" Жаворонки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Виноградова Екатерина Борисовна

Данное занятие знакомит детей дошкольного возраста с обычаями и традициями родного края, а именно с красивым весенним праздником "Жаваронки". Ребята узнают о истории этого праздника, народных играх, приметах. Они сами пробуют играть в эти интересные игры, учат заклички и ,как наши предки, загадывают самое заветное желание на предстоящее лето.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ИСТОРИИ:

ПРАЗДНИК ПО НАРОДНОМУ КАЛЕНДАРЮ

СОРОКИ, СОРОК СОРОКОВ

Дата 22 марта была названа в честь воинов-христиан сорока Севастийских мучеников, которые были родом из Каппадокии, служили в римском войске, и приняли мученическую смерть от язычников.

У русского народа день 22 марта был днем второй встречи весны после встречи весны на Сретение. Третья встреча была уже на Благовещение — в самый большой праздник в году. Крестьяне в этот день говорили — на Сороки день меряется с ночью, а зима с весною. Предвестниками весны в этот день были жаворонки, но согласно поверья, из-за моря в этот день прилетали 40 разных птиц.

Хозяйки в этот день загодя выпекали 40 штук печенья в виде птиц. Печенье раздавали ребятишкам, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели».

Ребятишки залезали на крышу дома, привязывали этих «жаворонков» к шестам и так зазывала скорей прилетать жаворонков и приносить весну. Выпечку после этого они крошили на маленькие кусочки и раскидывали по сторонам света.

Крестьяне на Сороки наблюдали за погодой. Если в этот день было тепло, то так же должно быть и в течении 40 дней. А вот теплый ветер в этот праздник сулил крестьянам дождливое лето. Крестьяне считали — если первый гром прозвучит над голым лесом, то будет голодный год, а если Сорок сороков будет мороз, то можно ждать хороший урожай.

Именины 22 марта у Александра, Александры, Алексея, Афанасия, Валерия, Дмитрия, Ивана, Ираклия, Кирилла, Леонтия, Михаила, Натальи, Николая, Петра, Сергея, Тараса.

Ход праздника :

(Ведущий  получает письмо, зачитывает его ребятам)

Кто- то бросил мне в окошко, посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая ,обронил?

Может, кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло это письмо?

 

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон  птичий охраняет кто?

(ЛЕСНИЧИЙ)

Вед. А вот что он нам пишет: «Дорогие, ребята! 22 марта день рождения леса. Прилетают птицы, просыпаются деревья ,просыпаются ручьи. Наступает весна. Только в этом году что то не так, спит мой лес непробудным сном. Я знаю, что вы его большие друзья, помогите мне  зазвать Весну и разбудить природу.»

Леснич. 22 марта – день необычный – день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне: 40 птах, больших и малых, прилетают издали небесной, весну приносят! Потому и называют этот праздник Сороки, а самыми первыми прилетают жаворонки, а с ними и весна- красна приходит!

Вед. Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Дети .Весна -красна!

1 ребенок. Идет матушка-весна – отворяй ворота.

2 ребенок. Первым март пришел – белый снег сошел,

3 ребенок. А за ним апрель – отворил окно и дверь,

4 ребенок. А как пришел май – солнце в дом приглашай.

Леснич. Только где-то весна нынче в пути замешкалась. Надо ее позвать. Вы не поможете?

( Дети берутся за руки. Встают цепочкой. Лесничий ведет их змейкой между деревьев.)

 Все произносят заклички.

Весна. Весна. Проснись ото сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам, наскучила,

Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Весна, весна , весна красная!

Тепло солнышко! Приди скорей!

Согрей детей!

Приди с радостью! Приди с милостью!

Леснич. Слышите, ребята. Вроде как ветер переменился, весной повеяло

Вед. Давайте поможем весне силу удвоить  зиму побороть. И хоть « Зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. Давайте « Золотые ворота» для весны –красны открывать.

( Игра « Золотые ворота»)

Леснич. Слышите? Птицы  запели? Весна уже совсем близко. А отгадайте ка  какая птица впереди весны летит , весну за собой зовет?

Дети .Жаворонок

 Леснич. Ребята. А давайте мы теперь будем жаворонков закликать. Чтобы они приход весны ускорили.

Воспит. А мы как раз приготовили волшебных жаворончиков.

( Раздает детям заранее, приготовленных, бумажных птичек на  гелевом шарике.)

Все произносят заклички.

Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите

Принесите весну на своем хвосту,

 На сохе, на бороне,

На овсяном снопе.

Ой, вы жавороночки, жавороночки.

Летите в поле несите здоровье

Первое- коровье

Второе- овечье

Третье – человечье.

( Входит весна в руках веточка вербы и коромысло с двумя ведрами: светлым и темным)

Весна. — Я Весна  - красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

 Здравствуйте, ребята, Ах, как долго я спала…так  долго правила Зима!

Но конец зимы настал, и моё пробило время,

Конь зимы бежать устал, всё вокруг помолодело!

Жаворонки к нам летят и зима нам не страшна.

- Ребята,  спасибо вам, что вы мне помогли, устала я бороться с зимой. Услышала, как вы меня зовете, зазываете «песенками-закличками», победила зиму и скорее  поспешила к вам.

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Вед. Здравствуй весна! Зачем вербу принесла?

Весна. — Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.

Вед.  Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна.  — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Вед.— Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Леснич. — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

( Игра « Гори гори ясно»)

Леснич. Спасибо вам, ребята. Я чувствую, что лес мой просыпается, оживает. Потому что все обряды ,которые мы совершали с вами сегодня нужны  для того чтобы разбудить живительные силы природы. А чтоб счастье и весна поселились в наших краях, осталось только нарядить обрядовое деревце.

( Дети украшают березку лентами и цветочками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жаворонки,прилетите,весну красну принесите.

Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц....

Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите

Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок"  закличками зазыва...

ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ. ПЕЧЕМ ЖАВОРОНКИ

Мастер - класс для родителей...

Жаворонки

Воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички....

"Жаворонок"

Конспект занятия по рисованию...

Жаворонок, жаворонок!

Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?...

План - занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы Тема: «Обрядовый праздник «Жаворонки» Печем жаворонков»

Знакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны, выпечкой жаворонков. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться....