Главные вкладки

    Конспект " Проведение прогулки с использованием народных игр" старшая группа
    план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

    Шестера Галина Юрьевна

    Конспект проведение прогулки с использованием народных игр

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проведение   прогулки с использованием  русских  народных игр  (старшая группа)

     

    Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

    Задачи:

    Образовательные:

    -         расширение представлений о традициях русского народа;

    Развивающие:

    -         развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами.

    -          развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.

    -         совершенствование двигательных  умений и навыков.

    Воспитательные:

    -         воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.

    Оборудование:   маска петушка, платок для завязывания глаз,  лента, канат,   костюм  для скомороха, медведя, самовар, бублики, изделия русского народного творчества, петушки –леденцы. Музыкальное сопровождение.

    Персонажи:

    Скоморох, медведь.

                                                                        Ход  НОД

                 Дети полукругом стоят на спортивной площадке. Появляется  Скоморох

         Скоморох   : Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

    Здравствуйте добры  молодцы, красны девицы! добро пожаловать на ярмарку. Издавна на Руси по праздникам и просто в воскресенье проводились ярмарки: большие – праздничные, маленькие –в непраздничные дни.

    Скоморох: скажите, а что происходит   на ярмарке?

    Дети: народ продаёт, покупает  товар, устраивают игры, выступают артисты.

    Скоморох: а кто веселит людей на ярмарке, заводит всех?

    Дети: скоморохи.

    Скоморох: вот и я вас приглашаю, поиграть да повеселиться на нашей ярмарке.  А   ну народ  вставай в хоровод.  (Русская плясовая "Ай все кумушки домой")

    Дети берутся за руки, первый ребенок начинает идти, увлекая всех за собой. Переходя на бег, водящий должен несколько раз изменить направление движения всей группы: " Змейка", «по диагонали", «улитка".

     Скоморох:

             Не хотите ль поиграть,

             Свою удаль показать?

             Есть у нас одна, русская игра

             Вам понравиться она.

             За руки быстрей беритесь,

             В круг скорее становитесь.

                                                 Игра «Петушок»

      А игра называется      « Петушок ». Для этой игры нам надо выбрать одного ребёнка, который выйдет из круга и станет спиной к детям. А выберем мы его с помощью   считалки:

                   « Я куплю себе дуду, и по улице пойду.

                     Громче, дудочка, дуди! Мы играем, ты води! ».

    Выбранный ребёнок назначается петушком.

    Дети говорят:

                     Важно ходит по двору

                     Утром будет детвору

                      И кричит

    (Кто то из детей  кричит):  КУ – КА – РЕ – КУ !

    Выбранный ребёнок отгадывает, кто кричал.

              (игра проводится 2-3 раза)

    Скоморох: а  я предлагаю вам поиграть в  другую   игру?

    Русская народная игра «Кузнецы»

    Сначала надо выбрать кузнеца (выбираем по считалке) остальные дети- кони.

    В этой игре  есть  такие слова.  Дети  подходят к кузнецу и говорят:  

                     Эй, кузнец – молодец,

                     Расковался жеребец.

                    Ты подкуй его опять.

     Кузнец: Отчего ж не подковать?

                    Вот гвоздь вот подкова

                    Раз два – и готово!

    (Кони разбегаются по площадке, кузнец догоняет коней)

    Скоморох:  а на нашей ярмарке есть еще одна   народная  игра. Но сначала отгадайте загадку:

               Чудеса, чудеса —
               Загорелись небеса!
              Стали алы облака,
              Стала розовой река   (Заря)

    Вот и игра называется «Заря»

                                                          Игра «Заря»

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-заряница, Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты расписные.

    Один, два, три – не воронь,

    а беги, как огонь!

     С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

    Скоморох  молодцы хорошо играли

     А вы мне какую игру предложите  

    Дети:  «Слепой козел».   

    Скоморох: Напомните, пожалуйста, правила этой игры.

    Дети:    1. Глаза должны быть завязанными, нельзя подсматривать.
                  2. Нельзя подавать голос.
                  3. Нельзя подставляться, надо играть честно.

    Скоморох:   выберем водящего

                  «  Я куплю себе дуду, и по улице пойду.

                     Громче, дудочка, дуди! Мы играем, ты води! ».

                                    Игра «Слепой козел»

    Ведущий (с завязанными глазами):

    Тук, тук, тук. 

    Дети:

    Кто там? 

    Ведущий:

    Слепой козел.

    Дети:

    Козел слепой, не ходи к нам ногой. Иди в кут, где холсты ткут, Там тебе холстик дадут».

    Ведущий:

    Тук, тук, тук».

    Дети:

    Кто там?

    Ведущий:

    Апанас.

    Дети:

    Апанас, ищи нас. /дети разбегаются, «жмурка» начинает их искать/. Пойманного ребенка ведущий спрашивает: «Кто ты?». Ребенок отвечает: «Мее -ее». Если ведущий узнает ребенка по голосу, то происходит смена ведущего. /Игра повторяется 3-4 раза/

    Анализ игры:

    Молодцы, ребята, вы играли честно, специально никто не подставлялся. Ведущий быстро двигался, часто менял направление, поэтому быстро поймал  

    Скоморох:

                  Посидите, отдохните

                   Да умом пошевелите.

                   Мои хитрые загадки

                   Кто сумеет разгадать?

                   Тому сушки и баранки

                   Обещаю к чаю дать.

    Загадки:

    Носят женщины, старушки,

    Носят малые девчушки-

    К уголочку уголок

    Сложен красочный..(платок)

    Эту обувь не забыли,

    Хоть давным-давно носили.

    Влезут дети на полати,

    У печи оставят (лапти

    Не страшны зимой морозы

    Ни большим, ни маленьким.

    Что нам зимушки угрозы-

    Мы обуем (валенки).

    Без нее в деревне скучно,

    Вместе с ней поют частушки,

    Пляшут Маша и Антошка

    Под веселую (гармошку).

    Если маленький мороз-

    Не хватает он за нос.

    Как начнет мороз сердиться,

    Мы наденем (рукавицы).

    Как нужна она в лесу!

    В ней грибы домой несу,

    Полюбуйся на картину-

    Белых целая....(корзина).

    Мне в частушках подыграет,

    Хоть и не гармошка.

    За обедом в суп ныряет

    Расписная (ложка)

    Любят девочки-подружки

    С маком бублики и (сушки).

    Три струны, ее узнай-ка»

    Ну конечно …(балалайка)

    Выпускает жаркий пар

    Древний чайник - (самовар)

     

    Все эти товары можно купить на нашей ярмарке.

     

                                                      Игра «Золотые ворота»

    Раз, два, три, четыре, пять

    Собираемся играть.

    Дети, дети все сюда,

    Здесь весёлая игра

    Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:

    Катилася торба

    С высокого горба.

    В этой торбе

    Хлеб, соль, пшеница.

    С кем будешь делиться?

    На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».

      Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз прощается,

    Второй - запрещается.

    А на третий раз

    Не пропустим вас!

    «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами».

    Скоморох: Эй, народ ,сюда глядите

                         Да потом не говорите

                         Ничего, мол, не видали, ничего, мол, не слыхали!

                                    ( Выходит медведь )

    Скоморох:  много знает он потех,

                          Будет шутка, будет смех

                        - Спой, медведюшка  (медведь рычит)

                        -Миша, покажи, как девицы пляшут (медведь показывает)

                          А как молодцы танцуют? (показывает)

                         Ездил медведь  по базарам, привез забаву

                        Ну забаву всем на славу

      Кто хочет  побороться, да силой померяться?

       группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки

                                            Перетягивание каната

    (дети беруться за канат, на середине которого привязан бант.)

    Скоморох  :

                    Отдохнули мы на славу,

                    Победили все по праву.

                    Порезвились, наигрались!

                    Много новых сил набрались.

                     Хороша была   ярмарка

                     Вот настал момент прощанья!

                     Будет краткой моя  речь!

                     Говорю  я до свиданья,

                     До счастливых новых встреч!

    Скоморох: ребята, а медведь приготовил для вас гостинцы (раздают петушки – леденцы)

    Можно устроить чаепитие с баранками, печеньем на улице около самовара.

    C:\МАМА\фото мама\сентябрь2018\IMG-20181030-WA0028.jpg

    C:\МАМА\фото мама\сентябрь2018\20181030_110757.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведения НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»

    Тема: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»(Правила безопасности)         Задачи:Формировать  представления детей  об опасных для...

    Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка»

    Учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями весны. Обратить внимание на красоту весенней погоды.Привлекать детей к трудовой деятельности, приучать соблюд...

    Конспект проведения прогулки в осенний период (старшая группа)

    Осень самая прекрасная пора. Изобилие красок просто поражает. В нашем детском саду "Рябинушка" осенью рябиновый клад. Как невоспользоваться этим даром природы? Напиток из ягод рябины вдохновляет детей...

    Конспект проведения прогулки в летний период в группе раннего возраста № 1 Подготовила и провела воспитатель Хорева Ирина Владимировна Тема «Путешествие по лесу»

    Конспект проведения прогулки в летний период в группе раннего возраста № 1Подготовила и провела воспитатель Хорева Ирина ВладимировнаТема «Путешествие по лесу»Программное содержание:поддерживать у дет...

    Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

    Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....