Общее физическое развитие и основы скалолазания для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Пришло время для введения элементов скалолазания и в спортивную подготовку для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Дети  в этом возрасте уже обладают довольно обширным набором умений и навыков, знакомы с понятием дисциплины и ответственности, с удовольствием участвуют в соревнованиях. Однако, заниматься на одном уровне со школьниками большинству маленьких детей ещё тяжело. К тому же большинство спортивных упражнений и скалолазных трасс рассчитаны на детей постарше и повыше. Поэтому   программа «обезьянки» в общеразвивающей части предусматривает большое количество разнообразных игр, эстафет, командных упражнений. А скалолазная подготовка проходит по коротким простым трассам на положительных и вертикальных стенках (допускаются занятия на стенках с небольшим отрицательным уклоном).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОУ Центр Внешкольной Работы «Синегория»

Утверждаю                                            Президент Директор ЦВР «Синегория»  

_____________Лагода И.В.

«____»______________2011г.        

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

объединения  физкультурно-спортивной  направленности

  «Скальный класс»

«Общее физическое развитие и

основы скалолазания

для детей старшего дошкольного возраста»

объединение «Обезьянки»

Автор:  Гладышева Наталия Сергеевна

Протокол №_____ от «___»_______________2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

  Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным, доступным ребенку, видам движений, воспитание положительных нравственно – волевых черт личности. Успешное решение  этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

               Согласно исследованиям специалистов, современные дети в большинстве своем  испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития зависит от двигательной активности. Об этом еще говорил в свое время Ж.Руссо: « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым,  пусть он бегает, кричит, пусть он находиться в постоянном движении». По мнению В.Ф.Базарного «… недостаток движения ведет к задержке телесного и психического развития…». Здоровье – категория педагогическая, категория резервов жизни, жизнеспособности человека, как целостного существа в единстве его  телесных и психических характеристик».

 Необходимость физического воспитания и развития детей, укрепление их здоровья диктуется тем, что с развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, характер доминирующего настроения. Овладения движениями это появление у ребенка возможности    испытать «мышечную радость». Поэтому так важно удовлетворить потребность ребенка в движении.

Скалолазание, как вид спорта, возникло в СССР в 1947 году. Первоначально оно было частью альпинизма. И лишь спустя много лет выделилось в самостоятельный вид спорта.

В Москве детское и юношеское скалолазание существует с начала 80-х годов. В настоящее время в Москве существует более 30 скалодромов. Количество занимающихся скалолазанием в Москве увеличивается каждый год примерно на 1/3. Москва превратилась в один из крупнейших скалолазных центров России.  Московские спортсмены занимают призовые места на международных соревнованиях, включая Молодежный Чемпионат мира. Сильно растет и технический уровень скалолазания.

Скалолазание является одним из самых актуальных, на сегодняшний день, видов спорта. Он дает прекрасное ощущение достижения собственной цели. Есть точка, которой нужно достичь. И успех зависит только от вас: от вашего упорства, вашего желания, вашей способности анализировать.

          Скалолазание требует развития многих физических качеств: быстроты, силы, точной координации движений, гибкости, выносливости, а также многообразного их сочетания.

           Только сочетание воли, настойчивости, хорошей физической подготовки и интеллекта способны обеспечить победу в этом виде спорта. Особенно большой интерес вызывает скалолазание у детей и подростков, так как оно основано на естественных потребностях ребенка.

 Скалолазание способствует и социальному развитию ребенка. Он учится жить в коллективе, радоваться его победам и сожалеть его неудачам. Этот вид спорта учит работать на команду, приучает к ответственности за товарища, в том числе за его безопасность. Участие в различных соревнованиях приучает к нормальному взаимодействию с соперниками и судьями.

