Главные вкладки

    Подвижные игры дидактической направленности
    материал (старшая, подготовительная группа) на тему

    Татьяна Михайловна Даутова

    В этом материале даны подвижные игры дидактической направленности, которые можно использовать во время НОД либо в других режимных моментах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса является охрана здоровья детей, поэтому очень важно создание оптимального двигательного режима в течение дня. При этом нужно обеспечивать качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей.

    В этой связи особая роль отводится подвижным играм. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно, без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

    В подвижных играх дидактической направленности достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, обучении грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т. д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребенку возможность личностного выражения.

    Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.

    В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе, умения уступать и помогать друг другу. Подвижная игра дидактической направленности помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость, так как среди своих товарищей он выполняет различные движения, задания, упражнения. Подвижные игры педагогической направленности можно использовать на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, а также как часть других занятий (в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, так как при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.

    В каждой игре я определяю  содержание, основные задачи,  осуществляю подбор игрового материала. Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности является общение детей, их взаимодействие в совместной деятельности. Через игровой замысел стараюсь вызвать активный интерес детей к игре, их личное отношение к ней. Руководствуясь одной из задач педагогического руководства подвижной игрой дидактической направленности, я стараюсь поддерживать достаточную активность всех детей, а также постепенно усложняю дидактическую задачу в соответствии с возрастными особенностями.

    Младших дошкольников больше привлекает само действие, так как процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому я соединяю объяснение правил игры с показом действий.

    Правила игры старших дошкольников носят более обобщенный характер, но и их я стараюсь четко сформулировать и ясно раскрыть заключенное в них содержание. У старших дошкольников в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Чаще ведущим является дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного процесса подчас отступает на последнее место. Поэтому я стараюсь равнозначно сочетать двигательный и дидактический компонент игры, так как в противном случае страдает сама суть использования такой игры.

    В результате своей работы я увидела большой положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий, так как дети не утомляются, не раздражаются, соревновательный момент может обеспечивать необходимую двигательную активность, благоприятное эмоциональное состояние.

    При отборе игр для детей моей группы я учитываю следующие требования:

    - игра должна сочетать двигательное и интеллектуальное начало;

    - создать положительные эмоции;

    - увеличить время организованной двигательной активности детей.

    При организации таких игр:

    - правила игры должны быть четко сформулированы;

    - каждый участник должен принимать в ней активное участие;

    - игру нельзя оставлять незавершенной;

    - инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким.

    При использовании в работе подвижных игр дидактической направленности осуществляется:

    - укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма;

    - приобретение и самостоятельное использование новых знаний, умений, навыков;

    -  проявление смекалки, находчивости, наблюдательности и т. д.;

    -  уверенность в успехе;

    - тренировка отдельных элементов регуляции поведения;

    - проявление доброжелательности в общении со взрослыми, детьми;

    - создание положительного фона на занятии.

    «Сложи фигуру»

    Цель: закреплять у детей знание геометрических фигур.

    Материал: ленточки.

    Дети с ленточкой в одной руке под музыку подскоками передвигаются по группе. Как только музыка останавливается, воспитатель показывает геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.). Дети выкладывают фигуру из ленточек на ковре. Условие: можно накладывать половинку ленточки на другую ленточку, т. к. не всегда количество ленточек совпадает с количеством сторон фигуры.

    Усложнение: воспитатель называет фигуру, но не показывает ее изображение (можно показывать только цифру – количество сторон).

    «Кто мои соседи?»

    Цель: закреплять знание предыдущего и последующего числа.

    Материал: карточки с числами.

    Детям предлагаются карточки с числами от 1 до…(по количеству детей).

    Дети выбирают карточку, передвигаются галопом по группе под музыку. Как только музыка останавливается, воспитатель называет любое число. Например, 5. Ребенок, у которого в руке карточка с числом 5, подбегает к воспитателю. Рядом с этим ребенком (на свои места) становятся дети, в руках которых числа 4 и 6. Проверяют все дети.

    «Удивительные линии»

    Цель: закреплять знания различных видов линий.

    Материал: предметы окружающей среды.

    Воспитатель предлагает выложить детям на ковре прямую, ломаную, кривую линии. Для этого необходимо найти вокруг себя те предметы, из которых можно выложить эти линии. Например: скакалки, канат – кривая линия. Дорожки, массажные коврики, гимнастические палки – прямая или ломаная линии.

    Усложнение: воспитатель дает задание: «Пройти по прямой» - дети идут в колонне друг за другом по прямой. По команде воспитателя: «Кривая» - дети друг за другом идут «змейкой» и т. д.

    «Дружные ребята»

    Цель: воспитание слухового внимания, закрепление знания цифр, навыков счета.

    Материал: карточки с числами.

    Дети под музыку выполняют различные музыкальные движения. Как только музыка останавливаются, воспитатель называет любые числа: 1, 2, 3 и т. д. Дети, услышав число, становятся парами, тройками, четверками, в зависимости от названного числа.

    Усложнение: воспитатель не называет число, а показывает карточку с числом. Роль воспитателя может играть ребенок.

    «Веселые зверята»

    Цель: формировать умение осознанно и самостоятельно использовать двигательный запас в различной деятельности; развивать творческое воображение; закреплять в речи существительные с суффиксами – онок, - енок.

    Материал: маски животных: медведь, заяц, волк, лиса и т. д.

    Дети стоят в кругу. Воспитатель выбирает одного из детей, надевает на него маску животного так, чтобы ребенок не видел, в кого он перевоплотился. Остальные участники игры при помощи мимики и жестов изображают это животное, не называя его. Ребенок, изображающий животное, должен отгадать, кто он. После этого воспитатель выбирает другого ребенка, перевоплощает в другое животное, игра продолжается.

    Далее под стихотворный текст дети идут по кругу, сопровождая слова действиями.

    Жарким днем лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    За мамой лосихой топал лосенок.

    За мамой лисицей крался лисенок.

    За мамой ежихой катился ежонок.

    За мамой медведицей шел медвежонок.

    За мамою белкой скакали бельчата.

    За мамой зайчихой – косые зайчата.

    Волчица вела за собою волчат.

    Все мамы и дети напиться хотят.

    «Жук»

    Цель: удовлетворять потребность детей в двигательной активности, развивать детское творчество, закреплять в речи части суток, автоматизировать звук «ж».

    Дети стоят в кругу и проговаривают слова:

    Я жук, я жук

    Я тут живу.

    Жужжу, жужжу

    «ж-ж-ж».

    По команде воспитателя «Утро» дети – жуки проснулись, потянулись и медленно начали передвигаться по кругу, тихо произнося звук «ж-ж-ж».

    По команде воспитателя «День» движение ускоряется, дети имитируют полет шмеля, громко произнося звук «ж-ж-ж».

    По команде воспитателя «Вечер» движение замедляется, звук произносится тихо «ж-ж-ж».

    По команде воспитателя «Ночь» дети «спят».

    «Паровоз с грузом»

    Цель: развивать координацию движений, ловкость: формировать правильное физиологическое дыхание.

    Дети стоят в кругу. По сигналу воспитателя они начинают загружать вагоны – передавать мяч друг другу. Сначала загружают низ вагона – руки внизу, затем загружают середину вагона – руки на уровне груди, далее вагоны загружаются доверху – руки вверху. Вагоны загрузили.

    Состав начинает движение. Дети двигаются по кругу, произнося на выдохе чух – чух – чух. После чего состав останавливается, дети произносят на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос. Начинается разгрузка вагонов: мяч передается по кругу в другую сторону: руки вверху, на уровне груди, внизу.

    Необходимо помнить, что подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля со стороны педагога, т. к. у дошкольника нет достаточного опыта в самостоятельной организации игр. Успешно и интересно проходят игры, когда педагог их организует и сам в них участвует. Успех игры зависит от условий, в которых она проводится. Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести (продумать план ее проведения, в какой момент провести, приготовить все необходимое). При рекомендации детям игр желательно избегать авторитарного предложения, лучше использовать товарищескую форму общения, предлагать на выбор: «В какую игру вы хотите поиграть? Давайте поиграем в игру…»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижная игра дидактической направленности

      Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то к...

    Доклад на педсовете "Подвижные игры дидактической направленности"

    Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не то...

    "Подвижные игры дидактической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

    При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью необходимо соблюдать следующие условия:·        простота правил игры;·...

    Организация совместной деятельности дошкольников с использованием подвижных игр дидактической направленностью.

    Организация совместной деятельности дошкольников с использованием подвижных игр дидактической направленностью....

    Подвижная игра дидактической направленности "Построй водоем"

    Подвижная игра дидактической направленности: «Построй водоем».Возраст: 5-6 летЦель: закрепить знания детей о водоемах; учить перестраиваться, ориентируясь по картинкам-схемам....

    Подвижная игра дидактической направленности– здоровьесберегающие технологии

    Подвижная игра дидактической направленности-здоровьесберегающие технологии...