Доклад «Подвижная игра дидактической направленности»
методическая разработка по физкультуре на тему

Домова Светлана Вячеславовна

Выступление на совете педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnaya_igra_didakticheskoy_napravlennosti.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский  сад  комбинированного вида  № 8   «Березка»

Ступинского муниципального района

Выступление на Совете педагогов

«Подвижная игра дидактической направленности»

                                                             

                                                                   

                                                                                 Воспитатель: Домова С. В.

                                                     г. Ступино

2017г

   Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для её реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

     Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Среди всего многообразия игр следует особо выделить  подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.

     При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, её правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

    Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с дидактическим содержанием и спортивные игры.

   Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.

    Вторая группа - спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощёнными правилами.

   Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество  двигательной активности, имея в виду качество не только движений,  но и обучения и воспитания  детей.

    В этой  связи особая роль отводится подвижным играм. Подвижная игра может исполнять роль дидактической  со всеми  её особенностями. В этом  случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет  дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

     В подвижной игре дидактической   направленности  (ПИДН)  достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняются оздоравливающее влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные  связи физической культуры  с другими видами  деятельности дошкольников. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков (математика, сенсорика, грамота, ознакомление с окружающим, движение под музыку, коммуникабельность, психогигиена и т.п.). Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, к познанию нового у младших, дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляется каждому ребёнку возможность личностного выражения. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы. В условиях игры получает развитие один из важнейших компонентов учебной деятельности - произвольность.

   . Чаще её можно использовать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе статических) для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений и навыков. В целях обучения можно использовать игры малой и средней подвижности, так как при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться. Важным аспектом ПИДН является общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. В процессе игры старшие дошкольники учатся понимать:

         - достичь успеха в одиночку невозможно, выполнить задачу должны все члены команды;

         - важность индивидуальной ответственности - необходимость личного вклада в достижение цели;

         - значение совместной оценки результата деятельности, успешности или неуспешности выполнения задачи.

Названные элементы частично присутствуют в ПИДН для детей среднего дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста на начальном этапе превалирует двигательный компонент, причём не качественный, а скоростной.

   Можно назвать основные принципы ПИДН:

          - активность и сознательность (дети активны и осознанно выполняют поставленные двигательные и дидактические задачи);

          - постепенность (от знакомых игр к незнакомым);

          - соответствие возрастным и физическим особенностям детей (готовность к выполнению двигательных и дидактических задач);

          - соответствие месту (соответствуют ли место, время и условия поставленным в игре задачам).

При отборе игр необходимо учитывать следующие требования:

          - дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно-образовательной программы для данной возрастной группы;

          - игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные и временные отношения и т.д.);

          - степень сложности должна соответствовать знаниям, умениям и навыкам данной группы детей;

          - постепенное усложнение двигательных и дидактических задач с учётом психофизиологических особенностей детей;

При организации и проведении ПИДН следует придерживаться следующих условий.

1. Правила игры должны быть просты, чётко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится.

2. Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности.

3. Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.

4. Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.

5. В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи.

6. Игру нельзя оставлять незавершённой.

7. Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

 В младшей группе проводятся разнообразные подвижные игры дидактической направленности.

«Поезд» П /с :Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

«Солнышко и дождик»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

«Собака и воробьи»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

«Птички и кошка»

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием

«Самолеты»

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра дидактической направленности

  Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то к...

Доклад на педсовете "Подвижные игры дидактической направленности"

Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не то...

"Подвижные игры дидактической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью необходимо соблюдать следующие условия:·        простота правил игры;·...

Подвижные игры дидактической направленности

В этом материале даны подвижные игры дидактической направленности, которые можно использовать во время НОД либо в других режимных моментах....

Подвижная игра дидактической направленности "Построй водоем"

Подвижная игра дидактической направленности: «Построй водоем».Возраст: 5-6 летЦель: закрепить знания детей о водоемах; учить перестраиваться, ориентируясь по картинкам-схемам....

Подвижная игра дидактической направленности– здоровьесберегающие технологии

Подвижная игра дидактической направленности-здоровьесберегающие технологии...

Мастер-класс с детьми «Развитие математических способностей детей через подвижные игры дидактической направленности»

В статье показано использование подвижных игр дидактической направленности как средства здоровьесберегающей технологии....