Главные вкладки

    Региональный семинар "Особенности профессионального роста педагогов ДОО в условиях введения ФГОС".
    статья

    Обобщение опыта работы МАДОУ "Детский сад № 6". Деловая игра "Шаги к успеху"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                     Обобщение   опыта работы МАДОУ «Детский сад № 6»

                                                                 по теме:

                                 «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

    РОСТА ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ

    ВВЕДЕНИЯ ФГОС».

    Деловая игра

                                «ШАГИ К УСПЕХУ»

    Подготовила:

    Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Гусева

    Лопатина Оксана Юрьевна

    Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (п.3.2.6  Федерального  государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования).

    В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

    - профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования.

    Все это актуализирует разработку проблем, обращенных к формированию личности педагога, обоснованию условий для его саморазвития. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно-смыслового отношения к педагогической деятельности, потребности  в получении, углублении и расширении знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание ценностных ориентаций, повышает эффективность процесса интеграции педагога в профессионально-педагогическую среду и соответствующую культуру.

    Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связывается с эффективностью труда педагога и личностным смыслом профессии. В мировой практике профессиональная успешность -  одна из наиболее значимых социокультурных установок человека, критерий оценки деятельности любого специалиста, универсальный социопсихологический мотив самоидентификации личности.

    Профессиональная успешность создает реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, воздействует на личность, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе «человек – человек».

    В этой связи профессиональная успешность выступает не только в виде объективной социальной потребности, но и как субъективная способность, напрямую связанная с аспектами профессии.

    Что нужно, чтобы достичь успеха?

    1. Предпосылки к успешности педагога

    Изменение содержания дошкольного образования, а также процесса управления дошкольной организацией в настоящее время обусловлены новой нормативной базой. Эти новшества повлияли и на подходы к работе с педагогическими кадрами в ДОУ. Ключевым фактором успешной реализации «ФГОС дошкольного образования» по-прежнему является педагог (его профессиональные и личностные качества, лояльность и преданность организации, в которой он работает).

    Что же можно предпринять в дошкольной образовательной организации для профессионального развития педагогов? Насколько готовы мы, педагогические работники к реализации Стандарта? Как нам спланировать работу, чтобы она служила средством развития педагогов, способствуя успешной реализации ФГОС дошкольного образования?  В нашей дошкольной организации примером работы по теме «Организация профессионального роста педагогов в условиях введения ФГОС» является деловая игра «Шаги к успеху».  (А.А. Майер, Л.Г. Богославец «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ». Методическое пособие. ТЦ «Сфера». Москва 2012 г.)

    Становление человеческого сознания неотъемлемо предполагает ответ на три существенных вопроса:  человечек 3

                                                      «Что я здесь делаю?»

    Вопросы напрямую касаются смысла жизни, роли человека в этом мире и места во взаимоотношениях с окружающими.  Поставим эти же вопросы для педагога: «Кто я как воспитатель?», «Кто такой ребенок?», «Какова цель моей деятельности?».

    «Кто я как воспитатель?»                                 «Кто такой ребенок?»

         Копия thumbnail                                                                Копия thumbnail   

                                   «Какова цель моей деятельности?»

    Постараемся ответить на первый вопрос. Сначала попросим воспитателя закончить фразу:                        

    Воспитатель – это…..

    Высказывания педагогов (затем определимся к нашему определению) «Воспитатель» - как Человек, на основе имеющейся у него квалификации и опыта способный развивать другого (растущего ) человека средствами своей развитой личности.1

    Основные признаки воспитателя:

    • результат деятельности (развитие ребенка);
    • средства деятельности (опыт и образование);
    • главное условие (само развитая личность).

    Перейдем ко второму вопросу:  

    «Кто такой ребенок?»….               Высказывания педагогов.  (Делаем вывод): 

    на первый план выдвигается главная задача: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных. Ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.

    ANd9GcQvo2IxM49qGinJedP6fKeIMeOoWBG5L42rlBesYd4twuwmYID5                            ANd9GcRbBQWR_5loHMEjJSU4n79RLtRPtOLqvEiYkvTfV0xqHI34_YNMPw

    И, наконец, третий вопрос (один из самых сложных) «Какова цель моей деятельности?», как субъекта педагогического труда. Чтобы дать полноценный ответ, необходимо выполнить упражнение «Зачем». Выполняем его в несколько этапов:

    1. Сформулируем задание в понятной форме: «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….., населенного пункта…… в должности….?»

    Правило: не следует долго думать и много писать.

    IMG_3016

    2. Далее после вопроса ««Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….» ставим слово « Зачем?» и продолжаем работу, отвечая на последний сформулированный вопрос.

