Методическая разработка "Аквааэробика в бассейне для детей дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре

Федорченко Елена Андреевна

От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка и  своеобразный массирующий эффект.

Плавание называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей гормона роста (соматотропина) в 10-20 раз. Это способствует росту, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких. Обучение детей плаванию имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. И в этом плане возрастает роль используемых форм, методов и приемов по развитию у детей плавательных навыков. Физических упражнений и их разновидностей, выступающих в качестве средств развития координации движений, — огромное множество. Одной из групп таких упражнений являются упражнения в воде, т.е. аквааэробика. 

В современном обществе уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Ослабевание гравитационного притяжения и возросшая плавучесть (как результат воздействия выталкивающей силы):

•        служат опорой телу;

•        сокращают вес, который несут на себе суставы при передвижении человека по земле;

•        позволяют снять с суставов ту нагрузку, которая ложится на них во время занятий на суше.

В програамму по плаванию входят как отдельные аквааэробические элементы, так и комплекс упражнений в целом. На каждой тренировке детям 3 -4 лет дается 2-3 упражнения, которые способствуют лучшему освоению элементов плавания и привыканию к воде. Детям 5-7 лет дается небольшой комплекс упражнений в игровой форме на укрепление осанки, гармоничное формирование мышечного корсета и совершенствование ранее изученных элементов плавания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меры безопасности при проведении занятий по аквааэробике для детей дошкольного возраста

Меры безопасности при проведении занятий по аквааэробике во многом соответствуют правилам поведения в воде на занятиях плаванием.

Приступать к занятиям по аквааэробике можно только с разрешения врача. В процессе занятий необходимо регулярно проходить медицинский осмотр. В зависимости от состояния организма или имеющихся заболеваний существуют противопоказания к занятиям:

  • открытые раны;
  • кожные заболевания;
  • лор-заболевания;
  • венерические заболевания;
  • высокая температура тела;
  • расстройства функции желудочно-кишечного тракта;
  • психические заболевания;
  • инфаркт миокарда;
  • стенокардия покоя;
  • повышение артериального давления;
  • пороки сердца;
  • ревматизм в стадии обострения;
  • бронхит, бронхиальная астма;
  • туберкулез в активной форме;
  • сильное утомление и переутомление у спортсменов (аквааэробика активизирует процесс утомления).

Заниматься аквааэробикой можно только в специально отведенных для этого местах: в бассейнах, на пляжах, водных станциях, т. е. в местах, отвечающих условиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Занятия проводятся при температуре воды не ниже 30 "С (детский бассейн). Продолжительность занятия должна постепенно увеличиваться — от 5 до 25 мин. Не умеющие плавать должны заниматься ближе к неподвижным опорам и обязательно под присмотром инструктора и хорошо умеющих плавать. Вход в воду и выход из нее возможны только с разрешения инструктора, проводящего занятия. Применять прыжки в воду и ныряние можно только после того, как занимающиеся научатся хорошо плавать.

Во время занятий запрещается:

  • баловаться в воде и поднимать ложную тревогу;
  • залезать на бортики (буйки, дорожку);
  • оставаться в бассейне после окончания занятия.

Инструктор, проводящий занятие, должен иметь хорошую плавательную подготовку, владеть навыками прикладного плавания и ныряния, приемами оказания первой помощи при утоплении, а также иметь соответствующее удостоверение, дающее ему право проведения занятий на воде.



Предварительный просмотр:

Общая характеристика аквааэробики.

Аквааэробика — это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений в воде (игры, аттракционы в аквапарках) до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов физических упражнений аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект.

Для понимания воздействия аквааэробики на человеческий организм и правильного ее применения необходимо знать специфические особенности выполнения физических упражнений в воде. На тело занимающегося действуют сила тяжести и выталкивающая сила, равная весу вытесненной им воды. В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела; создает условия для корригирования нарушений осанки, восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения последствий травм.

Выталкивающая сила создает благоприятные условия для людей с избыточным весом, передвижение которых по суше (и особенно выполнение упражнений) связано с очень большими трудностями. Поэтому большинство «рекордсменов» по снижению веса тела (согласно Книге рекордов Гиннесса) применяли упражнения в воде. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление.

Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, обеспечивая на весь день ощущение бодрости и повышая работоспособность.

Одним из следствий гидростатического давления является большая нагрузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Это стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), вырабатывает правильный ритм дыхания.

 Большая плотность воды (по сравнению с воздухом) требует больших усилий для преодоления ее сопротивления при движениях. У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Охлаждение тела в воде протекает интенсивнее, чем в воздухе, вследствие большой ее теплопроводности и теплоемкости. Воздух, соприкасающийся с кожей, быстро нагревается, и даже ветер не может полностью удалить этот воздушный «защитный» слой. А вот прилегающий к телу слой воды нагреваться не успевает и легко вытесняется холодными слоями. Более того, в воздушной среде интенсивные теплопотери идут с 75 % поверхности тела, а в воде — со всей поверхности. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при занятиях аквааэробикой расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и темпа выполнения движений), чем в наземных видах спорта. В целом это можно использовать для снижения веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной) и пассивной (жировой) тканей.

Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50 - 80 % больше тепла, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость — в 4 раза больше, чем воздуха). Как уже говорилось, вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 мин пребывания в воде (при температуре 24 °С) человек теряет около 100 ккал тепла.

 Аквааэробика, так же как и плавание, повышает сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Если занятия аквааэробикой проводятся в открытом бассейне или естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают другие факторы природы — солнце и воздух.

Характерной особенностью занятий аквааэробикой в глубоком бассейне является отсутствие твердой опоры: тело человека находится во взвешенном состоянии. Такое положение увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию, например, увеличивается уровень подвижности основных сочленений туловища и конечностей. Гидростатическая невесомость помогает активизировать циркуляцию токов в суставах, уменьшая размеры застойных явлений. Работа мышц при отсутствии твердой опоры (когда преобладает динамический режим сокращения) способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей.

Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела — все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому занятия аквааэробикой при соответствующей дозировке допустимы для людей с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления сердечно-сосудистой системы.

Под влиянием занятий аквааэробикой происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечно-сосудистой системы: увеличиваются сила и объем сердечной мышцы; отмечается уменьшение частоты сердечных сокращений в покое, значительно возрастает систолический объем сердца по сравнению с людьми, не занимающимися спортом.

Не менее велико и гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов. Она намного плотнее воздуха и во время выполнения энергичных движений интенсивно массирует кожу (гидромассаж). Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость.

Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности. Регулярные занятия аквааэробикой улучшают общее физическое состояние людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяются аквааэробика и плавание

(по материалам книги Н.Ж.Булгаковой «Водные виды спорта»)



Предварительный просмотр:

Аквааэробика как инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы в бассейне

В последние годы значительно возрос интерес к средствам и методам укрепления психофизического здоровья детей, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых ребенку физических качеств. Ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой.  Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде — воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка и  своеобразный массирующий эффект.

Плавание называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей гормона роста (соматотропина) в 10-20 раз. Это способствует росту, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

Международный симпозиум врачей (2004), на котором обсуждалось влияние спорта на рост детей, отдал бесспорное первенство спортивному плаванию.

Обучение детей плаванию имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. И в этом плане возрастает роль используемых форм, методов и приемов по развитию у детей плавательных навыков.

Физических упражнений и их разновидностей, выступающих в качестве средств развития координации движений, — огромное множество. Одной из групп таких упражнений являются упражнения в воде, т.е. аквааэробика. «Аква» или «гидро» переводится как вода; «аэробика» — нетрадиционный в массовом физкультурном движении вид ритмической гимнастики («моушн», «форминг», «дэнс» — различные движения).

Слово «аэробика» связано с именем известного американского врача Кеннета Купера. В широком смысле к аэробике относятся ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт, т.е. такие физические упражнения, которые стимулируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем и обеспечивают поступление кислорода.

Идея аквааэробики впервые была описана в манускриптах Древнего Китая. В те времена при обучении восточным единоборствам китайские монахи часто заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде.

Веками у представителей различных цивилизаций вода служила для занятий спортом и для активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в разных целях, включая и снятие усталости, и улучшение общего самочувствия.

В современном обществе уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Спортсмены решили использовать практику древних и перенесли выполнение аэробных упражнений в бассейне. Так появилась аквааэробика, которая тут же завоевала популярность не только у профессионалов, но и у людей, далеких от спорта, ведь основной задачей аквааэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся.

Проблемами оздоровительного плавания, разработкой новых технологий занятий оздоровительной направленности в воде  у нас  начали заниматься с 1990 года, под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры плавания университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, президента "Ассоциации оздоровительного плавания Санкт-Петербурга" Тамары Геннадьевны Меньшуткиной.

Большой вклад в развитие аквафитнеса в Санкт-Петербурге внесли выпускники университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Здесь нет каких-либо ограничений или противопоказаний. Аквааэробикой могут заниматься и взрослые, и дети. Аквааэробика — отличный «выход из положения» в тех случаях, когда обычная физическая нагрузка не рекомендована. Ведь при занятиях на земле на скелет, мышцы, сердечно-сосудистую, респираторную и другие системы жизнедеятельности огромное воздействие оказывают силы гравитации. При занятиях в воде воздействие гравитационного притяжения на тело ослаблено. К тому же вода обладает уникальными свойствами, которые воздействуют на тело только ей присущим образом, даруя совершенно новые ощущения. Чем глубже погружается тело, тем заметнее воздействие воды и тем слабее воздействие гравитационного притяжения.

Известно, что закон выталкивающих сил был открыт древнегреческим ученым Архимедом. Этот закон гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу объема жидкости вытесненным телом. Выталкивание порождает замечательное чувство невесомости и плавучести, которые испытывают большинство людей при погружении в воду. При погружении в воду до уровня пояса гравитационное притяжение сокращается на 50%. При погружении до уровня груди гравитационное притяжение ослабевает еще больше, сокращаясь приблизительно на 80%. Итак, воздействие силы притяжения на тело заметно ослабевает, и происходит куда большее воздействие силы выталкивания.

