Главные вкладки

    Доклад на педсовете "Подвижные игры дидактической направленности"
    материал на тему

    Большакова (Зарецкая) Анна Николаевна
    Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей.

    В этой связи особая роль отводится подвижным играм. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

    В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач (слайд №2). При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья . Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, познавательной, коммуникативной деятельности. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.

    Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.

    В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе (слайд №3). Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать в физкультурной деятельности и  свободной деятельности, а также как часть другой образовательной деятельности(в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.

    Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности являются общение и взаимодействие детей в совместной деятельности (слайд №4).

    Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:

    активность и осознанность;

    постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;

    соответствие возрастным и физическим особенностям детей;

    соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач. (слайд №5)

    При организации о проведении таких игр нужно придерживаться следующих условий:

    правила игры должны быть чётко сформулированы

    каждый участник должен принимать в ней активное участие

    игру нельзя оставлять незавершённой

    инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким. (слайд №6)

    Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому нужно соединять объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер, их  нужно чётко формулировать и ясно раскрывать заключённое в них содержание. У старших дошкольников в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Чаще ведущим является дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного подчас отступает на последнее место. Поэтому нужно равнозначно сочетать двигательный и дидактический компонент игры, т.к. в противном случае страдает сама суть использования такой игры.

    Вывод: используя в практике работы подвижные игры дидактической направленности можно добиться следующих результатов:

    укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма

    развитие социальной активности в разнообразной деятельности детей:

    двигательной – стремление к выполнению игровых, целенаправленных действий с дидактическими материалами

    умственной – приобретение и самостоятельное использование новых знаний, умений, навыков проявление смекалки, находчивости, наблюдательности и т.д.)

    коммуникативной – проявление доброжелательности в общении со взрослыми, детьми, сопереживание, сочувствие

    психологической – создание положительного фона на занятии, атмосферы защищённости, уверенности в успехе, тренировка отдельных элементов регуляции поведения. (слайд №7)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    физическое развитие решение познавательных задач

    Слайд 3

    благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе

    Слайд 4

    общение взаимодействие детей в совместной деятельности

    Слайд 5

    активность и осознанность; постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания; соответствие возрастным и физическим особенностям детей; соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.

    Слайд 6

    правила игры должны быть чётко сформулированы каждый участник должен принимать в ней активное участие игру нельзя оставлять незавершённой инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким.

    Слайд 7

    укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма развитие социальной активности в разнообразной деятельности детей: двигательной, умственной, коммуникативной, психологической


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижная игра дидактической направленности

      Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то к...

    "Подвижные игры дидактической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

    При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью необходимо соблюдать следующие условия:·        простота правил игры;·...

    Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

    Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

    Подвижные игры дидактической направленности

    В этом материале даны подвижные игры дидактической направленности, которые можно использовать во время НОД либо в других режимных моментах....

    Подвижная игра дидактической направленности "Построй водоем"

    Подвижная игра дидактической направленности: «Построй водоем».Возраст: 5-6 летЦель: закрепить знания детей о водоемах; учить перестраиваться, ориентируясь по картинкам-схемам....

    Подвижная игра дидактической направленности– здоровьесберегающие технологии

    Подвижная игра дидактической направленности-здоровьесберегающие технологии...