Адаптивная физкультура с детьми с ОВЗ
материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afk.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптивная физкультура с детьми с ОВЗ»

Хит Г.П.

рук-ль физвоспитания ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Саяногорск -2017

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) отличаются от здоровых тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям.

Поэтому адаптивная физическая культура имеет исключительно важное значение.

Работая с особыми детьми, мы разработали свою программу по адаптивной физкультуре под названием «Здоровейка».

Программа «Здоровейка» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.

Цель программы: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Задачи программы:

- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки;

 - Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

- Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;

- Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Здоровейка» относятся: 
1. Создание мотивации; 
2. Согласованность активной работы и отдыха; 
3. Непрерывность процесса; 
4. Необходимость поощрения; 
5. Социальная направленность занятий; 
6. Активизации нарушенных функций; 
7. Сотрудничество с родителями; 
8. Воспитательная работа. 

Возраст детей: от 4 до 18 лет

Срок реализации программы: 21 день.

Режим занятий: 20-40 минут 72 занятия в год.

Ожидаемые результаты, способы определения их результативности.

Повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. 

Формами подведения итогов реализации программы являются: 
- наблюдение за ребенком в процессе занятий; 
- проверка выполнения отдельных упражнений; 
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. 

Методическое обеспечение программы

Программа содержит в себе не только комплекс мероприятий и упражнений, направленных на устранение и профилактику данных нарушений в общем развитии детей, но и  на укрепление опорно-двигательного аппарата в целом. Материал курса могут проходить не только дети, имеющие отклонения в здоровье, но и желающие улучшить свои физические показатели и приобрести дополнительные знания в области физической культуры.

Используются такие методы как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная.

Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно.  Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы.

Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма учащихся, потому что в группе могут быть ученики различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход.


Литература

  1. Болонов Г.П., «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения», М.: ТЦ «Сфера», 2003 год;
  2. Велитченко В.К., «Физкультура для ослабленных детей»,  М.: Терра-спорт, 2000 год;
  3. Дубровский В.И., «Лечебная физическая культура», М.: Владос, 2004 год;
  4. Каштанова Г.В.,  Мамаева Е.Г., «Лечебная физкультура и массаж. Методика оздоровления  детей младшего школьного возраста», Практическое пособие, 2002 год;        
  5. Кириллов А.И., «Сколиоз: эффективное лечение и профилактика»  М.; АСТ; СПб.: Сова; Владимир:ВКТ,2008 год;
  6. Красикова И.С. «Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки», 3-е изд.-СПб.:КОРОНА-Век,2007 год;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Для получения  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии  воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...

Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры

Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверст...

Адаптивная физкультура

Адапивная физическая культура в детском саду для детей с ОВЗ....

Использование адаптивной физкультуры для детей с ОВЗ

РЕАЛИБИТАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА В РЕЖИМЕ КРУГЛОСУТОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Адаптивная физкультура

Физкультура для детей с аутизмомрешает не только чисто физические проблемы, но и:развивает способность к имитации (подражанию);стимулирует ребенка к выполнению различных инструкций;формирует навыки пр...

Значение адаптивной физкультуры в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движ...

ЗАНЯТИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Согласно статистическим данным, количество аутичных детей в мире увеличивается, что вызывает огромные опасения, так как природа аутизма не до конца исследована, а его коррекция достаточно проблематичн...