Подвижные игры с бегом (старший дошкольный возраст)
материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Картотека подвижных игр с бегом  для детей старшего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beg_starsh.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.   МЫ  -  ВЕСЕЛЫЕ  РЕБЯТА                                  (В ПРЯМОМ,  ВРАССЫПНУЮ)

                              Мы – веселые ребята,

                              Любим бегать и играть.

                              Ну, попробуй нас догнать:

                              Раз, два, три - лови!

Варианты бега после слова «Лови»:

      - дети, стоящие в шеренге, перебегают на противоположную сторону площадки, преодолевая препятствия;

      - дети, стоящие в двух шеренгах на противоположных сторонах зала, одновременно бегут и меняются местами;

      - дети стоят в кругу, затем разбегаются врассыпную.

  1.   ЯСТРЕБ  И УТКИ                                                (В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ)

По считалке выбирают ястреба.

            Жил в реке один налим,                    По четыре раза в сутки

            Два ерша дружили с ним.                 И учили их считать:

            Прилетали к ним две утки.               Раз, два, три, четыре, пять!

Дети – «утки» на противоположных сторонах – плавают в озерах. По команде «Перелет!» они меняются местами, а ястреб их ловит, не забегая в озера.

  1.   ФИЗКУЛЬТ – УРА!                                              (В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ)

 

 Дети располагаются на одной стороне площадки за линией старта.

На противоположной стороне в 15 – 20 м. отмечен финиш. Ребята говорят:

              Спорт, ребята, очень нужен.

              Мы со спортом крепко дружим.

              Спорт – помощник!

              Спорт – здоровье!

              Спорт – игра!

              Физкульт – ура!

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу.

Правила: побеждает те, кто в числе первых трех пересек линию финиша.

Усложнение: 

- менять исходное положение;

- победителей выстраивать на 1 – 2 шага дальше от линии старта.

  1.   ПЕСКАРЬ                                 (В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ С УВЕРТЫВАНИЕМ)

 В кругу (озере, реке) посередине площадки - пескарь – водящий. Дети, стоящие на одной стороне площадки, проговаривают текст и перебегают на другую сторону.

                                     В воде водится пескарь.

                                     Он, конечно, рыбий царь.

                                     Но его я проведу,

                                     В плен к нему не попаду!

Пойманные дети замирают на месте. Выручить их можно на обратном пути.

  1.   ДВА МОРОЗА         ПЧЕЛА      (В ПЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ С УВЕРТЫВАНИЕМ)

 Дети на одной стороне площадки, два Мороза у них на пути.

          Мы – два брата молодые,                               Я – Мороз  Красный нос!

          Два мороза удалые:                                         Я – Мороз Синий нос!

          Ну – ка, кто из вас решится               Дети хором:   Не боимся мы угроз

          В путь – дороженьку пуститься?                                И не страшен нам Мороз!

 При перебежке из дома в детский сад, «замороженные» остаются на том месте, где их поймали. Ведется подсчет пойманных и игра продолжается с новыми Морозами.

Вариант: при повторной перебежке пойманных можно разморозить.

Пчела.                    (По типу игры «Два Мороза», но бегать можно врассыпную)

 Эй, пчела! А, пчела! Ты вчера где была? – Были у меня дела, на лугу я мед брала.      

 Эй, пчела! А, пчела! Ты сегодня где была?–Были у меня дела, на лугу я мед брала.  

 Эй, пчела! А, пчела! А сейчас как дела?-         А сейчас без лишних слов

                                                                              Буду жалить болтунов! (догоняет)

  1.   САДОВНИК                               (В ПЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ С УВЕРТЫВАНИЕМ)

 Играющие – «цветы» располагаются на одной стороне площадки.  

«Садовник» - в центре зала, стоя лицом к детям произносит:

За цветами в сад пойду,

                                 Из цветов венок сплету.

«Цветы» отвечают:

Ты, садовник, нас не рви,

Не плети из нас венки.

От тебя мы убежим,

Сорвать цветочки не дадим.

 По окончании текста «цветы» перебегают на другую сторону, а «садовник» их ловит. Пойманный приседает – «цветок» пойман.

  1.   БУКЕТ                                                                  (ПАРАМИ  С  УВЕРТЫВАНИЕМ)

 Дети (цветы) стоят по кругу, называясь каким – либо цветком. Цветы составляют клумбу, стоят красиво. В центре – садовник, а вне круга – покупатель, который подходит к садовнику и говорит:

    Пок-ль:    Садовник, садовник, цветы мне продай!

    Сад-к:                    Продам, но каких, поскорей отвечай!

                                   Есть розы, тюльпаны, гвоздики и мак,

                                  Анютины глазки, душистый табак!

    Пок-ль:   Я возьму, например, розу.

И направляется к цветам, чтобы сорвать розу, но та убегает, стараясь вернуться на место раньше, чем покупатель успеет коснуться ее. Если покупатель дотронулся до цветка, то тот становится сорванным и встает в центр круга. При неудаче покупатель снова идет к садовнику. Если же не догнал 3 цветка подряд, то его заменяют другим.

  1.   КТО  БЫСТРЕЙ                                                                                         (ЧЕЛНОЧНЫЙ)

 

  Дети стоят в кружках шеренгами на противоположных сторонах площадки. Напротив каждого из них  лежат по три предмета. По команде «Марш!», дети бегут и переносят по одному предмету на свое место. Отмечается лучшая шеренга или первый в паре, стоящий напротив друг друга.

 Усложнение:

Предлагаются разные предметы. На сигнал: «Марш!», играющие устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трех предметов нужно взять, например, кубик. Дети берут названный предмет и бегут на исходную линию. Если взял не тот предмет, то нужно вернуться и заменить его.

