Статья по ритмопластике с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Виноградова Оксана Викторовна

к статье прилагается конспект интегрированного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._ritmoplastika_2017-2.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей группе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Замедленный темп психического развития (ЗПР) является следствием ослабленности нервной системы, которое, по словам медиков и специалистов-дефектологов, может быть обусловлено разными причинами – и медицинского, и педагогического характера.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Эти нарушения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивности деятельности, в том числе при выполнении физических упражнений. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения упражнения. Значительный прогресс в развитии двигательной памяти дошкольников с ЗПР достигается, если в своей работе взрослым удается создать благоприятный психоэмоциональный климат в группе.

Развитие ребёнка идет от эмоций и движений к слову. Вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через движения, через пластику своего тела.

Таким образом, технология, используемая для развития двигательной памяти у детей дошкольного возраста, должна отвечать следующим параметрам:

1. технология должна быть направлена на решение задач здоровьесбережения и подготовки ребёнка к школе;

2.   технология должна являть собой синтез движения и музыки;

3. технология должна учитывать психо-физиологические особенности детей данного возраста;

4. технология должна являться средством, способствующим воспитанию духовно-нравственных основ у детей дошкольного возраста.

Всем указанным параметрам, на наш взгляд, отвечает технология ритмопластики. Именно поэтому наша малая творческая группа (в составе инструктора по физическому воспитанию и педагога-воспитателя) решила остановить свой выбор на занятиях ритмопластикой.

Конспект данного сюжетного занятия по ритмопластике разработан малой творческой группой работников ГБДОУ № 21 компенсирующего вида Колпинского района г.Санкт-Петербурга в соответствии:

- с программой воспитания и обучения детей нашего ГБДОУ на 2017/2018 гг.;

- с образовательной программой по физическому развитию детей с ОВЗ (инструктор  по физической культуре Виноградова О.В.),

- перспективным планом воспитательно-образовательной работы в данной группе (воспитатель Федосова М.В.)

- со статусом 2017 года (Год экологии), объявленным Правительством Российской Федерации;

- с учетом индивидуальных особенностей детей данной группы (группы детей с ОВЗ – гиперактивность, ЗПР).

        

Конспект интегрированного сюжетного занятия по ритмопластике

«Паровозик из Ромашкова»

 (по одноимённому мультфильму киностудии «Союзмультфильм», 1967г.;

режиссёр В. Дегтярёв, авторы сценария Г. Цыферов, Г. Сапгир)

для детей с ОВЗ, подготовительная группа.

Цель: закрепление двигательных навыков через раскрытие творческого потенциала ребёнка.

Задачи:

  • создать условия для развития эмоциональной сферы ребёнка;
  • создать условия для передачи эмоционального состояния через пластическое движение;
  • способствовать развитию координации движений;
  • содействовать развитию двигательных возможностей детей - в разных видах ходьбы и бега, выполнении танцевальных движений;
  • воспитывать чувство красоты окружающего мира, доброго отношения к природе;
  • формировать у детей представление о важности и необходимости сохранения чистоты окружающего мира;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств детей через работу в коллективе.
  • укреплять здоровье детей;
  • формировать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, в движениях и речи ритмическую выразительность;
  • закреплять навыки выразительного исполнения движений, в соответствии с данным образом, а также умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности (с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы);
  • формировать у детей доброе, бережное отношение к природе;
  • воспитывать личностные качества, чувства коллективизма.

Предварительная работа:

  1. Прогулка по экологической тропе, знакомство с пернатыми обитателями лесов, знакомство с цветами, занесенными в Красную книгу России. Чтение сказки Н.Павловой «В две смены», просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова».
  2. Знакомство с коммуникативной игрой «Здравствуйте!» М.Картушиной, с ритмическими композициями «Облака-лошадки», «Паровоз», «Вальс цветов», танцем-полькой «Птичка польку танцевала».

