ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ ОТДЕЛЕНИЯ «МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»
статья по физкультуре

Бородулина Елена Владимировна

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 год за последние двадцать лет в нашей стране наметилась тенденция увеличения числа детей с установленной инвалидностью: если в 2010 г. в России насчитывалось 519 тыс. детей-инвалидов, в 2019 году этот показатель достиг 671 тыс. детей-инвалидов. Эти дети нуждаются в  реабилитации и абилитации, направленной на создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав, всестороннее развитие и самореализацию, успешную интеграцию в жизнь общества.

В Воронежской области по данным на 2016 год проживает более 6 тыс. детей с установленной инвалидностью и более 3 тыс. детей с ОВЗ. Однако реабилитационные отделения  для детей и подростков с ограниченными возможностями есть не во всех районах Воронежской области. Реабилитационные услуги, несомненно, востребованы семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» дети-инвалиды и дети с ОВЗ и их родители из Борисоглебского и других ближайших районов Воронежской области получают социальные услуги.

В настоящее время семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ, сталкиваются с рядом проблем, препятствующих обеспечению непрерывного процесса комплексной реабилитации ребенка:

Во-первых, отдаленность места проживания семьи от учреждений реабилитации;

Во-вторых, специфика состояния здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

В-третьих, сложное материальное положение, затрудняющее приобретение необходимого реабилитационного оборудования, а также игрового и другого оборудования и инвентаря для использования в домашних условиях.

Работа социальной службы «Микрореабилитационный центр на дому» предполагает организацию реабилитационного пространства на дому для обеспечения реализации реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; обучения родителей использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей, а также позволяет решить проблемы мобильности семей с детьми-инвалидами, проживающих на значительной отдаленности от социальной организации, но остро нуждающихся в реабилитационных услугах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodulina_e.v.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ ОТДЕЛЕНИЯ «МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»

Е.В. Бородулина, инструктор по физической культуре

Введение. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 год за последние двадцать лет в нашей стране наметилась тенденция увеличения числа детей с установленной инвалидностью: если в 2010 г. в России насчитывалось 519 тыс. детей-инвалидов, в 2019 году этот показатель достиг 671 тыс. детей-инвалидов. Эти дети нуждаются в  реабилитации и абилитации, направленной на создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав, всестороннее развитие и самореализацию, успешную интеграцию в жизнь общества.

В Воронежской области по данным на 2016 год проживает более 6 тыс. детей с установленной инвалидностью и более 3 тыс. детей с ОВЗ. Однако реабилитационные отделения  для детей и подростков с ограниченными возможностями есть не во всех районах Воронежской области. Реабилитационные услуги, несомненно, востребованы семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» дети-инвалиды и дети с ОВЗ и их родители из Борисоглебского и других ближайших районов Воронежской области получают социальные услуги.

В настоящее время семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ, сталкиваются с рядом проблем, препятствующих обеспечению непрерывного процесса комплексной реабилитации ребенка:

Во-первых, отдаленность места проживания семьи от учреждений реабилитации;

Во-вторых, специфика состояния здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

В-третьих, сложное материальное положение, затрудняющее приобретение необходимого реабилитационного оборудования, а также игрового и другого оборудования и инвентаря для использования в домашних условиях.

Работа социальной службы «Микрореабилитационный центр на дому» предполагает организацию реабилитационного пространства на дому для обеспечения реализации реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; обучения родителей использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей, а также позволяет решить проблемы мобильности семей с детьми-инвалидами, проживающих на значительной отдаленности от социальной организации, но остро нуждающихся в реабилитационных услугах.

Цель социальной службы «МРЦД» – повышение доступности и непрерывности реабилитационного процесса детям и семьям с детьми, имеющим инвалидность или ОВЗ.

Семьи получают помощь специалистов по социальной реабилитации и инструктора по адаптивной физической культуре. Длительность коррекционно-развивающих занятий составляет около 30 минут в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.  Для каждого ребенка было составлено индивидуальное расписание. Помимо офлайн занятий были предложены и осуществлены разные формы проведения занятий, это: онлайн занятия, подборка обучающих видео, консультирование родителей, коплексы в теоретической форме.

Были поставлены задачи:

1) создание условий для положительного эмоционального настроя;

2) обучение основным двигательным действиям (ползание, лазание, ходьба)

3) обучение удержанию положения тела в пространстве;

4) формирование зрительного, тактильного восприятия;

5) развитие осязания и мелкой моторики;

6) формирование представлений о собственном теле;

7) развитие физических способностей;

8) коррекция основной патологии и сопутствующих отклонений.

Структура занятий состоит из подготовительной, основной и заключительной части.

В подготовительной части используются общеразвивающие упражнения в положениях, которыми владеет ребенок на данный момент: лежа на спине, сед на пятках, сед на фитболе, стоя, сед с прямыми ногами с целью подготовки организма к выполнению задач занятия. Исходное положение ребенка для упражнений подбирается с учетом индивидуальных особенностей ребенка (возраст, физические и психические особенности, особенности патологии) и его возможностей.

В основной части решаются поставленные задачи занятия, такие как: обучение основным двигательным действиям (ползание, лазание, ходьба); обучение удержанию положения тела или частей тела в пространстве (удержание головы в положении лежа, удержание тела в положении сед с прямыми ногами, удержание тела в положении сед на пятках, сохранение устойчивости тела в положении стоя и т.д.); так и развитие физических способностей (сила, гибкость, координация, выносливость).

В заключительной части используются коррекционные упражнения (коррекция плоскостопия, коррекция сколиоза и т.д.), и расслабляющие упражнения (занятия на фитболе, дыхательные упражнения и т.д.). Учитывая психофизиологические возможности ребенка используются игры на внимание, памяти.

В процессе занятий с детьми используется разнообразный инвентарь: гимнастические палки, мяч-фитбол, тренажеры, стэп-платформы, игровое оборудование.

Таким образом, можно говорить о том, что занятия адаптивной физической культурой занимают одну из ключевых ролей в жизнедеятельности детей с множественными нарушениями. Они направлены как на коррекцию основной патологии и сопутствующих отклонений, так и на улучшение эмоционального состояния детей и их социализацию. Благодаря занятиям по адаптивной физической культуре в МРЦД, дети постепенно осваивают основные двигательные действия и развивают физические способности, что необходимо для их дальнейшей жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение занятий по физической культуре с элементами танцевальных упражнений с детьми 6-7 лет

Рекомендации к проведению занятий по физической культуре с элементами танцевальных упражнений с детьми 6-7 лет....

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, пед...

Конспект занятия по физической культуре " Прогулка в осенний лес" с детьми 4-5 лет

Цель: Формирование двигательных навыков и умений через занятие с использованием физкультурного оборудования.Задачи:Образовательные:- обучать ходьбе по гимнастической скамейке- прыжкам через препятстви...

Формирование двигательных навыков у ребёнка с РАС на занятиях адаптивной физической культурой

Формирование двигательных навыков у ребёнка с РАС на занятиях адаптивной физической культурой...

Конспект занятия по физической культуре "К Зайке в гости" с детьми раннего возраста".

Конспект занятия для развития физических качеств и двигательных навыков детей раннего возраста....