Главные вкладки

    Фитбол-гимнастика как средство физического развития детей с ОВЗ
    консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

    С древнейших времен в культуре любого народа мяч служил предметом для игр и развлечений. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с ним.Мяч имеет определенные свойства: это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fitobol_gimnastika.docx19.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»

    «Фитбол-гимнастика как средство

     физического развития детей с ОВЗ»

    Подготовила: Хит Г.П.

    руководитель физического

    воспитания


    С древнейших времен в культуре любого народа мяч служил предметом для игр и развлечений. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с ним.Мяч имеет определенные свойства: это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Выбор мячей в настоящее время достаточно широк: по размеру, цвету, качеству и назначению. Сравнительно недавно появились мячи – фитболы– это большой мяч диаметром от 45см – 70см.

    Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

    Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

    Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

    Фитбол – один из самых молодых видов физкультурно - спортивной деятельности взрослых и детей, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органически соединением спорта и искусства, единством движения и музыки. Это увлекательный вид физической активности, синтезировавший все лучшее в теории и практике оздоровительной и спортивной аэробики.

    Упражнения на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся. Главная их цель – укрепление опорно- двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнении физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.

    В настоящее время многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижные или, наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.

    Упражнения сидя на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний как остеохондроз, сколиоз, неврастения и множество других. Они так же тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают положительный эмоциональный фон занятий.

    По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений программного материала может использоваться как предмет, тренажер, опора и т.д. Благодаря этому на занятиях фитбол-гимнастикой можно комплексно решать несколько задач.

    Например, одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а также музыкальность и пластичность. 

    Практически, это единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий.

    В нашей практике ЛФК фитбол-гимнастика дает положительные результаты и эффективно применяется при детском церебральном параличе не только из-за физической пользы, но и для разнообразия занятий, внесения эмоциональной составляющей и активного вовлечения ребенка в лечебно-педагогический процесс.

    При ДЦП на фитболах занимаются в разных исходных положениях, в зависимости от того, какова основная задача упражнений. К примеру, упражнения в положении лежа на спине и на животе с одновременным вращением мяча, благодаря антигравитационному эффекту, могут помочь ребенку поднять голову и плечи от опоры, покачивание и вибрация – снять мышечный тонус и уменьшить гиперкинезы.

    Также лежа на мяче растягивается спастичная большая грудная мышца и укрепляются мышцы живота, а сидение – способствует формированию хорошей осанки и уменьшают спастичности мышц бедер, вырабатывая естественную координацию.

    Для детей имеющими ограниченные возможности здоровья, на данный момент нами реализуется программа физкультурно – оздоровительной направленности через кружок «Волшебный мяч».

            Программа рассчитана на 21 день и реализуется поэтапно.

    1 этап: реализуется через непосредственно образовательную деятельность с детьми, процент упражнений с фитболами составляет 20-30 %. Это различные виды ходьбы и бега, бросков, прокатов, упражнения в парах, элементарные подвижные игрысфитболами, или игровые упражнения.

    2 этап: реализуется через непосредственно образовательную деятельность с детьми, количество упражнений с фитболами в процентном отношении увеличивается до 60-70 %. Выполнение упражнений происходит в различных положениях на фитболе (сидя, лежа, спиной на мяче, на животе).

    3 этап: на данном этапе фитбол используется на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, как вводной, основной и заключительных частях. Широко используются игры-эстафеты, соревнования.

    По структуре программа является ступенчатой, в которой материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале, и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу «от простого к сложному».

    Формы занятий: групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников, имеющих общее задание. Комплекс занятий составлен с учетом возраста, заболеваний и физических возможностей ребенка. Вид тренировки -оздоровительный, занятия проходят два раза в неделю, с длительностью – 30 минут, численность детей в группе 8 человек. Занятие по фитбол-гимнастике состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная. Наличие этих частей и расположение их в этой последовательности обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособность.

            Разработанный перспективный план реализации программы, направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. В составлении системы работы кружка по фитбол-гимнастике, перспективного плана использовались программы: Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», С.В.Кузьмина «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротренинг для дошкольников».

    Методические рекомендации к проведению занятий фитбол-гимнастики.

    1. Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и методику проведения занятий.

    2. Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка.

    3. Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя начальную, основную и заключительную части. В подготовительной части занятия (10-15% продолжительности всего занятия) надо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанки и правильной установке стоп. В основной части (70- 80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитания воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительной части занятия (10-15% времени) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.

     4. Рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.

     5. Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма заключается также в тщательной дозировке физических упражнений, дисциплине занимающихся, обеспечении санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнениях упражнений.

    6. Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. Ни один метод обучения, воспитания не даст положительных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

    ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

    Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи.  О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...

    "Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"

    Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...

    фитбол-гимнастика - как средство физического развития дошкольников

    Фитбол - гимнастика забавна и безопасна, она вызывает большой интерес как у детей, так и у взрослых. Фитбол является уникальным тренажером. Упражнения на нем способствуют тренировке вестибулярного апп...

    Презентация для родителей "Фитбол- гимнастика, профилактика нарушений осанки у детей младшего дошкольного возраста"

    В данной презентации рассказывается, что такое фитбол, какие задачи решает фитбол- гимнастика, требования для занятий на фитболах. А также представлен комплекс упражнений....

    Фитбол - гимнастика - профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста

    Фитбол – гимнастика – это выполнение упражнений с большим ярким мячом из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа  на нем, на животе или спине с опорой о пол руками, ногами, леж...