Ослабевание гравитационного притяжения и возросшая плавучесть (как результат воздействия выталкивающей силы):

•        служат опорой телу;

•        сокращают вес, который несут на себе суставы при передвижении человека по земле;

•        позволяют снять с суставов ту нагрузку, которая ложится на них во время занятий на суше.

Из-за того что гравитационное притяжение ослабевает при погружении в воду, воздействие ударных сил становится не столь опасным. А значит, негативное воздействие, которому подвергаются суставы, во время занятий на суше, в воде заметно смягчается. Поэтому упражнения можно выполнять продолжительное время и более часто без возрастания риска получения травмы (разумеется при условии, что упражнения выполняются на соответствующей глубине и при определенной подготовке). Уникальная опора скелету в виде выталкивающей силы воды ослабляет травматическое воздействие, оказываемое на тело при выполнении физического упражнения.

Выталкивающая сила позволяет также естественным образом держаться руками и ногами на поверхности воды. Это избавляет от лишних усилий, затрачиваемых на то, чтобы удержаться в определенной позе во время упражнений. К примеру, если стоять с разведенными в сторону руками, то потребуется статическое сокращение дельтовидной мышцы и плечевых мышц, чтобы удерживать это положение. Такое мышечное усилие необходимо для преодоления силы гравитации, которая тянет тело вниз. Однако когда руки погружены в воду, их вес принимает на себя выталкивающая сила воды, которая поднимает тело на поверхность. Следовательно, означенным мышцам не придется выполнять столь огромную работу, и вообще какую бы то ни было работу, чтобы удерживать это положение. В результате рука с большей легкостью может выполнять другие действия.

Таким образом, при эффективном использовании сила выталкивания:

•        может оказывать содействие в выполнении определен¬ных упражнений;

•        помогает добиться большей подвижности суставов и увеличить их гибкость;

•        помогает увеличить мышечную силу и выносливость, повышает общий мышечный тонус.

Это особенно важно для тех, чья мышечная сила ограниченна, кто нуждается в дополнительной опоре при выполнении подобных упражнений. В первую очередь это относится к детям: сила выталкивания обеспечивает им такую опору, позволяющую использовать двигательные возможности суставов в большей мере.

Дополнительное сопротивление в воде создает специальное снаряжение, используемое на занятиях по аквааэробике. Прежде всего, это специальный спасательный пояс, который  помогает удерживать тело на плаву. Также  для детей подходят различные гантели, гибкие палочки «нудлы» и др. Использование такого специального инвентаря особенно эффективно для занятий с детскими группами, где преследуется цель общего оздоровления и укрепления организма.

 С детьми рекомендуются занятия в «мелкой» воде.

Занятия по аквааэробике имеют определенную структуру:

•        1 часть—разминка.

•        2 часть — основной комплекс.

•        3 часть — заминка и стрейч (восстановление дыхания, легкая растяжка).

Данной структуры при составлении комплексов упражнений придерживается значительное число специалистов (О.Б. Галеева, Т.А. Кохан, М.Г. Шибалкина и др.).

Однако, с другой стороны, как показывает опыт, аквааэробику с детьми можно включать как часть занятия по обучению плаванию: занятия интенсивнее влияют на развитие их физических качеств (ловкости, устойчивости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, координации).

Общеизвестно, что развитие мышечной силы и выносливости необходимо для укрепления детских костей и суставов. Зная, что вода оказывает сопротивление приблизительно в 12 раз больше, чем воздух, вполне естественным является тот развивающий эффект, что большинство водных упражнений развивают у детей мышечную выносливость, а ритмические упражнения, требующие поднятия собственного веса, разви¬ают тем самым и мышечную силу.

Важно помнить, что, работая с весом собственного тела, дети перемещают центр тяжести, передвигаются с различной скоростью и в различных направлениях, выполняют координированные движения, т.е. улучшают двигательные навыки. Для этого необходимо научиться управлять водой.

Это означает, что тренировку определенных качеств (например, координацию движений) необходимо проводить последовательно, с учетом развития двигательных навыков, в частности:

•        разбивать упражнения на более мелкие движения и выполнять их по отдельности в медленном темпе;

•        постепенно присоединять одно движение к другому, ориентируясь на уровень развития детей и др.

•        упражнения используются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

•        в процессе закрепления умений и навыков предполагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи.

•        при повторении упражнений, чтобы не было утомительного однообразия, используются задания одного типа, но разного содержания.

•        упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков.

•        разрабатывая методику проведения занятий, необходимо включать разнообразные приемы обучения двигательным действиям, способствующие развитию двигательных и познавательных способностей:

показ движений на кукле,

словесная инструкция и различные варианты проговаривания,

выбор разнообразного инвентаря,

применение музыкального сопровождения активизирующего и успокаивающего вариантов на занятиях.

                В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать знания. Физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия, т.е.  физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состояния здоровья, постепенно усложняя физические нагрузки, сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами.

