Программа секции физического развития по ознакомлению детей с народными подвижными играми "Игровая карусель" (средняя группа 4-5 лет)
рабочая программа по физкультуре (средняя группа) на тему

Зайцева Любовь Владимировна

В ходе реализации мероприятий проводится ознакомление детей 4-5 лет с русскими народными играми. Программа предусматривает знакомство с обычаями и традициями народов коми, украинцев, белорусов, узбеков, дагестанцев и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sektsii_konkurs.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п.Судоверфь «Солнышко»

Программа секции

физического развития

по ознакомлению детей

с народными подвижными играми

 (дошкольники 4-5 лет)

Руководитель:

Зайцева Любовь Владимировна,

инструктор по физическому воспитанию

  1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка

Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным подвижным играм и ежедневному занятию ими.

Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни дошкольников, через специально организованную двигательную активность ребенка.

Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Сегодня народные игры почти исчезли из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так возникла необходимость в создании Программы секции физического развития «Игровая карусель» для детей 4-5 лет.

Цель данной программы – развитие физических способностей и общеукрепляющее воздействие на организм ребенка через народные игры.

Основные задачи:

1) повысить уровень двигательной активности;

2) способствовать физическому, психическому развитию детей;

3) развивать активность и творчество занимающихся, любознательность, честность;

4) вызвать интерес к народным играм, позволить детям ощутить красоту и радость движений.

5) реализовать региональный компонент, как часть каждого кружкового занятия, в игровых и познавательных видах деятельности, совмещая со всеми темами.

Условия реализация программы:

  1. Изучение методической литературы («Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвиновой)
  2. Создание условий для проведения подвижных игр: дополнение пособиями в физкультурном и игровом уголке в группе (эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала)
  3. Перед изучением народной подвижной игры – беседа  об истории ее создания, рассказ о повадках животных - персонажах игр, таких, как «У медведя во бору»«Лиса в курятнике»«Зайцы и волк» и т. д., беседы о разных народах, населяющих Россию, знакомство с историей и традициями этих народов.

Народные подвижные игры были выбраны в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми проводилась работа в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Продолжительность реализации программы: 1 год.

Участники:

  • дети 4-5 лет;
  • родители.

Условия проведения.

Занятие в секции проводится 1 раз в неделю, на проведение одного занятия - 20 минут средняя группа в игровой форме; всего 34 занятия в год.

Формы и методы оценки.

Результатом работы секции в первую очередь  является самостоятельная организация подвижных игр в группе и на прогулке.

Планируемый результат:

• Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.

• Развитие умений работать в коллективе.

• Формирование у детей уверенности в своих силах.

• Умение применять игры самостоятельно.

2. Содержательный  раздел  программы

В первый год проводится ознакомление детей с русскими народными играми. Программа предусматривает знакомство с обычаями и традициями народов коми, украинцев, белорусов, узбеков, дагестанцев и т. д.

Народные игры способствуют повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Содержание программы определено с учётом:

• возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей дошкольников, их интересов и потребностей,

• тенденции развития воспитания и образования.

Содержание работы:

Бессюжетные игры

Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, умении прятаться. Такие игры доступны всем.

Игры-забавы 

В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Не будучи особо важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)

Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Народные игры

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Любимые игры детей (предложенные детьми)

В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.

Комплексно-тематический план работы секции «Игровая карусель»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

сентябрь

1-2 Подготовка инвентаря, видеотеки, аудиотеки, физкультурного зала к занятиям.

3-4 Обследование знаний о подвижных играх, умений организации и самоорганизации.

октябрь

1 Знакомство с обычаями и традициями русских народных игр (беседа, презентация)

Разучивание народных считалок, использование их в игре. Вводное занятие

2 подвижные «С кочки на кочку» «Медведь и пчелы»

Русская народная игра «Капустка», «Репка»  Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Музыкальная игра «Воробей» («Муз.рук.» №4 2005, стр.72)

малоподвижные «Море волнуется»

3-4 подвижные Символическая игра «Коршун». «Гуси-лебеди» «Удочка» «Хитрая лиса»

Русская народная игра «Лягушки на болоте» Русская народная игра «Золотые ворота»

малоподвижные «Эхо»

ноябрь

1-2 подвижные игры «Карусели» «Где был Иванушка?» «Ловишки» «Наседка и цыплята»

Русская народная игра «Игровая» Русская народная игра «Лошадки»