Растет популярность скалолазания, как вида спорта. Растет доступность. В связи с этим скалолазание «молодеет». Если лет двадцать назад скалолазами становились в основном уже взрослые люди, то сейчас в секции приходят дети 7-9 лет. У каждого тренера в группе найдется 1-2-5 детей старшего дошкольного возраста. Производители скального снаряжения уже учли эту тенденцию и выпускают объвязки, скальные туфли и рюкзаки для детей от 4х лет. В детские комплексы (горки-качели) встраивают элементы скалодромов. Даже при проведении соревнований среди подростков (самая младшая группа детей) проводят  зачет и награждение в подгруппе  «суперподростки»

Пришло время для введения элементов скалолазания и в спортивную подготовку для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Дети  в этом возрасте уже обладают довольно обширным набором умений и навыков, знакомы с понятием дисциплины и ответственности, с удовольствием участвуют в соревнованиях. Однако, заниматься на одном уровне со школьниками большинству маленьких детей ещё тяжело. К тому же большинство спортивных упражнений и скалолазных трасс рассчитаны на детей постарше и повыше. Поэтому   программа «обезьянки» в общеразвивающей части предусматривает большое количество разнообразных игр, эстафет, командных упражнений. А скалолазная подготовка проходит по коротким простым трассам на положительных и вертикальных стенках (допускаются занятия на стенках с небольшим отрицательным уклоном).

Краткие сведения об объединении «Обезьянки»:

     

  • Статус групп в клубе – профильный (скалолазание).
  • Состав  групп – постоянный, но с регулярным дополнительным набором новичков. Набор проводится каждый год, при большом отсеве детей – дополнительные наборы в  течение года.
  • Программа рассчитана на один год обучения. Наиболее подготовленные дети после занятий с основной группой остаются на дополнительную тренировку, либо занимаются индивидуально с тренером.
  • Число спортсменов в группе 15 человек.
  • Возраст  учащихся 6- 7 лет.
  • Количество занятий в неделю и их продолжительность определяется в зависимости от поставленных целей и своих возможностей, а так же от способностей спортсменов. Рекомендуется проводить тренировки 2 раза в неделю по 1 часу. Для однодневных выездов на тренировку в другие клубы необходимо 4 – 6 часов в зависимости от поставленных целей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 Основная цель программы:

  • формирование положительно – эмоциональных качеств, отношений и устойчивых интересов  к физической культуре, ориентация на здоровый образ жизни.

К основным задачам охраны и укрепления здоровья дошкольников можно отнести:

  • Укрепление здоровья детей;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Развитие физических качеств и обеспечение хорошего уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;
  • Формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств ловкости, выносливости, быстроты, гибкости;
  • Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Создание у будущих скалолазов «базы» для перехода и успешной адаптации в объединении «Скальный класс» и т.п. спортивные секции;
  • Приобщение детей к традициям большого спорта;
  • Физическое развитие и оздоровление детей;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  • Развитие высоких моральных и волевых качеств личности;
  • Адаптация детей в обществе.

          Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия, выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и на открытом воздухе.

         В программу включены:

  1. Двигательные умения, навыки и способности (ОРУ, бег, ходьба, лазание, ползание и т.д.).
  2. Подвижные игры (игры с нестандартным оборудованием, игры с прыжками, бегом, с элементами построения и перестроения, игры с мячом).
  3. Скалолазная подготовка

  Основные задачи теоретических занятий.

  • дать необходимые представления о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека, о личной гигиене, технике безопасности на занятиях, о различных видах спорта (особенно- о скалолазании), знакомить детей с понятием, как рациональный отдых.

Основные задачи практических занятий.

  • упражнять в умении контролировать технику выполнения движений;
  • обучать способам самоконтроля и самооценки;
  • совершенствовать навыки самоорганизации детей в подвижных играх, спортивных играх;
  • обучать основам скалолазания и использованию скального снаряжения;
  • создать условия для разностороннего развития детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

       

        Тематический план составлен для педагогов клуба  с различной учебной нагрузкой. Педагог может изменить содержание тем  или количество часов по каждой теме в зависимости от поставленных задач. В этом случае он составляет индивидуальный тематический план, выполняя остальные пункты данной программы.

         Допускается суммирование часов по всем пунктам конкретного тематического плана, если педагог увеличивает учебную нагрузку для своей группы, например при нагрузке 12 часов в неделю по всем темам таблицы 2 количество часов увеличивается в два раза, что позволяет детям наиболее полно усвоить все темы и добиться лучших результатов.

