"Ползать-это здорово!
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Смирнова Анна Геннадьевна

Статья содержит рекомендации по использованию разнообразных способов ползания во всех возрастных группах ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyapolz.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика ползания, польза для детей

 Большую группу разнообразных движений составляет ползание, подползание, пролезание и перелезание. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, т.к. они способствуют укреплению крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью можно воспитать ловкость, смелость, решительность.

Ползание выполняется по циклическому типу, т.е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног. Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время  не уставая  и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.

 (по книге Вавилова  Е.Н.

Учите бегать, прыгать, лазать, метать.:

Пособие для воспитателей дет.сада.-

М.:Просвещение, 1983.)

Ползание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших. Польза ползания:

-разгрузка позвоночника

- равномерное распределение нагрузки

-активнее работает верхний плечевой пояс

При ползании важно: не включать элемент соревнований во избежание получения травмы коленной чашечки!

В ползании дети используют разные способы.  Важно, особенно к старшему дошкольному возрасту, осознанное отношение ребенка к этому виду деятельности. Ребенок должен различать вид ползания, правильно называть его, уметь объяснить выбранный  способ,  применять его в сочетании с другими движениями, меняющимися в соответствии с игровой ситуацией.

В данной таблице предлагаю коллегам подборку упражнений, которые можно использовать на физкультурных занятиях.

Ползание, подлезание

Умения 4-5 лет

Знания, формирующиеся в деятельности

упражнения

Пользоваться разными видами ползания в сочетании с ходьбой, бегом и др.

Знать принцип называния способов ползания и подлезания ( по точкам опоры). Понимать зависимость выбора  способа от высоты препятствия и требований к способу выполнения

- на ладонях и коленях, на ладонях и ступнях на 6-8 м

-  на четвереньках в сочетании с подползанием под шнур, дугу высотой 40 см прямо, боком(правым и левым)

- ползание в обруч, приподнятый над полом на высоту 10см

-  на ладонях и коленях, на предплечьях и коленях по наклонной доске, по скамье, «змейкой»

- подтягивание по скамье на животе

- по бревну, сохраняя равновесие

Умения 5-6 лет

знания

упражнения

Выполнять движение разными способами

Использовать точные названия способов, уметь объяснять выбор способа; учить видеть преимущества и недостатки каждого способа в меняющейся игровой ситуации

«змейкой» на высоких и низких четвереньках

- под дугами на высоких и низких четвереньках

- на предплечьях и коленях по скамье

- подтягивание по скамье на животе

- в обруч правым и левым боком

- подлезание под скамьей

- в туннеле ( можно раскачивать туннель)

- залезть в ящик, вылезти из него

- под коробкой

- влезать на маты, положенные друг на друга, слезать с них

- без помощи рук на животе

- на четвереньках, толкая мяч головой

- перекаты «бревнышком»

Умения 6-7 лет

знания

упражнения

Выполнять движение разными способами, проявляя творчество и самоконтроль; уметь анализировать движения других детей

Продолжать использовать точные названия способов, уметь объяснять выбор способа; видеть преимущества и недостатки каждого способа в меняющейся игровой ситуации

Дети не разучивают новые виды ползания – они упражняются в уже знакомых движениях при более сложных условиях:

- на высоких четвереньках по рейкам лестницы, один край которой приподнят

- по скамье на спине (хват на уровне пояса или за головой

За дошкольный период  виды ползания постепенно усложняются, обогащаются и совершенствуются. Предлагая вниманию коллег картотеку упражнений в ползании, подлезании.

