Планирование работы, направленной на обогащение двигательного опыта детей, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Методическая разработка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл теория.473.33 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы, направленной на обогащение двигательного опыта детей, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

http://jpghoto.ru/img/picture/Jun/19/9cc017e6545ec4cc2c03a39717e9e868/3.jpg

Составитель:

 Казанцева Наталья Яковлевна.

Саранск, 2017 год.   

Обогащение двигательного опыта детей.

Здоровье –одно из основных условий, определяющих возможность

полноценного физического и психического развития ребёнка. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё более высокие требования к здоровью человека. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном образовательном учреждении. Однако по данным статистики физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, 25-35% детей пришедших в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания. В силу этих проблем воспитание здорового ребенка становится особенно важным в дошкольном возрасте.

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

     Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

выносливости, координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение

основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Подготовительная группа:

Развитие физических качеств, накопление и обогащение

двигательного опыта:

  • формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
  • формировать и сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
  • закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге;
  • добиваться активного движения кисти руки при броске;
  • закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе;
  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
  • продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;
  • закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве;
  • совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения;
  • закреплять умение сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега;
  • упражнять в перелезании с пролёта на пролёт гимнастической стенки по диагонали.

Формирование потребности в двигательной активности и

физическом совершенствовании:

закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать

движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение

самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, баскетбол, н

астольный теннис, хоккей, футбол).

Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью до 40 минут, два раза в год- физкультурный праздник (зимний и летний) длительностью 1 час.

Старшая группа:

Развитие физических качеств, накопление и обогащение

двигательного опыта:

  • совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности;
  • продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения;
  • развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
  •  закреплять умения легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий;
  • закреплять умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп;
  • совершенствовать умение прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохраняя равновесие при приземлении;
  •  закреплять умение сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе;
  • закреплять умение ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы; кататься на двухколёсном велосипеде; кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой, левой); ориентироваться в пространстве;
  • знакомить со спортивными играми и упражнениями, с играми с элементами соревнования, играми –эстафетами.

Формирование потребности в двигательной активности и

физическом совершенствовании.

Развивать самостоятельность, творчество. Формировать выразительность и грациозность движений.Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования,

играх- эстафетах. Продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место.

Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны. Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью 25-30 минут; два раза в год- физкультурные праздники длительностью до 1 часа. Во время физкультурных досугов и праздников привлекать дошкольников к активному участию в коллективных играх, развлечениях, соревнованиях.

Средняя группа.

Развитие физических качеств, накопление и обогащение

двигательного опыта.

  • формировать правильную осанку.
  • закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног.
  • развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
  • приучать к выполнению действий по сигналу.
  • упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.
  • закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
  • развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
  • закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.
  • в прыжках в длину и высоту с места формировать умение сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие.
  • формировать умение прыгать через короткую скакалку.
  • закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
  • развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту,

      выносливость и др.

  • продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
  • закреплять умение кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу.
  • совершенствовать умение ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.

Формирование потребности в двигательной активности и

физическом совершенствовании.

Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать и совершенствовать двигательные умения

и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.Закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.Один раз в месяц проводить физкультурные досуги продолжительностью 20 минут; два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний)

продолжительностью 45 минут. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Вторая младшая группа.

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

  • развивать умение ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрёстную координацию движений рук и ног.
  • приучать действовать совместно.
  • формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить своё место при построениях.
  • формировать умение сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
  • формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
  • продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
  • развивать навыки лазания, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.
  • вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
  • развивать умение энергично отталкиваться двумя ногами правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперёд; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20см.
  • закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании; ловить мяч двумя руками одновременно.
  • обучать хвату за перекладину во время лазанья.
  • закреплять умение ползать.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности и самостоятельной двигательной деятельности.

Формировать желание и умение кататься на санках, трёхколёсном

велосипеде, лыжах. Развивать умение самостоятельно садиться на трёхколёсный велосипед, кататься на нём и слезать с него.

Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.

Развивать умение реагировать на сигнал «беги», «лови», «стой», и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Организовать подвижные игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры детей с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами.

«Формирование культурно-гигиенических навыков»

Концепция Федерального государственного образовательного

стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в

дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена

область «Физическое развитие», которая направлена на достижение

целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры

здоровья через решение следующих задач:

Воспитание культурно-гигиенических навыков;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков

по возрастным группам.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу ( раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей; формирование здоровьесберегающего пространства.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007) ставятся задачи по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и телесную рефлексию (знание своего тела, название его отдельных частей).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать нос платком, отворачиваться в сторону.

Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.

Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы.

Углублять и конкретизировать представления о том, что человек – часть природы. Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (вести себя так, чтобы не нанести вред природе и своему организму). Формировать умение заботиться о своем здоровье.

Формировать умение заботиться об окружающей среде (группе, участке, цветнике).

Учить укреплять здоровье с помощью солнца, воздуха, воды. Рассказывать о здоровом образе жизни, об основах безопасности жизнедеятельности.

Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

Развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)

Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.

Систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику. Во время занятий и в промежутках между ними – физкультминутки. Обеспечивать двигательную активность детей в течение всего дня. Проводить физкультурные досуги, физкультурные праздники.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы. Полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом.

Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении.

Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности. Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); желание беречь природу.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками.

Представления о ЗОЖ являются важным компонентом систематизированных знаний и представлений детей об окружающем мире и требуют относительно высокого уровня аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения, умозаключения. Они свидетельствуют об умении детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, об особенностях формирования активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни по теме:"Спортом занимайся, правильно питайся и с болезнями не знайся!" для детей 2 младшей группы

Дети в игровой форме знакомятся с заболевшей белочкой, уточняют, почему она кашляет и чихает. Белый медведь рассказывает белочке о пользе правильного питания и занятий  спортом....

Перспективно- тематическое планирование"Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни".

Перспективно- тематическое планирование"Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" в средней группе....

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит...

«Педагогические условия формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 года жизни».

laquo;Педагогические условия формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 года жизни»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию формирование начальных представлений о здоровом образе жизни по теме: «Волшебная книга о правильном питании» в старшей группе компенсирующей направленности

Формирование представлений детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; закрепить основные пон...

Конспект образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни "Поездка в город здоровья", для детей старшей группы

Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни Ссылка на видео образовательной деятельности  https://cloud.mail.ru/public/2Qz6/2jkLPKQdM...