       

  • Тематический план для спортсменов 1-го года обучения. Нагрузка  4 часа в неделю – в год  144 часа.

Таблица1

        Наименование темы

       Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие

1

0,5

0,5

2 Общая физическая подготовка

34

2

32

3. Специальная физическая подготовка

29

2

27

4. Отработка техники лазания

10

3

7        

5. Лазание на искусственном и естественном рельефе

33

4

29

6. Основы безопасности

8

4

4

7. Гигиена, врачебный контроль, оказание первой мед. помощи

6

3

3

8. Походы и соревнования

22

3

17

9.Итоговое занятие

1

0,5

0,5

ИТОГО:

144

22

122

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Вводное занятие.

На вводном занятии происходит знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности в объединении,  обсуждение плана работы на год, общее знакомство со скалолазанием, как с видом спорта.

Общая физическая подготовка.

     Общая физическая подготовка в скалолазании так же, как и в других видах спорта является базой для спортивного роста. По мере роста уровня спортсмена увеличивается нагрузка, как за счет усложнения упражнений, так и за счет увеличения количества или интенсивности выполнения упражнений.

       Особое значение для скалолаза имеет бег. Дело в том, что при лазании физические нагрузки приближаются к предельным, и, если скалолаз пренебрегает бегом, то в последствии возможны гипертония и заболевания сердца. Кроме того в начале каждой тренировки необходима разминка. Она включает в себя разогревающие, силовые, скоростно-силовые   упражнения,  упражнения   на развитие гибкости и подвижности суставов, упражнения на равновесие и др.

       Необходимо развивать все группы мышц. Особое внимание надо уделять мышцам ног. С одной стороны должна быть обеспечена большая амплитуда движений (хорошая растяжка), с другой стороны – мышцы ног должны быть очень сильными, т. к. на них ложиться большая часть нагрузки.

        Большое значение имеет развитие мышц живота и спины, т. к. при техничном лазании спортсмен должен очень хорошо работать корпусом. Особенно это важно при прохождении  нависающих участков маршрута и потолков.

         Также в эту часть программы входит большинство подвижных игр. Особое значение имеют командные игры и эстафеты. Они развивают коммуникабельность, ответственность, внимание.

        Подвижные игры во время занятий создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Специальная физическая подготовка.

       Грань между общей и специальной физической подготовкой в скалолазании  достаточно условна, так как скалолазание требует развития всех групп мышц и разных их качеств (гибкости, силы, скорости, выносливости, скоростной выносливости).  В основном это имитация отдельных элементов лазания: подтягивания на досках, зацепках, балках и т. д.; доставание в висе ногами какой либо удаленной точки; прохождение на равновесие по какому либо уступу или полке, повороты тела вокруг своей оси, держась на руке и носке ноги; движение по какому либо маршруту только с помощью рук; приседания на одной ноге, стоя на зацепке или маленьком уступе и т. д.

Отработка техники лазания.

        Начинать  отработку техники лазания необходимо с правильной постановки ног. На это необходимо обращать особое внимание как при  работе с новичками, так и с опытными спортсменами. Весьма полезно с этой точки зрения  проходить простые маршруты с одной рукой.

        Затем внимание должно быть обращено на работу корпусом. Здесь полезно лазание не с целью долезть куда-либо, а с целью опробовать разные зацепки, разную постановку ноги рук, разное положение тела. Полезны также замедленные движения.

         После того, как спортсмен начинает более или менее свободно чувствовать себя на  стене, начинается самый важный этап – анализ технических ошибок данного спортсмена или группы спортсменов, отработка каких–то отдельных технических элементов и ликвидация недостатков в физической подготовке, мешающих их выполнению. Это самая сложная и квалифицированная  тренерская работа, часто требующая создания новых упражнений.

         Для отработки правильной техники лазания  очень важен индивидуальный подход и внимание к каждому спортсмену. Отрабатывать упражнения  необходимо  в зависимости от уровня подготовленности детей, их возраста и учитывая их индивидуальные особенности.