Оборудование:

Бутафорская шапочка Паровозика, бумажные цветы (ромашки, ландыши), цветные ленты, игрушка – птичка-соловей, музыкальный центр с аудиозаписью.

Ход занятия

Под музыку шотландского марша дети энергичным шагом входят в зал. Идут по кругу, затем перестраиваются врассыпную.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!» М. Картушиной

Воспитатель:

Здравствуйте, ладошки!                  (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!                              (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!                      («пружинка»)

Топ, топ, топ!                                   (топают ногами)

Здравствуйте, щечки!                      (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!                           (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки!                          (круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх!                           (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки!                        (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок!                             (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки!                        (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк!                            (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик!                   (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип!                                  (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости!                        (протягивают руки вперед, ладонями вверх)

Привет!                                              (приветственно машут рукой над головой)

Вновь звучит шотландский марш.

Инструктор руководит действиями группы.

 Дети за инструктором двигаются поскоками по кругу, затем боковым галопом в одну и в другую стороны, останавливаются и прохлопывают, протопывают и прощелкивают ритмический рисунок марша.

Воспитатель:

- Как ваше настроение, ребята? Сегодня у нас зима, улицы замело снегом. Скинули свой летний наряд деревья, заснули под теплым покрывалом до весны цветы и травы. Даже звуки стали тише – только слышно, как хрустит под ногами снег. Хотя… нет! Вы слышите музыку? Это плывут по небу веселые белые «облака-лошадки»! Интересно, куда это они собрались? Давайте поплывём вместе с ними, посмотрим…  

Звучит мелодия песни «Облака, белогривые лошадки!» В.Шаинского.

Инструктор руководит действиями группы.

 Дети за инструктором выполняют упражнения «Облака-лошадки» - первый куплет - ходьба с подскоками, попеременным шагом, с высоко поднятыми ногами, руки разведены в стороны; припев – то же, с поворотом головы вправо-влево; второй куплет - подскоки с забросом ног назад, руки вперёд, согнуты в локтях.

Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.

Облака - белогривые лошадки.

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне.

К нам неслышно опустится звезда

И ромашкой останется в ладони.

Облака - белогривые лошадки.

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Воспитатель:

- Ребята, облака несутся в страну Весеннего настроения. Хотите попасть туда?

Дети:

- Да! Хотим!

Воспитатель:

- Вместе с облаками мы домчались до станции Ромашково. Вы знаете, такую станцию?

Дети:

- Да! Знаем!

Воспитатель:

- А кто знаком вам здесь?

Дети:

- Паровозик! Паровозик из Ромашкова!

Воспитатель:

- Отлично! Тогда приглашаю вас, дорогие ребята, в путешествие по стране Весеннего настроения! Занимаем свои места, Паровозик отправляется с минуты на минуту! Давайте вспомним стихотворение о чудесном путешествии на Паровозике из Ромашкова.

Дети (хором):

Скорей собирайтесь на утренний поезд

Давно ожидают нас травы по пояс,

Скорее спешите в леса и поля

Пока самоцветами блещет земля.

Инструктор руководит действиями группы.

 Дети за инструктором выполняют разминку со звучащими жестами (нечётные ритмы: 3, 5, 7)

Под музыку «Паровозик из Ромашкова В. Юровского исполняется ритмический танец «Паровоз»

1-4 такты – «пружинка». Руки согнуты в локтях – изображают движение колес.

5-8 такты – ходьба на месте, руки на пояс.

9-12 такты – повторение движений 1-4 тактов.

13-16 такты – повторение движений 5-8 тактов.

17-24 такты – ходьба на месте без отрыва пальцев от пола, поочередно опускаются правая и левая пятки. Правая рука вытянута вперед, левая согнута в локте. Руки поочередно меняют положение.

25-30 такты – ноги стоят в 4 позиции. Корпус поворачивается вправо и влево. Руки исполняют движение «моторчик».

Воспитатель:

- Остановка? Что случилось? Посмотрите вокруг – откуда такой аромат?

Инструктор руководит действиями группы.