Поэтому, аквааэробика как инновационная форма работы является видом оздоровительной физической культуры человека, в частности ребенка, где по полной программе используются все возможности и преимущества водной стихии. И способность аквааэробики  включать в себя не только аэробные занятия, например, ходьбу и бег, но и спортивные единоборства, танцы, прыжки, противоостеохондрозную гимнастику, упражнения на растягивания и прочие упражнения, которые направлены на совершенствование координации движений, укрепление осанки, создает хороший фон для развития ловкости и будет способствовать закреплению элементарных двигательных навыков.



Предварительный просмотр:

Тема: «Аквааэробика как сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста»

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Именно поэтому дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. 

В системе комплексной физкультурно – оздоровительной работы большое место занимает обучение детей плаванию. Известно, что плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

В условиях современной жизни  необходим поиск новых подходов, поэтому значительно возрастает роль используемых форм, методов и приемов по развитию у детей плавательных умений, которые способствуют сохранению их жизни, что является социально значимым аспектом.

Одной из эффективнейших форм оздоровительной физической культуры,  которая положительно влияет на организм ребенка, является  -  аквааэробика. Существенные достоинства аквааэробики определены уникальными свойствами воды: травмобезопасность занятий, отсутствие излишней нагрузки на суставы и связки, дополнительный эффект за счет преодоления сопротивления воды, массажный и лимфодренажный эффект.

На основании вышесказанного разработана и внедрена в работу дошкольного образовательного учреждения программа спортивного кружка по аквааэробике «Золотая рыбка», которая посвящена такому актуальному вопросу, как сохранение и укрепление здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни, а также жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Ведущие идеи программы:

  • создать условия для знакомства с новой формой физической активности и участия в ней детей дошкольного возраста; 
  • проводить занятия по аквааэробике как сопутствующее, преемственное продолжение обучения плаванию детей дошкольного возраста по стандартной структуре содержащей подготовительную, основную и заключительную часть;
  • включить в занятия не только игры и игровые упражнения, но и нетрадиционные средства обучения, такие как художественное плавание, упражнения релаксации в воде, способствующие раскрытию творческой уникальности ребенка.

Цель программы:  укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аквааэробики.

Основные задачи программы:

- формировать культуру здорового образа жизни;

- способствовать оздоровлению и закаливанию организма ребенка;

- способствовать закреплению навыков плавания, преодолению чувства боязни воды;

- развивать чувство ритма, эмоциональное состояние, умение управлять  телом в воде;

  - формировать умения двигаться под музыку, самостоятельно составляя композицию;

- развивать творческие способности, акватворчество;

- формировать новые двигательные умения и навыки, используя средства аквааэробики;

- воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.

По данной программе, аквааэробика для детей дошкольного возраста проводится в форме кружка и  включает элементы статистического и художественного  плавания, упражнения аэробного режима, восстановительные упражнения на воде, различные игры и игровые упражнения, эстафеты на воде. Упражнения комплексов в подготовительной части занятия просты и не требуют предварительного объяснения. Занятия обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение, а в заключительной части рекомендуется использовать упражнения релаксации, выполняемые под специальные мелодии медленного темпа для восстановления организма после физической нагрузки. Занятия в спортивном кружке составлены с учетом возраста и плавательной подготовленности воспитанников.

Формы проведения итогов реализации программы: спортивные праздники, развлечения на воде, показательные выступления, открытые занятия, мастер- классы.

В качестве процедуры оценивания результатов обучения  используется контрольное тестирование плавательной подготовленности дошкольников.



Предварительный просмотр:

Занятия по аквааэробике

  • СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ:  дошкольное образование
  • НАПРАВЛЕНИЕ: физкультурно-оздоровительное
  • КОНТИНГЕНТ: дети дошкольного возраста3-7 лет
  • СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года
  • СОСТАВИТЕЛЬ: Федорченко Елена Андреевна,

                                   инструктор по физической культуре

                                                   ГБДОУ детский сад  № 80

Санкт-Петербург, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.…..……………………………………………………….

  • Ведущие идеи программы.
  • Основные плюсы акваэробики.
  • Цель программы.
  • Основные задачи программы.
  • Распределение времени организации кружка на учебный год.
  • Нормативно-правовое  обеспечение  программы.
  • Ожидаемые  результаты.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ..…………………………………………….

  • Санитарно-гигиенические условия проведения занятий.
  • Обеспечение безопасности занятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.…..………………………………………………………..

  • Создание предметно - развивающей среды.
  • Взаимодействие инструктора по плаванию с воспитателями, родителями.
  • Перспективное планирование работы с воспитателями и родителями.
  • Основное содержание занятий.
  • Определение  правильности физической нагрузки.
  • График распределение изучаемого материала для старшей группы.
  • График распределение изучаемого материала для подготовительной группы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ …………………….………............

  • Педагогические принципы программы.
  • Методы обучения.
  • Основные формы занятий.
  • Средства обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ…………

  • Характеристика основных навыков  плавания.
  • Оценка плавательных умений детей дошкольного возраста.
  • К концу первого года обучения дети должны уметь (старшая группа).
  • К концу первого года обучения дети должны уметь (подготовительная группа).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………....

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Именно поэтому дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. 