        Технику лазания лучше всего отрабатывать на небольшой высоте, чтобы тренер имел возможность корректировать движения спортсменов.    

        При отработке техники лазания решающее значение имеет наличие на скалодроме разнообразного рельефа, включающего  участки с положительным и отрицательным наклоном, нависания, внутренние и наружные углы ,потолки а также различные комбинированные рельефы. Так как на одном скалодроме обычно разнообразие рельефа ограничено, тренеру необходимо взаимодействие с другими клубами и секциями для организации выездов с детьми для тренировок и участия в соревнованиях на их скалодромах.

         Для отработки правильной техники лазания  и «постановки ноги» необходимо также наличие скальных туфель, что является обычно проблемой для новичков, поэтому желательно иметь в клубе несколько общественных туфель для начинающих.

Лазание на искусственном рельефе.

     

      Лазание может проходить как траверсами, так и подъемами. Характер трасс, их длина и количество прохождений определяется конкретными условиями.    

      Для подготовки к соревнованиям, а также для стимулирования активности детей, увеличения интереса и внесения в тренировку элементов игры целесообразно во время занятий проводить лазание на скорость, боулдеринги и лазание с игровыми элементами.

       Для получения соревновательного опыта и роста спортивного мастерства  необходимо активное участие детей в соревнованиях  на искусственном рельефе.

Основы безопасности, организация страховки.

       В начале учебного года и перед соревнованиями тренер проводит инструктаж по технике безопасности.

        Первоначальные навыки: умение одевать систему, знать  основные узлы привязывания к веревке, умение лазить и спускаться со страховкой, умение правильно вщелкнуть веревку в карабин.

        Практическими навыками лазания со страховкой и страховки спортсмены овладевают во время тренировок  под наблюдением тренера и более опытных спортсменов. При обучении страховке необходимо уделять большое внимание воспитанию у детей внимания, умению концентрации, ответственности и взаимного доверия.

Гигиена, врачебный контроль, оказание первой медицинской помощи.

        Все дети в обязательном порядке дважды в год проходят медицинский осмотр. Спортсмены – во врачебно – физкультурном диспансере. Физкультурный диспансер проводит восстановительное лечение спортсмена  и, при необходимости, постоянное мед. наблюдение.

       Кроме того тренер проводит профилактику спортивного травматизма и обучает основам гигиены, способам оказания первой помощи, физиологии, биомеханики и т. д.  Особое внимание необходимо уделять этим вопросам на выездах.

Анализ прохождения маршрутов.

         Для  спортивного роста спортсмен должен уметь анализировать свои действия, недостатки в технике, физической подготовке и находить наиболее подходящие технические элементы у других спортсменов. У начинающих спортсменов большая часть работы проходит с анализом своего прохождения маршрутов и лазания товарищей. У более сильных проводится анализ выступления на соревнованиях сильнейших спортсменов.

     Анализ прохождения маршрутов это своего рода «работа над ошибками».

Необходимо анализировать как тренировочные, так и соревновательные трассы, как свои, так и чужие выступления. Для работы по анализу прохождения трасс желательно иметь видеоматериалы.

Предстартовая подготовка спортсмена.

      В значительной степени успех спортсмена определяется его способностью подготовиться к старту, умение просмотреть трассу и ее запомнить, умение «собраться» перед стартом, преодолеть свое волнение. Необходимо также обратить внимание на разминку, разогревание мышц перед стартом.

Тактика прохождения маршрутов.

       Спортсмен должен уметь избирать наиболее подходящий маршрут движения и тактику его прохождения в зависимости от вида соревнований (трудность, скорость), сложности трассы, величины контрольного времени. В соответствии с характером маршрута определять темп движения, если необходимо – места отдыха, запасные варианты движения и т. д.

Основы самостоятельных тренировок.

     На первых этапах скалолаз учится делать самостоятельно разминку, определенные физические и технические упражнения по заданию тренера. На тренера ложиться обязанность анализа работы спортсмена и обеспечения условий для его работы. Поэтому тренер должен учить спортсмена тренироваться самостоятельно.

Походы и соревнования, выезды.