 Дети за инструктором выполняют дыхательную гимнастику на восстановление дыхания.

Воспитатель:

- Ребята, что это, посмотрите! Целое поле цветов…

Попробуем отгадать, как они называются

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

 Дети:

- Ландыши!

Воспитатель:

- Конечно, ребята, это они, чудесные лесные колокольчики, белоснежные ландыши!

Помните, что сказал Паровозик ворчунам, которые торопились по своим делам?

Дети:

«Если мы не увидим ландыши, мы опоздаем на всю весну!»

Инструктор руководит действиями группы.

Дети встают в круг, и под звуки «Вальса цветов» П.И. Чайковского выполняют за инструктором ритмическую композицию «Волшебный цветок» (см «Ритмическую мозаику А.И.Бурениной).

Воспитатель:

-Ну, а теперь снова в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашкова В. Юровского исполняется ритмический танец «Паровоз»

1-4 такты – «пружинка». Руки согнуты в локтях – изображают движение колес.

5-8 такты – ходьба на месте, руки на пояс.

9-12 такты – повторение движений 1-4 тактов.

13-16 такты – повторение движений 5-8 тактов.

Воспитатель:

- Опять остановка? Что же на этот раз заинтересовало наш паровозик?

Звуки природы, трели соловья. Дети слушают, выполняя за инструктором движения – стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, приставлены к ушам, поворот вправо-влево, с одновременным полуприседом.

Воспитатель:

- Птичка внешне неприметна.

Запоёт среди ветвей

Так, что ахнем мы, ведь это

Голосистый …

Дети:

 - Соловей!

Воспитатель (выносит игрушку птичку):

Верно, ребята, это он, соловей!

Давайте вспомним, что на этот раз сказал Паровозик ворчунам, которые торопились по своим делам?

Дети:

«Если мы не услышим пение соловья, мы опоздаем на всё лето!»

Инструктор руководит действиями группы.

Дети за инструктором выполняют танец «Птичка польку танцевала», музыка А.Рыбникова.

Звучит гудок Паровозика.

Воспитатель:

- Нам пора продолжить путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашкова В. Юровского исполняется ритмический танец «Паровоз»

1-4 такты – «пружинка». Руки согнуты в локтях – изображают движение колес.

5-8 такты – ходьба на месте, руки на пояс.

9-12 такты – повторение движений 1-4 тактов.

13-16 такты – повторение движений 5-8 тактов.

Воспитатель:

- Ну, вот и снова остановка… На этот раз, мне кажется, Паровозик заметил что-то необыкновенное, волшебное…

Что за шар, алый шар

За рекой зажёг пожар?

Стала речка красноватой

От вечернего… ?

Дети:

 - Заката!

Инструктор руководит действиями группы.

Дети ложатся на коврик, за инструктором выполняют упражнения на растяжку  под музыку «Аве Мария» (отрывок, в переложении для самых маленьких)

Воспитатель (тихо):

— Закат, — только и сказал Паровозик. И если мы не увидим его, то, может быть, мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат единственный в жизни, 

Воспитатель:

 - Но вот и наша станция, ребята. Нам пора прощаться с Паровозиком и его замечательными Чудесами. И хотя мы возвращаемся в зиму, мы сохраним в душе и в своей памяти и этот волшебный Ландыш с его неповторимым ароматом, и Маленькую серую птичку под названием Соловей, с его невероятной трелью, и, конечно, тихую Музыку Заката… Это ведь так важно – жить в Любви и Красоте в ладу с Природой…

До свидания, ребята! До новых встреч!

Дети:

- До свидания!

Инструктор руководит действиями группы.

Дети уходят под музыку «Облака, белогривые лошадки!» В.Шаинского

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное ...

Статья "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Согласно требованиям ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности ...

Статья " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

статья Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста....

Статья "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности"

Тема "Пожарная безопасность для детей дошкольного возраста" является актуальной в настоящее время и соответствует современным тенденциям развития образования....