"Игровой стретчинг как метод улучшения гибкости у детей седьмого года жизни"
статья (подготовительная группа)

Чайковская Екатерина Артуровна

 

Учитывая инновационные тенденции развития образования Российской Федерации, отечественные педагоги и методисты в последнее время всё больше внимания уделяют новым методам в учебном и воспитательном процессах. Для формирования физически развитого и активного ребёнка все чаще на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях используется метод так называемого игрового стретчинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stretching.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровой стретчинг как метод улучшения гибкости у детей седьмого года жизни

Учитывая инновационные тенденции развития образования Российской Федерации, отечественные педагоги и методисты в последнее время всё больше внимания уделяют новым методам в учебном и воспитательном процессах. Для формирования физически развитого и активного ребёнка все чаще на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях используется метод так называемого игрового стретчинга.

Само понятие «стретчинг» происходит от английского слова stretching, что означает «растягивать».

Стретчинг возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20-ть лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

Методика стретчинга состоит в том, что человек принимает позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении на некоторое время. Такие упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок. Все движения должны выполняться в медленном темпе с большой амплитудой, что увеличивает подвижность суставов и развивает чувство владения своим телом. Французский специалист и популяризатор стретчинга Ж.-П. Моро в своих исследованиях показал, что для ребенка такие занятия могут стать эффективной формой совершенствования двигательных навыков и познания мира движений.

Автором, который непосредственно разработал одну из методик игрового стретчинга является Назарова А.Г. По её мнению, игровой стретчинг - это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине, проводимые с детьми в игровой форме.

Лях В.И. утверждает, что занятие должно быть построено с учётом принципов оптимизации дифференциации и индивидуализации, только тогда решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение.

Изучая методику Назаровой А.Г., мы увидели раскрытие применения системы «игровой стретчинг» через игру, то есть по её мнению она имеет первоочередное значение в процессе занятий игровым стретчингом. Автор считает, что в нашей жизни очень не хватает такого понятия как «Хомо луденс», которое означает «человек играющий». Игра – это интересный процесс, который помогает уйти на время от иногда суровой действительности, проблем, и она увлекает того, кто играет. Игра – это другая реальность, она доступна при разных формах восприятия на всех степенях развития культуры.

Также Назарова А.Г. рассматривает игру как некую биологическую функцию организма, так как в процессе игры человек подражает, компенсирует нереализованные возможности, выходит избыток энергии, а также учиться самообладанию.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это творческая деятельность детей. В сознании взрослых это несерьёзное, но дети зачастую живут в игре, потому что действие игровых образов не прекращается после окончания игры. Дети считают игру действительностью. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человек и является лучшим средством развития физических качеств: силы, выносливости, гибкости .

Таким образом, целью методики игрового стретчинга является реализация мира игры для оздоровления ребёнка.

Занятия с использованием методов игрового стретчинга проходят в форме тематической или сюжетно-ролевой игры, которая состоит из взаимосвязанных упражнений, заданий, игровых ситуаций, игр, которые подобраны таким образом, чтобы содействовать решению развивающих и оздоровительных задач. В процессе игрового стретчинга широко применяется метод аналогий с растительным и животным миром (двигательная имитация, поза, образ), а также метод театрализации, где режиссером выступает воспитатель, которые используя игровую атрибутику, способствует раскрытию оздоровительных и творческих возможностей подсознания каждого дошкольника.

При проведении занятий по методу игрового стретчинга Назарова А.Г. подчёркивает необходимость учитывать возрастные особенности воспитанников.

 У детей седьмого года жизни продолжается процесс окостенения и рост тела. Можно давать упражнения для силы и упругости, поскольку скелет в основном крепок. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук стали более подвижны. Возросла точность и координация движений.

В это время у некоторых дошкольников встречается стремление обратить на себя внимание и импульсивный характер движений.

Походка уже хороша, уже координирована, отсутствуют лишние движения. Действия являются подконтрольными сознанию, и могут откорректировать силу движения. Дети проявляют интерес к правильности выполнения упражнений, начинают понимать их пользу, взаимосвязь между выполнением упражнения и конечным результатом. Они многократно повторяют упражнения и настойчивы в преодолении трудностей.

В этом возрасте дети подходят для коллективной и командной игры. Хорошо воспринимают команду, сохраняют исходное положение, а также выделяют главное в позах и осанке. Они более дисциплинированы и организованы, умеют сохранять пространственную ориентацию. Анализируют свои победы и неудачи других детей, даже хотят помогать друг другу.

Их уже привлекает результат упражнений, поэтому они по своей инициативе начинают выполнять их дома.

От детей можно требовать пластики движений, их чёткости и красоты. При этом словесные указания важнее их демонстрации.

В основном, дети этого возраста, хорошо чувствуют музыкальный ритм и подчиняются ему. Можно также работать с дыханием на вербальном уровне, то есть, объясняя, когда и  как делать вдох, а когда выдох.

Для дошкольников 6-7-летнего возраста важно воспитывать интерес к самостоятельным ежедневным занятиям дома.

Подводя итог, стоит отметить, что игровой стретчинг представляет собой систему статических упражнений на развитие гибкости и повышения эластичности мышц, которые выполняются в форме игры и игровых технологий. Игровой стретчинг широко используется в системе дошкольных образовательных учреждений. Про проведении занятий физической культуры с помощью игрового стретчинга важно учитывать возрастные особенности группы дошкольников и исходя из этого, составлять комплексы упражнений на развитие гибкости и растяжку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей дошкольного возраста

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей,  обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный пок...

Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни

Презентация к защите ВКР Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни...

Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.

Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...

Презентация на тему «Расширение представлений детей седьмого года жизни о рациональном питании как основе здорового образа жизни»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) воспитателя...

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...