         Соревнования являются итогом работы каждого спортсмена и всего клуба. Они являются стимулом для совершенствования мастерства спортсмена. Для получения различных навыков лазания рекомендуется использовать разные скалодромы, в том числе, скалодром Дворца Детского спорта, скалодром клуба «Вертикаль», скалодром клуба им. Визбора и т.д. Допускается максимально увеличивать количество часов на выезды и походы в соответствии с возможностями каждого тренера.

Содержание тренировки:

          За занятие обычно  охватывается сразу несколько тем, как уже указывалось выше,  рамки некоторых тем расплывчаты и темы переходят одна в другую. Более того вопросы теории в скалолазании тесно связаны с практикой и обычно требуют немедленной демонстрации, а сами трассы представляют собой обычно набор задач, которые спортсмен должен «решить» и без «решения» которых спортсмен вряд ли сможет преодолеть трассу.

    Теоретические вопросы в большинстве раскрываются во время тренировки в качестве комментариев или отдельных бесед.

Иногда возможна полная замена тренировки отдельной темой для рассмотрения отдельных вопросов,  например,  для просмотра видеоматериалов или подготовки к выезду.

. Выбор элементов тренировки и интенсивность их выполнения  определяется педагогом с учетом физических, возрастных и других особенностей детей, находящихся на данной тренировке.

•   Легкий бег 800 м или разогревающий бег с упражнениями в зале.  Либо проведение игровой эстафеты. Рекомендуется бегать на улице практически в любую погоду кроме сильного дождя и мороза. Следует обратить внимание на безопасное передвижение детей на всем протяжение беговой трассы.

•    Разминка разогревающая, махи руками, ногами, вращения, наклоны и.т.д. Каждое упражнение выполнять не менее  10 раз.

•   Общефизическая подготовка. Силовые упражнения на разные группы мышц, упражнения на растяжку, равновесие, ловкость, внимание и т.д.

•  Лазание, чередующееся со специальной физической подготовкой и техническими элементами.

•    Силовые упражнения. Висы на зацепках, подтягивания, отжимания «лесенкой», подъемы ног.

•     Заключительная часть: «заминка». (Аккуратное лазание на несложных участках, легкие силовые упражнения и упражнения на растяжку, предназначенные для снятия нагрузки). Также, по возможности, в этой части занятия проводятся несложные активные игры, позволяющие снять напряжение после тренировки.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. к. основное направление деятельности клуба –   спортивно – оздоровительное, то образовательный процесс в клубе имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Наряду с этим большое внимание необходимо уделять всестороннему развитию личности ребенка. При работе с детьми необходимо использовать личностно-ориентированную технологию обучения, в центре внимания этого метода  отдельная неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Особое внимание на занятиях необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:

•   организация обучения на добровольных началах: дети—родители—педагоги;

•   комфортный, неформальный характер психологической атмосферы.

•   возможность для учащихся сочетать различные формы занятий с учетом свободного времени;

• возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).

Основная форма проведения занятий: тренировка, Допускается в отдельных случаях замена тренировки, или ее части другими формами: беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники и др.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Для определения ожидаемого результата, нужно знать, с чем пришли дети (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Здесь собственная система оценки детей.

Контроль проводится в следующих формах:

 •   выполнение нормативов;

Нормативы принимаются на выполнение силовых упражнений (подтягивание, отжимание, пресс, приседания на одной ноге и др.)

•   выступление на соревнованиях;

Наглядным результатом работы педагога является получение детьми спортивных разрядов, а также высокие занимаемые  места.

•   открытое занятие.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.

Диагностическая методика  выявления физических способностей и навыков детей  6-7 лет.

Физическими  (двигательными) качествами  называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

          Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

          Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

          Ловкость  - это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои  действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.

           Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 800 метров. Тест считается выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановки.

            Гибкость – это морфофункциональные свойства опорно – двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

             

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Оптимально – минимальный уровень (стандарт) физической

подготовленности дошкольников начальной школы – детского сада

(основная медицинская группа).

                                                                        

Таблица 2

                                ДЕВОЧКИ

Контрольные нормативы (тесты).