Музыкальная игра «Горшочки»

малоподвижные «Летает – не летает»

3-4 подвижные «Перелет птиц» «Караси и щука» «Мышеловка» «Зайцы и волк»

«Гуси летят»

Русская народная игра «Ручеёк» Русская народная игра «Скакалка»

Музыкальная игра «Давай с тобой миленький» («Муз. рук. №5 2006, стр. 6)

малоподвижные «Найди свой цвет»

декабрь

1-2 подвижные «Бездомный заяц» «Перебежки» «Хитрая лиса» «Мыши в кладовой» «Обыкновенные жмурки»

Русская народная игра «Мороз красный нос» Русская народная игра «Бабка Ёжка»

Музыкальные игры «Саночки» «Челночок» «Дрема» («М.р.»№6 2010, стр.37)

малоподвижные «Кто ушел»

3-4 подвижные «Лохматый пес» «Зайцы и волк» «Быстро возьми, быстро положи»

«Хитрая лиса»

Русская народная игра «Два Мороза»

малоподвижные «Молчанка»

январь

2 Гулянья в детском саду на Рождество. Тематические дни - «Пришли святки - запевай колядки!»

Учить колядки. Изготовление «Ангелочка». Выпекание пряников «Козулька».  Подготовка костюмов к гуляниям (костюмы животных, маски, платки, другие головные уборы, сарафаны, фартуки, длинные юбки и т. д.) и различных шумовых инструментов (погремушки, дудки, свистки, деревянные ложки, бубны и т. д.).

3-4 подвижные «Охотник и зайцы» «Кто сделает меньше прыжков» «У медведя во бору» «Наседка и цыплята»«Пустое место»

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!» Русская народная игра «Жмурки»

малоподвижные «Найди и промолчи»

февраль

1-2 подвижные «Сделай фигуру» «Лиса в курятнике» «Горелки»

Русская народная игра «В ногу»

Музыкальная игра «У Маланьи, у старушки» («М.р.»№6 2010, стр.29) «Дударь»

малоподвижные «Подбрось – поймай»

3-4 подвижные «Слышим – делаем» «Охотники и звери» «Стоп» «Салки»

Русская народная игра «Ястреб» Русская народная игра «Бубенцы»

Закличка «Широкая Масленица» или «Пришла Масленица», «Горелки»

малоподвижные «Тихо – громко»

Гулянье в детском саду «Масленица»- тематическая неделя

март

1-2 подвижные «Перелет птиц» «Садовник и цветы» «Салки»

Русская народная игра «Матушка Весна» Русская народная игра «Пирог»

Музыкальные игры «Солнышко», «Летели две птички» («Муз.рук.» №4 2005, стр.71)

малоподвижные «Летают – не летают»

3-4 подвижные «Садовник и цветы» «Лиса в курятнике» «Наседка и цыплята» «Коршун»

Русская народная игра «Малечина-Калечина» Русская народная игра «Цепи кованные»

малоподвижные «Великаны и гномы»

22 марта Сороки (Жаворонки) День прилета жаворонков -  тематический день. Выпекание «жаворонков». Учить заклички.

апрель

1-2 подвижные  «Удочка» «Ловишки» «Пятнашки» «Гуси – лебеди»

Русская народная игра «Салки»

«Морская фигура», «Море волнуется», «Ручеек», «Кораблик»

малоподвижные «Затейники»

3-4 подвижные «Коршун и наседка» «У медведя во бору» «Бездомный заяц» «Карусель»

Русская народная игра «Ткачиха» Русская народная игра «Медведь»

Музыкальная игра Родничок (Игра для девочек )«Водяной»

малоподвижные «Тишина»

май

1-2 подвижные «Серсо» «Перебежки» «Перетягивание каната»

Русская народная игра «Горелочки с платочком» Русская народная игра «Хромая лиса»

Музыкальная игра «Жаворонок» («М.р.»№4 2007, стр.23) «Ручеек-журчалочка»

малоподвижные «Сбей кеглю»

3-4 Обследование знаний подвижных игр, умений организации и самоорганизации.