    3. Затем, к готовой фразе снова задаем вопрос «Зачем?» и продолжаем работу. (Можно до тех пор, пока не будем испытывать затруднений)

    4. Теперь мы соединяем первый вопрос «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №….., населенного пункта…… в должности….?»  с последним ответом. В большинстве случаев, такая тактика помогает воспитателю понять цель своей деятельности. (Ответы педагогов).

    IMG_3015

    Идеальный вариант цели звучит следующим образом. Миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребенку. Большинство воспитателей отказываются понимать и принимать такую цель, забывая, что результат их деятельности – не зависимость от воспитателя, а то, насколько ребенок свободен от взрослого. Иначе говоря, дальнейшее развитие ребенка напрямую зависит от успешной работы воспитателя, а главный показатель – то, что он самостоятельно выполняет определенные операции без помощи воспитателя. Для иллюстрации справедливости предложенного ответа приведем слова Римского – Корсакова: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя – стать вам не нужным».

    IMG_2998

    Каковы же качества и черты характера, необходимые для успешности педагога: (высказывание педагогов):

    • хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
    • наблюдательность;
    • заразительная увлеченность дошкольным детством;
    • богатое воображение;
    • энергичность;
    • профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
    • умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
    • понимание процесса интеграции образовательных областей, специфических видов детской деятельности.

    Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога дошкольного образования

    Принципы

    Педагогический замысел

                 «Принцип фейерверка»

    Раскрой себя!

    Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

    Главное хотеть сиять.

    «Принцип весов»: Найди себя!

    Твой выбор – твои возможности!

    Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

    «Принцип рейтинга»:

    Побеждай! Пробуй! Планируй!

                           

                                      П

             П                                       П

    У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает свой путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

    «Принцип успеха»: Реализуй себя!

              Знаю                              Хочу

         

               

              Могу                              Умею

    Создание ситуации успеха.

    Главное -  почувствовать вкус победы. Педагог равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

    1. Сопровождение успешности в ДОУ: аспекты методической работы.

    Обозначим несколько сопутствующих шагов, обращая внимание именно на воспитателей ДОУ.

    Шаг 1 Перспектива деятельности и дела:

    «Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что предстоит сделать».

                                                                                                        Н.Н. Бурденко

    Перспективы воспитателя:

    • создавать сплоченный детский коллектив с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
    • привлекать родителей для совместной работы;
    • совершенствоваться профессионально;
    • реализовывать творческий, интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
    • устанавливать комфортные отношения с коллегами, оказывать взаимопомощь.

    Перспективы мероприятий ДОУ:

    • реализовывать воспитательные и физические способности воспитателей и дошкольников;
    • практиковать новые умения и навыки у детей;
    • учить детей усваивать, перерабатывать и воплощать новые знания;
    • усваивать положительную обратную связь между взрослыми и детьми.

    Шаг 2 Ответственность:

    «Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить». Наполеон.

    • за создание и поддержку достойной репутации ДОУ;
    • установление позитивных контактов с родителями;
    • наблюдение, изучение и анализ поведения детей;
    • коллегиальное решение проблем;
    • привлечение специалистов разного профиля;
    • организацию мероприятий, способствующих единению коллектива, воспитанию и образованию детей.

    Шаг 3 Творчество

    «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего». К.Г. Паустовский.

    Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать  творческий потенциал каждого сотрудника, используя активные формы методической работы – блицтурниры, организацию «площадки» успешности деятельности педагога. Например,  методика «Квадрат функций»,  которая представлена в журнале «Старший воспитатель» № 4 апрель 2014г.  Назначение этой методики: определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогов при реализации ФГОСДО.  

    Шаг 4 Умение признавать и исправлять свои ошибки:

    «Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набираться опыта, надо совершать ошибки». Лоуренс Дж. Питер.

    Недопустимые ошибки воспитателя:

    • недочеты в проведении мероприятий в ДОУ (образовательные, воспитательные, спортивные, развлекательные).
    • нарушение требований к организации и ходу (в том числе адекватность к возрасту, содержанию и нагрузке).
    • учет всех видов деятельности.

    Шаг 5 Живое участие:

    «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать».

                                                                                            А. де Сент-Экзюпери.

    Так называемое «живое участие» предполагает:

    •  умение, такт, готовность прийти на помощь;
    • постоянное совершенствование коллектива и создание новых образовательных программ.

    Шаг 6 Конструктивная критика:

    «Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно».  Л.Н. Толстой.

    Критиковать следует действия, а не личность.

    Конструктивная критика должна:

    • своевременно выявлять ошибки;
    • анализировать причины;
    • аккумулировать предложения по коррекции;
    • принимать коллегиальное решение;
    • оказывать помощь.

    1. Факторы, влияющие на формирование основ успешной деятельности педагога ДОУ

    Пример диагностики профессиональной подготовленности воспитания (максимальная оценка 5 баллов).