6 лет.

7 лет.

1. Бег 30 м/сек. (с высокого старта).

6.5

6.1

2. Прыжки в длину с места (см.)

70

90

3. Прыжки в длину с разбега (см).

90

110

4.Прыжки в высоту с разбега (см).

40

50

5. Челночный бег 3х10м/с.

13.0

12.5

6. Наклоны, вперед сидя на полу (см.)

+ 2

+2

 

Таблица 3

МАЛЬЧИКИ

Контрольные нормативы (тесты).

6 лет.

7 лет.

1. Бег 30 м/с ( с высокого старта).

7.3

6.8

2. Прыжки в длину с места (см.)

75

95

3. Прыжки в длину с разбега (см).

100

115

4.Прыжки в высоту с разбега (см).

45

50

5. Челночный бег 3х10м/с.

12.7

12.5

6. Наклоны, вперед сидя на полу (см.)

+ 3

+ 3

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Результатом обучения детей по этой программе является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат  предполагает:

  • Улучшение состояния здоровья детей, повышение силы, выносливости,    ловкости и координации движений, развитие способностей (Определяется во время медицинских осмотров и сдачи спортивных нормативов).
  • Повышение уровня ответственного отношения детей к себе, к своему здоровью и физической культуре.
  • Получение положительных результатов оздоровления и физического развития детей,  формирование у них ценностного отношения к своему здоровью и физической культуре.
  • Знакомство детей с таким интересным видом спорта, как скалолазание.

  • Повышение престижа объединения (высокие спортивные достижения, массовость).

  • Наглядное проявление:    участие  в  соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

  • Улучшение показателей адаптации в обществе (трудовые навыки и новые моральные качества, приобретенные детьми во время  тренировок,  выездов,  соревнований помогают им уверенно чувствовать себя  как в своей среде, так и в обществе в целом).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Для реализации программы необходимо:

  • Малый тренажерный зал с возможностью разминки на полу и матах. Регулярное переоборудование тренажера, изменение форм рельефа и достаточное количество и разнообразие зацепок. Т.к. скалодромы, как правило, не отвечают этому требованию, необходимо по возможности  вывозить детей на другие скалодромы для тренировки
  • Доступ на большой скалодром, типа скалодрома ДДС.
  • Полное финансирование соревнований и выездов.
  • Наличие группового и страховочного снаряжения на группу 15 человек.
  • Обеспечение сильнейших спортсменов необходимым снаряжением.
  • Наличие видеоаппаратуры.
  • Медицинское обеспечение тренировочного процесса. Договор со спортивным диспансером для постоянного медицинского наблюдения.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

      Кроме спортивно – оздоровительных задач педагоги должны большое внимание уделять воспитанию  высоких моральных качеств и эстетическому воспитанию детей. Особое внимание  процессу  воспитания необходимо уделять  во время выездов. Нужно проводить тематические беседы с детьми,  посещать выставки и музеи, театры и кино, регулярно проводить родительские собрания. Каждый педагог составляет свой план воспитательной работы в зависимости от его возможностей.  

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Для успешной работы педагог должен  постоянно вести  сбор и подготовку методического, психолого-педагогического, демонстрационного, иллюстративного материала для обеспечения образовательного процесса. Каждый педагог должен  иметь:

•   разработки  для обеспечения образовательного процесса: методические рекомендации по проведению тренировок, новые методические разработки, таблицы и др.;

•  разработки информационного характера: разнообразный информационный материал,  правила проведения соревнований, календари проведения соревнований разного уровня и др.;

• разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, разрядные нормы, контрольные упражнения;

•   творческие отчеты по программе: фотоальбомы, стенды и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Литература:

  1. 1.   Группа авторов  « Программа Скалолазание». Советский спорт, 2006г.
  2. Казанцева Е.М., Программа для детей старшего дошкольного возраста «Растем крепкими и  здоровыми» (по секции  общей физической подготовленности). 2010г.
  3. Кутькина Н.И.,  Образовательная программа «Скалолазание», Москва 2000г.
  4. Вестник скалолазания. Пермь 2011 г.
  5. Спортивное скалолазание. Правила соревнований. Федерация скалолазания России. Информационный бюллетень №5. Москва ,май 2001 г.
  6. «Комплекс оздоровительных общеразвивающих упражнений для детей 5-7 лет». Москва, 2010г.
  7. «Оценка эффективности программы «Скалолазание»».  Кутькина Н.С., Москва, 2005г.

