловят другого тюленя и тоже отводят его на льдину и т. д. Каждая пойманная пара тюленей также становиться тюленями. Игра заканчивается, когда будут пойманы все тюлени.
Правила: медведи не должны стараться удержать под водой тюленя, которого они ловят
Методические указания: если первая пара медведей охотиться не удачно и долго не может поймать тюленя, то можно назначить других водящих.
Мы ныряем в прорубь
Задача игры: учить детей погружаться в воду с головой.
Описание: Играющие выстраиваются в колонну по одному, колонна движется шагом. Инструктор держит один обруч, в который должен нырнуть ребёнок при этом дети опускают лицо в воду. Игра продолжается.
Правила: Не толкать друг друга.
Методические указания: Преподаватель должен следить, чтобы дети опускали лицо в воду
Смелые солдаты
Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.
Описание: Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:
Мы солдаты смелые.
Если захотим — Смелые, умелые,
Через воду поглядим.
Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3—4 раза.
Методические указания: Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.
Подарок Маме!
Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой.
Описание: Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань подарок Маме!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется.
Правила: Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.
Методические указания: Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры — на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.
Букет для Бабушки
Задача игры: учить детей безбоязненно ложиться на воду и скользить
Описание: Дети стоят у бортика парами (в двух колоннах, в руках букеты из цветов (искусственных). По сигналу инструктора дети начинают скользить с активной работой ног. Побеждает тот, кто быстрее привезёт букет для бабушки
Правила: Начинать движение по сигналу
Методические указания: активно работать ногами, стараться скользить по всему бассейну
Займи гнездо
Задача игры: совершенствовать пространственно-ориентировочные качества детей
Описание: Дети свободно перемещаются по бассейну, имитируют птичек, на воде лежат обручи на одного меньше чем количество детей. По сигналу инструктора дети быстро передвигаются к обручам и пытаются занять гнездо (одеть на себя обруч). Кому не хватило обруча становиться около бортика. Затем убирается ещё один обруч и игра повторяется. Выигрывает тот, кто занял последний обруч.
Методические указания: занимают гнёзда только по сигналу инструктора, дети не толкаются
Космонавты
Задача игры: учить детей безбоязненно ложиться на воду
Описание: дети выстраиваются в колонну по одному. Преподаватель одной рукой держит обруч перед первым участником игры. Дети по одному ныряют через обруч и ложатся на воду
Методические указания: детям, которые бояться выполнить упражнение, предложить поддержку (руку преподавателя). Малыши после проныривания через обруч могут опустить руки на дно
Помогаем воспитателю (Соберём мусор)
Задача игры: безбоязненно открывать глаза в воде, учить полностью погружаться в воду
Описание: инструктор разбрасывает мелкие тонущие игрушки, на бортике стоят корзинки, по сигналу воспитателя дети погружаются под воду и стараются собрать все игрушки, положить их в корзину
Правила: Начинать движение по сигналу, можно брать одну игрушку
Методические указания: не толкаться, брать только одну игрушку, стараться полностью погружаться под воду и открывать глаза в воде.
Развлечение: Сигналы светофора!
Задачи: доставить детям удовольствие, повысить интерес к занятиям, повторить сигналы светофора, закрепить умения правильно работать ногами способом кроль
Описание: дети встают в шеренгу, надевают круги, ложатся на грудь или спину, цепляются руками за соседние круги. По команде все дети начинают работать ногами способом кроль на груди и плывут до противоположного бортика на котором стоят кубики под цвета сигналов светофора, ребёнок подплывает и называет цвет кубика и что этот цвет означает в светофоре
Методические указания: следить за правильным положением тела на воде: если на груди, то на круге должен лежать подбородок, если на спине – затылок; тело у поверхности воды; ноги прямые, носки оттянуты, повёрнуты внутрь.
Как плавают животные? (Море волнуется)
Задача игры: учить детей лежать на воде
Описание: дети стоят в шеренге вдоль бортика. Произносят слова
Море волнуется – раз
Море волнуется – два
Море волнуется – три
И, опустив руки в воду, производят движения из стороны в сторону. После слов «Морская фигура, замри!» играющие ложатся на воду, изображая морских обитателей.
