Развитие общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию
статья

Костученко Мария Евгеньевна

выносливость – это способность человека к продолжительной и эффективной двигательной деятельности. Мерилом выносливости являет­ся время, в течение которого человек способен поддерживать заданную форму деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ

Актуальность:

В современном обществе, где в век технологий уже и дети получили зависимость от компьютеров, планшетов и сотовых телефонов, проблема недостатка физической выносливости у детей дошкольного возраста настолько велика, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность в зрелом возрасте. Физически вынослив человек должен быть и это решаемо плаванием. Напомню, что выносливость – это способность человека к продолжительной и эффективной двигательной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную форму деятельности.

С развитием выносливости повышается работоспособность всех органов, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении физической формы.

        Когда проводила педагогическую диагностику, обратила внимание, что у детей слабая задержка дыхания, как на вдохе, так и на выдохе, что увеличивает их пульс в плавании, они заметно, быстро устают, менее выносливы, что уменьшает эффективность занятия. На слайде мы видим с вами графики, проведенного мониторинга в начале учебного года. Это задержка дыхания на вдохе (Штанге) и задержка на выдохе (Генче), все выполняется в состоянии покоя, в положении сидя, измеряя секундомером. Так же практическая часть на воде, плавание кролем на груди и на спине в координации, и тоже самое, но в ластах, без остановки, без учета времени, на пульсе до 102 удара в минуту (это как правило 16-17 ударов за 10 секунд), состояние покоя.

     Педагогическая диагностика показала необходимость уделить особое внимание развитию общей выносливости у моих воспитанников.

Таким образом:

Цель: развитие общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста средствами плавания.

Задачи:

  1. Разработать систему занятий по плаванию с детьми 5-7 лет в условиях ДОО
  2. Создать условия в детском саду для развития выносливости у дошкольников
  3. Организовать взаимодействие с инструктором  по физической культуре
  4. Вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс.

В нашем дошкольном учреждении организацию образовательного процесса определяет  основная образовательная программа ДО разработанная на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Так как физическое развитие в нашем ДОО является приоритетным, инструкторами по физическому воспитанию  была разработана «Программа физического развития (с обучением плаванию) детей дошкольного возраста  в  МКДОУ  «Детский сад № 421 комбинированного вида им. С. Н. Ровбеля». Петухова С.А., Костученко М.Е., которая дополняет ОО “Физическое развитие».

      Требования к условиям реализации Программы, в соответствии с ФГОС ДО, включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

    Для решения поставленных задач обновляю предметно-развивающую среду.

   Весь инвентарь востребован, но самый большой плюс в нашем бассейне, это то, что у нас имеются две чаши, одна малая, что позволяет приступать к обучению уже с раннего возраста и большая чаша, 12 метров в длину и 80см.в глубину, что очень удобно для образовательного процесса. В то время как вы знаете, что во многих ДОУ имеются либо мелкие чаши, где уже старшим детям воды чуть выше колена, что мешает полноценному обучению плаванию, или же совсем глубокий, где сложно находиться тем старшим детям, которые еще не умеют самостоятельно держаться на воде, не говоря уже о раннем возрасте. Отсюда можно сделать вывод, что процесс обучения будет намного быстрее и эффективнее.

Теперь, пожалуй, перейдем к этапам образовательного процесса. Не стану останавливаться на начальных этапах обучения плаванию, они у нас все одинаковые. Хотела бы отметить сразу особенности моей работы, для этого вспомним метод Заслуженного тренера по плаванию Петрова, разделение соседствующих зон. Г. Г. Петров - автор, проработавший более тридцати лет практическим тренером, дважды пройдя путь от «набора» старшего дошкольного возраста до Олимпийского пьедестала, рекомендует пользоваться «золотым правилом» в построении тренировки анаэробного порога (целью является увеличение интенсивности, короткие повторения от 1 до 6 минут, при максимальном потреблении кислорода и продолжительными перерывами для отдыха между сериями) - не использовать развивающих нагрузок «соседствующих зон».

       Так вот все мы понимаем, что плавание, как и любой вид спорта, предполагает физическую нагрузку, Петров предлагает разбить дистанции, время выполнения, скорость выполнения на зоны так, чтоб малый пульс не соседствовал со средним, а средний с высоким, высокий соответственно с максимальным. Что бы нам легче было ориентироваться, назовем этот метод «цветные тренировки», вот так это будет выглядеть…

Описание уровня зон нагрузки

Отрезки для бассейна 12м.

Пульс

Работа/ отдых

Цвет

б/учета скорости

любые

До 102

любое

Белый

минимальный анаэробный порог, (спокойное плавание)

48м.-192м. (4-16) +ласты

102-148

10-30 сек. отдыха

Розовый

анаэробный порог (использовать более короткие повторения)

24м.-144м.

(2-12)+ ласты

148-164

10-40 сек. отдыха

Красный

максимальная скорость

12м.-36м. (1-3)

164-188

От 20''

Синий

спринт

6м.-12м.

Не учитывается

1/2 или 1/6

Желтый

Наши дошкольники не занимаются в детском саду спортом, но метод «Цветных тренировок» можно использовать на занятиях ФК как в бассейне, так и в зале, соответственно заменив отрезки плавания на упражнения характерного типа (бег, бег с подскоком, челночный бег, бег с препятствиями, бег с касанием рукой пола по свистку, спортивная ходьба, ходьба и т.п.).

Проведя педагогическую диагностику  в конце учебного года, я увидела позитивную динамику.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общих творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайне посуды.

В российском дошкольном образовании развитию творческих способностей детей придается первостепенное значение. Это обстоятельство отражено в Концепции дошкольного воспитания, принятой еще в 1989 г. И д...

«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»

Любое занятие по обучению плаванию  начинается с разминки на суше -  с дыхательного упражнения.  Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку   В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...

Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....

Развитие общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста средствами плавания.

Роль физического развития в дошкольном детстве переоценить невозможно: оно не только оказывает огромное влияние на здоровье ребенка, но и в значительной степени способствует его всестороннему развитию...

Дыхательная гимнастика, как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию.

Любое занятие по обучению плавания начинается с разминки на суше - с дыхательных упражнений. Это помогает настроить детей на занятие дает возможность сосредоточиться, подготовить их дыхательную стстем...