    Фактор

    Балл

    Любовь к детям

    Знание психолого-педагогических основ дошкольного образования

    Наличие соответствующих личностных качеств педагога

    Педагогическая этика

    Владение методиками

    Стремление к изучению актуального педагогического опыта

    Знание индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

    Умение планировать собственную деятельность

    Благоприятный климат в коллективе детей

    Развитие индивидуальных способностей детей

    Умение эмоционально общаться с детьми

    Умение поставить себя на место ребенка

    Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

    1. Основные источники определения успешности педагога:
    • результаты воспитанности, обучения детей в различных видах деятельности;
    • количество детей успешно обучающихся в начальной школе;
    • успешно проведенные педагогические мероприятия;
    • обобщение передового профессионального опыта;
    • публикации в местной печати, СМИ.

    В наше непростое время многие теряют веру не только в будущее, но и в самих себя. Попытайтесь открыть в своем характере то хорошее, что выгодно отличает вас от других. Не отрицайте сами, не давайте другим повод негативно относиться к вашим достоинствам и возможностям.

    Кодекс деятельности успешного воспитателя

    В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.

    • Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя.
    • Творчество – отличительная черта.
    • Здоровый образ жизни – основа существования.
    • Уважение к коллегам, детям, родителям воспитанников – культура воспитателя.
    • Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения.
    • Профессиональная компетентность – дело чести.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Шаги к успеху» - сопровождение профессиональной успешности педагогов в условиях ФГОС ДО» М униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» города Гусева Калининградской области . Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» Лопатина Оксана Юрьевна

    Слайд 2

    ТРИ ВОПРОСА: «Где я?» «Кто я?» «Что я здесь делаю?»

    Слайд 3

    Поставим эти же вопросы для педагога «Какова цель моей деятельности?» «Кто такой ребенок?» «Кто я как воспитатель?»

    Слайд 4

    Воспитатель – это… ? «ВОСПИТАТЕЛЬ» - как Человек, на основе имеющейся у него квалификации и опыта, способный развивать другого (растущего) человека средствами своей развитой личности. Основные признаки воспитателя: - результат деятельности (развитие ребенка) - средства деятельности (опыт и образование) - главное условие (развитая личность).

    Слайд 5

    «Кто такой ребенок?» ВЫВОД: на первый план выдвигается главная задача: дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.

    Слайд 6

    «Какова цель моей деятельности?», как субъекта педагогического труда. Упражнение «Зачем?» «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, населенного пункта…, в должности……?». Далее после вопроса «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, ставим слово «ЗАЧЕМ?» и продолжаем работу, отвечая на последний сформулированный вопрос. Затем к готовой фразе снова задаем вопрос «ЗАЧЕМ?» и продолжаем работать. (можно работать до тех пор, пока не будем испытывать затруднений). Теперь мы соединяем первый вопрос «Зачем я работаю в МАДОУ детском саду №…, населенного пункта…, в должности……?» с последним ответом. Такая тактика помогает воспитателю понять цель своей деятельности .

    Слайд 7

    Миссия (цель) воспитателя - перестать быть нужным ребенку. «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и выбудете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя – стать вам не нужным». Н.А. Римский – Корсаков.

    Слайд 8

    Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений; наблюдательность; заразительная увлеченность дошкольным детством; богатое воображение; энергичность; профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок; умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей; понимание процесса интеграции образовательных областей, специфических видов детской деятельности.

    Слайд 9

    Слагаемые успешности педагога дошкольного образования «Принцип фейерверка» Раскрой себя!

    Слайд 10

    Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Фейерверка» Раскрой себя! Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других.. Главное хотеть сиять.

    Слайд 11

    «Весов» Найди себя! Твой выбор -твои возможности!

    Слайд 12

    Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Весов» Найди себя! Твой выбор -твои возможности! Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

    Слайд 13

    «Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! П П П

    Слайд 14

    Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает свой путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях

    Слайд 15

    «Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу Могу Умею

    Слайд 16

    Слагаемые успешности педагога дошкольного образования Принципы Педагогический замысел «Принцип успеха»: Реализуй себя! Знаю Хочу Могу Умею Создание ситуации успеха. Главное - почувствовать вкус победы. Педагог равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО

    В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены.   С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственно...

    план по самообразованию по теме:"ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО"

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 9 «Рябинка»                            ...

    Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

              1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

    Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»

    Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....

    Проект «Методическое сопровождение профессионального роста педагогических кадров в условиях введения ФГОС ДО»

    В проекте представлена модель методического сопровождения профессионального роста педагогических кадров  детского сада на основе дифференцированного подхода к формированию их профессиональной ком...

    Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.

    В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....

    Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

    Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...