  1.   ГОРЕЛКИ                                                   (КОРОТКИЕ   ПЕРЕБЕЖКИ ПАРАМИ)

 Играющие стоят в колонне парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия, за которой, спиной к играющим, стоит ловишка (горелка). Он выбирается с помощью считалки:

  Косой, косой,  не ходи босой.           Если будешь ты обут, волки зайца не найдут.  

  А ходи обутый, лапочки закутай.     Не найдет тебя медведь. Выходи, тебе гореть!  

                                         

Стоящие парами говорят:

             Гори – гори ясно, чтобы не погасло.     Колокольчики звенят.

             Глянь на небо – птички летят,                Раз, два, три – беги!

 По окончании слов, стоящие  в последней паре, бегут справа и слева вдоль колонны, стремясь взяться за руки. Ловишка пытается образовать новую пару, взяв за руку одного из детей. Оставшийся без пары становится ловишкой.

  1.   КОРШУН  И  НАСЕДКА                                         (НА ЛОВКОСТЬ В КОЛОННЕ)

 Одного из играющих выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята. Они становятся за наседкой, образуя колонну, держась друг за друга. В стороне от них гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и пытается  поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, вытягивая руки в стороны. Не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.

 Правила: не разрывать сцепления в колонне, нельзя держать коршуна руками. Пойманный идет в гнездо коршуна.

   

  1.   ЛОШАДКИ                                     (СОГЛАСОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПАРАМИ)

 Дети распределяются на две равные подгруппы, одна из которых – всадники, другая – лошадки. Всадники располагаются на одной стороне площадки, лошадки – в конюшне. Воспитатель – сторож. 

 Всадники запрягают лошадей, используя скакалки, и становятся друг за другом. На слова: «Шагом», всадники идут обычной ходьбой, лошади – высоко поднимая ноги. На сигнал «Бегом», - бегут; «Галопом» - скачут; «Тпру» - останавливаются.

Дети меняются ролями, и игра повторяется.

  1.   БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ                                                     (БЫСТРОТА РЕАКЦИИ)

 Выбирается 1 - охотник, 1 – бездомный заяц, остальные – зайцы в домиках. Бездомный заяц убегает от охотника и спасается, забежав в домик к любому зайцу. При этом он громко произносит   имя ребенка, у которого прячется в домике или передает ему морковку. Тогда заяц, стоявший в нем, становится бездомным и убегает от охотника. Если же охотник поймал зайца, то они меняются ролями. Бездомный заяц может передавать морковку в обмен на домик.

  1.   ГДЕ  КЛЮЧИ?                                                          (КОРОТКИЕ  ПЕРЕБЕЖКИ)

Дети стоят в обозначенных кружках – домиках. Водящий переходит от одного к другому ребенку и спрашивает: «Где ключи?» На что они говорят: «Иди к Сереже, постучи», отправляя его от одного домика к другому. Сами же, договариваясь жестами, меняются местами друг с другом. Ловишка, разговаривая с детьми, должен внимательно наблюдать за действиями детей и при удобном случае занять освободившийся домик. Тогда ребенок, оставшийся без домика, становится водящим.

 Если же ловишке долго не удается занять кружок, то он говорит: «Нашел ключи!». При этих словах все играющие должны покинуть свои домики и занять любой другой. Ловишка тоже старается занять один из них. Оставшийся без места становится водящим.

  1.   УГОЛКИ                                                                     (КОРОТКИЕ ПЕРЕБЕЖКИ)

 Дети встают в обозначенных местах по большому кругу. Один из играющих, оставшийся в кругу, подходит к кому – либо и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается, и водящий идет с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а стоящий в кругу старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удалось, то ребенок, оставшийся без норки, становится на середину.

 Если долго не удается занять уголок, воспитатель говорит: «Кошка!». Все одновременно меняются местами, ведущий занимает чье – либо место.

 Правила: до перебежки предварительно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами. Нельзя долго стоять в своем уголке.

  1.   КОРЗИНКИ                   ГРИБОЧКИ  В КОРЗИНКЕ             (ПЕРЕБЕЖКАМИ)                                             

 Играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки – корзинки. Двое водящих встают на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чье имя назвали, убегает, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

Участники водящей пары не должны убегать далеко от остальных играющих.

ГРИБОЧКИ  В КОРЗИНКЕ – мальчики – «корзинки», девочки – «грибочки». Мальчики ловят.

  1.   ПУСТОЕ  МЕСТО                                              (ПО  КРУГУ   НАПЕРЕГОНКИ)

Играющие образуют круг с интервалами, держа руки за спиной. Водящий за кругом с каким – либо предметом в руке. Выбрав соперника, он кладет руку ему на плечо, а предмет на пустое место. После слов: «Раз, два, три – беги!», бегут за кругом в разные стороны. Встретившись на пути, играющие здороваются (подают друг другу руки), и продолжают бег по кругу, чтобы быстрее занять пустое место.

Правила: вставший первым на пустое место, остается в кругу, а проигравший становится водящим.

  1.   АИСТЫ                                                           (БЕГ ПО КРУГУ  НАПЕРЕГОНКИ)

По кругу раскладываются обручи – гнезда, в которых стоят аисты на 1-ой ноге. Водящий – аист без гнезда скачет внутри круга со словами:

                   Поскорей скажите, кто

                   Занял тут мое гнездо?

                    Вот оно!      С последними словами он прыгает в любое гнездо. Хозяин гнезда и бездомный аист обегают  за кругом, и тот, кто первым занимает гнездо, остается в нем. Второй становится водящим.  Вариант: дети стоят врассыпную.

                         

  1.   УТКА,  УТКА,  ГУСЬ                          (ПО  КРУГУ   НАПЕРЕГОНКИ ПАРАМИ)

Дети встают в круг. Ведущий – вне круга. Он ходит по кругу, задевая рукой каждого ребенка, и приговаривает: «Утка, утка, утка, гусь!».

