" Народные забавы"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа) на тему

Дроздова Анна Николаевна

Перспективный план работы кружка подвижных игр в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_zabavy_sred.gr_.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план кружка подвижных игр                                          « Народные забавы» в средней группе

Пояснительная записка

Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. В этом возрасте дети способны выделять отдельные элементы движений, что способствует их более детальному осознанию. У детей возникает интерес к результатам движений, правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность.

На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной двигательной активности.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать также осуществляется с помощью подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения и соблюдение установленных заранее правил, удовлетворяют потребность формирующегося организма ребенка в активных действиях. В ходе игр отрабатываются следующие движения детей: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, мелкие движения рук и пальцев, координация движений, ориентировка в пространстве, равновесие или их сочетания.

Участвуя в игре, дети не просто бегают, а кого-то догоняют или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или птичек; они играют, а в ходе игры у них укрепляются мышцы, развивается координация движений, воображение и подражательность, умение ориентироваться в пространстве, рассчитывать силу и направление движения, а также подчинить свои действия установленным правилам игры.

Большое значение подвижных игр заключается и в совершенствовании общей подвижности, ловкости, гибкости детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в равномерном и всестороннем их развитии. Кроме того, они играют огромную роль в организации поведения детей, формировании у них волевых и нравственных качеств. Игры дают детям шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми. Действия, которые предлагается осуществить ребенку повышают его способность рисковать, демонстрировать выдержку, делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя. Душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.

Подвижные игры развивают у детей образ «я» и чувство компетентности, каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным. Подвижные игры, в которых инициатива исходит от взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади), совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), развитию сложнокоординированных движений пальцев и кисти рук. Воспитатель поддерживает проявления доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих подвижных играх.

Важной особенностью любой подвижной игры являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность, что делает игру интересной, увлекательной и полезной для развития ребенка. Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, «волшебные стрелочки» и др. Такой способ, с точки зрения детей, является справедливым. Воспитателю важно оставаться активным участником игры, независимо от того, выполняет он при этом ведущие роли или остается рядовым игроком. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную активность.

Цель работы кружка:

Воспитание  и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.

Задачи:

  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
  • Использовать  такие виды фольклора  как (песенки, потешки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Предполагаемые  итоги реализации работы:

  • развитие диалогической и монологической речи детей.
  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры.

Форма организации: подвижная, хороводная игра

Количество занятий : один раз в неделю (среда)

Место проведения : в тёплое время года на улице, в холодное время года в зале.

Срок реализации : один учебный год.

Используемая литература:

1.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

2.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

3. Яковлев В.Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975.

          Перспективный план работы кружка

Месяц

Вид работы

Содержание игры

Сентябрь

1.Знакомство с новой игрой «Летал ,летал воробей».

2. Продолжать знакомство с игрой. Разучивание слов игры.

3.Игра “Летал, летал воробей”

4.Закрепление правил, слов игры.

Игра “Летал, летал воробей”

Дети ходят по кругу, а воробей летает.

Вед:

Летал, летал воробей.
Летал, летал молодой.
По за синему морю
Видел, видел воробей
Как шуршат листики (показ)
Как прыгают зайки,
Как ходят медведи.

Октябрь

1.Разучивание слов игры. Знакомство с новой игрой.

2. Продолжать знакомство с игрой. Закрепление правил игры.

3. Игра “Летал, летал воробей”.

4. Закрепление правил, слов игры  «Дедушка Мазай ».

5. Разучивание потешки.

Из-за леса, с крутых гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке
Жена на коровке,
Дети на телятках, 
Внуки на козлятках.

Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай »


Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, ка кие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!
Из коробки вылезай.
Где мы были, мы не скажем,
А что делали — покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай».

Ноябрь

1. Знакомство с новой русской народной игрой «Чурилки».

2.Разучивание слов игры, новой считалки.

 Раз, два, три, четыре, пять -
Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем - водишь ты.

3.Продолжать знакомство с игрой. Закрепление правил игры.

4.Закрепление правил, слов игры  «Дедушка Мазай ».

Русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур»)


Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы, 
Позолочены концы. 
Кто на бубенцах играет, 
Того жмурки не поймают.
Или:
Колокольцы, бубенцы 
Зазвонили, удальцы. 
Отгадай, откуда звон?

После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

Декабрь

1.Знакомство с игрой ,её правилами  и новой считалкой 

Раз, два, три.
На полянку выходи,
Хороводы заводи,
Кто остался,
Тот води. 

Русская народная подвижная игра «Дед Мороз».

2.Продолжать разучивать слова, правила игры.

3. Закрепление правил, слов игры «Чурилки».

4. Продолжать закреплять правила новой игры.

Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»
Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз
Через дуб перерос,
Приносил подарков воз.
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветер вьюжит,.
Метели кружат.
Холод стужу напустил,
На реке мост намостил.

Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «за мороженный», сидит неподвижно в круге). Когда троих заморозит, они готовят «откуп» — лепят снежную бабу. Все ходят вокруг бабы и приговаривают:
Дед Мороз, Дед Мороз Бабу снежную принес. Баба, баба беляком, Получай-ка снежком.
Затем все бросают в бабу снежки, разрушают ее.

Январь

1.Повторение знакомых считалок. Знакомство с новой игрой «Золотые ворота».

2. Разучивание слов игры, правил, совершенствование навыков игры.

3. Продолжать разучивать и закреплять слова, правила игры.

Русская народная подвижная игра «Золотые ворота»


Правила: выбирают двоих водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу), остальные вереницей, взявшись за руки, идут через во рота. Водящие говорят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.

Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.

Февраль

1. Знакомство с игрой ,её правилами, разучивание слов.

2. Продолжать разучивать слова, правила игры, повторение считалок.

3. Закрепление правил, слов игры «Дед Мороз».

4. Продолжать закреплять правила новой игры.

Русская народная подвижная игра «Капуста».

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:
Я на камешке сижу, 
Мелки колышки тешу, 
Мелки колышки тешу, 
Огород горожу. 
Чтоб капусту не украли, 
В огород не прибегали 
Волк и птицы, 
Бобер и куницы, 
Заинька ушастый, 
Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», — победитель.

Март

1. Знакомство с игрой ,её правилами, разучивание слов.

2. Продолжать разучивать слова, правила игры.

3. Повторение игры «Золотые ворота».

4.Разучивание считалки

"Тили – тели", -
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить. Использование её в новой игре.

Русская народная хороводная игра «Веточка»


Правила: в центр круга идут, напевая:

Есть веточка на дереве,
Я ее сорву.
Кому же ее отдать?
Никому, никому —
Только другу дорогому.

Выбранный с веточкой танцует импровизированный танец. 

Апрель

1. Знакомство с новой русской народной игрой   « Бег по стволу», разучивание слов.

2. Продолжать разучивать слова, правила игры, повторение считалок.

3.Закрепление правил русской народной игры «Капуста».

4. Продолжать знакомство с игрой. Закрепление правил игры.

Русская народная подвижная игра «Бег по стволу»


Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка), залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого. 
Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза, 
Черная роза, 
Ландыш душистый, 
Одуванчик пушистый, 
Колокольчик голубой, 
Поворачивай! 
Не стой!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится — победитель.

Май

1. Игра “Летал, летал воробей”

2. Русская народная хороводная игра «Чурилки»

3. Русская народная подвижная игра «Золотые ворота»

4. Русская народная хороводная игра «Веточка»

 Воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом.

 Учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.

Развивать интерес к русским народным играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство?"

Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания. Вы все еще считаете, что ягоды – это сплошные вит...

сценарий развлечения "Народные забавы"

сценарий развлечения "Народные забавы"...

Конспект по физической культуре сюжетного типа "Русские народные забавы" для подготовительной группы.

Цель: формирование у детей представления о русских забавах; приобщение детей к традициям русских народных игр.Задачи:1.      формировать у детей представление о русских забава...

Сценарий праздника – соревнования «Русские народные забавы» (Финальные соревнования для родителей двух групп)

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Определение сильнейшей команды.Задачи: - использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;-способствовать психологиче...

Консультация для родителей "Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство?"

Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство? Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания...

Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...