Методическая разработка «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений»
методическая разработка по физкультуре на тему

Ситникова Надежда Александровна

Методическая разработка

«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста

средствами физических упражнений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста

средствами физических упражнений»

 

Пояснительная записка.

«Забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

 

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому так важно с ранних лет воспитывать у ребенка стремление заботиться о своем здоровье, беречь его.

Необходимость формирования культуры здорового образа жизни подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% — от его образа жизни. Также очевидно, что становление культуры здорового образа жизни человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, взаимодействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог врач И. И. Мечников. Он считал, что самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А. А. Бодалева, А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М. И. Лисиной, В. А. Сластенина, Е. О. Смирновой. Анализ работ В. А. Деркунской, С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, И. М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутанули бы, попали бы под машину, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких — и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Под этим девизом и должна осуществляться работа каждого педагога.

Приоритетными направлениями образовательной программы нашего ДОУ являются физическое и социально-коммуникативное развитие детей.

Приоритетное направление образовательной деятельности физическое развитие, осуществляется по здоровьесберегающей педагогической модели. Модель, включает в себя оздоравливающие технологии, подобраны и систематизированы воспитателями и специалистами ДОУ, учитывая контингент воспитанников.

В учреждении формируется база данных о состоянии здоровья, индивидуальных психологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников, на основе, которой осуществляется разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей, исходя из особенностей их психофизического развития, региональных возможностей, этнонациональных условий.

Методы, приёмы и формы работы с детьми 4-5лет, по формированию предпосылок здорового образа жизни в ДОУ.

Сущность понятий «здоровье» «здоровый образ жизни».

Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведённое в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье человека закладывается в детстве и согласно данным научных исследований, оно обуславливается на 50%-образом жизни, на 20% -наследственностью, на 20%-состоянием окружающей среды и примерно на 10%-возможностями медицины. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни.

1. Творцом здорового образа жизни является человек.

2. Отказ от вредных привычек.

3. Соблюдение принципов рационального питания.

4. рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека.

Создание благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, имеет большое значение в системе дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, как отмечает А. Ф. Аменд, С В Васильев - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребёнка в течение всего его последующего развития. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья детей. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.

Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

-активно развиваются психические процессы;

-заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.

 В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болели». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть. Многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги. Из этих ответов следует: что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги).

Активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой—подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных к простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.

Задачи, содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни.

Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы

 формирования здорового образа жизни, т. к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребёнка.

Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи.

Средняя группа.

Знакомство детей с частями тела и органами чувств человека;

Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека;

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;

Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах;

Расширять представление о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания;

Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;

Развивать умение между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием;

Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме;

Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.

Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма;

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия

с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями;

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», и др. , с элементарными правилами поведения на улице;

Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале и на улице. Формирование здорового образа жизни дошкольников тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребёнка изложены в специальных инструкциях для работников ДОУ. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся следующие профилактические мероприятия для его укрепления:

Постоянный контроль осанки;

Контроль дыхания в организованной деятельности с повышенной двигательной нагрузкой;

Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

Витаминотерапия;

Сбалансированное питание;

Вакцинация против гриппа;

Закаливание;

Употребление свежего чеснока и лука.

Организация работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни

дошкольников.

Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению детей. В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Педагоги ДОУ создают развивающую среду для детей. Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы следующие условия:

спортивно—музыкальный зал,

спортивная площадка,

центр физической активности,

спортивный уголок,

центр ЗОЖ.

Нестандартное оборудование (мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли), дидактические игры, направленные на знакомство детей с различными видами спорта, книги о спорте и ЗОЖ, картотеки гимнастики, карты достижения, зарисовки о последовательности выполнения упражнений и многое другое. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. На территории детского сада оборудованы: спортивная площадка, нанесена цветовая разметка для увеличения двигательной активности детей на прогулке.

Ведётся следующая физкультурно-оздоровительная работа:

1. Занятия по физической культуре в форме:

- традиционной;

- тренировочной;

- соревнования;

- самостоятельные;

- интегрированные с другими видами деятельности;

- праздники и развлечения;

- тематического характера;

- водно-оздоровительных процедур;

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

2. Система эффективных закаливающих процедур:

- воздушное закаливание;

- водное закаливание;

- хождение босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия).