«Гусь» срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Ведущий тоже обегает круг.

Их задача – быстрее занять освободившееся в кругу место. 

Правила:  когда соревнующиеся встречаются, они должны остановиться, взяться за руки, присесть и четко поприветствовать друг друга: «Добрый день!» и только после этого бежать дальше к освободившемуся месту.

 

  1.   ВТОРОЙ  ЛИШНИЙ                                                                      (ПО  КРУГУ)

Играющие стоят по кругу на расстоянии шага один от другого.

Водящий – за кругом.

Убегающий, спасаясь от ловишки, встает впереди любого, стоящего по кругу.          

Оказавшийся  «вторым лишним», убегает.

Правила: Не дотрагиваться до игроков;

                 не бегать через круг;

                 не бегать больше одного круга.

Усложнение: Дети стоят по кругу парами. Игра называется «Третий лишний»

 

  1.   ПТИЦА  БЕЗ  ГНЕЗДА                               (ПО КРУГУ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ)

Водящий – птенец без гнезда.

Играющие встают в круг друг за другом  парами  лицом в центр круга. Первые игроки   ставят руки на бедра – это «гнезда». Вторые – руки первым на плечи – это «птицы».     

Водящий – в середине круга.

По команде «Птицы, в полет», птицы оставляют свои гнезда и летают за водящим, имитируя птиц.

По команде «Птицы, в гнезда», играющие спешат занять место в гнезде, встав за любым из них.

Водящий также стремится занять одно из гнезд.

Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим.

После этого играющие меняются местами и ролями.

  1.   МЫШКИ  В  ДОМЕ                                                 (НА БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ)

Дети делятся на две равные команды.  Первая – взявшись за руки, образует круг,– «мышеловка». Вторая группа детей – «мышки» располагаются с внешней стороны круга врассыпную. Дети в кругу поднимают сцепленные руки вверх и произносят текст:

Поселились в доме мышки,

Все погрызли, шалунишки.

Мышки, мебель не грызите,

Вы из дома уходите!

Уходите поскорей,

Не пугайте вы детей!

Мышеловки мы поставим,

Быстро вас сейчас поймаем!

Пока дети первой подгруппы проговаривают текст, «мышки» быстро вбегают в круг и выбегают из него, пробегая под воротиками. По окончании текста «мышеловка» закрывается – дети присаживаются, опускают сцепленные руки вниз. «Мышки», оставшиеся внутри круга, считаются пойманными. Подсчитывается их количество, затем дети меняются ролями.

  1.   ЛЬДИНКИ,  ВЕТЕР, МОРОЗ            (ЧЕРЕДОВАНИЕ БЕГА И ПОСТРОЕНИЯ)

Играющие, стоя в кругу, приговаривают:

      Холодные льдинки,                Сверкают, звенят:

      Прозрачные льдинки,            Дзинь, дзинь, дзинь! (прыгают на месте)

По команде «Ветер» - разбегаются;

                     «Мороз» - встают в кружок, взявшись за руки.

Вариант:

Дети, стоя в парах, проговаривают слова и ударяют в ладони свои и друг  друга. По команде «Ветер!» - разбегаются, по команде «Мороз!» - встают парами.

  1.   КОСМОНАВТЫ                              (БЫСТРОТА РЕАКЦИИ,  ВРАССЫПНУЮ)

 

В разных концах зала кладут несколько обручей. Это посадочные места ракет, в каждой из них условленное количество мест для космонавтов. Всем мест в ракетах не хватает.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

        Ждут нас быстрые ракеты

        Для полетов на планеты.

        На какую захотим – на такую полетим.

        Но в игре один секрет : опоздавшим места нет!

С последними словами все разбегаются, стараясь занять свободный кружок.

Вариант: можно полетать, бегая парами в обручах. 

  1.   ГРИБЫ – ШАЛУНЫ                               (ВРАССЫПНУЮ  С   УВЕРТЫВАНИЕМ)

 На площадке очерчивается круг – «корзинка грибника». В корзинке находятся дети – «грибы». Считалкой выбирается «грибник», который присаживается на пенек в 2-3 метра от круга – он долго ходил по лесу, устал, заснул. Педагог читает текст:

    На пеньке сидит грибник,            Очень ловкие детишки: и девчонки, и мальчишки

    Отдыхает, крепко спит.                Так умеют быстро бегать, прыгать, весело скакать,

    Тише-тише, не шумите,                Что в корзинку грибнику было трудно их собрать.

    Грибника не разбудите!

Дети – «грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лужайке. Педагог говорит: «Грибник проснулся!». Грибник догоняет детей – собирает грибы в корзинку. Дети – «грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется грибник. Тот, кого грибник запятнал, становится следующим водящим – «грибником».

  1.   ОХОТНИК                                                                                  (ВРАССЫПНУЮ)

Дети встают в круг и считалкой выбирают «охотника», разбегаясь от него по окончании слов.

Ведущий:          Ты – хомяк,                                     Ты – бобриха – мастерица.

                           А ты – хорек.                                  Ты охотник…

Ты – зайчишка, прыг да скок.        Ой, беда!

Ты – лисица,                                    Разбегайтесь кто куда!

Ты – куница,

«Охотник» пытается запятнать детей.

  1.   ДЕД  МОРОЗ                                                                              (ВРАССЫПНУЮ)

Считалка для выбора водящего Деда  Мороза:

       Зимний вечер темен, долог,                   Скину шапку на снежок,

       Насчитаю 40 елок.                                  Будешь ты водить, дружок!

Дети идут по кругу, имитируя сказанное, а Мороз в кругу:

       Дед Мороз, Дед Мороз,

       Через тын перерос.

