Главные вкладки

    Доклад «Подвижная игра дидактической направленности»
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Домова Светлана Вячеславовна

    Выступление на совете педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podvizhnaya_igra_didakticheskoy_napravlennosti.docx17.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

    детский  сад  комбинированного вида  № 8   «Березка»

    Ступинского муниципального района

    Выступление на Совете педагогов

    «Подвижная игра дидактической направленности»

                                                                 

                                                                       

                                                                                     Воспитатель: Домова С. В.

                                                         г. Ступино

    2017г

       Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для её реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

         Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Среди всего многообразия игр следует особо выделить  подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.

         При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, её правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

        Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с дидактическим содержанием и спортивные игры.

       Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.

        Вторая группа - спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощёнными правилами.

       Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество  двигательной активности, имея в виду качество не только движений,  но и обучения и воспитания  детей.

        В этой  связи особая роль отводится подвижным играм. Подвижная игра может исполнять роль дидактической  со всеми  её особенностями. В этом  случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет  дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

         В подвижной игре дидактической   направленности  (ПИДН)  достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняются оздоравливающее влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные  связи физической культуры  с другими видами  деятельности дошкольников. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков (математика, сенсорика, грамота, ознакомление с окружающим, движение под музыку, коммуникабельность, психогигиена и т.п.). Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, к познанию нового у младших, дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляется каждому ребёнку возможность личностного выражения. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы. В условиях игры получает развитие один из важнейших компонентов учебной деятельности - произвольность.

       . Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе статических) для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений и навыков. В целях обучения можно использовать игры малой и средней подвижности, так как при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться. Важным аспектом ПИДН является общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. В процессе игры старшие дошкольники учатся понимать:

             - достичь успеха в одиночку невозможно, выполнить задачу должны все члены команды;

             - важность индивидуальной ответственности - необходимость личного вклада в достижение цели;

             - значение совместной оценки результата деятельности, успешности или неуспешности выполнения задачи.

    Названные элементы частично присутствуют в ПИДН для детей среднего дошкольного возраста.

    Необходимо отметить, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста на начальном этапе превалирует двигательный компонент, причём не качественный, а скоростной.

       Можно назвать основные принципы ПИДН:

              - активность и сознательность (дети активны и осознанно выполняют поставленные двигательные и дидактические задачи);

              - постепенность (от знакомых игр к незнакомым);

              - соответствие возрастным и физическим особенностям детей (готовность к выполнению двигательных и дидактических задач);

              - соответствие месту (соответствуют ли место, время и условия поставленным в игре задачам).

    При отборе игр необходимо учитывать следующие требования:

              - дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно-образовательной программы для данной возрастной группы;

              - игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные и временные отношения и т.д.);

              - степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям и навыкам данной группы детей;

              - постепенное усложнение двигательных и дидактических задач с учётом психофизиологических особенностей детей;

    При организации и проведении ПИДН следует придерживаться следующих условий.

    1. Правила игры должны быть просты, чётко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится.

    2. Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности.

    3. Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.

    4. Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.

    5. В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи.

    6. Игру нельзя оставлять незавершённой.

    7. Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

     В младшей группе проводятся разнообразные подвижные игры дидактической направленности.

    «Поезд» П /с :Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

    «Солнышко и дождик»

    Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

    «Собака и воробьи»

    Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

    «Птички и кошка»

    Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием

    «Самолеты»

    Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижная игра дидактической направленности

      Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то к...

    Доклад на педсовете "Подвижные игры дидактической направленности"

    Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не то...

    "Подвижные игры дидактической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

    При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью необходимо соблюдать следующие условия:·        простота правил игры;·...

    Подвижные игры дидактической направленности

    В этом материале даны подвижные игры дидактической направленности, которые можно использовать во время НОД либо в других режимных моментах....

    Доклад "Подвижные игры и игры для прогулок" Подготовительные группы.

    Выступление на семинаре по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут". В рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного ...

    Подвижная игра дидактической направленности "Построй водоем"

    Подвижная игра дидактической направленности: «Построй водоем».Возраст: 5-6 летЦель: закрепить знания детей о водоемах; учить перестраиваться, ориентируясь по картинкам-схемам....

    Подвижная игра дидактической направленности– здоровьесберегающие технологии

    Подвижная игра дидактической направленности-здоровьесберегающие технологии...