ЗАНЯТИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ
статья по физкультуре

Кухтинова Жанна Георгиевна

Согласно статистическим данным, количество аутичных детей в мире увеличивается, что вызывает огромные опасения, так как природа аутизма не до конца исследована, а его коррекция достаточно проблематична. Проблема детского аутизма достаточно актуальна в области медицины и педагогики. Данному заболеванию посвящены научные исследования К.С. Лебединской, О.С. Никольской и других ученых.

Аути́зм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ, ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

 

Согласно статистическим данным, количество аутичных детей в мире увеличивается, что вызывает огромные опасения, так как природа аутизма не до конца исследована, а его коррекция достаточно проблематична. Проблема детского аутизма достаточно актуальна в области медицины и педагогики. Данному заболеванию посвящены научные исследования К.С. Лебединской, О.С. Никольской и других ученых.

Аути́зм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [6].  

Дети с ранним детским аутизмом представляют весьма специфическую группу. Развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, организующих его отношения с миром, в связи с чем, ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения. У таких детей наблюдаются расстройство «процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании социальных контактов с окружающими и, как результат, нарушение процессов социализации и социальной адаптации»» [5].  

Аутичные дети не могут ориентироваться в пространстве, многие их них совершенно не приспособлены в быту и не выражают тесной эмоциональной привязанности к родителям. Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Аутичным детям присущи «отсутствие речи, стереотипность в поведении, монотонные механические игры с неигровыми предметами, боязнь изменений в обстановке, резкий страх определенных громких звуков и движущихся объектов» [4].  

При отсутствии своевременной диагностики и соответствующей помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально, а при отсутствии лечебно-коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, более чем в 2/3 случаев наступает глубокая инвалидность [2].  

Таким образом, всем детям с расстройствами аутистического спектра, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия с окружающим миром. Своевременно начатая упорная коррекционная работа способствует постепенному вхождению аутичного ребенка в социум, при этом важную роль в этом играют эффективное сотрудничество инструктора по физической культуре ДОУ, воспитателя, учителядефектологаи родителей.

Физическая культура, адаптированная к специфике аутичных детей, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, но и важным фактором социализации личности ребенка, а нормализация физического состояния – один из важных аспектов социализации аутичных детей.  Соответственно, таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.  

Содержание занятий должно включать разнообразные упражнения, направленные, в первую очередь, на общефизическое развитие, при этом, для каждого из упражнений должна быть возможность для его усложнения при сохранении общей привычной формы, так как для ребенка с аутизмом очень важны постоянство, стабильная последовательность действий. Серия последовательных упражнений на уроках физической культуры способствует привыканию аутичного ребенка к ним, причем упражнения, привычные по форме, но с постепенно усложняющимся содержанием являются для такого ребенка значительно меньшим стрессом, чем совершенно новые упражнения [1].

Так как осознанное участие детей в выполнении движений является целью обучения, важно побуждать ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их. При этом необходимо медленно и четко выполнять движения, комментируя их; описывать выполняемые упражнения, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений; проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их.

В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. Принятый Федеральный закон об инклюзивном образовании дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья получать образование в дошкольном учреждении, в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, развивать физические и творческие способности.  

Одной из основных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, в связи с чем крайне важен процесс образовательного взаимодействия.

Как известно, залогом положительного результата является сотрудничество в работе. Данное правило распространяется и на педагогический коллектив, так как деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Соответственно, эффективность физкультурнооздоровительной работы в дошкольном учреждении с аутичными детьми во многом обеспечивается в результате сотрудничества педагогов.

Рассмотрим специфику взаимодействия инструктора по физической культуре с аутичными детьми и воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются [3]:

  • развитие имитационных способностей (умения подражать);
  • стимулирование к выполнению инструкций;
  • формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

•воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

Для успешного проведения таких занятий необходима помощь воспитателя.  

В процессе обучения детей с аутизмом, как уже отмечалось, осуществляется выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу с соблюдением правила «от взрослого к ребенку». Воспитатель выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент.

Инструктор по физической культуре отвечает за физическое развитие дошкольников с аутизмом и организацию соответствующих занятий или досугов. Задача воспитателя – помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку таких детей, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной.  

Воспитатель должен знать программное содержание и методические рекомендации и методику физического воспитания дошкольников с аутизмом, требования техники безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также осуществлять контроль физической нагрузки детей по внешним признакам утомления.

Для совершенствования двигательных навыков аутичных детей воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду.

Огромную роль в коррекционной работе играет взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя –дефектолога. Сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей с аутизмом. Речь и движения очень тесно связаны: укрепляется артикулярный аппарат детей, развивается фонематический слух, дети учатся слышать составные части слова, развивается культура речи и детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям.  

В связи с этим эффективная работа по коррекции аутичных детей возможна только при условии тесной взаимосвязи в работе инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога.  

Учитель-дефектолог работает над коррекцией звукопроизношения у детей, инструктор по физвоспитанию решает задачи развития общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением, общего физического развития.  

Взаимосвязь инструктора и дефектолога можно проследить в двигательно-речевой деятельности. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков с помощью специально подобранных подвижных игр и упражнений.

В начале учебного года учитель-дефектолог знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей, их речевой и психологической характеристикой, затем совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников с аутизмом, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Взаимодействие инструктора и учителя- дефектолога позволят осуществить такие задачи, как:

  • коррекция звукопроизношения;
  • упражнение детей в основных видах движений;
  • становление координации общей моторики;  умение согласовывать слово и жест;
  • воспитание умения работать сообща.
  • развитие психических процессов (эмоции, чувства, мышление, память, внимание, и т.д.)

Следует заметить, что добиться положительного результата сотрудничества дефектолога, воспитателя и инструктора по физической культуре невозможно без помощи родителей, их вовлечения в сферу коррекционно-речевой работы, что во многом облегчает работу специалистам и ускоряет успехи аутичного ребенка.

Для того, чтобы взаимодействие было эффективным, инструктор по физической культуре должен использовать такие формы работы с семьей, как выступление на родительских собраниях, индивидуальные консультации, приглашение родителей на развлечения и спортивные праздники, причем для того, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, инструктором по физической культуре регулярно проводятся досуги, развлечения, в которых родители участвуют на ровне со своими детьми.

Таким образом, положительные результаты в процессе реализации коррекционно-воспитательных задач возможны при условии тесного взаимодействия в работе всего педагогического коллектива, в частности, инструктора по физической культуре, воспитателя и учителя-дефектолога.

Список литературы

  1. Ахмедова Л. К. Специфика организации работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра в области физического воспитания (на примере ДС№ 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска) // Молодой ученый. – 2018. – № 23. – С. 410-412. – URL https://moluch.ru/archive/209/51155/ (дата обращения: 16.11.2018).
  2. . Башина В. М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. – 247 с. 3. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. – М.: Просвещение, 1991.  
  1. Мартынова О.Г., Валишин Э.Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра / О.Г. Мартынова, Э.Х. Валишин // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 337-342.
  2. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А.Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. – М.: Теревинф, 2005. – 224 с.
  3. Аутизм. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения:

18.11.2018).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Для получения  обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии  воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здо...

Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры

Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверст...

Адаптивная физкультура

Адапивная физическая культура в детском саду для детей с ОВЗ....

Адаптивная физкультура с детьми с ОВЗ

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физичес...

Значение адаптивной физкультуры в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движ...

ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ ОТДЕЛЕНИЯ «МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 год за последние двадцать лет в нашей стране наметилась тенденция увеличения числа детей с установленной инвалидностью: если в ...

Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и соци...