Вид упражнения 3-4 года

Особенности движений

- На коленях и ладонях

- по прямой (4-5м)

- по извилистой дорожке

- за катящимся мячом

- по доске,  по скамье

- по наклонной доске с переходом на лесенку

- подлезание под дугу без помощи рук

- подлезание под дугами произвольным способом

- переползание через бревно боком

-движения носят подражательный характер

-разнообразие игрового оборудования

- активизация различных анализаторов

- использование художественного слова

- неоднократное повторение

-разные формы двигательного режима

- обозначать место начала и конца движения

- движение показывает заранее обученный ребенок

- заканчивать прыжком, хлопком, потягиванием

- индивидуальный подход

Вид упражнения4-5 лет

Особенности движений

- на ладонях и коленях, на ладонях и ступнях на 6-8 м

-  на четвереньках в сочетании с подползанием под шнур, дугу высотой 40 см прямо, боком(правым и левым)

- ползание в обруч, приподнятый над полом на высоту 10см

-  на ладонях и коленях, на предплечьях и коленях по наклонной доске, по скамье, «змейкой»

- подтягивание по скамье на животе

- по бревну, сохраняя равновесие

- усложняются препятствия для преодоления

- поощряется двигательное творчество, применение ловкости, сноровки

- показ движения выполняют дети

- заканчивать прыжком, хлопком, потягиванием

- активизация различных анализаторов

- использование художественного слова

- движения носят подражательный характер

- индивидуальный подход

Вид упражнения5-6 лет

Особенности движений

- «змейкой» на высоких и низких четвереньках

- под дугами на высоких и низких четвереньках

- на предплечьях и коленях по скамье

- подтягивание по скамье на животе

- в обруч правым и левым боком

- подлезание под скамьей

- в туннеле ( можно раскичивать туннель)

- залезть в ящик, вылезти из него

- под коробкой

- влезать на маты, положенные друг на друга, слезать с них

- без помощи рук на животе

- на четвереньках, толкая мяч головой

- перекаты «бревнышком»

- побуждают  детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте

- более сложные способы движения, требуют  сообразительности, творчества, поиска новых  способов выполнения упражнения

- педагог раскрывает смысл содержания упражнения,  показ движения выполняют дети

- заканчивать прыжком, хлопком, потягиванием

- движения носят подражательный характер

- повышение физической нагрузки

- привлекать к контролю за качеством движения некоторых детей

- исправление ошибок детей педагогом

- предоставление возможности ребенку научить другого двигательным действиям

- привлечение детей к размещению и уборке физкультурного оборудования

- предоставление выбора, индивидуальный подход

Вид упражнения 6-7 лет

Особенности движений

- подтягивание на животе, на спине по скамье

- с опорой на ладони и стопы по скамье

- под дугами любым способом

- под скамьей

- «змейкой» любым способом

- на четвереньках, толкая мяч головой

- по скамье на животе, одной рукой катить мяч

- влезать на маты, положенные друг на друга, слезать с них

- без помощи рук на животе

- перекаты «бревнышком»

- пролезание в обруч сверху, снизу, прямо, боком

- по - пластунски

- совершенствуются движения, разученные ранее

- повышается качество выполнения, ритмичность и координация

- более сложные способы движения, требуют  сообразительности, творчества, поиска новых  способов выполнения упражнения

- использование полосы препятствий

- привлечение детей к размещению и уборке физкультурного оборудования

- предоставление выбора, индивидуальный подход

Ползание лучше проводить фронтальным или поточным способом организации, без показа воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Не мешайте детям лазать и ползать!"

Далеко не все взрослые находят в себе силы и желание, а также время, чтобы заниматься собой, ходить в спортзал или просто бегать по утрам, правильно питаться.Но если у вас есть дети, то придется прояв...

Проект "Прыгают, летают, ползают.

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неднозначной....

Проект Прыгают, летают, ползают.

Расширить знания детей старшего дошкольного возраста о пользе и вреде насекомых: бабочка, муравей, пчела, божья коровка, кузнечик....

«Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем»

Развитие общей моторики у детей раннего возраста....

Почему ребенок должен ползать.

    Физическое развитие – основа для развития мозга и соответственно всех видов обучения, включая чтение, правописание, арифметику, музыку.Джанет Доман, директор филадельфийского...

Почему ребенок должен ползать?

Для родителей и педагогов...

Подвижная игра: " Ползем! Ползем! "

Подвижная игра: Ползём! Ползём!Развиваем пространственное ориентирование , побуждаем детей к активной деятельности и способствуем развитию физических качеств....