       Прикатил подарков воз:

       Морозы трескучие,              (потирают ладони)

       Снега сыпучие,                     (перебирают пальцами, опуская руки вниз)

       Ветры завьюжные,               (кружатся на месте)

       Да метели дружные.             (разбегаются врассыпную)

Мороз замораживает пойманных детей.  

  1.   МОРОЗ                                                                                 (ВРАССЫПНУЮ)

 

 Дети стоят по кругу. В центре середине круга располагается  Мороз.

Дети произносят текст:

Ох, Мороз, Мороз, Мороз,

Мерзнут руки, мерзнет нос.

Нас, Мороз, не обижай!

Не пугай, не угрожай!

Хватит по лесу трещать!

Тебе, Мороз, нас не догнать!

По окончании текста дети убегают, а водящий старается их догнать.

Примечание: когда «Мороз» коснется кого-либо из детей, этот ребенок должен остановиться, поднять руки в стороны (изобразить фигуру), он – «замороженный». 

           

  1.   ВОЛШЕБНАЯ СНЕЖИНКА                                                  (ВРАССЫПНУЮ)

 Один из детей назначается водящим – «волшебной снежинкой». Он старается запятнать как можно больше детей, которые остаются неподвижными – «замороженными» до конца игры.

Выпал беленький снежок.

Выходи гулять, дружок!

Будем мы с тобой играть,

От снежинки убегать!

По команде «Стоп!» подсчитывается  количество пойманных игроков

Усложнение: заколдованные дети превращаются в ледяные скульптуры.

  1.   СНЕЖНАЯ БАБА                                                                     (ВРАССЫПНУЮ)

Дети встают в круг. В центре – ребенок, изображающий Снежную бабу.

Мы слепили это чудо в пять минут.

Как зовут такое чудо? Как зовут?

Мы над Бабой посмеемся: «Ха ха-ха!»

Хороша ты, наша Баба, хороша!

Раз, два, три, ты нас Баба, догони!

Дети  по окончании слов разбегаются, А Снежная баба догоняет их.

Усложнение: заколдованные дети превращаются в ледяные скульптуры.

  1.   МЕДВЕДЬ                                                                                  (ВРАССЫПНУЮ)

 

 Играющие становятся в круг, взявшись за руки, и хором произносят слова, выполняя движения в соответствии с текстом. Водящий – медведь ложится на пол в центре круга.

        Как-то мы в лесу гуляли                    Ходьба по кругу, взявшись за руки.

        И медведя повстречали.

        Он под елкою лежит,

        Растянулся и храпит.                          Остановиться, послушать.

        Мы вокруг него ходили                      Ходьба на носочках в другую сторону.

        Косолапого будили:                            Погрозить ему пальцем.

        Ну-ка, Мишенька, вставай

        И быстрей нас догоняй!

Дети разбегаются по залу, а медведь их догоняет.

31.  ДУДАРЬ                                                                                     (ВРАССЫПНУЮ)

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, и хором произносят слова. По окончании текста останавливаются.

                              Дударь – дударь, дударище,

                              Дударь – старый старичище.

                              У тебя усталый вид

                              Дударь – дударь, что болит?

Дударь показывает, например, на голову, локоть и т.п., а дети повторяют за ним движения. Потом внезапно говорит: «Ничего не болит!», и догоняет детей.

32.  ЕРМАК                                                                                        (ВРАССЫПНУЮ)

Выбирается дед Ермак и становится в середину круга.

             Трах – трах, тарарах,

             Вырос мак на горах.

             Мак – махавочек – золотой цветочек.

             Вставайте все в ряд, да спросите про мак.

Дети останавливаются и спрашивают:

             Дед Ермак, сеял мак?                        Сеял, сеял.   (имитирует)

             Дед Ермак, полол мак?                     Полол, полол.

             Дед Ермак, цветет мак?                     Цветет, цветет.

Дети приближаются к деду, щиплют его и спрашивают:

            Дед Ермак, не пора ли рвать мак?     Пора!  И догоняет детей.    

     

33.  ЧУЧЕЛО                                                                             (БЕГ ВРАССЫПНУЮ)

Дети стоят по кругу, в центре которого – Чучело – один ребенок.

               Чучелу наскучило воробьев гонять.

               Очень хочет чучело с нами поиграть.

               Как услышит чучело песни, шум и смех,

               Вертится и кружится на глазах у всех.

               Очень хочет чучело с нами поиграть,

               А ему приходится воробьев пугать.

Водящий в шляпе и с  султанчиком  догоняет детей. Пойманные уходят к нему в дом или останавливаются в позе чучела.

34.  СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР                    (ВРАССЫПНУЮ, 2 ЛОВИШКИ)

Дети прибыли на северный полюс.

Полюбуйся, посмотри,

Полюс где-то впереди.

Там сверкает снег и лед,

Там сама Зима живет.

 Погода на Севере переменчивая, холодная, путешественников встречает вьюга.

Играющие располагаются свободно по площадке. Выбирается двое водящих. Одному дается синий ветрячок – «северный ветер», а другому – красный «южный ветер». По команде: «Северный ветер!», ребенок с красной метелочкой ловит детей, и они замирают на месте -  их «заморозили». «Южный ветер» дотрагивается до «замороженных» детей, и  они,  «оттаивая», снова включаются в игру.

35.  КОЛДУН                                                             (ВРАССЫПНУЮ, 2 ЛОВИШКИ)

 Дети располагаются по кругу, а водящий – «колдун» с ветрячком - в кругу.

Колдун, мы тебя не боимся,

Колдун, тебе нас не догнать.

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

По окончании слов, дети разбегаются, а колдун, задевая их ветрячком, «заколдовывает». Пойманный ребенок встает в и.п.: ноги врозь, руки в стороны.

Усложнение: выбирается маленький «колдунишка», который может «расколдовывать» детей касанием или проползая под их ногами.

36.  ОХОТНИК  И  СТОРОЖ                                      (ВРАССЫПНУЮ, ЛОВКОСТЬ) 

 «Сторож» – в кругу диаметром два метра (два г/мата – клетка). Он охранял зверей в зоопарке и уснул  «Звери» открыли клетки и убежали.

«Охотник» догоняет детей – «зверят», сбежавших из зоопарка. Пойманных отводит в круг – «клетку» под охрану «сторожу».

Их можно выручать. Для этого достаточно хлопнуть по ладони  стоящего в кругу, не наступая на г/маты. Спасенные «зверята» покидают клетку и присоединяются к остальным. Но если сторож или охотник запятнает выручающего, то он сам отправляется в клетку.

                     Охотник, тебя не боимся,

                     Охотнику нас не догнать!

                     Мы умеем быстро бегать

                     И друг друга выручать!

37.  ОТГАДАЙ                                                                           (ВРАССЫПНУЮ)

 

 Играющие строят  круг, в центре которого стоит водящий.

Водящий старается подражать какому – либо животному (изображать человека какой – либо профессии).

Играющие пытаются отгадать, и как только им это удается, водящий говорит: «Да!» и все разбегаются.

Водящий ловит:

    - кого – либо из играющих, который становится в круг;

    - ловит несколько убегающих.

             

                         

38.  ПЯТНАШКИ                                                                                 (ВРАССЫПНУЮ)

 Дети врассыпную ходят по площадке, педагог в это время произносит слова:

Любим мы играть в пятнашки,

Убегать и догонять.

Запятнаем много деток –

Раз, два, три, четыре, пять!

Ну – ка, Петя (Маша),…. выбегай,

Поскорей нас  догоняй!

Названный ребенок поднимает руку вверх и говорит: «Я - пятнашка!» - начинает догонять детей и пятать их. 

39.  САЛКИ – НЕ  ПОПАДИ  В  БОЛОТО                                    (ВРАССЫПНУЮ)

 На площадке обозначается место, куда нельзя забегать (болото, муравейник и т.п.).

Правила: ребенок, осаленный ловишкой, или попавший в болото, считается пойманным и выбывает из игры до подсчета.

40.  САЛКИ – НОГИ  ОТ  ЗЕМЛИ                                                   (ВРАССЫПНУЮ)

 

 Спасаясь от салок, играющие должны оторвать ноги от земли, подтянувшись на г/стенке, сесть или лечь, подняв ноги вверх. В таком положении салка не может их ловить.

41.  САЛКИ – ПРИСЕДАЛКИ                                                        (ВРАССЫПНУЮ)

Присевшего ребенка, или  принявшего любую фигуру, предварительно названную, - не ловят.

                     1, 2, 3 – не зевай, а скорее догоняй!

42.  САЛКИ  СО  СКАКАЛКОЙ                                                      (ВРАССЫПНУЮ)

 Двое детей, держась за ручки скакалки, догоняют детей, стараясь осалить их свободной рукой. Пойманный заменяет того, кто его осалил. Скакалку не отпускать, действовать согласованно.

43.  САЛКА  -  ДАЙ  РУКУ                                                               (ВРАССЫПНУЮ)

                   

 Убегающий от салки кричит: «Дай руку!». Если кто-то из играющих возьмет его за руку, то их не ловят. Если детей будет трое, то осалить можно любого крайнего.

   

44.  САЛКИ  -  ЕЛОЧКИ                                                                     (ВРАССЫПНУЮ)

То же, но встать спиной друг к другу, взявшись за руки.

45.  САЛКА  НА  ОДНОЙ  НОГЕ                                                     (ВРАССЫПНУЮ)

Все прыгают на одной ноге, меняя ноги через 5 прыжков.

              Мы умеем ловко прыгать              

              Салочке нас не поймать.  

     

46.  СПАСАТЕЛИ                                                                               (ВРАССЫПНУЮ)

 В игре участвуют 10 – 20 детей. Один – Волк. Он может поймать ребенка, если тот один; если дети в парах, он бессилен. Но в пары дети объединяются только тогда, когда Волк рядом, как только он отбегает, дети должны разойтись.

Правила:

       1. дети видят Волка, значит, опасность рядом и объединяются;

       2. появляются «спасатели» - дети, которые приходят на помощь (образуют пару) тому, кому грозит опасность.

47.  САЛКИ  С  ЛЕНТОЙ                               (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)

 

Дети стоят по кругу с заправленными сзади ленточками.  Ловишка – в кругу. Дети идут по кругу и говорят:

                Мы – веселые ребята,

                Любим бегать и играть.

                Ну, попробуй нас догнать!

Останавливаются, расширяя круг, продолжают:

                Приготовься, не зевай,

                Больше лент собирай!

Дети разбегаются, а водящий догоняет, собирая ленты. По команде:

                  В круг пора уже вставать.

                  Будем ленточки считать

                  И ловишку проверять.               Считают пойманных.

48.  ГОЛУБКИ                                                                     (ЛОВИШКА  С ЛЕНТАМИ)

 Играющие «голуби» прикрепляют за пояс ленточки определенного цвета, обозначающие масть. Под текстовое сопровождение дети имитируют движение голубей:

                                     Прилетели голубки на зеленые лужки.

                                     Они пили, они ели, возле берега сидели.

                                     Шу! Полетели!

На сигнал «Шу!» выбегают два птицелова и ловят голубков только своей масти (срывают ленточки с пояса убегающих).

По сигналу:

                                       В круг пора уже вставать,

                                       Будем ленточки считать –

                                       Птицеловов проверять.                     Встают в круг

Выявляется победитель.

49.  РЫБКИ  И  РЫБАК                                    (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)

Дети – «рыбки» с хвостиками стоя по кругу, имитируют движения текста:

      Рыбки в озере живут,             ИЛИ:      Рыбак, мы тебя не боимся,

      Так красиво все плывут.                        Рыбак, тебе нас не поймать!

      Плавнички расправили,                         Мы умеем быстро плавать

      Хвостиком вильнули,                             Ты попробуй нас поймать!

      В озеро глубокое

      Быстро все нырнули.

   

Рыбак:     Ты, дружок быстрей плыви

                  И свой хвостик береги!

50.  БЕЛЫЕ  МЕДВЕДИ                                                           (ЛОВИШКИ ПАРАМИ)

 Площадка – море; в углу – г/мат – льдина; один ребенок – водящий, «большой, белый медведь»; остальные – «медвежата» размещаются свободно по залу. Большой медведь говорит: «Выхожу на ловлю!», ловит двух медвежат и отводит на льдину. Пара медвежат, держась за руки, ловят остальных, а медведь отводит их на льдину. Настигнув кого – нибудь, пара медвежат соединяет свободные руки так, чтобы пойманный оказался между руками и кричат при этом: «Медведь, на помощь!». Медведь отводит пойманного на льдину. Когда на льдине окажутся двое пойманных, они тоже берутся за руки и помогают ловить детей. Последний пойманный становится Белым медведем. Правила позволяют выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил медведь.

51.  НЕВОД                         (ВРАССЫПНУЮ  И  ДЕРЖАСЬ  ЗА  РУКИ, ВРАССЫПНУЮ)

                         

            Рыбка плавает в водице,                   Рыбка – рыбка, озорница,

            Рыбке весело играть.                         Мы хотим тебя поймать!

Играющие – рыбки свободно размещаются по залу – плавают в море. Двое детей, взявшись за руки, выходят на рыбалку. Поймав рыбку, ставят ее между собой и продолжают ловить остальных. Каждый пойманный, окруженный неводом, встает в середину. Игра продолжается, пока на площадке не окажется два не пойманных игрока. Невод разрывать нельзя. Пойманная таким неводом рыбка отпускается.

Вариант: дети, взявшись за руки, идут со словами:

            В воде рыбки живут,                                 Нет ног, а гуляют.

            Нет клюва, а поют.                                    Гнезда не вьют,

            Есть крылья – не летают.                          А детей выводят.

После слов разбегаются.

52.  МАЛЕНЬКАЯ  ЗМЕЙКА                      (ВРАССЫПНУЮ  И  ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ)

 Жила-была  маленькая змейка и решила поохотиться. Один ребенок – «змейка в норке», остальные дети бегают по площадке. По команде: «Змейка выходит на охоту!», она ловит одного ребенка  и, держась за руки, они ловят следующего.  Каждый пойманный встает в «хост змейки», она «растет», расправляется (вытягиваясь в шеренгу), и игра продолжается, пока не будут пойманы все.

Правила: если «змейка» расцепилась, то любой, не пойманный ребенок, может спасти тех, кого поймали, задев любую разорванную часть змейки.  Освобожденные дети разбегаются, а «змейка уползает в норку».

Удачный трюк «змеи» (когда она достаточно длинна), состоит в том, чтобы окружить остальных игроков и таким образом поймать их.

   

53.  КЛЕЙ                                                       (ВРАССЫПНУЮ  И  ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ)

    Ведущий встает в центр круга, игроки, взявшись за руки, ходят вокруг него со словами:

Эй, ребята, берегитесь,

Убежал из группы клей.

Никого он не жалеет,

Всех, кого ни встретит, клеит!

Дети разбегаются по площадке, «клей» (водящий) пытается их догнать. Тот, кого он дотронулся, «приклеивается» к нему и тоже становится водящим. Они вдвоем (потом втроем, вчетвером, и т. д.) не расцепляя рук, стараются догнать и осалить игроков.

54.  ЛИПКИЕ  ПЕНЬКИ                                   (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)

 Несколько детей в положении  присед располагаются подальше друг от друга. Они изображают «липкие пенечки». Остальные играющие бегут по залу, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пенечки» пытаются коснуться пробегающих мимо детей, и пойманные дети тоже становятся «пеньками».

Правила: дети – «пеньки» не должны вставать с мест и не цеплять детей за ноги.

Усложнение: дети – водящие передвигаются на хопах.

55.   ГДЕ ТВОЕ ИМЯ?           (ВРАССЫПНУЮ С НАХОЖДЕНИЕМ  СВОЕГО  МЕСТА)

 Дети располагаются перед кирпичиком с той буквой, с которого начинается имя каждого из них. Воспитатель говорит, что в этих квадратиках «спрятались» имена детей и предлагает им встать у своей буквы.

Под музыку дети разбегаются по залу, а по сигналу:

           Вставай – не зевай,  свое имя выбирай!       дети бегут к своей букве.

 56.  ЧАЙНАЯ   ПАРА         НАЙДИ МАМУ       (С НАХОЖДЕНИЕМ СВОЕЙ ПАРЫ)

Инвентарь: 10 кружков из картона (диаметр 10см),  столько же квадратов (сторона квадрата 10 см) одного или разных цветов  (например: все формы одного цвета или квадраты красного цвета, а кружки белого). К картону прикреплена липучка или канцелярская прищепка.

Дети делятся на 2 равные подгруппы.  Одной подгруппе детей прикрепляют к одежде кружки – «блюдца», другой группе детей прикрепляют квадратики – «чашки». По сигналу педагога играющие разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал педагога и слова:

Раз – два – не зевай,                   Детки бегали, играли. Маму где-то потеряли

Себе пару выбирай! –                Раз, два, три – свою маму ты найди!

Дети должны встать в пары следующим образом: дети с эмблемой «кружок» встают в пару с детьми с эмблемой «квадратик» («чашка» и «блюдце»).

Примечание: По мере усвоения детьми правил игры, можно использовать эмблемы не одного, а двух цветов. Например, чашки и блюдца красного цвета и чашки и блюдца желтого цвета. Таким образом, они должны найти не только эмблему нужной формы, но и определенного цвета.

 

57.  ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ                                           (ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ)

Инвентарь: 3 ведерка, по 20 шт. желудей, орехов и шишек.

Дети строятся  в три колонны на одной стороне площадки. Около каждой команды  ставят по ведерку. На расстоянии 3-4 метров от команд педагог вперемешку рассыпает шишки, желуди и орехи грецкие. Педагог произносит текст:

Принес из леса муравей

Мешок подарков для детей.

Эй, ребята, не зевайте!

Подарки леса забирайте!

После слов педагога дети по одному от каждой команды бегут  собирать плоды деревьев в ведерки  – каждая команда в свое ведерко.   Ребенок берет только один плод.                                                                                                                                            

 

58.  СОБЕРИ  ФЛАЖКИ                                      (НА УЧАСТКЕ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ)

 На площадке расставляются флажки (любые предметы) через каждые 5 метров. В первом ряду предметов должно быть на два меньше, чем играющих. Во втором ряду – еще на два меньше. Таким образом, если играют 10 детей, то предметов должно быть в каждом ряду: 8, 6, 4, 2, 1. По сигналу дети бегут. Каждый, старается завладеть предметом в первом ряду. 

Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа остается 6 участников, затем 4 и, наконец, двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.

59.  ТЕНЬ                                                     (САЛКИ  ПАРАМИ  ЛУЧШЕ НА УЧАСТКЕ)

 Дети разбиваются на пары и распределяют между собой роли ведущего и тени (для каждой пары).

Ведущий:        Во дворе за мною тень ходит, бродит целый день.

                         Убегаю – догоняет, отстаю – не отстает.

                         Про меня она все знает, мои тайны выдает.

Во время чтения ведущий движется различным образом. Тень, идущая за ним, повторяет все движения. По окончании слов каждый ведущий поворачивается к своей тени и говорит:

                        Мне играть с тобой не лень.

                        Догони – ка меня, тень!

Игра продолжается со сменой ролей. Ведущим может быть один человек.

60.  СПОРТСМЕНЫ               (ПАРАМИ, КАСАЯСЬ НАЗВАННЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА)

 Дети встают шеренгой около карточек с изображением спортсменов. По окончании текста все разбегаются врассыпную. По команде «Плечо к плечу!» (либо называется любая часть тела), дети образуют пары, прикасаясь названными частями тела. По команде «К карточкам вставай!», дети встают к своим карточкам и по окончании игры называют спортсмена, изображенного на карточке.

  Спорт творит со всеми чудо,

  Спорту рады мы всегда!

  Раз, два, три, -

  Посчитали и беги!

   

61. БАБКА - ЕЖКА                                            (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)

Играющие встают в шеренгу. Перед ними, перед ними, повернувшись спиной, стоит водящий. Дети начинают дружно произносить закличку:

Бабка – Ежка, костяная ножка,

Печку топила, ножку сварила,

Истопила баньку, съесть хотела Ваньку!

Дальше водящий произносит: «Раз, два, три – пятый справа (четвертый слева, седьмой слева, второй справа и т.д.),  выходи!» После этих слов он поворачивается, отсчитывает справа или слева названный номер и говорит: «Бабка-Ежка, нас лови!». Ребенок, которого назвали, становится на место водящего, и начинает бег.

 62.  ЧАШКИ, ЛОЖКИ, САМОВАРЫ

Играющие встают в три колонны. Первым номерам прикрепляет бейджик  с изображением чашки, вторым – ложки, третьим – самовары. Произносит текст:

Тары – бары, тары – бары,

Чашки, ложки, самовары

Друг за другом побежали,

Друг от друга не отстали!

Посмотрите поскорее,

Кто же бегает быстрее?

Инстректор вразнобой произносит: «Чашки!», «Ложки!» или «Самовары!». Дети с соответствующими эмблемами обегают стойки и возвращаются к своим командам.

                                   

                                   БЕГ

подвижные игры (старшие)

  1. МЫ  -  ВЕСЕЛЫЕ  РЕБЯТА                                                         (В ПРЯМОМ,  ВРАССЫПНУЮ)
  2. ЯСТРЕБ  И УТКИ                                                                           (В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ)
  3. ФИЗКУЛЬТ – УРА!                                                                         (В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ)
  4. ПЕСКАРЬ                                                         (В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ С УВЕРТЫВАНИЕМ)
  5. ДВА МОРОЗА       ПЧЕЛА                              (В ПЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ С УВЕРТЫВАНИЕМ)
  6. САДОВНИК                                                       (В ПЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ С УВЕРТЫВАНИЕМ)
  7. БУКЕТ                                                                                            (ПАРАМИ  С  УВЕРТЫВАНИЕМ)
  8. КТО  БЫСТРЕЙ                                                                                                    (ЧЕЛНОЧНЫЙ)
  9. ГОРЕЛКИ                                                                             (КОРОТКИЕ   ПЕРЕБЕЖКИ ПАРАМИ)
  10. КОРШУН  И  НАСЕДКА                                                                (НА ЛОВКОСТЬ В КОЛОННЕ)
  11. ЛОШАДКИ                                                             (СОГЛАСОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПАРАМИ)
  12. БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ                                                                                (БЫСТРОТА РЕАКЦИИ)
  13. ГДЕ  КЛЮЧИ?                                                                                     (КОРОТКИЕ  ПЕРЕБЕЖКИ)
  14. УГОЛКИ                                                                                                 (КОРОТКИЕ ПЕРЕБЕЖКИ)
  15. КОРЗИНКИ                                                                                                         (ПЕРЕБЕЖКАМИ)
  16. ПУСТОЕ  МЕСТО                                                                          (ПО  КРУГУ   НАПЕРЕГОНКИ)
  17. АИСТЫ                                                                                        (БЕГ ПО КРУГУ  НАПЕРЕГОНКИ)
  18. УТКА, УТКА, ГУСЬ                                                       (ПО  КРУГУ   НАПЕРЕГОНКИ ПАРАМИ)
  19. ВТОРОЙ  ЛИШНИЙ                                                                                                  (ПО  КРУГУ)
  20. ПТИЦА БЕЗ ГНЕЗДА                                                            (ПО КРУГУ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ)
  21. МЫШКИ  В  ДОМЕ                                                                            (НА БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ)
  22. ЛЬДИНКИ,  ВЕТЕР,  МОРОЗ                                     (ЧЕРЕДОВАНИЕ БЕГА И ПОСТРОЕНИЯ)
  23. КОСМОНАВТЫ                                                            (БЫСТРОТА РЕАКЦИИ,  ВРАССЫПНУЮ)
  24. ГРИБЫ – ШАЛУНЫ                                                       (ВРАССЫПНУЮ  С   УВЕРТЫВАНИЕМ)                                                                     
  25. ОХОТНИК                                                                                                            (ВРАССЫПНУЮ)
  26. ДЕД  МОРОЗ                                                                                                        (ВРАССЫПНУЮ)

  1. МОРОЗ                                                                                                                  (ВРАССЫПНУЮ)
  2. ВОЛШЕБНАЯ СНЕЖИНКА                                                                           (ВРАССЫПНУЮ)
  3. СНЕЖНАЯ БАБА                                                                                               (ВРАССЫПНУЮ)
  4. МЕДВЕДЬ                                                                                                             (ВРАССЫПНУЮ)
  5. ДУДАРЬ                                                                                                                 (ВРАССЫПНУЮ)
  6. ЕРМАК                                                                                                                   (ВРАССЫПНУЮ)
  7. ЧУЧЕЛО                                                                                                         (БЕГ ВРАССЫПНУЮ)
  8. СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ ВЕТЕР                                              (ВРАССЫПНУЮ, 2 ЛОВИШКИ)
  9. КОЛДУН                                                                                         (ВРАССЫПНУЮ, 2 ЛОВИШКИ)
  10. ОХОТНИК  И  СТОРОЖ                                                             (ВРАССЫПНУЮ, ЛОВКОСТЬ) 
  11. ОТГАДАЙ                                                                                                             (ВРАССЫПНУЮ)
  12.  ПЯТНАШКИ                                                                                                       (ВРАССЫПНУЮ)
  13. САЛКИ – НЕ  ПОПАДИ  В  БОЛОТО                                                            (ВРАССЫПНУЮ)
  14. САЛКИ – НОГИ  ОТ  ЗЕМЛИ                                                                          (ВРАССЫПНУЮ)
  15. САЛКИ – ПРИСЕДАЛКИ                                                                                  (ВРАССЫПНУЮ)
  16. САЛКИ  СО  СКАКАЛКОЙ                                                                              (ВРАССЫПНУЮ)
  17. САЛКА  -  ДАЙ  РУКУ                                                                                        (ВРАССЫПНУЮ)
  18. САЛКИ  -  ЕЛОЧКИ                                                                                            (ВРАССЫПНУЮ)
  19. САЛКА  НА  ОДНОЙ  НОГЕ                                                                            (ВРАССЫПНУЮ)
  20. СПАСАТЕЛИ                                                                                                       (ВРАССЫПНУЮ)
  21. САЛКИ  С  ЛЕНТОЙ                                                         (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)
  22. ГОЛУБКИ                                                                                              (ЛОВИШКА  С ЛЕНТАМИ)
  23. РЫБКИ И РЫБАК                                                             (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)
  24. БЕЛЫЕ  МЕДВЕДИ                                                                                   (ЛОВИШКИ ПАРАМИ)
  25. НЕВОД                                                  (ВРАССЫПНУЮ  И  ДЕРЖАСЬ  ЗА  РУКИ, ВРАССЫПНУЮ)                         
  26. МАЛЕНЬКАЯ ЗМЕЙКА                                               (ВРАССЫПНУЮ  И  ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ)
  27.  КЛЕЙ                                                                                (ВРАССЫПНУЮ  И  ДЕРЖАСЬ ЗА РУКИ)
  28. ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ                                                            (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)
  29. ГДЕ ТВОЕ ИМЯ?                                     (ВРАССЫПНУЮ С НАХОЖДЕНИЕМ  СВОЕГО  МЕСТА)
  30. ЧАЙНАЯ   ПАРА                                           (ВРАССЫПНУЮ С НАХОЖДЕНИЕМ СВОЕЙ ПАРЫ)
  31. ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ                                                                     (ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ)
  32. СОБЕРИ  ФЛАЖКИ                                                                (НА УЧАСТКЕ ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ)
  33. ТЕНЬ                                                                                                       (ПАРАМИ ВРАССЫПНУЮ)
  34. СПОРТСМЕНЫ                                       (ПАРАМИ, КАСАЯСЬ НАЗВАННЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА)
  35.  БАБКА - ЕЖКА                                                                  (ВРАССЫПНУЮ С УВЕРТЫВАНИЕМ)
  36. ЧАШКИ, ЛОЖКИ, САМОВАРЫ                                                              (ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия Русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в ходьбе,  беге по кругу, взявшись за руки, бегать с высоким подниманием колен; развивать координацию движений рук и ног с дыханием; формировать правильную осанку; продолжат...

Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"Составитель: Тюленева Любовь Витальевна, воспитатель, высшая категория, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск...

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Гор«Горелки», «Весёлые ребята», «Космонавты» и т.д....

Подвижные игры с бегом (младший дошкольный возраст)

Картотека подвижных игр с бегом  ддя детей младшего  дошкольного возраста...