Варианты фигур:
«Медуза» - лежать на воде, выгну спину, опустить руки и ноги вниз
«Звезда» - лежать на груди или спине, разведя руки и ноги в стороны
«Поплавок» - лежать на воде в группировке, обхватив руками колени, прижав подбородок к груди
«Акула» - лежать на груди, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони сомкнуты над головой «плавник»
«Краб» - лежать на груди, согнуть руки в локтевых, ноги в коленных суставах, разведя конечности в стороны
«Морской конёк» - лежать на груди, прогнувшись, ухватив кистями рук голеностопы
«Кораллы» - лежать на груди или спине, причудливо согнув руки и ноги
Методические указания: детям младшего возраста можно подсказывать следующим образом:
Море волнуется – раз
Море волнуется – два
Море волнуется – три
Морская звезда на груди – замри
И т. д. В дальнейшем дети сами будут выбирать фигуру, проявляя фантазию.
Весенний дождик
Задача игры: преодоление боязни воды
Описание: дети, стоя в кругу, подбрасывают воду ладошками вверх и говорят:
Дождик, дождик
Дождик, лей!
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
Правила: Начинать движение по сигналу
Методические указания: следить за тем, чтобы дети не отворачивались от брызг.
Новогодний хоровод
Задача игры: учить детей погружаться с головой в воду.
Описание: Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:
Мы идем, идем.
Хоровод ведем.
Сосчитаем до пяти.
Ну, попробуй нас найти!
После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону.
Правила: Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.
Методические указания: При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять — вот мы спрячемся опять».
Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игрывыпрямляться будет разрешено только сосчитав под водой до пяти.
Хоккей
Задача игры: развитие ориентировки в воде
Описание: Играющие делятся на две команды и располагаются в разных концах бассейна. Каждой команде даётся определённое количество шайб. По сигналу игроки обеих команд начинают перебрасывать шайбы на территорию противоположной команды одной или двумя руками. Продолжительность игры – 3-5 минут. Выигрывает та команда, у которой осталось меньше шайб
Методические указания: количество шайб не должно соответствовать количеству игроков
Весёлые снежинки
Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой.
Описание: Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань снежинку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется.
Правила: Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.
Методические указания: Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры — на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.
Матрёшка
Задачи — сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры. В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч (матрёшку) или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.
Игра имеет несколько вариантов.
• Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.
• Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.
• Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.
• Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.
• Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.
Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т. д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).
«Моя мама самая…»
Задача — развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры. Играющие делятся на две команды с равным числом участников и становятся в две шеренги напротив друг друга (на расстоянии 1 м). Педагог подбрасывает между шеренгами мяч. Играющие стремятся овладеть мячом и доставить его в заранее условленную зону (кто поймал мяч, старается быстро назвать какая его мама: умная, красивая, добрая и т. д.)
Методические указания. Бросать мяч в зону соперников разрешается не ближе установленной отметки. Отнимать мяч можно произвольно, но не разрешается умышленно притапливать друг друга.
Быстрые лётчики, смелые танкисты
Задача — изучение безопорного положения, развитие ориентировки.
Описание игры. Может иметь несколько вариантов. Например, играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждый играющий одной команды удерживает в руке обруч, а игроки другой команды стараются как можно быстрее (друг за другом) нырнуть в каждый обруч. Время окончания игры определяется по секундомеру. Можно разделить детей на четыре команды, когда каждый играющий удерживает обруч согласно условиям игры. Побеждает команда первой достигшая финиша. Для выявления абсолютного победителя на очередном этапе соревнуются команды - победительницы первого этапа.
Методические указания. Целесообразно усложнять игру, например уменьшать диаметр обруча, изменять его положение, применять различные расстановки играющих и т. д. ; дети должны заранее знать обо всех изменениях и усложнениях. При комплектовании команд нужно учитывать степень освоения изучаемого материала.
Летние забавы
1. Гонка мячей
Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде, передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.
2. Водяные жмурки
Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, - глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов. Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.
3. Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин, так и до полной победы одной из команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека: Игры и упражнения в «сухом бассейне»
Игры и упражнения в таком бассейне дают прекрасный оздоровительный и профилактический эффект.Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходи...
Игры и упражнения в сухом бассейне
Игры и упражнения в сухом бассейне...
Игры и упражнения в «сухом бассейне»
Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...
"Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата Игры и упражнения в «сухом бассейне»
Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а такж...
Игры и упражнения для развития речи с использованием сухого бассейна
Успешное преодоление различных отклонений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе....
Профилактика нарушения осанки. Игры и упражнения в «сухом бассейне»
Сухой бассейн может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых....
ПЛАВАЕМ «ПО-СУХОМУ». Игры и упражнения в сухом бассейне для детей младшего дошкольного возраста
Детям очень нравится плескаться в бассейне, но не у всех есть такая возможность. В настоящее время во многих детских учреждениях появились «сухие бассейны». Игры и упражнения в таком бассе...