Другие материалы:

1.  Web-сайты.

2.   Видеоматериалы соревнований.

3.  Сценарии спортивных игр и праздников в детских садах.

4.  Консультации с педагогами по физической культуре и воспитателями в Д/С № 827 (Москва).

5.  Консультации с педагогами по скалолазанию.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………………2

Цели и задачи программы………………………………………………………….3

Тематический план…………………………………………………………………4

Содержание тем…………………………………………………………………….5

Основные направления деятельности…………………………………………….  9

Требования к знаниям и умениям………………………………………………….9

Предполагаемый результат………………………………………………………..11

Условия реализации программы…………………………………………………..11

План воспитательной работы……………………………………………………...12

План методической работы……………………………………………………..…12

Методические материалы……………………………………………………….…12

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструкция по технике безопасности для  занятий

на скалодроме

  • Не  допускаются занятия на скалодроме и без разрешения тренера (педагога) и  без сменной обуви.
  • Во время проведения тренировок убирать все посторонние предметы из рабочей зоны скалодрома.
  • Запрещается без необходимости вставать на подоконники и залезать за щиты.
  • Снимать, ставить или переворачивать зацепки только с разрешения тренера. Для прикручивания зацепок нельзя  использовать инструмент, не предназначенный для этого. При прикручивании зацепок следует обращать внимание на длину винтов, для того, чтобы не повредить резьбу.
  • Не  допускается проводить тренировки по ледолазанию.
  • Не  допускается использовать для подсушивания рук тальк, канифоль и др. порошки. Можно использовать только магнезию
  • Не допускается лазание детей одного над другим.
  • Курить, пользоваться электро-нагревательными приборами и источниками открытого огня вблизи скалодрома.
  • При лазании на нависаниях и в местах, представляющих опасность падения на спину или на голову, обеспечить гимнастическую страховку. В остальных случаях использовать маты.

Подвижные игры на занятиях

Название подвижных игр

Игры с элементами построения и перестроения

" Где звенит", "Точный поворот", "Смирно".

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

"Охотники и звери", "Мяч водящему", "Брось за флажок", "Встречная эстафета с мячом", "Передал – садись", "Мяч – среднему", "Попади в обруч", "Метко в цель", " Охотники и зайцы", " Круговая лапта", " Удержи палку", "Пионербол".

Игры с бегом

«Быстро возьми, быстро положи»,  «Перемени предмет», «Ловишки», «Бери ленту», «Совушка», «Жмурки», «Два мороза», «Догони свою пару», «Паук и мухи», «Кто дальше», «Ловишка из круга».

Игры с прыжками

"Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Удочка», «Не попадись», «Будь ловким», «Воробьи и кошка», «Медведи и пчелы», «С кочки на кочку».

Игры с элементами спортивных игр

"Мяч в корзину", "Точный пас", "Вверх – вниз", "Встреча через сетку", "Змейка", "Порази цель",  "Кто больше", "Послушный мяч", "Городки".

Игры с лазанием

«Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Медведи и пчелы», «Пожарные на учении».

Игры с метанием и ловлей

«Стоп», «Кто самый меткий», «Ловишка с мячом», «Школа мяча».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Конспект занятия по физической культуре «Задания Деда Мороза» для детей старшего дошкольного возраста (на основе народных подвижных игр)

Активные физкультурные занятия с народными подвижными играми содействует процессу обогащения правильного двигательного опыта ребенка....

Опыт работы «Кинезиологические игры, как одно из средств развития психо-физиологической основы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхрон...

Интегрированное занятие по физическому развитию с элементами математики для детей старшего дошкольного возраста

Вашему вниманию представлено интегрированное занятие по физическому развитию с элементами математики для детей старшего дошкольного возраста...