Физкультурно - музыкальное развлечение «Фестиваль народных игр» (с родителями)

Перспективный план

по ознакомлению детей с народными календарными праздниками

Месяц

Мероприятие

Примечание

Цикл осенних праздников

Сентябрь

23 сентября  праздник Петра и Павла рябинника

«День рябинки» (исполнение обряда обряжания рябины)

Ноябрь

14 ноября «Кузьминки» 

Цикл зимних праздников

Декабрь

7 декабря «Екатерина-санница»

Зимние забавы – игры со снегом, катание на санках

Январь

Гулянья в детском саду на Рождество «Пришли святки - запевай колядки!»

Февраль

10 февраля -  день под названием «Кудесы» (посвящен домовому)

«Подарки для Домовенка»

Масленица

Гуляние, изготовление масленок

Цикл весенних праздников

Март

1 марта - Ярилкины игры 

14 марта - первая встреча весны  «Весновка-свистунья»

Тематический день

22 марта - день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны –Сороки

Выпечка жаворонков

заклички

Апрель

После 30 марта - «Алексей с гор потоки»

Тематический день

16 апреля - водяной просыпается

Экскурсия на берег Волги

Цикл летних праздников

Июль

7 июля день Ивана Купала

Развлечение с водой

Август

19 августа Яблочный спас 

Экскурсия на луг

Перспективный план работы с родителями (1 год)

Месяц

Мероприятие

Примечание

Сентябрь

Консультация «Ознакомление родителей с работой секции «Игровая карусель»

Обсуждение помощи в изготовлении атрибутов к играм

Ноябрь

Стенд «Игра как элемент народных календарных (обрядовых) праздников»

Наглядная информация, буклеты

Январь

Открытое мероприятие «Колядки»

Подготовка костюмов, выпечка печенья для чаепития

Март

«Веснянки» - комплекс тематических мероприятий, посвященных Масленице, Пасхе, прилету птиц

Участие в конкурсах детского сада, традиционных праздниках, помощь в изготовлении атрибутов

Май

Совместное развлечение «Фестиваль народных игр»

3. Организационный раздел программы

Методическое обеспечение программы.

Теоретический материал программы организовывается в форме бесед, до выполнения двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются.

Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий учтены особенности организма детей, его пониженные функциональные возможности. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Методика обследования знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации детей в них.

Тестирование проводит инструктор ФК:

1. Каждый рассказывает какую-нибудь считалочку для выбора водящего.

2. Каждый ребенок рассказывает правила одной игры, по выбору инструктора.

3. Может ли данный ребенок организовать подвижную игру со сверстниками, определяет воспитатель.

Оценка:

4 балла. Ребенок знает название не менее 5 подвижных игр (знание выбора водящего - не менее 3 различных считалочек, может рассказать правила игры, которую предлагает инструктор и умеет организовать их со сверстниками (определяет воспитатель).

3 балла. Знает 2-3 подвижные игры (знание выбора водящего - считалочка, но затрудняется в самостоятельной организации их.

2 балла. Знает не более одной подвижной игры (не имеет знаний выбора водящего, но организует ее только с частичной помощью взрослого.

1 балл. Все выполняет по подсказке взрослого.

0 баллов. Полное отсутствие знаний игр и умений их организовать.

Перечень литературы, программ и технологий:

1. Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей/сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение; Владос, 1995.

2. Валентинов Вл. 150 веселых игр. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002.

3. «Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвинова.

4. Программно-методическое пособие «Расту здоровым» В. Н. Зимонина, «Владос» М.;2002.

5. Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» для работы с детьми 5-7 лет. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова, М.;2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по физическому воспитанию на основе народных игр «Юный спортсмен»

Программа «Юный спортсмен» (на основе использования народных игр) рассматривается как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью образовательной деятельности в ДОУ. ...

Методическая разработка по использованию народных подвижных игр в средней группе на тему:«Калейдоскоп игр»

Содержание методической разработки  определено проектом «Тропа здоровья» и соответствует авторской программе «Тропа здоровья». Она рекомендуется для реализациии в образовательных областях «...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

картотека русских народных подвижных игр для старшей группы

русские народные подвижные игры для детей 5-6 лет...

Картотека народных подвижных игр в старшей группе

Картотека народных подвижных игр в cтаршей  группе детского сада...

Игровое занятие по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий и народных подвижных игр в средней группе «Веселые медвежата».

Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физической культурой, используя различные виды здоровьесберегающих технологий (логоритмика, массаж по Т.А.Новомлынской, массаж массажными мячами, профилактика...

"Картотека народных подвижных игр в средней группе"

В картотеке собраны народные игры для данного возраста....