- полоскание горла и рта;

- максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

3. Активизация двигательного режима воспитанников:

- обеспечение двигательного режима детей атрибутами и пособиями;

- создание необходимой развивающей среды;

- проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;

- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

- проведение утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики после сна, игр с движениями в свободной деятельности, музыкальной ритмике.

4. Использование оздоравливающих технологий в образовательной деятельности:

- пальчиковая и артикуляционная гимнастики, рекомендованные для использования в ДОУ;

- дыхательная и звуковая гимнастика по методике Стрельниковой;

- подвижные игры;

- психогимнастика по методике Чистяковой;

- специальные и коррекционные упражнения, рекомендованные для использования в ДОУ;

- хождение по дорожке здоровья.

 Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. Многообразие физкультурного оборудования даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна. Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть прочным и устойчивым. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой оборудование имеет хорошие крепления, есть гимнастические маты.

С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств.

Оборудование расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться.

Развивающая предметно-пространственная среда отвечает основным принципам, заложенным в федеральном государственном образовательном стандарте.

 Используются следующие методические приёмы:

рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

сюжетно—ролевые игры;

дидактические игры;

игры-тренинги;

подвижные игры;

пальчиковая и дыхательная гимнастика;

самомассаж;

физкультминутки.

 

Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй, если в ДОУ не созданы детско-взрослое сообщество ДЕТИ – РОДИТЕЛИ - ПЕДАГОГИ, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем саду, обращая внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа—это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

В работу родители вовлекаются поэтапно.

На первом этапе - выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей. Чаще всего это происходит путем анкетирования.

Второй – составляется план работы с родителями.

На третьем - ознакомление родителей с мероприятиями по решению задач сохранения и укрепления здоровья детей.

На четвертом – устанавливаются партнерские отношения с целью организации различных мероприятий.

Для скоординированной работы с родителями используются следующие активные формы и методы:

Общие и групповые родительские собрания;

Позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

Анкетирование. Этот метод позволяет получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью, анализировать качество проводимой работы с родителями.

Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи с семьей, во время которой можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную помощь.

Групповые, индивидуальные и тематические консультации, круглые столы.

Организуются с целью получения ответов на все интересующие родителей вопросы.

Наглядно-информационные формы работы:

Они направлены на обогащение знаний родителей. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Информационные стенды - консультации; перечь рекомендуемой литературы; игры, упражнения, которые можно делать в домашних условиях и др.;

Папки – передвижки – знакомящие родителей с системой по оздоровлению дошкольников;

3. Рекомендации, практические советы.

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

Совместные праздники, занятия учат общаться родителей и детей друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивают семьи.

Дни открытых дверей, когда родители имеют возможность присутствовать на занятии.

Вовлечение родителей в проектную деятельность. В нашем саду эта форма пользуется очень большим успехом.

Информирование родителей на сайте ДОУ.

Заключение

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для группы, в которой я работаю. Анализ показателей педагогического процесса в группе, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательного процесса на первом этапе дошкольного детства позволяет заявить, что всё воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки помочь ребёнку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья, связанных с отравлениями, электроприборами. Дети физически развиты и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Кроме этого, дети и их родители с каждым днём становятся валеологически грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое.

У детей наблюдается положительная динамика сформированности осознанного отношения к своему здоровью. Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику развития детей.

Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

 

Литература:

1. Образовательная программа МАДОУ «Детский сад №78 «Теремок» комбинированного вида».

2. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

3. Петровская, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровская // Москва. – 2010.

4. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

5. Журнал «Дошкольное воспитание».

6. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.

7. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 5005г.

8. О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005г.

9. Н. И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.

10. К. К. Утробина. Занимательна физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003г.

11. Т. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Т,Ц. Сфера, 2007г.

12. М. Полякова. Особенности организации предметно—пространственной среды Дошкольное образование. 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка  "Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"  управжнения, используемые на музыкальных занятиях...

Методическая разработка "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

   Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики, поскольку ори...

Методическая разработка «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста»

Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

Методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Формирование правильной осанки- одна из важнейших задач физического воспитания. Что делать взрослым, чтобы сформировать у ребенка навык правильной осанки? В этом материале они найдут для себя нескольк...

Методическая разработка "Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста "

В методической разработке представлены рекомендации по формированию читательской культуры и развитию читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспитанников и к...