Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физической культуре с использование нестандартного оборудования.
статья по физкультуре на тему

Павлова Светлана Александровна

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физической культуре с использование нестандартного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по физической культуре с использование нестандартного оборудования.

Актуальность и значимость применения здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитания привычки к здоровому образу жизни.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает разработанная нами система работы по применению здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования. Система работы представлена  во второй части основной общеобразовательной программы дошкольного образования нашего детского сада.

Актуальность. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно реализовывать двигательную деятельность по улучшению своего состояния здоровья.

Практическая значимость. Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного оборудования приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью, приобщают к регулярным занятиям физической культурой, входят в привычку самостоятельного применения в практической деятельности.

Инновационная направленность.  Использование оздоровительных технологий с применением нестандартного оборудования в структуре непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.

Гипотеза. Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по их оздоровлению.

Цель: Оздоровление дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий с применением нестандартного оборудования.

Задачи: 

1. Организовать оздоровительную деятельность, направленную на улучшение состояния здоровья дошкольников, повышения уровня физической подготовленности.

2. Реализовать принцип интеграции образовательных областей при использовании здоровьесберегающих технологий и применения нестандартного оборудования.

3. Приобщать воспитанников сознательно относиться к своему здоровью и уметь самостоятельно применять оздоровительные технологии с использованием нестандартного оборудования.

Реализация системы работы посредством здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования. Этапы работы.

В нашем детском саду уровень заболеваемости в 2016-2017 учебном году достигал 16%, 28 детей были отнесены к III группе здоровья. Наблюдалось также повышение общей заболеваемости, связанное с ОРЗ и ОРВИ. Проанализировав факты, была разработана системы работы посредством здоровьесберегающих технологий с использование нестандартного оборудования.

I этап - Подготовительная деятельность по применению здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.

Распределение детей по подгруппам на основании листа здоровья, мониторинга, составление плана работы, подготовка предметно-развивающей среды. Проектирование модели взаимодействия участников образовательного процесса.

II Этап - Применение здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования 

Здоровье

сберегающие

технологии

Авторское нестандартное оборудование

Ортопедическая

гимнастика (профилактика плоскостопия).

Цель: Укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы, формирование правильной ходьбы.

Массажные дорожки:

«По кувшинкам к лягушонку»; «С цветка на цветок к бабочке»; «По следочкам к собачке»; «По грибной полянке к ежику»; «На носочках к зайке»; «По камушкам к змейке»; «По извилистой дорожке к обезьянке»; «По зернышкам к цыпленку»; «По следам к котику»; «По луговым цветочкам к пчелке»; «По траве к коровушке»; «По мостику к бычку»; «По ручейку к рыбке»; «По цветочной полянке к божьей коровке»; «По шерстяной дорожке к овечке». Индивидуальные массажные коврики. Оборудование: «Ходули», «Рыболов», «Суперканат», «Гусеница», «Стельки-массажеры», «Ольховые веточки», «Цифро – парк», «Азбука», «Силачи».

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Развитие мелкой моторики.

Массажные мячики, валики, колечки.

Цилиндры, камушки, бусы.

«Рыболовы», «Мотальщики», «Карандаши», «Ладошки», «Ожерелье».

Дыхательная гимнастика.

Цель: Тренировка навыка правильного дыхания.

Использование продуктивной деятельности детей.«Султанчики», «Веселинка», «Насекомые», «Летучий корабль», «Самолетики», «Догонялки», «Платочки», «Король ветров» - вертушки, шарики, ленточки, пинг-понговые шарики, фанты-жетоны, оригами, перышки.

Фонетическая ритмика

Цель: Преодоление речевых нарушений.

Использование сюжетных картинок и предметов – согласно лексической теме (в соответствии с воспитательно-образовательным планированием); обязательное речевое сопровождение.

Корригирующая гимнастика.

Цель:

Формирование правильной осанки.

«Косички», «Штанга», «Ходули», мягкие кубики, мешочки с наполнением, «Тарелочки», «Веселая змейка», «Плетеная скакалка», мягкие мячи, «Кочки», гимнастические палки, «Цветные брусочки», «Лабиринт здоровья», «Радуга», «Солнечный круг», «Лесенка», «Баранки», «Колпачки», «Красивая шляпа».

Самомассаж.

Цель:

Обучение правильной технике самомассажа.

Самомассаж на массажных ковриках, индивидуальных с различными поверхностями, ортопедических дорожках.

