Главные вкладки

    «Создание оптимальных условий для повышения компетенций педагогов в охране и укреплении физического и психологического здоровья воспитанников, сохраняя их индивидуальность и приобщая к здоровому образу жизни»
    консультация по физкультуре на тему

    Путинцева Наталья Александровна

    Подготовил:

    Инструктор по ФИЗО

    Путинцева Наталья Александровна

     

     

     

    «Я не боюсь еще и еще раз повторить:

     забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

     От жизнерадостности, бодрости детей

    зависит их духовная жизнь,

    мировоззрение, умственное развитие,

    прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                     В.А. Сухомлинский.

    (сл.1)

    В последние годы по различным статистическим данным отмечается устойчивое ухудшение состояния здоровья детей. Каждое следующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее.

     

    По данным отечественных исследователей одной из причин такого резкого снижения уровня здоровья детей являются: дефицит двигательной активности; некомпетентность родителей в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья детей; недостаточная квалификация педагогов в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

                                                                                                                         (сл.3)

    В настоящее время к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено здоровье населения в целом и особенно подрастающего поколения. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов.

    (сл.4)

    Программа по физо

    (сл.5)

    Задачи образовательной области «Физическое развитие»

    - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;

    - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

    - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

    - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

    (сл.6)

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения физического и психологического здоровья дошкольников.

         

         Задачи:

    1. Обогащение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

    2. Амплификация образовательного процесса в области физического воспитания приемами и методами сдоровьесберегающих технологий.

    3. Поиск эффективных форм и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО

    (сл.7)

    Формы организации физического воспитания,

    повышающие двигательную активность

    воспитанников

    -         Утренняя гимнастика

    -         Двигательная разминка  во время и между занятия

    -         Подвижные игры и физ.упражнения на прогулке

    -         Гимнастика пробуждения

         -     Физкультурные занятия

    -         Занятия в бассейне

    -         Музыкальные занятия

    -         Самостоятельная двигательная активность на

              прогулках в первую и вторую половину дня

    (сл.8)

        Утренняя гимнастика в детском саду – это образовательное режимное занятие польза которого очевидна: приобщение воспитанников к ЗОЖ, самоорганизация, возможность проявления индивидуальных качеств ребенка в режиме образовательного процесса. Гимнастика имеет большое профилактическое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми.

    (сл.9)

    Физкультурные занятия и ритмопластика обычно проводятся два раза в спортивном зале и 1 занятие на улице в неделю в соответствии с расписанием занятий каждой возрастной группы. В контекст каждого занятия вносятся элементы здоровьесберегающих технологий: точечный и пальчиковый массаж, дыхательная и ритмическая гимнастики, игровой стретчинга, кинезиологической гимнастики .

    Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.

             Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. 

    Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность.

           Игра –  ведущий вид деятельности обязательная  составляющая образовательного процесса дошкольника.

    Значение подвижных игр

    §  Совершенствование физических способностей ребенка.

    §  Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма.

    §  Укрепление нервной системы

    §  Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.

    §  Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива.

    §  Воспитание и формирование личностных качеств

    (сл.10)

    Классификация подвижных игр

    - по возрасту

    - по видам движений

    - по форме организации

    - по содержанию

    - по наличию инвентаря

          В условиях нашего ДО используютя традиционные, регламентированные программой методы оздоравления и не традиционные, направленные на профилактику общей заболеваемости воспитанников.

    (сл.11)

        Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

    (сл.12)

    Классификация физкультминуток

    1 Двигательно – речевые.

           Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение

    2. Офтальмологические  паузы.

            Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!

    3.Танцевальные физкультминутки

    Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

    4.Физкультурно-спортивные физкультминутки

    Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

    6. Пальчиковая гимнастика.

           Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.

    Они очень крепко сжимают  пальчики, считая, что чем крепче они  их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

    Что может помочь в этом случае?

    Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

    7. Релаксационные упражнения

           Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

    Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

     Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

     

    (сл.13 )

       Бодрящая гимнастика обычно проводится сразу же после дневного сна. В течение пяти-десяти минут детки выполняют потягивающие упражнения в кроватях, ходят по ребристым коврикам, выполняют наклоны, приседания.

    (сл.14)

    Гимнастика для глаз показана всем детям без исключения, начиная с младшего возраста. Для проведения таких занятий стоит применять наглядный материал, лучше всего использовать игровую форму. Длительность гимнастики – всего три-пять минут в день.                                                                                                    

    (сл.15)

    Дыхательная гимнастика даёт большой положительный результат в укреплении здоровья детей.

    Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

     "Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".

     "Паровоз" - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

     "Гуси летят" - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "гу-у-у" (8-10 раз).

     "Кто громче" - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) "м-м-м", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

     "Аист" - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш" (6-7 раз).

     (сл.16)

    Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

    По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

    Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

    Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

    Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

    Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

         Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и интегрируют приобретенный в ходе занятия опыт. Обязателен массаж ушных раковин и пальцев рук.

    1. Слегка массируют кончики мизинца. 

    2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение развивает тонкую моторику рук. 

    3. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

    4. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

    5. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

    6. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

    7. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

    (сл.17)

         Бассейн

        Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. И детсадовский возраст – самое подходящее время ненавязчиво направить эти игры в полезное русло и обучить ребенка плаванию. Огромная радость и неоценимая польза для физического развития – вот что подразумевают под собой регулярные детские занятия в бассейне. Разносторонне развитый человек должен уметь плавать. Лучше всего полезные навыки закладываются в детстве. Плавание хорошо именно тем, что польза от него достигается через детскую радость и веселый досуг на воде, занятия в бассейне приносят малышам целый шквал положительных эмоций!

    Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

    Плавание дает детям:

    · Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

    · Формирование правильной осанки;

    · Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

    · Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

    · Улучшение физических способностей: координация движений,силы, выносливости;

    · Положительные эмоции вашего малыша.

    Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

    (сл.18)

    «Мозговой штурм»

    Продолжи фразу:

    §  Процесс изменения форм и функций организма человека — … (физическое развитие).

    §  Детский туризм это — … (прогулки и экскурсии).

    §  Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание — …(основные виды движения)

    §  Движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания – …(физические упражнения)

    §  Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста - ...(игра)

    §  От чего зависит здоровье детей?- ... (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня.

    (сл.19)

         Слаженность в работе педагогов – залог хорошего результата.  Данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по ФИЗО и воспитателя.

         Амплификация образовательного процесса новыми технологиями в творческом  исполнении коллег-педагогов способствует повышению качества образовательного в целом.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»

    Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается...

    Проект "Взаимодействие детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

    Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Зад...

    Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

    В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

    Эффективность работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей

    В соответствии с ФГОС, одной из главных задач является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника.Актуальность  проблемы сохранение и укрепление физического и психиче...

    Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни.

    Консультация для родителей на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

    Консультация на тему: "Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни"

    Консультация на тему: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников через формирование у них представлений о безопасном образе жизни....

    Семинар "Создание оптимальных условий для повышения компетенций педагогов в охране и укреплении психологического здоровья, сохраняя их индивидуальность, и приобщая их к ЗОЖ"

    Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики до занятий, во время занятий и в конце занятий – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомле...