Методическое сопровождение в создании условий для профессионального роста педагогов ДОУ
статья

Движущей силой развития дошкольного учреждения является квалифицированный педагогический коллектив, способный работать в соответствии с современными требованиями, обеспечивающими эффективность предоставления образовательных услуг.

Совершенствование мастерства каждого педагога, активизация творческой и инновационной активности, а также его готовности к интеллектуальному и профессиональному росту, становится главной целью методического сопровождения педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дружинина Лариса Юрьевна,

старший воспитатель

МДОУ № 17 «Дюймовочка», г. Волжск, РМЭ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ ДОУ.

 Концепция развития российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития творческой личности педагога ДОУ. Современная система образования усиливает внимание к профессиональной деятельности педагога. 

        Подтверждение тому обнаруживается в различных документах, принятых на федеральном уровне: «Закон об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Профессиональный стандарт» педагога.

        В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» подчеркнута важность образовательной среды, которая будет «способствовать профессиональному развитию педагогических работников». 

        «Профессиональный стандарт» призван «раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».

 Первостепенной задачей для педагогического коллектива, в данном случае, становится перестроение системы профессионально-педагогической деятельности так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала профессиональный рост каждого педагога. Поэтому, возникает необходимость включения дошкольной образовательной организации в условия развития, творчества и инновационных преобразований.

Следовательно, результативность работы развивающего дошкольного учреждения зависит от того, насколько методическая, управленческая, педагогическая и образовательная деятельность будет продуманной, целенаправленной, технологически вооруженной и обеспеченной ресурсами.  Одним из основных ресурсов, способных обеспечить повышение качества дошкольного образования, является развитие кадрового потенциала.

Движущей силой развития дошкольного учреждения является квалифицированный педагогический коллектив, способный работать в соответствии с современными требованиями, обеспечивающими эффективность предоставления образовательных услуг.

Совершенствование мастерства каждого педагога, активизация творческой и инновационной активности, а также его готовности к интеллектуальному и профессиональному росту, становится главной целью методического сопровождения педагогов ДОУ.

 В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов, которое включает:

 -определение необходимой квалификации педагога,

-обеспечение необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда,

-обеспечение необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях,

-содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Внедрение данных концептуальных идей обновления предполагает перестройку всей системы методического сопровождения в ДОУ, ориентированного сегодня не только на результат, но и на сам педагогический процесс и его участников, от которого зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Компетентностный  подход к профессиональной деятельности становится ведущим в модернизирующейся образовательной системы.

Потребности ДОУ  в развитии педагогического  коллектива складываются сегодня под воздействием следующих основных факторов:

- профессиональные знания быстро устаревают, что приводит к снижению квалификации специалистов,

- происходят стремительные технологические изменения, которые требуют овладения новыми знаниями, умениями и навыками,

-образовательные учреждения ощущают постоянную конкуренцию, требующую повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов организации.

         Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов ДОУ к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию.  

           В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.  

Непрерывность образования педагога  ДОУ  становится необходимым условием профессиональной самореализации воспитателя, важнейшим условием индивидуального развития личности  воспитателя.          Профессиональная зрелость педагога ДОУ зависит от умения эффективно использовать методическое сопровождение для личностно-профессионального роста. Его профессиональное развитие совершается наиболее интенсивно, когда он включается в процесс профессионального общения, что позволяет формировать новую личностно-профессиональную позицию.

         Методическое сопровождение педагогов ДОУ должно  обеспечить:

- создание системы непрерывного повышения квалификации работников  ДОУ через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества,

- оказание практической помощи педагогическим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими,

- создание творческой атмосферы в ДОУ, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств,

- приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (Профессиональный стандарт педагога ДОУ),

- создание в творческих  группах, авторских мастерских, а также других инновационных форм объединений педагогов ДОУ по отдельным направлениям воспитательно-образовательной работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации,

- осуществление издательской деятельности на основе использования  педагогического опыта .

 Это, в свою очередь обеспечит:

  1. профессиональный рост  педагога,
  2. профессиональную и личностную самореализацию педагога,
  3. удовлетворенность педагога ДОУ  профессиональной деятельностью;
  4. мотивационную готовность и практическую ориентированность педагогов на инновационные процессы и использование современных образовательных технологий,
  5. проектирование         педагогом ДОУ        индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития,
  6. повышение         качества         состояния         и         результатов         образовательного процесса.

Методическое сопровождение  помогает создать условия,  и дает возможность  каждому педагогу  расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег.

Профессиональное развитие педагога включает:

-активность,

-стимулирование,

-сотворчество,

-самосовершенствование,

-обеспечение благоприятных условий работы,

-интеграция,

-профессионализм,

-взаимодействие,

-эмоциональный настрой,

-деятельность.

Управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога и расширение педагогических возможностей всего коллектива  - главные ориентиры методического сопровождения при создании условий для профессионального роста педагогов.

Таким образом, современный педагог дошкольного образования должен быть высокопрофессиональным менеджером, управляющим собственной практикой и процессами самосовершенствования.

« Каждый человек получает два воспитания:

одно дают ему родители. передавая свой жизненный опыт,

другое, более важное, он получает сам».

Э .Тельман

Список литературы

1.Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 29 - 32.

2.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 82 - 85.
3.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: ООО АСТ, 2003. - 393 c.
4.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М., 2008.
5.Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с.
6.Беляева И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 12.

7.Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада. - Минск, 2005.
8.Виноградова Н. А., Микляева Н. В. и др. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. - М., 2005.
9.Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление ДОУ. - 2006. - № 6.
10.Зинкевич Е., Зенченко С. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов//Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5.

11.Кузнецова Е. Б., Волкова С. М. Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ// Управление ДОУ. - 2009. - № 7.
12.Кутузова И.Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве// Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. 

13..Электронный ресурс http://premia-rf.ru/

14..Электронный ресурс http://psihotesti.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическое сопровождение профессионального роста педагога"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – детский сад № 15г.Маркса, Саратовской области      ДОКЛАД« Методическое сопровождение професси...

Создание условий для профессиональной самореализации педагогов ДОУ

В данной статье говорится о создании необходимых условиях для формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ, что является одним из главных условий обеспечения и развития ...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

Статья "Управление профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)

В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)....

«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»

в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направл...

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение как условие развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной группы»

Целенаправленная методическая работа с педагогами является эффективным ресурсом повышения качества обучения.Одним из важнейших направлений деятельности, в  условиях модернизации в системе образов...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...