        Данная  программа посвящена такому актуальному вопросу, как сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни, а также жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В системе комплексной физкультурно – оздоровительной работы в этом плане большое место занимает обучение детей плаванию. Известно, что плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

         Возникает проблема: как обучить детей дошкольного возраста сложным действиям в новой среде? Что необходимо сделать, чтобы первые «не твердые шаги» в плавании были безбоязненными, яркими, интересными, а главное наиболее полезными? Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь.

             В условиях современной жизни  необходим поиск новых подходов, поэтому значительно возрастает роль используемых форм, методов и приемов по развитию у детей плавательных умений, которые способствуют сохранению их жизни, что является социально значимым аспектом.

        Одной  такой  формой, является аквааэробика, которая завоевывает популярность с огромной скоростью, благодаря простоте и доступности – с одной стороны, и эффективности – с другой.  Это понятие происходит от двух слов «аква» - вода, «аэробика» - комплекс физических упражнений с элементами хореографии, выполненных под музыку.

        Однако если использовать на занятиях только комплекс упражнений, то решить рассматриваемую проблему полностью невозможно, поэтому автор  предлагает объединить плавательные и физические упражнения  в воде в одно целое.

       Ведущие идеи программы:

  • создать условия для знакомства с новой формой физической активности и участия в ней детей дошкольного возраста; 
  • проводить занятия с элементами аквааэробики как сопутствующее, преемственное продолжение обучения плаванию детей дошкольного возраста по стандартной структуре содержащей подготовительную, основную и заключительную часть;
  • включить в занятия не только игры и игровые упражнения, но и нетрадиционные средства обучения, такие как художественное плавание, упражнения релаксации в воде, способствующие раскрытию творческой уникальности ребенка.

       Рассмотрим существенные достоинства аквааэробики.

     «Аквааэробика» - это выполнение плавательных и физических упражнений под музыку в воде в оздоровительных целях. Это одна из разновидностей аэробики, тренировки которой проходят в бассейне. Особенности влияния на детский организм ребенка обусловлено средой, в которой ребенок выполняет движения. Главная составляющая этих тренировок – вода. Она создает благоприятные условия, при которых эффективность занятий повышается в несколько раз. При этом отсутствует такой высокий уровень нагрузки на человеческий организм как при занятиях на суше.

       Основные плюсы акваэробики обусловлены уникальными свойствами воды:

  • травмобезопасность занятий;
  • отсутствие излишней нагрузки на суставы и связки;
  • дополнительный эффект за счет преодоления сопротивления воды;
  • массажный и лимфодренажный эффект.

Что дают ребенку  занятия аквааэробикой?

       Во-первых, адаптация к водной среде обогащает двигательный опыт, дает новые впечатления, что так важно для развития  детей.

      Во-вторых, водные занятия оказывают выраженный оздоравливающий и укрепляющий эффект. Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, укрепляет мышцы, закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия).

      В-третьих, ребенок должен понять, что вода — это не опасность, которой надо бояться, а естественная и здоровая среда, в которой можно находиться. Ведь самое главное — получать удовольствие от нахождения в воде.

       В-четвертых, велико гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

       Аквааэробика способствует:

  • формированию «мышечного корсета»;
  • предупреждению искривлений позвоночника;
  • гармоничному развитию почти всех мышечных групп;
  • устранению повышенной возбудимости и раздражительности;
  • созданию хорошего настроения.

              Цель:  укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами элементов и комплекса упражнений аквааэробики.

       Основные задачи.

  • Формировать культуру здорового образа жизни.
  • Способствовать оздоровлению и закаливанию организма ребенка.
  • Развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость.
  • Способствовать приобретению, закреплению навыков плавания, преодолению чувства боязни воды.
  • Развивать чувство ритма, эмоциональное состояние, умение управлять  телом в воде.
  • Формировать умения двигаться под музыку, самостоятельно составляя композицию.
  • Развивать творческие способности, акватворчество.
  • Формировать новые двигательные умения и навыкииспользуя средства

           аквааэробики.

  • Воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.

       Контингент воспитанников: дети дошкольного возраста  3-7лет.

         Занятия в спортивном кружке составлены с учетом возраста и плавательной подготовленности воспитанников, т. е. рассчитаны на  детей  старшей, подготовительной группы, имеющих определенные плавательные умения и навыки.

Занятия аквааэробикой проводятся без музыкального сопровождения.

     

       Распределение времени организации кружка на учебный год

Группа

Количество упражнений за 1 час

Характеристика

Режим

АБВГДЕйки

5-7 упражнений

В связи с высокой активностью предлагается группа упражнений.

Игровой и тренировочный, с помощью и без помощи инвентаря

Почемучки

Непоседы

3-5 упражнений

Изучение элементов плавания по средством упражнений по аквааэробике

Игровой и тренировочный, с помощью и без помощи инвентаря

Звездочки

Капитошки

Светлячки

Радуга

1-3 упражнения

Игровой и тренировочный, с помощью и без помощи инвентаря

Игровой и тренировочный, с помощью и без помощи инвентаря

           

         Нормативно-правовое  обеспечение  программы.

