Формирование двигательной активности дошкольников "Фитбол - гимнастика"
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Смирнова  Елена  Геннадьевна

Использование фитбол-гимнастики в разных формах организации  двигательной деятельности с  детьми старшего дошкольного возраста для повышения эффективности  в физкультурно-оздоровительной работе, сохранения и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и приобщения детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_dvigatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование двигательной активности дошкольников

«Фитбол-гимнастика» (упражнения на фитболе)

Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья. «Фитбол-гимнастика» - это занятия на больших упругих мячах.

«Фитбол-гимнастика» позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В.,   Пикалева Е. Ю., 2001):

-  Развитие двигательных качеств;

-  Обучение основным двигательным действиям;

-   Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

-   Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

-   Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

-   Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

-   Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

-   Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

-   Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;

-   Развитие мелкой моторики и речи;

           Цель: Использование фитбол-гимнастики в разных формах организации  двигательной деятельности с  детьми старшего дошкольного возраста для повышения эффективности  в физкультурно-оздоровительной работе, сохранения и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и приобщения детей к здоровому образу жизни.

         Задачи:

I. Оздоровительно- коррекционными:

1. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

2.Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

3. Формировать и закреплять навыки правильной осанки.

4. Содействовать профилактике плоскостопия.

5. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

II. Образовательные задачи:

1. Вооружить дошкольников знаниями о пользе упражнений с фитболами.

2. Содействовать формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развивать физические качества.

3. Способствовать развитию культуры движения и потребности в занятиях физическими упражнениями.

III. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям.

2. Развивать чувство товарищества и взаимопомощи, инициативу.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

4. Воспитывать трудолюбие и стремление достигать поставленной цели.

«Фитбол- гимнастика» (упражнения на фитболе)

      Подготовительная часть

 Ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом,  держа мяч за «рожки» на спине и т.д. В исходном положении сидя на мяче можно делать дыхательную гимнастику. А затем выполняют упражнения на мяче в исходном положении - сидя на мяче, выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

     Упражнения:

Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.

Повороты головой направо - налево. Темп медленный.

Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.

Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.

Повороты туловища направо - налево. Темп средний.

«Лестница» – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.

Ходьба, сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

Ходьба, сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола

Прыжки, сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и продвигаясь по кругу).

      Основная часть

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

     Упражнения стоя:

Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)

Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)

«Маятник»: Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх

Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно «змейкой», постепенно увеличивая,  уменьшая темп.

Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.

Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.

Катание мяча друг другу.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше.

     Упражнения, сидя на мяче:

Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.

Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны

Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), далее постепенно поднимаясь идти назад

     Упражнения, лежа на коврике, на спине:

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги.

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.

Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поднимание и опускание таза.

     Упражнения, лежа на коврике, на животе:

Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Несколько секунд удерживать положение наверху.

      Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

«Качалочка».  Первый вариант: Стоя на коленях (второй вариант: сед на коленях), перекат на мяче вперед, шагая прямыми руками, остановиться зафиксировать положение несколько секунд и вернуться обратно, в то исходное положение к которого начиналось упражнение.

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола.

Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.

«Самолёт»: Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.

      Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

«Звёздочка»: Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд.

Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.

«Мостик» на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и осуществляет страховку ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. На первом этапе  выполняются только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

Заключительная часть

В заключительной части выполняются дыхательные упражнения, стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче,  на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей и подвижные игры с фитболом.

 Программные задачи для каждого блока.

1.Познакомить с первыми четырьмя упражнениями  комплекса.

2.Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе, используя метод круговой тренировки.

3.Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса.

4.Разучить  первые четыре упражнения на фитболе.

5.Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений.

6.Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе.

7.Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.

8.Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе.

Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола.

Требования к подбору фитбол-мячей:

(в зависимости от возраста и роста занимающихся )

Для детей 3-5 лет

Диаметр мяча 45 см

Для детей от 5 до 6 лет

Диаметр мяча 50 см

От 6 до 7 лет

Диаметр мяча 55 см

Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов, то  мяч подобран правильно.

Список рекомендуемой литературы

1.Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб.- метод. пособие/  - Москва: Обруч, 2014.

2.Евдокимова, Т. А., Клубкова, Е.Ю., Дидур, М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. - СПб.: Изд. СПГМУ им. И.П. Павлова 2000

   3.Левченкова, Т.В., Сверчкова, О.Ю. Малыши на мячах. Практическое руководство по использованию гимнастических мячей в общей программе детских оздоровительных тренировок. М.: Фитбол, 2005.

4.Потапчук, A.A., Лукина, Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: учеб.- метод, пособ.- СПб.: СПбГАФК, 1999.

5.Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5, 5-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2015.-224 с.(Растим детей здоровыми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательной активности и укрепления здоровья детей посредством нетрадиционных форм проведения занятий

В презентации представлены нетрадиционные подходы к организации физического воспитания детей дошкольного возраста....

"Формирование двигательной активности"- презентация.

Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста.Не традиционные атрибуты для привлечения детей к занятиям спортом.Размещён фото  материал ....

Русские народные игры в формировании двигательной активности детей.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального,  и физического  воспитания дошкольников. Главная     задача состоит в том, чтобы научить д...

Формирование двигательной активности детей 2-3 лет c нарушением ОДА

Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно...

Доклад"Формирование двигательной активности детей 2-3 лет средствами нетрадиционного физкультурного оборудования"

Этот доклад о том,какие нетрадиционные физкультурные оборудования можно изготовить своими руками....

"Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"

Консультация для родителей на тему: "Формирование двигательной активности как средство оздоровления детей"...

Формирование двигательной активности у дошкольников в процессе использования нестандартного оборудования

Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!». Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. В любом ци...