«Электронное портфолио - как условие профессионального роста педагога»
статья по физкультуре на тему

Землянская Марина Викторовна

«Электронное портфолио - как условие профессионального роста педагога»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЪЕДИНЕНИЕ                                                             ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ                                                     ГОРОДА ГУКОВО

 «Электронное портфолио - как условие профессионального роста педагога»

Инструктор по физической культуре                                                                      муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения                                                                                                                          Детского сада № 7 «Золотой ключик»                                                                       Землянская Марина Викторовна.

                                                               

г. Гуково

2018 год.

Мечты мои, удачи и победы,

Всё то, с чем не расстанусь никогда
Не назову серьезным словом «кредо», 
Прекрасным словом назову - «судьба».

В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Поэтому составление электронного портфолио педагога детского сада получило большое распространение. А значит, популярность портфолио постоянно растёт, что становится визитной карточкой педагога при устройстве на работу в детское дошкольное учреждение.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью электронного портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры. Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт педагога, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио воспитателя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди педагогов портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Портфолио педагога, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии – также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

           Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель судит не только о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;
  • представляют результаты его деятельности;
  • отображают особенности личности автора портфолио;
  • отражают основные направления и виды деятельности;
  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

Также создание и продвижение портфолио преследует ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного педагога.

2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.

3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.

4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.

5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.

6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

При создании важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.

Всего лишь несколько лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Это:

  • электронное портфолио;
  • электронное on-lain портфолио.

           Электронное портфолио педагога - демонстрационный набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма работника.

Возможные разделы электронного портфолио:

  • общие сведения о педагоге;
  • результаты педагогической деятельности;
  • научно-методическая деятельность;
  • творческие планы;
  • учебно-материальная база.

Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога.

Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.

Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы.

Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.

Наиболее распространены портфолио в виде:

  • электронной презентации в среде PowerPoint,
  • Web-сайта.

Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.

В то же время, создавая электронное портфолио, педагог фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять.

Есть ли общепринятая модель портфолио? Конечно же нет. Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Рассмотрим их:

1. Информация "от себя" - формулировка педагогической философии педагога, описание используемых методик, педагогических технологий, указание разрабатываемых дисциплин, образовательных программ, представление образовательных целей и задач.

Сюда же могут входить: видеозапись типового занятия педагога, материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, (например компьютера, аудио- и видеоаппаратуры).

2. Информация "от других" - рекомендательные письма, отзывы коллег, учащихся, родителей о программе, стиле проведения занятий, внеучебной деятельности и т.д.

3. Примеры учебных мероприятий - достижения учащихся, результаты исследовательской работы учащихся, примеры работ учащихся и т.д.

При составлении портфолио педагогу нужно четко понимать, что портфолио - это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

портфолио развития - собирается в педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и накопленного им опыта в течение определенного времени;

отчетное портфолио - свидетельствует о достижении педагогом определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

демонстрационное портфолио - это коллекция лучших работ педагога. Данное портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Результаты эксперимента по созданию портфолио показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные портфолио, представляющие собой совокупность различных блоков, таких как:

  • Портрет педагога,
  • Достижения,
  • Педагогический опыт,
  • Квалификация,
  • Работа со студентами,
  • И разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.

При создании и наполнении электронного портфолио от педагога требуется:

  • умение моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность,
  • учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов:

- психолого-педагогические требования,

- эргономические требования (удобство для человека в процессе работы),

- требования к дизайну (цветовому оформлению, размеру шрифтов и графических объектов)

- программно-технологические требования.

           Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность.

Электронное портфолио педагога представляет собой, с одной стороны, личное портфолио педагога, с другой стороны, осмысление опыта других педагогов или методистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как педагога, так и его учеников.

Смысла отрицать эффективность электронного портфолио нет. Это наглядно, удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Практика создания электронных портфолио уже существует и в школах и в учреждениях дополнительного образования детей.

Каковы основные принципы составления портфолио педагога?

1. Объем портфолио педагога не должен превышать 8-10 страниц + приложение.

2. Портфолио педагога – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.

4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.

5. Грамотно составленное портфолио педагога отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример портфолио педагога в виде плана выглядит следующим образом:

1. Выполняемые обязанности

2. Формулировка педагогической философии преподавателя

3. Цели, стратегии, методологии

4. Описание учебных курсов

5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)

6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам

7. Примеры достижений

8. Намеченные профессиональные перспективы

9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

Электронное портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.

Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

  • объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
  • информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
  • навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога»

В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Поэтому составление электронного портфолио воспитателя детского сада получил...

Личностно-ориентированный подход как условие профессионального роста педагога

В презентации рассматривается личностный подход к работе с воспитателями ДОУ на примере коуч-технологии....

Статья "Управление профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)

В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)....

Региональный семинар "Особенности профессионального роста педагогов ДОО в условиях введения ФГОС".

Обобщение опыта работы МАДОУ "Детский сад № 6". Деловая игра "Шаги к успеху"...

«Самообразование как условие профессионального роста педагога»

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.Для педагогической деятельности на совре...

Методическое сопровождение в создании условий для профессионального роста педагогов ДОУ

Движущей силой развития дошкольного учреждения является квалифицированный педагогический коллектив, способный работать в соответствии с современными требованиями, обеспечивающими эффективность предост...