Массажные валики, мячики, ролики, спинные массажеры, варежковые массажеры «Пуговка», массажер «Пяточки-ладошки».

Речевое сопровождение, схемы, картотеки с иллюстрациями.

Гимнастика для глаз.

Цель: Профилактика нарушений зрения.

Схемы, зрительные ориентиры, иллюстрации, продуктивная деятельность детей – рисунки по теме занятия; геометрические модели, игрушки, пальчиковый театр.

Подвижные и спортивные игры.

Цель: Закрепление полученных умений и навыков в игровых действиях, ситуациях.

В соответствии с содержанием игры.

III этап- Эффективность применения здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.

Эффективность созданной системы работы подтверждается следующими результатами: сравнительный анализ данных педагогической диагностики  за последние 3 года  показывает положительную динамику улучшения состояния здоровья детей и уровня физической подготовленности воспитанников. Наблюдается положительная динамика в распределении по группам здоровья.

Дети с удовольствием  занимаются физическими, оздоровительными упражнениями, двигательными заданиями. Движения дошкольников стали более мотивированными, упорядоченными, они научились понимать связь между характером движений и их целью. В процессе оздоровительной деятельности воспитанники стали сильнее, выносливее, гибче и активнее, повысилась работоспособность. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей наблюдается улучшение осанки, в движениях свобода и непринужденность, появилась естественность и разнообразие в жестикуляциях и позах. У большинства дошкольников  наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления.

Грамотная организация здоровьесберегающей среды с применением авторского нестандартного оборудования способствует решению нестандартных двигательных задач, организации широкого разнообразия проблемных ситуации, имитационному моделированию ситуаций, осознанной саморегуляции и активности, т.е. дети самостоятельно строят свою двигательную деятельность, применяя многофункциональное оборудование,  успешно проявляя при этом свои творческие способности.

 Применение оздоровительных техник педагогами ДОУ в совместной деятельности с детьми, позволяет достичь положительных результатов и повысить эффективность оздоровительной работы.

Вывод

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий с использованием авторского нестандартного оборудования способствует оздоровлению дошкольников, улучшается  общее состояние здоровья воспитанников. Дети более сознательно относятся к своему здоровью, учатся самостоятельно применять оздоровительные технологии в практической деятельности. При этом развиваются интегративные качества дошкольников и повышается  уровень их физической подготовленности.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования в образовательном процессе, преемственность в деятельности всех участников образовательного процесса нашего детского сада способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Не останавливаясь на достигнутом, творческий поиск продолжается и сегодня. Изучаются новые технологии и планируется дальнейшая работа по их реализации.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей // Дошкольное образование. – 2004. - № 17
  2. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия».- СПб.: Детство – Пресс, 2013
  3. Галанов А. С. Игры, которые лечат – М.: Просвещение, 2008
  4. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001
  5.  Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Скрипторий, 2003
  6. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования.// Дошкольное воспитание. – 2001 - №4
  7. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья- СПб.: Детство- Пресс, 2005
  8. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3до 7 лет.- СПб.: Детство – Пресс, 2008
  9. Козырева О. В. Лечебная физкультура – М.: Просвещение, 2005
  10. Красикова И. С. Плоскостопие  - СПб.: Учитель и ученик, 2002
  11. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство ПРЕСС, 2008
  12. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогических вузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
  13. Савина Л. П.«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника» - М.: 000 «Издательство ACT», 2000
  14. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Харченко Т.Е. «Организация двигательной деятельности в детском саду» - СПб.: Детство- Пресс, 2010
  16. Чистякова М. И. «Психогимнастика».-  М.: Просвещение: Владос, 1995
  17.  Чеменева А.А., Ушакова-Славолюбова О.А. «Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника» - СПб.: Детство-Пресс, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу "Физическая культура" с использованием нестандартного оборудования в старшей группе.

Использование нестандартного оборудования, изготовленного своими руками повышает интерес детей к физической культуре, поэтому я часто его использую в своей работе. В этой НОД я использовала степ-платф...

интегрированная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и физической культуре с использованием нестандартного оборудования

Интегрированная образовательная деятельность для средней группы. На занятии использовалось нестандартное оборудование : хворост, цветные камешки, набор "Цветочная поляна", массажная дорожка ...

Конспект НОД по физической культуре с использованием нестандартного оборудования

Конспект НОД по физической культуре с использованием нестандартного оборудования...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре с использованием нестандартного оборудования с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет «В поисках колобка»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре с использованием нестандартного оборудования с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет«В поисках колоб...