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Устав МДОУ.
  • Программа развития МДОУ.
  • Образовательная программа МДОУ.
  • Конституция РФ ст. 43,72.

       Ожидаемые  результаты.

  • Укрепление здоровья детей.
  • Развитие творческих способностей.
  • Интерес к занятиям водных видов спорта.
  • Заинтересованность родителей в оздоровлении детей.

       Таким образом,  аквааэробика содействует обогащению двигательной активности детей и делает ее разносторонней. Плавательная гимнастика закаляет, помогает избегать заболеваний, взбадривает и освежает. Воспитывает силу воли и дает заряд бодрости.

       Требования к уровню подготовки воспитанников.

  • Должны знать:

- основы здорового образа жизни, формы сохранения и укрепления здоровья;

- правила обеспечения безопасности на воде.

  • Должны иметь представление:

- о разновидности фитнеса аквааэробике и ее оздоравливающем эффекте.

  • Должны уметь:

- пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых

  разнообразных упражнениях;

- восстанавливать функции организма после физических упражнений;

- выполнять  правила техники безопасности на занятиях;

- выполнять правила гигиены.

  • Должны демонстрировать:

- плавание одним-двумя стилями в общих чертах;

- освоение основных навыков плавания в контрольных  упражнениях;

- комплексы упражнений по аквааэробике;

- композиции художественного плавания.

       Формы проведения итогов реализации программы.

  • Спортивные праздники, развлечения на воде.
  • Показательные выступления.
  • Открытые занятия.
  • Мастер- классы.

       В качестве процедуры оценивания результатов обучения  используется контрольное тестирование плавательной подготовленности дошкольников.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

      Санитарно-гигиенические условия проведения занятий:

  • освещенные и проветриваемые помещения;
  • ежедневная смена воды;
  • текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря 0,5 – 1%-ным раствором хлорамина;
  • дезинфекция  ванны при каждом спуске воды  (моют мыльно-содовым раствором, чистят щетками, ополаскивают горячей водой  из шланга);
  • анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией;
  • осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем  каждого  ребенка,  с учетом его индивидуальных  психофизиологических особенностей.

Санитарные нормы температурного режима в бассейне

Возрастная группа

Температура воды (0С)

Температура воздуха (0С)

+ 30… +320С

+26… +280С

       Обеспечение безопасности занятий по плаванию:

  • занятия проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям  безопасности  и гигиены;
  • не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду  и ныряния;
  • не разрешать детям толкать друг друга и погружаться с головой в воду,  садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг   другу, громко кричать,  звать на помощь, когда она не требуется;
  • не проводить занятия с группами, превышающими 10-15 человек;
  • допускать детей к занятиям только с разрешения врача;
  • приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с   разрешения преподавателя;
  • проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее;
  • научить детей пользоваться спасательными средствами;
  • во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;
  • обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятии;
  • не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еды;
  • при появлении признаков переохлаждения: озноб, «гусиная кожа»,  посинение  губ,  вывести ребенка из воды и дать ему согреться;
  • соблюдать методическую последовательность обучения;
  • знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья  и  плавательную подготовленность  каждого ребенка;
  • прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды;
  • не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения  плавательной  дистанции;
  • добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения  безопасности  занятий.

       Правила поведения в бассейне.

  • Внимательно слушать задание и выполнять его.
  • Входить в воду только по разрешению инструктора.
  • Спускаться по лестнице спиной к воде.
  • Не стоять без движений в воде.
  • Не мешать, друг другу окунаться.
  • Не наталкиваться, друг на друга.
  • Не кричать.
  • Не звать, нарочно на помощь.
  • Не топить  друг друга.
  • Не бегать в помещении бассейна.
  • Проситься выйти по необходимости.
  • Выходить быстро по команде инструктора.

       Правила прыжков в воду

  • Во время проведения прыжков в воду  необходимо соблюдать строгую   дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно слушать объяснения  инструктора.
  • Выполняются прыжки строго под наблюдением   инструктора и по его  команде.
  • Очередная  команда  подается  после  того, как  выполнившие  прыжок дети, отплыли  на безопасное расстояние или вышли из воды.
  • При  прыжках  в  воду  с твердой опоры  необходимо обхватывать пальцами  ног передний край этой опоры, чтобы  не поскользнуться и не упасть назад.
  • При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги  в коленях.
  • Внимательно слушать объяснение техники  прыжка инструктором.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Главная задача в обучении плаванию детей дошкольного возраста — приобщить ребенка к водной среде, обогатить его опыт, укрепить здоровье,  разнообразить его впечатления и насытить его жизнь положительными эмоциями.

       Аквааэробика -  одна из эффективнейших форм оздоровительной физической культуры,  которая положительно влияет на организм ребенка. Вода действует успокаивающе на нервных детей, а слишком активным дает возможность выплеснуть излишки энергии. Во время занятий  каждый ребенок получает именно то, что ему действительно необходимо для гармоничного развития.

