НЕТРАДИЦИОННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре (младшая группа)

Рейнгольд Ксения Юрьевна

В  статье рассмотрены возможности нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_onyanova_kseniya_yurevna.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассмотрены возможности нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: физическое развитие, нетрадиционное оборудование, младший дошкольник, двигательная активность, предметнопространственная развивающая среда.

NON-TRADITIONAL PHYSICAL HARDWARE IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE YOUNGER PRESCHOOLERS

Abstract: The article discusses the possibilities of non-traditional sports equipment in the physical development of children of primary school age.

Key words: physical development, non-traditional equipment, younger preschooler, physical activity, subject-spatial developmental environment.

Дошкольное детство  период формирования здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений. Однако в современном обществе наблюдается тенденция к сокращению и ограничению самостоятельной двигательной активности детей.

Физическое развитие рассматривается многими авторами как процесс роста и биологического созревания ребенка. Традиционно характеристиками физического развития выступают морфологические (скорость роста, прирост массы тела, последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций и т.д.) и функциональные свойства организма, которые зависят не только от наследственности, но и социально-бытовых условий жизни дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет следующие задачи физического развития: развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

К особенностям физического развития младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации относятся: четкое понимание анатомо-физиологических особенностей, особенностей физического и психического развития дошкольников, грамотное построение двигательного режима и применение эффективных средств физического развития. К средствам физического развития можно отнести средства, применяемые во время физкультурного занятия, которое является основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям, тренировки систем и функций организма, а также средства предметно-развивающей среды [1].

Одним из важнейших средств физического развития младших дошкольников является предметно-пространственная развивающая среда. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали физическое развитие младших дошкольников через познавательную, двигательную и иную активность.

На наш взгляд, необходимо вести поиск новых подходов для привлечения младших дошкольников к занятиям физкультурой, развивать интерес к движению, следовательно, среда должна побуждать детей к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая от этого положительные эмоции.

Младший дошкольный возраст отличается повышенной заинтересованностью в игровой деятельности, любознательностью, неустойчивостью мотивов, эмоциональностью, двигательной расторможенностью. Младших дошкольников больше привлекают необычные, нетрадиционные виды образовательной деятельности. Заинтересованность младшего дошкольника в той или иной деятельности позволяет говорить о приближении к положительному результату педагогического воздействия. Следовательно, нестандартный подход к организации деятельности по физическому развитию младших дошкольников будет особенно эффективным.

Наличие разнообразного нетрадиционного физкультурного оборудования в дошкольной образовательной организации особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре

Применение нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии младших дошкольников соответствует психофизическим особенностям возраста, повышает интерес младших дошкольников к занятиям, способствует формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, способствует развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) и позволяет в интересной форме и через положительные эмоции накапливать и обогащать двигательный опыт детей.

Эффективный способ повышения двигательной активности детей, овладение ими основными движениями  это игра, частая смена движений, амплитуды, темпа и, конечно, использование яркого, необычного оборудования. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя. А также проведение физкультуры с использованием нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям спортом. Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.

Применение нетрадиционных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нетрадиционное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности [2].

Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Нетрадиционное физкультурное оборудование, являясь частью предметно-пространственной развивающей среды, соответствует ее основным принципам.

Насыщенность среды достигается за счет включения нетрадиционного физкультурного оборудования как средства обучения, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей младшего дошкольного возраста.

Трансформируемость обеспечивается возможностью нетрадиционного физкультурного оборудования изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей младших дошкольников.

Полифункциональность заключается в возможности разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды в разных видах детской активности.

Вариативность нетрадиционного физкультурного оборудования в том, что оно может использоваться в различных пространствах (игровом, индивидуальном, конструктивном, творческом) и  периодической смены игрового материала, появления новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.

Принцип доступности реализуется в обеспечении свободного доступа младших дошкольников к нетрадиционным играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Главное требование ко всем видам физкультурного оборудования  это его безопасность. Нетрадиционное физкультурное оборудование изготавливается из безопасных для дошкольников материалов и соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности его использования, такими, как СанПиН и правила пожарной безопасности.

Выполнение упражнений с нестандартным физкультурным оборудованием повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений. Младших дошкольников привлекает неординарная задумка, яркость цвета, интересные формы. В результате применения данного оборудования у детей появляется заинтересованность выполнять упражнения качественно.

Большинство детей с удовольствием выполняют упражнения с нестандартным оборудованием, активно используют атрибуты в подвижных играх как на занятиях по двигательной активности, так и на прогулках.

Итак, нетрадиционное физкультурное оборудование как часть предметно-пространственной развивающей среды направлено на то, чтобы сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Таким образом, нетрадиционное физкультурное оборудование  это оборудование, сделанное своими руками из различных средств и материалов, в том числе бросовых, которое применяется в работе по физическому развитию дошкольников и решает ряд специфических задач. Благодаря соответствию основным принципам и требованиям к предметно-пространственной развивающей среде и новаторскому подходу к созданию и оформлению нетрадиционного физкультурного оборудования, оно способствует формированию у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Литература:

  1. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций [Текст] / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич.  М.: Федеральный институт развития образования, 2014.  96 с.
  2. Проходцева, А. В. Инновационные технологии в ДОУ по физической культуре // Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс].  2015.  № 53.  URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13754 (дата обращения: 05.10.2018).
  3. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: теория, практика и перспективы: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции [Электронный ресурс] / под общей ред. Максимовой С. Ю., Финогеновой Н. В.  Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК»,  2018.  203 с.  URL: http://www.vgafk.ru/info/sci/nir-on-state-task/ (дата обращения: 10.10.2018).