       По данной программе, аквааэробика для детей дошкольного возраста проводится в форме кружка и  включает элементы статистического и художественного  плавания, упражнения аэробного режима, восстановительные упражнения на воде, различные игры и игровые упражнения, эстафеты на воде. Для выполнения упражнений комплексов используют различные предметы по количеству обучающихся.  Это мячи  и игрушки, нудолсы (поролоновые палки),  ленты и  платки,  гимнастические палки, обручи и т.д. Эти же предметы и разнообразный  вспомогательный материал, и  оборудование (тоннели для проплывания, горки, разделительные дорожки разной модификации, плавательные доски, колобашки (приспособления для работы ног), круги, нарукавники и т. д.) применяются для развития навыков плавания в основной и заключительной  части занятия.

       Занятия обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение, а в заключительной части рекомендуется использовать упражнения релаксации, выполняемые под специальные мелодии медленного темпа для восстановления организма после физической нагрузки. Упражнения комплексов в подготовительной части занятия просты и не требуют предварительного объяснения.   Идеальная глубина для безопасного и эффективного выполнения упражнений – между уровнем груди и уровнем пояса.

       Создание предметно - развивающей среды.

  • Оформление акватории бассейна: учебные помещения должны быть оформлены ярко, красочно, чтобы вызывать у ребенка положительные эмоции: радость, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде, желание заниматься плаванием.
  • Укомплектование вспомогательным материалом и оборудованием:  в бассейне должны быть различные предметы и приспособления для выполнения  упражнений, наглядные пособия.  Это является одним из важных условий, потому что именно они  помогают разнообразить занятия, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес, дают возможность применять  дифференцированный подход в обучении,  помогают почувствовать особенности воды. Причем интерес и внимание ребенка вызывает только такой снаряд, который в значительной мере помогает ему преодолеть трудности, связанные с выполнением упражнений в воде.
  • Наличие технических средств обучения: музыкальный центр, фонограммы и песни, соответствующие возрасту обучающего контингента, музыка для релаксации.

        Перспективное планирование работы с воспитателями и родителями.

           

 Основное содержание занятий (для Непосед, Почемучек, АБВГДЕйек).

  • Подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку,  обеспечивает разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания. Упражнения выполняются без предметов и с предметами, сначала без музыки, а на последующих занятиях с музыкой, усложняя комплекс.
  • Основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания,  состоит из выполнения плавательных движений, элементов статистического и художественного плавания, комплексного использования навыков плавания в самостоятельной деятельности, в сотворчестве с педагогом, упражнений на развитие акватворчества.
  • Заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе, а также упражнения на релаксацию,  упражнений на мышечное напряжение и расслабление, на преодоление чувства боязни воды, на восстановление функций организма после упражнений.

       Дозировка физической нагрузки зависит  от подбора упражнений,  и от темпа музыки.

     

  Определение  правильности физической нагрузки.

       Во-первых, методом пульсометрии (высокая интенсивность ЧСС – 160-180 ударов в мин., средняя интенсивность 140-160 ударов в мин, низкая 120-140 ударов в мин).

       Во-вторых, физическая нагрузка определяется визуально (нарушение координации движения, осанки, изменение цвета  кожи лица, потоотделение).

       В-третьих, важным показателем является и самочувствие детей после занятий. Если появилось чувство вялости, усталости, нарушился сон, значит, следует снизить интенсивность занятий.

       Ценность таких занятий в том, что они имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости здоровья, тонуса нервной системы.

     

  График распределение изучаемого материала для старшей группы присутствует в основной рабочей программе для возраста 3-7 лет. Упражнения и нагрузка варьируются в зависимости от возрастных особенностей и физической подготовленности спортсментов.

Отдельные упражнения (входящие в рабочую программу по плаванию), имеют последовательную систему, гармонично сочетающуюся с рабочей программой.

Изучаемый материал для возраста 3-7 лет

Теоретические сведения.

Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

Подготовительные упражнения на воде, упражнения,

подготавливающие детей  к воде   и ее свойствам.

Упражнение на дыхание.

Погружение в воду с головой.

Открывание глаз в воде.

Всплывание и лежание на поверхности воды.

Скольжение по поверхности воды.

Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без».

Движение рук и ног.

Дыхание пловца.

Согласование движений рук, ног, дыхания.

 Плавание в координации движений.

Простейшие спады и прыжки в воду.

Спады.

Прыжки на месте и с продвижением.

Прыжки ногами вперед.

Прыжки головой вперед.

Игры и игровые упражнения способствующие

Развитию умения передвигаться в воде

Овладению навыком погружения и открывания глаз

Овладению выдохам в воду

Развитию умения всплывать

Овладению лежанием

Овладению скольжением

Развитию умения выполнять прыжки в воду

Развитию физического качества

       На основе предлагаемого материала каждый инструктор может составить перспективное планирование занятий, новые упражнения, комплексы и композиции, формируя  свою систему развития двигательной активности дошкольников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

       Программа основана на следующих принципах.

  • Принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие  в занятиях аквааэробикой, предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями, во взаимосвязи их с музыкой.
  • Принцип наглядности – предполагает показ упражнений, использование наглядных пособий,   ориентиров, образных  выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование, помогают создавать представление о темпе, ритме, амплитуде движений.
  • Принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности  к обучению; требует постановки посильных для детей задач, постепенное повышение трудности изучаемого материала.
  • Принцип творческой направленности – обеспечивает возможность  самостоятельного акватворчества, создание новых движений, основанных на использовании  двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности, самостоятельного решения тех или иных двигательных задач, а также   сотворчества с педагогом.
  • Принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка на занятиях.
  • Принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении упражнений – от легкого к  трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений,   движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

       Методы обучения.

  • Словесные:  объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
  • Наглядные:  показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части. Анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические:  предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных или усложненных условиях. Изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

       Основные формы занятий:

  • теоретические - предполагают рассказ о значении аквааэробики, ее  влиянии на организм, об использовании упражнений в повседневной жизни и самостоятельной активности;
  • практические - обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умения выполнять движения в темпе музыки;
  • самостоятельные - предусматривают самостоятельное выполнение упражнений под музыку, проявление индивидуальности, реализацию своих потребностей в движении;
  • индивидуальные - направлены на совершенствование умений детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот, сильную.

      Средства обучения.

  • Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей  с водой   и ее свойствами.
  • Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без».
  • Простейшие спады и прыжки в воду.
  • Игры и игровые упражнения способствующие.
  • Упражнения релаксации -  важным в выполнении этих упражнений является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Упражнения позволяют приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять их под спокойную музыку.
  • Комплексы упражнений аквааэробики - это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Простые,  разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяют выразить эмоциональное состояние, сюжеты, образы. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с ними. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство ритма, акватворчество.
  • Художественное плавание – это выполнение, демонстрация различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, все возможные построения и перестроения, композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания (т.е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Отличается от синхронного плавания своей не соревновательной направленностью. Задача художественного плавания пропаганда плавания и здорового образа жизни. Упражнения позволяют закрепить навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивать  акватворчество.                

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

 

       Успешность усвоения программного материала по аквааэробике определяется степенью овладения основными навыками плавания.

       Характеристика основных навыков  плавания.

Навык

Характеристика

Ныряние

Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомит с подъемной силой.

Продвижение в воде

Позволяет почувствовать не только  статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости; позволяет сделать первый шаг от человека, не умеющего плавать, к пловцу.

Контролируемое дыхание

Это ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно  взаимосвязан со всеми навыками.

Прыжки в воду

Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие разных сил, развивают решительность, самообладание и мужество.

Лежание

Позволяет почувствовать статистическую  подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.

       

Умение  использовать приобретенные навыки в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях считается результатом усвоения программного материала.

Оценка плавательных умений детей дошкольного возраста.

       Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования  плавательной  подготовленности детей по каждой  возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений.

Оценка умений и навыков младшего возраста отличается от старшего наличием инвентаря на контрольных испытаниях.

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной доской с работой ног на груди.

Контролируемое дыхание

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной доской.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

  •   Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  •   Средний уровень  – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  •   Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

       Тестирование проводится  в начале  и в конце года. Результаты вносятся в диагностическую карту освоения навыков плавания. На основании, которой осуществляется  анализ развития плавательных способностей детей дошкольного возраста по навыкам и умениям, анализ уровня общей плавательной подготовленности, а также проводится  сравнительная  диагностика роста плавательных умений.

       

       К концу первого года обучения дети должны уметь (старшая группа).

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
  • Скользить на груди с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звезда» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».
  • Выполнять комплексы аквааэробики, упражнения восстановления, релаксации.
  • Применять элементы художественного плавания.
  • Творчески использовать приобретенные навыки.

       Гигиенические навыки.

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

       Правила поведения.

  • Знать основные правила поведения, соблюдать их.
  • Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

К концу второго года обучения дети должны уметь (подготовительная группа)

  • Погружаться  в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду,  вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
  • Дышать в положении лежа на груди с поворотом головы  с неподвижной опорой.
  • Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
  • Скользить на груди и на спине с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Выполнять упражнения «Звезда» на груди, на спине, упражнение «Осьминог» на длительность лежания.
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.
  • Выполнять комплексы аквааэробики, упражнения восстановления, релаксации.
  • Применять элементы художественного плавания.
  • Творчески использовать приобретенные навыки.

       Гигиенические навыки. 

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

         Правила поведения.

  • Знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
  • Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
  2. Волошина Л.Н.Воспитание двигательной культуры  дошкольников: Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. –  М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
  3. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
  4. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
  5. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
  6. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
  7. Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
  8. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
  9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
  10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.  
  11. Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).
  12. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов  ДОУ / Т.А. Тарасова.

       -М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).

  1. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  2. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска

Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

В поисках новогодней звезды. Новогоднее развлечение в бассейне для детей дошкольного возраста. Авторская разработка инструктора по физической культуре Благодаренко Г. В. МБДОУ ЦРР №28.д/с "Огонёк" г. Бердск.

Новогоднее развлечение  для детей старшей,  подготовительной группы, проводится в виде сказочного представления с участием сказочных героев. Баба-Яга пытается испортить Новогодний праздник, ...

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...

Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...